Аквааэробика для детей с избыточной массой тела
методическая разработка (старшая группа) на тему

Горохова Марина Петровна

Упражнения в воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_akvaaerobika_dlya_detey_s_izbytochnoy_massoy_telaispr.docx43.68 КБ

Предварительный просмотр:

Аквааэробика для детей с избыточной массой тела

В комплекс мероприятий, направленных на снижение массы тела ребенка, входят занятия физической культурой. В нашем детском саду для воспитанников с лишним весом разработана дополнительная программа по аквааэробике, которая успешно применяется с 2010 г. 

Что такое аквааэробика

Занятия аквааэробикой – комплекс умеренных по интенсивности физических упражнений, выполняемых в воде под музыку. Это прекрасная зарядка для всего организма. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения выполнять легче, чем на суше. В то же время вода оказывает сопротивление и для создания необходимой нагрузки на мышцы достаточно повторить небольшое количество упражнений, способствующих снижению массы тела. 

Подготовительная работа

На подготовительном этапе в качестве эксперимента мы проводили с детьми, имеющими избыточный вес, дополнительные занятия по аквааэробике (продолжительностью 25–30 минут) два раза в неделю. Результаты выполненной после курса занятий диагностики оказались хорошими. Был составлен план работы на два года, определены цели и основные задачи, намечены предполагаемые результаты. Мы подобрали необходимую литературу, разработали комплексы упражнений в воде (приложение), придумали игры, изготовили необходимое нестандартное оборудование, подобрали музыкальные записи (Эрик Профит и Патрик Лопез «Аквааэробика 120 упражнений», Н.В. Микляева, «Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ», С.В. Колесникова «Детская аэробика»)

Задачи программы

Задачи дополнительной программы по аквааэробике:

–        научить детей уверенно и безбоязненно двигаться в воде под музыку;

–        развивать чувство ритма, пластику движений;

–        совершенствовать физические качества, развивать жизненную емкость легких;

–        способствовать снижению массы тела;

–        укреплять сухожилия связочно-суставного аппарата;

–        развивать своды стопы и мускулатуру;

–        повышать сопротивляемость организма к холоду.

Принципы организации работы

Программа по аквааэробике, рассчитанная на два года обучения, предназначена для воспитанников старшей дошкольной и подготовительной групп.

Содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения. На втором году обучения в комплекс занятий вводятся элементы синхронного плавания. Это позволяет использовать различные хореографические композиции для развлечений и праздников на воде.

Физическая нагрузка на занятиях должна соответствовать возрасту, полу, уровню физического развития ребенка; занятия должны предусматривать элементы закаливания.

При планировании занятий по аквааэробике учитываются следующие основные педагогические принципы:

–        доступность;

–        последовательность от простого к сложному;

–        фасцинация (повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих (фоновых) воздействий) 

Структура занятия по аквааэробике

Дополнительное занятие по аквааэробике состоит из трех частей – подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части (продолжительностью 5 минут) – подготовить организм ребенка к работе. Основная часть длится 20 минут, этого достаточно для решения главных задач. В заключительной части занятия продолжительностью 3–5 минут выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во вторую половину дня,  после дневного сна в 15.30. Занятия аквааэробикой рекомендует врач педиатр по  антропометрическим показаниям ребенка.

Этапы обучения аквааэробике

Процесс обучения детей аквааэробике условно подразделяется на три этапа.

На первом этапе дети повторяют движения инструктора, осваивают их и пробуют выполнять самостоятельно. Показ инструктора должен носить опережающий характер, задания демонстрируются зеркально по отношению к ученикам.

На втором этапе обучения дети могут самостоятельно выполнять выученные упражнения и комплекс в целом. В ходе занятий можно использовать словесные подсказки, жесты, мимику, предлагать ребенку продемонстрировать то или иное движение.

На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, у них формируются умения самостоятельного подбирать и придумывать собственные движения.

Методические приемы

Для успешного освоения дошкольниками упражнений и движений в воде используются общепринятые методические приемы:

–        выполнение упражнений в парах с  помощью партнера;

–        упражнения с поддерживающими средствами;

–        вариативность при изучении движений;

–        выполнение движений в соревновательной и игровой формах;

–        облегчение (усложнение) условий выполнения движений;

–        медленное плавание;

–        выполнение движений с помощью неподвижной опоры.

Дети с удовольствием вносили изменения в комплекс упражнений, придумывали новые, что подогревало их интерес к аквааэробике, способствовало улучшению показателей освоения плавательных движений.

Результаты

Контроль веса осуществляется один раз в два месяца на весах, демонстрирующих процентную долю массы жира, воды, мышц. Родители получают рекомендации по питанию и выполнению физических упражнений в домашних условиях, им предлагаются соответствующие буклеты, памятки.

Регулярные занятия два раза в неделю при соблюдении рекомендаций по питанию позволяют детям с избыточной массой в течение двух месяцев избавиться от 200 до 400 грамм жировой ткани. 

Приложение

Примерные комплексы занятий (выполняются под музыку)

(упражнения взяты у нескольких авторов- Э.Профита, П.Лопеса, Л.С.Арзамасцевой, С.В.Колесникова и составлены мною в комплексы)

Комплекс № 1

Упражнения с опорой на бортик бассейна

1. И. п.: сидя на краю бассейна. В этом положении можно выполнять несколько упражнений непосредственно перед погружением в воду: поочередное или последовательное опускание и поднимание ног в воде, имитация движения брассом.

2. И. п.: стоя в воде  лицом к бортику, руки держатся за бортик, ноги вместе. Сгибая и выпрямляя руки, выполнить подтягивание и опускание туловища. То же, повернувшись спиной к бортику.

3. И. п.: лицом к бортику, руки хватом за бортик, ступни на стенке бассейна, ноги согнут в коленях. Сгибания внизу, подъем наверх. То же, сгибать и выпрямлять колени. То же, выпрямить колени («складка»). Удерживать позицию или немного покачивать вверх-вниз, вправо-влево. То же, но одна нога стоит на дне.

4. И. п.: стоя лицом к бортику, руки хватом за бортик, ноги на дне. Одним-двумя толчками согнуть ноги в коленях, выполнить упор ступнями в бортик бассейна.

5. И. п.: встать на дно бассейна, ноги на ширине плеч, руки хватом за бортик, спина прижата к стенке бассейна. Обе ноги одновременно согнуть и подтянуть к груди, возвращаясь в и. п., ноги выпрямить с предельным усилием.

6. То же, но стараться прямыми ногами коснуться головы.

7. И. п.: то же. Выполнить поочередное сгибание, разгибание ног в коленных суставах («велосипед»).

8. И. п.: то же. Выполнить отведение, приведение выпрямленных ног («ножницы»), круговые движения ногами.

9. И. п.: лечь на спину, руки хватом за бортик. Выполнять повороты туловища вправо, влево.

10. И. п.: то же, выполнение имитационных движений ногами, как при плавании кролем на спине.

11. И. п.: лечь на грудь, руки хватом за бортик. Выполнять имитационные движения ногами, как при плавании кролем на груди.

12. И. п.: встать лицом к бортику, руки хватом за бортик. Оторвать ноги от дна, держась на руках, повороты бедер вправо-влево, колени касаются локтей.

13. И. п.: то же. Выполнять прыжки двумя ногами вправо-влево (как в слаломе), верхняя часть туловища неподвижна.

14. И. п.: встать лицом к бортику, руки хватом за бортик. Выполнять сгибание, разгибание рук в локтевых суставах («отжимания»).

15. И. п.: то же. Поочередно выполнять махи ногой в сторону, назад.

16. И. п.: встать лицом к бортику, руки положить на бортик. Подтягиваться, держась за бортик бассейна, делать выдох. Стараться задержаться в этом положении несколько секунд.

Комплекс № 2

Упражнения без предметов

1. «Ладошки-ложки»

Ходьба на носках по периметру бассейна, отталкиваясь ногами от воды: а) высоко поднимая колено; б) поднимая прямую ногу.

2. «Брызгалка»

Бег по периметру бассейна, отталкиваясь руками от воды: а) с изменением направления по сигналу; б) приседание по сигналу.

3. «Делаем волну»

И. п.: основная стойка. Руки прямые в «замке» перед собой. Раз-два – наклон- вперед вправо, перенос туловища вперед влево; три-четыре – то же в другую сторону.

4. «Носочки»

И. п.: основная стойка, руки на поясе. Раз – правую ногу согнуть в колене, поставив ее на носок; два – то же другой ногой.

5. «Вытри ножки»

И. п.: основная стойка, руки на поясе. Раз – отвести правую ногу назад, поставить на носок; два – вернуться в и. п.; три-четыре – то же другой ногой.

6. «Покажем ножки»

И. п.: основная стойка, руки на пояс. Раз – отвести правую ногу вправо, поставить на носок; два – вернуться в и. п.; три-четыре – то же другой ногой влево.

7. «Прыжки»

И. п.: основная стойка, руки на поясе. Прыжки на месте с поворотом туловища на 90°.

Комплекс № 3

Комплекс с мечами

1. «Потягивание»

И. п.: основная стойка, мяч в руках. Раз – прогнуться с мячом назад, правую ногу поставить назад на носок; два – вернуться в и. п.; 3–4 – то же другой ногой.

2. «Указатель»

И. п.: основная стойка, мяч в руках. Раз – поставить правую ногу вправо на носок, мяч отвести влево; два – вернуться в и. п.; три – поставить левую ногу влево на носок, мяч отвести вправо; четыре – вернуться в и. п.

3. «Цапля»

И. п.: основная стойка, мяч в руках. Раз – поднять прямую правую ногу, переложить под ней мяч из правой руки в левую; два – вернуться в и. п., три – поднять левую ногу, переложить под ней мяч из левой руки в правую; четыре – вернуться в и. п.

4. «Катаем клубок»

И. п.: основная стойка, мяч на воде перед собой. Вращение мяча на воде вокруг себя, в одну сторону мяч передвигается пальцами правой руки, в другую сторону – пальцами левой руки.

5. «Стрела»

И. п.: основная стойка, мяч в руках. Раз – мяч вправо, левую ногу отвести в сторону; два – вернуться в и. п.; три – то же другой ногой.

6. «Прыжки»

И. п.: основная стойка, мяч в руках. Прыжки с поворотом туловища вправо и влево.

Комплекс № 4

Комплекс с гимнастической палкой

1. «Потягивание»

И. п.: основная стойка, палка внизу широким хватом. Раз – прогнуться с палкой назад, правую ногу поставить назад на носок; два – вернуться в и. п.; 3-4 – то же другой ногой.

2. «Наклоны»

И. п.: основная стойка, палка на лопатках. Раз-два – наклон вперед вправо, переместить туловище вперед влево; три-четыре – то же в другую сторону.

3. «Повороты»

И. п.: основная стойка, палка на лопатках. Раз – повороты туловища вправо; два – вернуться в и. п; три-четыре – то же влево.

4. «Забор»

И. п.: основная стойка, палка вверху широким хватом. Раз-два – опустить палку вниз, перешагнуть через нее в воде; три-четыре – поднять палку за спиной, вернуться в и. п.

5. «Солдаты»

И. п.: основная стойка, палка вертикально, широким хватом. Раз – поворот туловища вправо, отставить левую ногу влево на носок; два – вернуться в и. п.; три – поворот туловища влево, отставить правую ногу вправо на носок; четыре – вернуться в и. п.

6. «Прыжки»

И. п.: основная стойка, палка перед собой горизонтально, широким хватом. Раз – прыжок на месте с поворотом туловища вправо, ног – влево; два – прыжок на месте с поворотом туловища влево, ног – вправо.

Комплекс № 5

Упражнения для развития мышц верхних конечностей

1. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Поочередно (одновременно) поднимать и опускать плечи (стоя на месте, приседая в воду, в ходьбе).

2. И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. С напряжением мышц сгибать и разгибать руки:

а) полусогнутые в локтях вниз, вперед, наверх;

б) к плечам;

в) вперед, локти вместе.

3. И. п.: то же. Выполнять круговые движения вперед, назад, в воде, над водой.

4. И. п.: присесть в воду по плечи. Быстрые загребающие движения руками вперед, назад; вперед, в сторону.

5. И. п.: в полуприседе, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сцеплены между собой. Поднимать и опускать руки вдоль живота, боковых поверхностей бедер – гидромассаж живота, боковых поверхностей бедер.

6 И. п.: в полуприседе, ноги на ширине плеч, локти прижаты к туловищу. Попеременное сгибание, разгибание рук.

7. Выполнять имитационные движения (удары) в воде («матч боксера»).

8. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять прямые руки в стороны, вернуть в и. п.

Комплекс № 6

Упражнение для развития мышц нижних конечностей

1. И. п.: лежа на спине, руки работают под тазом. Повороты туловища вправо-влево с прямыми соединенными ногами, с разведенными.

2. И. п.: лежа на спине, руки работают под тазом, ноги согнуты в коленях. Повернуть туловище в сторону, вернуться в и. п.

3. И. п.: лежа на спине, руки работают под тазом. Подтянуть ноги к груди, голень лежит на воде (группировка). Вернуться в и. п.

4. И. п.: то же. Из группировки поднять ноги вверх («двойная балетная»). Вернуться в и. п.

5. И. п.: то же. Из группировки поднять одну ногу вверх, другая согнута («фламинго»). Вернуться в и.п. То же с другой ногой. То же, но с поворотом на 360 градусов.

6. И. п.: то же. Из группировки поднять одну ногу вверх, другая выпрямлена («балетная нога»). Вернуться в и. п.

7. И. п.: то же. Присоединить носок одной ноги к колену другой («цветок»). Поворот на 360 градусов.

8. И. п.: то же. Выполнять боковой «велосипед» с поворотом на 360 градусов.

9. И. п.: сидя в воде. Удержание положения с помощью рук. Отведение, приведение прямых ног («ножницы»). То же, но носки над водой.

10. И. п.: то же. Сгибание, разгибание ног в коленных суставах («велосипед»). То же, но носки над водой.

11. И. п.: то же. Выполнение круговых движений ногами. То же, носки над водой.

12. И. п.: лежа на спине, руками держаться за поручень. Опускание, поднимание прямых ног до уровня воды, с уровня воды до касания ногами головы.

13. Ходьба: На месте; в движении; приставными шагами в сторону.

14. Бег: На месте; в движении; высоко поднимая бедро из воды; доставая песок из воды; с захлестом голени назад; То же, туловище опущено в воду; «барьерный бег» – прыжок на правую ногу (колено из воды), прыжок на левую ногу (носок из воды сзади).

15. Прыжки: на месте; в движении; на одной ноге, на двух; с поворотом на 90, 180, 360 градусов в одну и в другую сторону; «в складку» (выпрыгивая из воды, пытаясь руками достать ноги); «в группировку» (выпрыгивая из воды, подтягивать колени к груди).

Комплекс № 7

Аэробные волны. Аэробные волны – передвижения по дну бассейна.

1. Ходьба в воде и ее разновидности: обычная, ускоренная, строевым шагом, приставным шагом вперед, назад, в сторону, на носках, на пятках, наружной и внутренней сторонах стоп, в полуприседе, приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, с перекрестным движением рук, ходьба с изменением ритма и частоты шагов и др.

2. Бег в воде и виды бега: обычный, с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени назад, с подниманием прямых ног вперед или назад, с крестным шагом вперед или в сторону, бег с дополнительными движениями, с поворотами, остановками, бросанием и ловлей предметов, с перестроениями, с передвижением через мнимые барьеры (барьерный), чередование бега с ходьбой, прыжками и т. п. Беговые упражнения с изменением темпа и шага.

3. Прыжковые упражнения в воде: бег прыжками на двух ногах, на одной ноге. Прыжки через мнимые препятствия, прыжки в «складку» (ноги стараются соединиться с руками), в «группировку» (подтягивание коленей к груди), выпрыгивая из воды. Продвижения по дну можно сочетать с дыхательными упражнениями.

Комплекс № 8

Водный стретчинг

Постоянная растяжка и разнообразные сопутствующие упражнения делают мышцы эластичными и выносливыми. Водный стретчинг (упражнения на гибкость) рекомендуется проводить в конце занятий в качестве восстановления после нагрузки.

1. И. п.: основная стойка на дне бассейна, мышцы таза и живота сильно сжаты. Руками сильно потянуться вверх.

2. И. п.: то же. Руки в стороны, развернуты мизинцами кверху. Пытаться их соединить.

3. И. п.: то же. Наклон в сторону, одна рука тянется вверх, другая – вниз, по ноге.

4. И. п.: стоя на одной ноге, взять другую за пятку, прижать к груди. Выпрямление согнутой ноги. То же с другой ноги, с опорой на бортик.

5. И. п.: стоя на одной ноге, другая выпрямлена вперед, носок над водой. Перевод ноги в сторону, назад, в и. п. То же с другой ноги.

6. И. п.: то же. Перевод ноги через стойку, ноги вместе назад и в и. п. То же с другой ноги.

7. И. п.: то же. Выпрямленная нога зафиксирована. Повороты корпуса в сторону, назад, в и. п. То же с другой ноги.

8. И. п.: то же. Упасть вперед (растяжка в шпагат), вернуться в и. п. То же с другой ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТИ В МИРЕ МАСС-МЕДИА И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья о влиянии телевидения и современных технологий на детскую аудиторию. Статья носит рекомендательный для родителей характер.  Рекомендации сводятся к более пристальному вниманию родителей к ...

Работа на тренажерах с детьми, имеющими избыточную массу тела

С повсеместным распространением компьютеров и появлением интернета дошкольники редко занимаются спортом и играют в подвижные игры.Это вызывает у них утомление определенных мышечных групп, приводит к п...

избыточная масса тела у детей

рекомендации по снижению массы тела детям с лишним весом....

Консультация "Когда у ребёнка дефицит массы тела"

О чём говорит недостаточная прибавка массы тела?ПричинаВ физическом развитии начинают отставать и дети .часто болеющие.Гипотрофия проявляется не только снижением массы тела.происходят изменения в проц...

выступление на РМО «Профилактика стройности»: о профилактике избыточной массы тела и ожирения у детей дошкольного возраста.

Ожирение – это избыточное накопление жировой ткани. Оно создает эстетические, психологические и социальные проблемы у детей и подростков, нарушает работу всех систем организма. У детей с лишним ...