Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении
статья (подготовительная группа) на тему

Харинова Любовь Анатольевна

Для педагогов и специалистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении

     В последнее время все чаще стали появляться публикации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях дошкольных учреждений. Врачи и педагоги доказывают необходимость включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.

     Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

     Здоровьесберегающие технологии можно разделить на медицинские (проводятся медицинским персоналом ДОУ – лечебная физкультура, массаж, солевые пещеры и т.д.) и педагогические – проводятся воспитателями и педагогами ДОУ. Далее речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях.

     Выбор этих технологий зависит от типа дошкольного учреждения, продолжительности пребывания в нем детей, программы по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также от показателей здоровья детей.

     Рассматривая основные группы здоровьесберегающих  педагогических технологий, надо отметить, что границы между ними весьма размыты. Коррекция поведения, например, может включать в себя коммуникативную игру, а закончиться релаксацией. Сказка сопровождает ребенка с раннего детства, а классическая музыка воспринимается малышом еще во внутриутробном периоде. Динамичесие паузы могут включать в себя различные виды гимнастики (для глаз, дыхательную), а цветовое оформление помещения влиять на настроение ребенка вне зависимости от специальных занятий.

     Поэтому каждое из ниже описанных педагогических воздействий будет включать в себя и оздоровительный, и обучающий, и коррекционный момент.  

Классификация педагогических здоровьесберегающих технологий

     Технологии, которые чаще всего используются в ДОУ как в комплексе, так и эпизодически можно разделить на следующие направления:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Главным критерием результативности всех здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Подвижные и спортивные игры.

     Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В основе таких игр лежат физические упражнения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.

     В играх дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыками основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.

     Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества , навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.

     Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение. Преодоление препятствий, выполнение определенных обязанностей укрепляют силу воли, воспитывают выдержку, решительность, настойчивость. В достижении цели.  

     Предполагается, что приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. Самое важное – не требовать от несформировавшегося детского организма непосильного и не забывать основное правило здоровьесберегающих технологий – «не навреди!».

     В младшей группе рекомендуются игры с текстом, где воспитатель выразительно читает текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма.

     В средней группе условия проведения игр усложняются: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков и т.д.

     В старшем дошкольном возрасте движения детей отличаются большей точностью, у детей накапливается двигательный опыт, поэтому педагоги наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используют игры с элементами соревнования. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

Гимнастика.

     В настоящее время известны много видов гимнастики, систематическое использование которых предполагает укрепление организма ребенка, предупреждает развитие заболеваний и дает высокий педагогический эффект.

     Наиболее популярные и часто используемые виды:

1. Пальчиковая гимнастика. Укрепляется мелкая мускулатура руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

2. Гимнастика для глаз. Содержит разнообразные комплексы приемов и упражнений, позволяющих снять общее и зрительное утомление, что обеспечивает профилактику у детей зрительных нарушений. Предлагаются упражнения, направленные на оптимизацию деятельности зрительного анализатора; упражнения на улучшение кровообращения в органе зрения; на укрепление мышц глаза; на улучшение процесса аккомодации; снятие зрительного утомления. Количество используемых упражнений определяется педагогом в зависимости от возраста ребенка, продолжительности зрительной работы, интенсивности зрительной нагрузки.

3. Дыхательная гимнастика. Способствует правильному диафрагмальному дыханию, усилению легочной вентиляции для насыщения крови кислородом.

4. Бодрящая гимнастика. Обычно проводится после дневного сна. Вызывает положительные эмоции, поднимает мышечный тонус, способствует профилактике нарушения осанки.

5. Корригирующая гимнастика. Способствует улучшению обменных процессов, закаливает детей и повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Создает положительный эмоциональный настрой на весь день.

6. Ортопедическая гимнастика. Можно использовать на занятиях физкультурой либо как часть другой технологии. Способствует укреплению мышц, правильному положению позвоночника и стопы, профилактике плоскостопия. Широко используются такие упражнения, как катание ступней теннисного мяча, «перекатывание» с пяток на носочки, ходьба и прыжки с мячом, зажатым между ступнями, собирание пальчиками ног мелких легких предметов.

Технология игрового стретчинга.

     Технология основана на растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног и  позвоночника, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.

Методику стретчинга рекомендуют начинать с четырех лет и обучать детей упражнениям в игровой форме.

Занятия состоят из трех частей. В первой части ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных движений в последующей части занятия. В содержание первой части входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.

     Во второй части занятия дети обучаются новым упражнениям и закрепляют старые. Начинается основная с на растяжку позвоночника. Затем педагог организует сюжетно-ролевую игру. Игры проводятся в виде сказочных путешествий, фантазий, когда дети сами придумывают встречи с различными животными и по заранее подготовленному на основе сказки сценарию, по ходу которого дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказки и т.д.

     Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

     В третьей части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности. Проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку.

На занятиях учитывается объем необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учетом  пропорциональной занятости всех групп мышц.

Ритмопластика.

     Ритмопластика как один из терапевтических методов стала применяться сравнительно недавно.

Искусство танца близко детям и любимо ими. К каждому занятию ритмопластикой предъявляются определенные требования как с точки зрения его художественной ценности, так и в отношении здоровья детей. Это прежде всего касается величины физической нагрузки, ее соразмерности возрастно-половым показателям ребенка.

     Результативность этой технологии определяется повышением эмоционального тонуса, общей оздоровительной направленностью, предотвращением нарушений и улучшением осанки, повышением эластичности связок, их подвижностью, выработкой выносливости, координации движений, тренировкой музыкального слуха.

     Основные задачи этой технологии: овладевать выразительным «языком движений», умением передавать средства музыкальной выразительности (характер, метроритм, динамику, темп, форму музыкального произведения): формировать пространственную ориентировку, развивать перцептивные и мнемические возможности; обеспечивать мышечную регуляцию, снятие напряжения, осознание телесной экспрессии как средства самовыражения; создавать условия для коррекции коммуникативной сферы.

Релаксация.

     Релаксация – процесс снятия нервно-психического напряжения, обусловленного интенсивной психической или физической нагрузкой. Посредством релаксации достигается состояние покоя, расслабленности, снижения тонуса скелетной мускулатуры.

     Большинству детей свойственны нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их собственной воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

     Снять напряжение нервной системы ребенка, упокоить его, расслабить помогает система расслабляющих упражнений.

     Примерное упражнение для расслабления рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением.

     «Загораем». Педагог показывает и объясняет: «Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте как я: Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем. Выше руки поднимаем. Держим, держим, напрягаем….

     Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки – на колени).

     Ноги не напряжены, Руки не напряжены и рассла-а-блены».

Динамические паузы.

     Динамические паузы либо физкультурные минутки – кратковременные перерывы в занятиях для выполнения физических упражнений с целью предупреждения утомления, сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.  

     При утомлении у детей начинает проявляться двигательное беспокойство и рассеивается внимание. Физические упражнения подбираются с учетом специфики проводимого занятия. Динамическая пауза может включать в себя сгибание и разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук  и т.п. Можно выполнять потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Физкультминутки и динамические паузы могут носить игровой характер. Их  можно проводить под стихотворный ритм и музыкальное сопровождение.

Технологии эстетической направленности.

     Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Ознакомление детей с искусством  в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

     Эти технологи  принято считать пассивными воздействиями на ребенка. Их задачи:

     • развитие художественного восприятия, чувства и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи;

     • приобщение к элементарным знаниям в области искусства;

     • формирование интереса к произведениям искусства;

     • развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;

     • формирование основ художественно-эстетической культуры личности.  

     Основа здоровой среды детей в ДОУ – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе.

Эстетически организованная среда в каждой группе должна обладать индивидуальными чертами, характеризующими возрастные особенности воспитанников и стиль группы как помещения где живут, играют и занимаются дети.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

     Специальные технологии обучения детей здоровью и здоровому образу жизни – один из важнейших разделов педагогических здоровьесберегающих технологий, призванных дать детям необходимые доступные знания в области индивидуального здоровья, социализации в обществе, сформировать у детей мотивацию на здоровый образ жизни.

Физкультурные занятия.

     Каждое физкультурное занятие в ДОУ имеет свою структуру, свои задачи, средства, формы и методы.

     Невозможно перечислить все задачи, решаемые педагогами в процессе проведения физкультурных занятий. Вот наиболее общие из них:

     • формирование осанки;

     • развитие органов дыхания;

     • развитие опорно-двигательного аппарата;

     • развитие координационных способностей;

     • развитие скоростных способностей;

     • развитие силовых способностей;

     • развитие выносливости.

     Очень важным разделом физкультурных занятий являются физкультурные праздники, развлечения и досуги в ДОУ.  

     Физкультурные праздники и досуги призваны веселить детей, доставлять им удовольствие. Они не только являются своеобразной формой показа достижений в различных видах движений, но и учат творческому исполнению двигательного опыта в условиях коллективных действий.

Коммуникативные игры.

     Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка. Развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми – носителями этого опыта.

     Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.

     Результативность этой технологии определяется тем, что:

     • у детей сформировываются представления об искусстве человеческих взаимоотношений, они

       обучаются диалогу, дискуссии, беседе;

     • сформировываются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим,

       сверстникам и взрослым людям;

     • приобретаются умение и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе;

     • решаются проблемы с развитием речи; низкой самооценкой ребенка;

     • развиваются индивидуальные способности;

     • воспитывается интерес к окружающим людям, взаимоуважение, взаимодоверие.

     Рекомендуется включать коммуникативные игры в еженедельную сетку занятий с детьми, также их можно использовать как часть занятия.

Система валеологических занятий из серии «Уроки здоровья».

     Стержнем валеологических занятий являются знания о Человеке. Постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли; понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни и здоровья.

     Каждый ребенок получит знания о себе, о своем организме. Ребенок начнет осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье. Дети научатся рассматривать свой рост и свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, т.е. от того, насколько их образ жизни является здоровым.

     Но недопустимо «читать» детям курс анатомии и физиологии. Нельзя забывать, что перед нами маленький ребенок, который познает мир через наглядно-образную сферу. «Уроки» должны быть просты и понятны, без научных терминов, но научно достоверны.

Игротерапия или игротренинги.

     В организации терапевтического процесса выделяют три основные функции игры – диагностическую, терапевтическую и обучающую. Наблюдение за игрой позволяет педагогу получить необходимую информацию о ребенке. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, нежели в словах. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений детей, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве, времени, вещах, животных, структурах, людях.

     Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя и экспериментируя.

     Игротерапия решает самые разнообразные детские проблемы:

• снижение тревожности и улучшение эмоционального состояния, нарушенного различными неблагоприятными и стрессовыми ситуациями;

• снижение агрессивности в поведении;

• коррекции отставаний в речевом развитии.

Игротренинг – это комплексное занятие с детьми дошкольного и школьного возраста , рассчитанное на развитие всех каналов восприятия. При использовании игротренинга отмечается развитие:

• слухового и зрительного внимания;

• слуховой, зрительной и тактильной памяти;

• воображения и творческой фантазии, чувства пространства, времени, слова и других психических

составляющих личности.

Самомассаж.

     Сама по себе технология самомассажа, скорее всего, может быть отнесена к технологии сохранения и  стимулирования здоровья. Но по причине того, что педагогам ДОУ необходимо обучить этой методике ребенка, самомассаж можно отнести к технологии обучения.

     Систематическое использование в режиме дня ДОУ данной методики способствует укреплению организма ребенка, предупреждает развитие некоторых заболеваний, развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.

Необходимо объяснить детям серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму и какие действия нужно совершить непосредственно перед самомассажем (знания о том, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы и пр.).

     Возможные ожидаемые результаты:

• расширение капилляров кожи, ускорение циркуляции крови и лимфы, усиление функции потовых и

сальных желез;

• влияние на обменные процессы;

• улучшение подвижности связочного аппарата;

• усвоение правил, умение овладеть простейшими приемами (поглаживание, растирание, разминание,

поколачивание).

Технология биологической обратной связи.

     Последние достижения медицины, физиологии и электроники создали базу для нового безлекарственного направления в исправлении нарушенных функций организма – метода биологической обратной связи (БОС). Метод БОС определяется как произвольное волевое  управление функциями организма.

     Главное предназначение прибора БОС – выработка дыхания, которое называется диафрагмально-релаксационным типом дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца, или кардиореспираторной тренировкой.

     Диафрагмальный тип дыхания заложен в нас природой. Этот тип дыхания приводит в гармонию работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Это первое и единственно правильное дыхание человека.

     Все занятия по методике БОС проводятся в игровой форме. Эта технология научно обоснована, безопасна, легко повторяема, не требует много времени на усвоение, имеет простой и понятный контроль уровня здоровья, однако, конечно предполагает наличие в ДОУ компьютерного кабинета и специалиста обученного работе с детьми.

Результативность данной технологии определяется:

• выработкой у ребенка правильного диафрагмального дыхания;

• выработкой у ребенка свободной, несфорсированнной речи;

• коррекцией зрения – обучением навыку безусиленного зрения, которое закладывается в балансе

процессов возбуждения и торможения в зрительной области коры головного мозга;

• выработкой правильной осанки;

• профилактикой и коррекцией плоскостопия;

• профилактикой нарушений дыхания.

3. Коррекционные технологии

Арт-терапия.

     В настоящее время понятие «арт-терапия» рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции.

     Виды арт-терапии: музыкотерапия, вокалотерапия, кинезотерапия (лечение движением), музыкоцветотерапия, имаготерапия (театрализация), куклотерапия, психодрама, изотерапия, либропсихотерапия (лечебное чтение), сказкотерапия.

     Наиболее распространена в работе с дошкольниками изотерапия (рисунки, лепка), которая применяется при эмоциональной неустойчивости, переживании чувства одиночества, повышенной тревожности, страхе, искаженной самооценке, наличии конфликтных межличностных отношений.

     Выделяется несколько типов заданий, используемых в практике проведений рисуночной терапии:

1. Предметно-тематический тип – основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или  заданными  - «Моя семья», «Кем я стану», Мое любимое занятие» и др.

2. Образно-символический тип – основан на рисовании, связанном с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», в виде образов, созданных воображением ребенка, а также изображение эмоциональных состояний чувств – «Радость», «Гнев», «Удивление» и пр.

3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции – задания, основанные на принципе проекции – «Волшебные пятна», а также воспроизведение целостного объекта («Рисование по точкам») и его осмысление.

4. Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками т.д.), изучение физических свойств и экспрессивных возможностей – «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом.

5. Задания на совместную деятельность – могут включать задания всех указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.

     Музыкотерапию и сказкотерапию выделяют как отдельные здоровьесберегающие  педагогические технологии по причине частого использования этих методик как отдельных самостоятельных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Технология музыкального воздействия (музыкотерапия).

     Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям в доступной форме откликнуться на добрые чувства и поступки, помогают активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, развивают дошкольников физически.

     Музыку используют и в качестве вспомогательного приема в те моменты, когда в эмоциональном состоянии ребенка преобладает стресс, напряжение, тревога. Простые, знакомые ребенку песенки помогают расслабиться и быть более открытыми при обсуждении своих проблем.

     Сегодня многое известно о влиянии пения на здоровье человека. В медицине существует целое направление – вокалотерапия. Доказано, что звук, зарождающийся во время пения, только на 15 – 20% уходит во внешнее пространство, а остальная его часть поглощается внутренними органами, что приводит их в состояние вибрации. И этот своеобразный массаж стимулирует их работу.

     Таким образом, результативность данной технологии определяется:

     • укреплением голосовых связок;

     • регулированием и углублением дыхания;

     • улучшением речи(врачи-логопеды используют пение при лечении заикания);

     • выработкой вокально-слуховой координации.

Сказкотерапия.

     В настоящее время педагоги используют сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы.

     Сказкотерапия многопланова. В ДОУ обычно применяют рассказывание, анализ, сочинение, драматизацию, рисование сказок, придумывание продолжения к известной сказке либо групповое придумывание сказки на наглядной основе.  

     Грамотное включение сказки в жизнь ребенка позволяет получить следующие результаты:

     • развитие интеллектуальных способностей;

     • развитие фантазии и воображения;

     • развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка);

     • развитие умения слушать;

     • совершенствование навыков изобразительного творчества;

     • развитие конструктивного, позитивного мышления.

Технологии воздействия цветом.

     Цветовая гамма – это своеобразная шкала, по которой можно узнать о настроении, вкусах, привычках, характере человека. Цвет может мешать и помогать, отталкивать и притягивать. Он способен даже лечить.

     Цвет может содействовать или препятствовать функциональным процессам. По этому параметру все цвета делятся на три группы: возбуждающие, тормозящие и нейтральные. Их основных природных цветов красный и желтый относятся к возбуждающим, синий – к тормозящим, белый и зеленый – к нейтральным.

     Цвет в интерьере, как компонент среды, влияет на работоспособность человека.

     Доказано, что дети младшего возраста больше любят яркие цвета: красный, оранжевый, желтый. Следовательно, они лучше себя чувствуют при «теплых» тонах краски.

     Исследования, проведенные психотерапевтами, позволяют утверждать, что. Например, под воздействием сине-зеленого цвета холерик может стать почти флегматиком. Внешний цвет или устраняет, или ослабляет цвет внутренний, цвет-раздражитель.

     Грамотно оформленный интерьер в сочетании с занятиями по цветовой  саморегуляции и занятиями по изобразительному искусству способствует:

     • повышению эмоционального тонуса ребенка;

     • понижению состояния тревожности, страхов, фобических реакций;

     • снижению конфликтности в межличностных отношениях.

Технологии коррекции поведения.

     Существуют формы поведения детей, которые не являются их характерологическими особенностями, а возникают как болезненные проявления на нарушение адаптации или на негативные семейные обстоятельства: это протестное поведение либо синдром дефицита внимания,  которые проявляются чаще всего в 6 -7 лет.

     Многие дети у же в раннем возрасте боятся темноты, сказочных злодеев, причем страх необязательно возникает из-за ошибок в воспитании. Становление характера, развитие психики ребенка и недостаток опыта, как правило, не обходятся без конфликтов; родительский запрет и непреодолимое желание, нарушив его, ощутить свою самостоятельность, познать нечто новое, поддерживают эмоциональную напряженность, тревожность и способствуют возникновению страха перед всем неизвестным, необычным.

     Кроме того, для детей характерно одушевление предметов, игрушек, а вед сказки и фантастические истории для них не менее реальны, чем мама, их рассказывающая. В педагогической литературе приводятся примеры, когда дети иногда всерьез просят убить Бабу-ягу или волка, чтобы избавит себя от ночных ужасов.

     Подобные просьбы нельзя игнорировать, а тем более смеяться над ними, так как сказочные персонажи, живущие в подсознании ребенка, всегда говорят о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями в семье, с отношениями к матери – оберегающей и наказывающей.

     Данные формы поведения детей нуждаются в коррекции в том числе и со стороны педагогов.

     Основные задачи данной технологии:

     • развивать чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других;

     • коррекцировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;

     • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формировать адекватную

       оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих

       людей.

     • вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию

       при общении;

     • повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения,

       формировать терпимость к мнению собеседника;

     • совершенствовать память, внимание, мышление, развитие восприятия, творческих способностей,

        воображения, речи;

     • помогать ребенку в осознании своего реального «Я», повышать самооценку, уменьшать тревожность,

       беспокойство, чувство вины.

     Основные методы коррекции:

1. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).

2. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

3. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

4. Дидактические, развивающие игры.

5. Беседы.

6. Конкурсы.

7. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

8. Импровизация.

9. Сочинение историй.

10. Дискуссии.

11. Свободное тематическое рисование.

12. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

Психогимнастика.

     Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

     Психогимнастика учит ребенка социализации, адаптации в сложном современном мире, управлению своими эмоциями, осознанию, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь.

     Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение психической составляющей здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

     Среди решаемых задач данной технологии – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения.

     Средствами психогимнастики являются выразительные движения – это мимика, жесты, пантомимика. К вспомогательным средствам общения, используемым на занятиях, относят рисование и музыку.

     Занятие психогимнастикой включает в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы.

Фонетическая ритмика.

    Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

     В научной  литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения и коррекции речи детей. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние на двигательные свойства речевых органов.

     Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на следующее:

     • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

     • формирование умений применять силу и высоту голоса;

     • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах

        и фразах;

     • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

     •  восприятие, различение и воспроизведение разных ритмов;

     • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

     Технологию фонетической ритмики можно использовать в работе с детьми, начиная м младшего возраста. Движение в процессе занятия – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель занятий – фонетически грамотная речь без движения.

     Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие. На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Наглядный показ и многократное повторение стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.

     

     Профессиональная подготовка педагога в учреждении высшего или среднего педагогического образования сегодня не всегда дает возможность построения им собственной здоровьесберегающей деятельности. В связи с этим особую значимость в  современных условиях приобретает теоретическая и методическая подготовка педагогов к этому направлению их профессиональной деятельности.

     Поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится проектирование образовательных программ, поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных  учреждениях, особенно дошкольных, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Здоровьесберегающая деятельность педагогов должна ориентироваться на здоровье ребенка не как на сиюминутное состояние, что характерно для медицины, а как на процесс. Для ребенка здоровье – это его полноценное и неосложненное развитие.

    Стало очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения не может быть решена в системе образования только медицинскими, только педагогическими либо психологическими средствами. Неслучайно в 80-е годы XX столетия возникла потребность в создании валеологии – науки о путях и способах формирования, сохранения, и укрепления индивидуального здоровья человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях»

«Разработка содержания воспитательно-образовательной работыс дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»...

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологии работы. Сущность современных педагогических технологий выра...

Педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении

Специфика технологического подхода в дошкольном образовании заключается в том, что образовательный процесс должен гарантировать достижение новых образовательных результатов, требования к которым сформ...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...