Аквааэробика для детей с избыточной массой тела
методическая разработка (старшая группа) на тему
Упражнения в воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_akvaaerobika_dlya_detey_s_izbytochnoy_massoy_telaispr.docx | 43.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Аквааэробика для детей с избыточной массой тела
В комплекс мероприятий, направленных на снижение массы тела ребенка, входят занятия физической культурой. В нашем детском саду для воспитанников с лишним весом разработана дополнительная программа по аквааэробике, которая успешно применяется с 2010 г.
Что такое аквааэробика
Занятия аквааэробикой – комплекс умеренных по интенсивности физических упражнений, выполняемых в воде под музыку. Это прекрасная зарядка для всего организма. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения выполнять легче, чем на суше. В то же время вода оказывает сопротивление и для создания необходимой нагрузки на мышцы достаточно повторить небольшое количество упражнений, способствующих снижению массы тела.
Подготовительная работа
На подготовительном этапе в качестве эксперимента мы проводили с детьми, имеющими избыточный вес, дополнительные занятия по аквааэробике (продолжительностью 25–30 минут) два раза в неделю. Результаты выполненной после курса занятий диагностики оказались хорошими. Был составлен план работы на два года, определены цели и основные задачи, намечены предполагаемые результаты. Мы подобрали необходимую литературу, разработали комплексы упражнений в воде (приложение), придумали игры, изготовили необходимое нестандартное оборудование, подобрали музыкальные записи (Эрик Профит и Патрик Лопез «Аквааэробика 120 упражнений», Н.В. Микляева, «Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ», С.В. Колесникова «Детская аэробика»)
Задачи программы
Задачи дополнительной программы по аквааэробике:
– научить детей уверенно и безбоязненно двигаться в воде под музыку;
– развивать чувство ритма, пластику движений;
– совершенствовать физические качества, развивать жизненную емкость легких;
– способствовать снижению массы тела;
– укреплять сухожилия связочно-суставного аппарата;
– развивать своды стопы и мускулатуру;
– повышать сопротивляемость организма к холоду.
Принципы организации работы
Программа по аквааэробике, рассчитанная на два года обучения, предназначена для воспитанников старшей дошкольной и подготовительной групп.
Содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения. На втором году обучения в комплекс занятий вводятся элементы синхронного плавания. Это позволяет использовать различные хореографические композиции для развлечений и праздников на воде.
Физическая нагрузка на занятиях должна соответствовать возрасту, полу, уровню физического развития ребенка; занятия должны предусматривать элементы закаливания.
При планировании занятий по аквааэробике учитываются следующие основные педагогические принципы:
– доступность;
– последовательность от простого к сложному;
– фасцинация (повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих (фоновых) воздействий)
Структура занятия по аквааэробике
Дополнительное занятие по аквааэробике состоит из трех частей – подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части (продолжительностью 5 минут) – подготовить организм ребенка к работе. Основная часть длится 20 минут, этого достаточно для решения главных задач. В заключительной части занятия продолжительностью 3–5 минут выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во вторую половину дня, после дневного сна в 15.30. Занятия аквааэробикой рекомендует врач педиатр по антропометрическим показаниям ребенка.
Этапы обучения аквааэробике
Процесс обучения детей аквааэробике условно подразделяется на три этапа.
На первом этапе дети повторяют движения инструктора, осваивают их и пробуют выполнять самостоятельно. Показ инструктора должен носить опережающий характер, задания демонстрируются зеркально по отношению к ученикам.
На втором этапе обучения дети могут самостоятельно выполнять выученные упражнения и комплекс в целом. В ходе занятий можно использовать словесные подсказки, жесты, мимику, предлагать ребенку продемонстрировать то или иное движение.
На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, у них формируются умения самостоятельного подбирать и придумывать собственные движения.
Методические приемы
Для успешного освоения дошкольниками упражнений и движений в воде используются общепринятые методические приемы:
– выполнение упражнений в парах с помощью партнера;
– упражнения с поддерживающими средствами;
– вариативность при изучении движений;
– выполнение движений в соревновательной и игровой формах;
– облегчение (усложнение) условий выполнения движений;
– медленное плавание;
– выполнение движений с помощью неподвижной опоры.
Дети с удовольствием вносили изменения в комплекс упражнений, придумывали новые, что подогревало их интерес к аквааэробике, способствовало улучшению показателей освоения плавательных движений.
Результаты
Контроль веса осуществляется один раз в два месяца на весах, демонстрирующих процентную долю массы жира, воды, мышц. Родители получают рекомендации по питанию и выполнению физических упражнений в домашних условиях, им предлагаются соответствующие буклеты, памятки.
Регулярные занятия два раза в неделю при соблюдении рекомендаций по питанию позволяют детям с избыточной массой в течение двух месяцев избавиться от 200 до 400 грамм жировой ткани.
Приложение
Примерные комплексы занятий (выполняются под музыку)
(упражнения взяты у нескольких авторов- Э.Профита, П.Лопеса, Л.С.Арзамасцевой, С.В.Колесникова и составлены мною в комплексы)
Комплекс № 1
Упражнения с опорой на бортик бассейна
1. И. п.: сидя на краю бассейна. В этом положении можно выполнять несколько упражнений непосредственно перед погружением в воду: поочередное или последовательное опускание и поднимание ног в воде, имитация движения брассом.
2. И. п.: стоя в воде лицом к бортику, руки держатся за бортик, ноги вместе. Сгибая и выпрямляя руки, выполнить подтягивание и опускание туловища. То же, повернувшись спиной к бортику.
3. И. п.: лицом к бортику, руки хватом за бортик, ступни на стенке бассейна, ноги согнут в коленях. Сгибания внизу, подъем наверх. То же, сгибать и выпрямлять колени. То же, выпрямить колени («складка»). Удерживать позицию или немного покачивать вверх-вниз, вправо-влево. То же, но одна нога стоит на дне.
4. И. п.: стоя лицом к бортику, руки хватом за бортик, ноги на дне. Одним-двумя толчками согнуть ноги в коленях, выполнить упор ступнями в бортик бассейна.
5. И. п.: встать на дно бассейна, ноги на ширине плеч, руки хватом за бортик, спина прижата к стенке бассейна. Обе ноги одновременно согнуть и подтянуть к груди, возвращаясь в и. п., ноги выпрямить с предельным усилием.
6. То же, но стараться прямыми ногами коснуться головы.
7. И. п.: то же. Выполнить поочередное сгибание, разгибание ног в коленных суставах («велосипед»).
8. И. п.: то же. Выполнить отведение, приведение выпрямленных ног («ножницы»), круговые движения ногами.
9. И. п.: лечь на спину, руки хватом за бортик. Выполнять повороты туловища вправо, влево.
10. И. п.: то же, выполнение имитационных движений ногами, как при плавании кролем на спине.
11. И. п.: лечь на грудь, руки хватом за бортик. Выполнять имитационные движения ногами, как при плавании кролем на груди.
12. И. п.: встать лицом к бортику, руки хватом за бортик. Оторвать ноги от дна, держась на руках, повороты бедер вправо-влево, колени касаются локтей.
13. И. п.: то же. Выполнять прыжки двумя ногами вправо-влево (как в слаломе), верхняя часть туловища неподвижна.
14. И. п.: встать лицом к бортику, руки хватом за бортик. Выполнять сгибание, разгибание рук в локтевых суставах («отжимания»).
15. И. п.: то же. Поочередно выполнять махи ногой в сторону, назад.
16. И. п.: встать лицом к бортику, руки положить на бортик. Подтягиваться, держась за бортик бассейна, делать выдох. Стараться задержаться в этом положении несколько секунд.
Комплекс № 2
Упражнения без предметов
1. «Ладошки-ложки»
Ходьба на носках по периметру бассейна, отталкиваясь ногами от воды: а) высоко поднимая колено; б) поднимая прямую ногу.
2. «Брызгалка»
Бег по периметру бассейна, отталкиваясь руками от воды: а) с изменением направления по сигналу; б) приседание по сигналу.
3. «Делаем волну»
И. п.: основная стойка. Руки прямые в «замке» перед собой. Раз-два – наклон- вперед вправо, перенос туловища вперед влево; три-четыре – то же в другую сторону.
4. «Носочки»
И. п.: основная стойка, руки на поясе. Раз – правую ногу согнуть в колене, поставив ее на носок; два – то же другой ногой.
5. «Вытри ножки»
И. п.: основная стойка, руки на поясе. Раз – отвести правую ногу назад, поставить на носок; два – вернуться в и. п.; три-четыре – то же другой ногой.
6. «Покажем ножки»
И. п.: основная стойка, руки на пояс. Раз – отвести правую ногу вправо, поставить на носок; два – вернуться в и. п.; три-четыре – то же другой ногой влево.
7. «Прыжки»
И. п.: основная стойка, руки на поясе. Прыжки на месте с поворотом туловища на 90°.
Комплекс № 3
Комплекс с мечами
1. «Потягивание»
И. п.: основная стойка, мяч в руках. Раз – прогнуться с мячом назад, правую ногу поставить назад на носок; два – вернуться в и. п.; 3–4 – то же другой ногой.
2. «Указатель»
И. п.: основная стойка, мяч в руках. Раз – поставить правую ногу вправо на носок, мяч отвести влево; два – вернуться в и. п.; три – поставить левую ногу влево на носок, мяч отвести вправо; четыре – вернуться в и. п.
3. «Цапля»
И. п.: основная стойка, мяч в руках. Раз – поднять прямую правую ногу, переложить под ней мяч из правой руки в левую; два – вернуться в и. п., три – поднять левую ногу, переложить под ней мяч из левой руки в правую; четыре – вернуться в и. п.
4. «Катаем клубок»
И. п.: основная стойка, мяч на воде перед собой. Вращение мяча на воде вокруг себя, в одну сторону мяч передвигается пальцами правой руки, в другую сторону – пальцами левой руки.
5. «Стрела»
И. п.: основная стойка, мяч в руках. Раз – мяч вправо, левую ногу отвести в сторону; два – вернуться в и. п.; три – то же другой ногой.
6. «Прыжки»
И. п.: основная стойка, мяч в руках. Прыжки с поворотом туловища вправо и влево.
Комплекс № 4
Комплекс с гимнастической палкой
1. «Потягивание»
И. п.: основная стойка, палка внизу широким хватом. Раз – прогнуться с палкой назад, правую ногу поставить назад на носок; два – вернуться в и. п.; 3-4 – то же другой ногой.
2. «Наклоны»
И. п.: основная стойка, палка на лопатках. Раз-два – наклон вперед вправо, переместить туловище вперед влево; три-четыре – то же в другую сторону.
3. «Повороты»
И. п.: основная стойка, палка на лопатках. Раз – повороты туловища вправо; два – вернуться в и. п; три-четыре – то же влево.
4. «Забор»
И. п.: основная стойка, палка вверху широким хватом. Раз-два – опустить палку вниз, перешагнуть через нее в воде; три-четыре – поднять палку за спиной, вернуться в и. п.
5. «Солдаты»
И. п.: основная стойка, палка вертикально, широким хватом. Раз – поворот туловища вправо, отставить левую ногу влево на носок; два – вернуться в и. п.; три – поворот туловища влево, отставить правую ногу вправо на носок; четыре – вернуться в и. п.
6. «Прыжки»
И. п.: основная стойка, палка перед собой горизонтально, широким хватом. Раз – прыжок на месте с поворотом туловища вправо, ног – влево; два – прыжок на месте с поворотом туловища влево, ног – вправо.
Комплекс № 5
Упражнения для развития мышц верхних конечностей
1. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Поочередно (одновременно) поднимать и опускать плечи (стоя на месте, приседая в воду, в ходьбе).
2. И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. С напряжением мышц сгибать и разгибать руки:
а) полусогнутые в локтях вниз, вперед, наверх;
б) к плечам;
в) вперед, локти вместе.
3. И. п.: то же. Выполнять круговые движения вперед, назад, в воде, над водой.
4. И. п.: присесть в воду по плечи. Быстрые загребающие движения руками вперед, назад; вперед, в сторону.
5. И. п.: в полуприседе, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сцеплены между собой. Поднимать и опускать руки вдоль живота, боковых поверхностей бедер – гидромассаж живота, боковых поверхностей бедер.
6 И. п.: в полуприседе, ноги на ширине плеч, локти прижаты к туловищу. Попеременное сгибание, разгибание рук.
7. Выполнять имитационные движения (удары) в воде («матч боксера»).
8. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять прямые руки в стороны, вернуть в и. п.
Комплекс № 6
Упражнение для развития мышц нижних конечностей
1. И. п.: лежа на спине, руки работают под тазом. Повороты туловища вправо-влево с прямыми соединенными ногами, с разведенными.
2. И. п.: лежа на спине, руки работают под тазом, ноги согнуты в коленях. Повернуть туловище в сторону, вернуться в и. п.
3. И. п.: лежа на спине, руки работают под тазом. Подтянуть ноги к груди, голень лежит на воде (группировка). Вернуться в и. п.
4. И. п.: то же. Из группировки поднять ноги вверх («двойная балетная»). Вернуться в и. п.
5. И. п.: то же. Из группировки поднять одну ногу вверх, другая согнута («фламинго»). Вернуться в и.п. То же с другой ногой. То же, но с поворотом на 360 градусов.
6. И. п.: то же. Из группировки поднять одну ногу вверх, другая выпрямлена («балетная нога»). Вернуться в и. п.
7. И. п.: то же. Присоединить носок одной ноги к колену другой («цветок»). Поворот на 360 градусов.
8. И. п.: то же. Выполнять боковой «велосипед» с поворотом на 360 градусов.
9. И. п.: сидя в воде. Удержание положения с помощью рук. Отведение, приведение прямых ног («ножницы»). То же, но носки над водой.
10. И. п.: то же. Сгибание, разгибание ног в коленных суставах («велосипед»). То же, но носки над водой.
11. И. п.: то же. Выполнение круговых движений ногами. То же, носки над водой.
12. И. п.: лежа на спине, руками держаться за поручень. Опускание, поднимание прямых ног до уровня воды, с уровня воды до касания ногами головы.
13. Ходьба: На месте; в движении; приставными шагами в сторону.
14. Бег: На месте; в движении; высоко поднимая бедро из воды; доставая песок из воды; с захлестом голени назад; То же, туловище опущено в воду; «барьерный бег» – прыжок на правую ногу (колено из воды), прыжок на левую ногу (носок из воды сзади).
15. Прыжки: на месте; в движении; на одной ноге, на двух; с поворотом на 90, 180, 360 градусов в одну и в другую сторону; «в складку» (выпрыгивая из воды, пытаясь руками достать ноги); «в группировку» (выпрыгивая из воды, подтягивать колени к груди).
Комплекс № 7
Аэробные волны. Аэробные волны – передвижения по дну бассейна.
1. Ходьба в воде и ее разновидности: обычная, ускоренная, строевым шагом, приставным шагом вперед, назад, в сторону, на носках, на пятках, наружной и внутренней сторонах стоп, в полуприседе, приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, с перекрестным движением рук, ходьба с изменением ритма и частоты шагов и др.
2. Бег в воде и виды бега: обычный, с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени назад, с подниманием прямых ног вперед или назад, с крестным шагом вперед или в сторону, бег с дополнительными движениями, с поворотами, остановками, бросанием и ловлей предметов, с перестроениями, с передвижением через мнимые барьеры (барьерный), чередование бега с ходьбой, прыжками и т. п. Беговые упражнения с изменением темпа и шага.
3. Прыжковые упражнения в воде: бег прыжками на двух ногах, на одной ноге. Прыжки через мнимые препятствия, прыжки в «складку» (ноги стараются соединиться с руками), в «группировку» (подтягивание коленей к груди), выпрыгивая из воды. Продвижения по дну можно сочетать с дыхательными упражнениями.
Комплекс № 8
Водный стретчинг
Постоянная растяжка и разнообразные сопутствующие упражнения делают мышцы эластичными и выносливыми. Водный стретчинг (упражнения на гибкость) рекомендуется проводить в конце занятий в качестве восстановления после нагрузки.
1. И. п.: основная стойка на дне бассейна, мышцы таза и живота сильно сжаты. Руками сильно потянуться вверх.
2. И. п.: то же. Руки в стороны, развернуты мизинцами кверху. Пытаться их соединить.
3. И. п.: то же. Наклон в сторону, одна рука тянется вверх, другая – вниз, по ноге.
4. И. п.: стоя на одной ноге, взять другую за пятку, прижать к груди. Выпрямление согнутой ноги. То же с другой ноги, с опорой на бортик.
5. И. п.: стоя на одной ноге, другая выпрямлена вперед, носок над водой. Перевод ноги в сторону, назад, в и. п. То же с другой ноги.
6. И. п.: то же. Перевод ноги через стойку, ноги вместе назад и в и. п. То же с другой ноги.
7. И. п.: то же. Выпрямленная нога зафиксирована. Повороты корпуса в сторону, назад, в и. п. То же с другой ноги.
8. И. п.: то же. Упасть вперед (растяжка в шпагат), вернуться в и. п. То же с другой ноги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица определения нормальной массы тела ребенка
масса тела по возростам...
ДЕТИ В МИРЕ МАСС-МЕДИА И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья о влиянии телевидения и современных технологий на детскую аудиторию. Статья носит рекомендательный для родителей характер. Рекомендации сводятся к более пристальному вниманию родителей к ...
Работа на тренажерах с детьми, имеющими избыточную массу тела
С повсеместным распространением компьютеров и появлением интернета дошкольники редко занимаются спортом и играют в подвижные игры.Это вызывает у них утомление определенных мышечных групп, приводит к п...
избыточная масса тела у детей
рекомендации по снижению массы тела детям с лишним весом....
"Аквааэробика для детей с избыточной массой тела"
Консультация для родителей...
Консультация "Когда у ребёнка дефицит массы тела"
О чём говорит недостаточная прибавка массы тела?ПричинаВ физическом развитии начинают отставать и дети .часто болеющие.Гипотрофия проявляется не только снижением массы тела.происходят изменения в проц...
выступление на РМО «Профилактика стройности»: о профилактике избыточной массы тела и ожирения у детей дошкольного возраста.
Ожирение – это избыточное накопление жировой ткани. Оно создает эстетические, психологические и социальные проблемы у детей и подростков, нарушает работу всех систем организма. У детей с лишним ...