ДЕТИ В МИРЕ МАСС-МЕДИА И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья на тему

Андреева Екатерина Ивановна

Статья о влиянии телевидения и современных технологий на детскую аудиторию. Статья носит рекомендательный для родителей характер.  Рекомендации сводятся к более пристальному вниманию родителей к досугу своих детей, к дозированному режиму просмотра телевизора, пользования компьютером, к предупреждению об опасности, в частности и для здоровья, при бесконтрольном использовании этих средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.И. Андреева

Санкт-Петербург

ДЕТИ В МИРЕ МАСС-МЕДИА И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(рекомендации для родителей)

Зачастую, проблемы медиа и современных технологий обходят стороной вопрос их влияния на детскую аудиторию. Однако не стоит забывать, что сегодняшнее поколение детей в будущем будет определять дальнейшее развитие нашего общества. Именно поэтому, так важно обращать внимание на то, что увлекает наших детей, что и кто определяет их жизненные ориентиры.

Исследования ученых подтверждают тот факт, что современные дети используют медиа намного чаще и активнее, чем их родители. Не секрет, что большинство родителей не обращают внимание на то, как часто их ребенок сидит у компьютера или у телевизора, и даже поощряют такое поведение, выполняя любой технический каприз. С возрастом у детей появляются планшеты, мобильные телефоны и современные устройства, способные не только принимать звонки, но и имеющие огромное количество различных функций. Родители должны задумываться об опасности, в частности и для здоровья, при бесконтрольном использовании этих средств.

И все же большую часть информации ребенок все еще получает посредством «старого доброго» телевизора. Телевидение ежедневно развлекает, снабжает самой разной информацией. По сути, сегодня телевидение оказывает огромное влияние на образ жизни, на умственное и физическое здоровье ребенка, формирует шкалу его духовных ценностей, определяет характер взаимоотношений в семье. Бесконечные дебаты педагогов и психологов по вопросу вреда или полезности телевидения однозначного ответа так дать и не смогли. Несомненно одно, бесконечные часы, проведенные детьми перед экранами телевизоров, они могли бы посвятить более полезным для себя занятиям: чтению книг, рисованию, прогулкам на свежем воздухе, общению с родителями, друзьями.

        Итак, давайте разберемся, другом или врагом является телевизор для ваших детей.

        Семья для ребенка – это совместное пространство и общая жизнь, которая объединяет всех членов семьи. Только такая семья для ребенка-дошкольника является благоприятной средой, которая способствует его полноценному психическому и личностному развитию. 

Что же происходит в семье, если ребенок часами сидит перед экраном телевизора?  К минимуму сводится общение между вами и ребенком, и духовные связи между вами значительно ослабевают. Во многих семьях дети даже едят перед телевизором! Нарушается уклад семьи, совместные обеды, ужины, чаепития, - все эти семейные ритуалы постепенно упраздняются. Ребенок лишается возможности обсуждать какие-либо вопросы, совместно решать возникающие проблемы, в процессе которых формируется личность ребенка и его мировоззрение.

Исследования показали, что намного чаще своих сверстников страдают избыточным весом именно те дети, которые много времени проводят у экрана телевизора. У многих закрепляется вредная привычка жевать что-нибудь калорийное во время просмотра телепередач и, как следствие, это приводит к снижению аппетита за обеденным столом. Виртуальный мир телевидения увлекает детей настолько, что они реже бывают на свежем воздухе, меньше двигаются, что в результате ухудшает их физическое состояние.

Просмотр телепрограмм – это занятие пассивное, оно по природе своей лишено коммуникации, общения. Когда Ваш ребенок один сидит перед телевизором он не может выполнять ни одно из перечисленных ниже действий: задавать вопросы, творчески мыслить, проявлять инициативу, развивать координацию движений, развивать моторные навыки, развивать коммуникативные навыки и т.д.

Все выше сказанное в большей мере важно знать родителям, которые имеют детей с нарушением слуха.

Развитие психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т. е. имеет физический (биологический) недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к нарушению многих функций и сторон психики. При долгом сидении у телеэкрана любой ребенок сильно утомляется, следя за происходящим в телевизоре, от чего собственно и страдает нервная система. Если же ребенок имеет проблемы со здоровьем, его нервная система страдает во много раз больше. Любая телепередача - это прежде всего неконтролируемый поток информации, поступающей в мозг ребенка не в том ритме и темпе, в котором этот самый мозг работает от рождения. Следовательно, для усвоения телеинформации от  нервной системы ребенка требуется повышенное напряжение, и общее утомление организма у слабослышащих детей наступает гораздо быстрее.

К тому же не стоит забывать, что просмотр  телепередач для любого ребенка - это большая зрительная нагрузка.  

Не секрет, что каждый экран мерцает. Каждое мерцание посылает в мозг сигнал, который передается нервными импульсами и дальше обрабатывается различными мозговыми структурами. Нервная система обрабатывает КАЖДЫЙ сигнал. Представьте, какая это нагрузка! Если при этом учесть, что у детей нервная система очень не зрелая и активно формируется (то есть нервные клетки и без телевизора достаточно загружены) понятно, почему неврологи бьют тревогу.  

При просмотре телепередач слабослышащими детьми важно не забывать, что, как правило, слабослышащие могут слышать и понимать разговорную речь нормальной громкости на среднем расстоянии (примерно 1-2 метра) без звукоусиливающих устройств. Этого расстояния недостаточно для безвредного нахождения ребенка у телеэкрана. Поэтому для детей старшего дошкольного возраста, умеющих читать, нужно выбирать каналы телевизионного вещания с субтитрами. В доме должен обязательно быть телевизор с телетекстом. Целесообразно использовать звукоусиливающую аппаратуру. Но важно понимать, что все эти необходимые вспомогательные средства оказывают еще большую нагрузку на нервную систему слабослышащего ребенка.

Что же можно сделать, чтобы телевизор играл и положительную роль в жизни вашего ребенка?

Установите четкие правила, которые будут всегда актуальны для вашей семьи: например,

- расстояние от глаз до экрана телевизора должно быть не менее трёх метров, при этом сидеть следует не сбоку, а прямо перед экраном;

- время, проведенное у телевизора, но должно превышать 20 минут в день для детей в возрасте до 5 лет и получаса для дошколят от 5 до 7 лет;

- смотреть телевизор в хорошо освещенной комнате;

- спрашивать ребенка, как он  чувствует себя после просмотра программ;

- никогда не принимать пищу у телеэкрана.

Необходимо, чтобы родители тщательно выбирали телепрограммы для семейного просмотра. По-настоящему качественные программы не только развлекут ребенка, но и дадут ему новые знания об окружающем мире, будут побуждать мыслить, анализировать.

Принимайте во внимание возраст ребенка, выбирая программы для него. Так дети от трех до четырех лет воспринимают только движение, а не содержание, с четырех до семи лет дети начинают идентифицировать героев, пытаясь их сопоставить с собой, именно в этом возрасте дети хотят быть похожими на того или иного героя.

Обратите внимание на детский телеканал «Карусель». Он создан при содействии ведущих психологов, педагогов, авторов инновационных образовательных программ.  На этом детском телеканале герои мультсериалов, фильмов, телепередач научат детей вежливости и хорошим манерам, расскажут о  правильном питании, продемонстрируют взаимовыручку и  находчивость. Малыши узнают много интересного и полезного о жизни окружающего мира. На канале «Карусель» все 100% передач выпускаются с субтитрами, поэтому для его просмотра слабослышащими детьми необходим телевизор с телетекстом.

Старайтесь чаще смотреть телевизор вместе,  чтобы ваш ребенок имел возможность провести с вами больше времени, и мог обменяться с вами мнениями о просмотренных передачах. Существуют передачи, которые ребенку лучше смотреть с родителями, поскольку они могут прокомментировать некоторые моменты или сразу дать правильный ответ на возникший вопрос. При выборе телевизионных передач помните, что дети, подобно губке, впитывают и плохое, и хорошее, они строят свое поведение из наблюдений и приобретенного опыта. Обсуждайте с ребенком поведение персонажей мультфильмов и кинофильмов, это привнесет в ваше общение много радостных, интересных минут. Если последовательно с раннего возраста обсуждать с ребенком мотивы поступков героев, учить сопереживанию, то в старшем возрасте он сумеет правильно оценить телевизионные передачи, не будет прямо копировать поведение телевизионных героев. 

Просите ребенка пересказывать увиденное, обсудите с ним то, что его волнует. Это позволит не только вынести из телепередач полезную информацию, но и будет способствовать развитию мышления вашего ребёнка, научит формулировать и выражать мысли. Совместный просмотр покажет вашему ребенку его значимость для вас, что станет залогом близких отношений между вами в будущем. 

Вспомните некогда любимую детьми и взрослыми телепередачу «В гостях у сказки». Дети после просмотра сказок присылали сделанные своими руками игрушки по сказкам, рисунки любимых персонажей. Попробуйте и вы со своим ребенком после совместного просмотра мультфильмов, сказок, фильмов, познавательных телепередач мастерить и рисовать увиденное, любимых персонажей: Степашку, Каркушу, Лунтика, Смешариков, Машу и Медведя и др. Придумывайте сюжетные игры с ними, необыкновенные путешествия вместе с любимыми героями. То же самое, как альтернативу, можно делать и после прочтения сказок. Это позволит расширить словарный запас ребенка, развивать творческое начало. Подключайте к этому всех членов вашей семьи, ведь, как говорил В.А.Сухомлинский «Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ Тема: «Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал представляет интерес при подготовке к педагогическому совету по теме профориентации в ДОУ....

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Мастер-класс на тему: "Игры и упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом ОНР с применением современных технологий".

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста содержит эффективные приёмы для преодоления нарушения звуко-слоговой структуры слова....

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...