Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении
статья на тему
Статья предназначена для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении
В последнее время все чаще стали появляться публикации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях дошкольных учреждений. Врачи и педагоги доказывают необходимость включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на медицинские (проводятся медицинским персоналом ДОУ – лечебная физкультура, массаж, солевые пещеры и т.д.) и педагогические – проводятся воспитателями и педагогами ДОУ. Далее речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях.
Выбор этих технологий зависит от типа дошкольного учреждения, продолжительности пребывания в нем детей, программы по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также от показателей здоровья детей.
Рассматривая основные группы здоровьесберегающих педагогических технологий, надо отметить, что границы между ними весьма размыты. Коррекция поведения, например, может включать в себя коммуникативную игру, а закончиться релаксацией. Сказка сопровождает ребенка с раннего детства, а классическая музыка воспринимается малышом еще во внутриутробном периоде. Динамичесие паузы могут включать в себя различные виды гимнастики (для глаз, дыхательную), а цветовое оформление помещения влиять на настроение ребенка вне зависимости от специальных занятий.
Поэтому каждое из ниже описанных педагогических воздействий будет включать в себя и оздоровительный, и обучающий, и коррекционный момент.
Классификация педагогических здоровьесберегающих технологий
Технологии, которые чаще всего используются в ДОУ как в комплексе, так и эпизодически можно разделить на следующие направления:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Коррекционные технологии.
Главным критерием результативности всех здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Подвижные и спортивные игры.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В основе таких игр лежат физические упражнения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.
В играх дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыками основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.
Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества , навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение. Преодоление препятствий, выполнение определенных обязанностей укрепляют силу воли, воспитывают выдержку, решительность, настойчивость. В достижении цели.
Предполагается, что приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. Самое важное – не требовать от несформировавшегося детского организма непосильного и не забывать основное правило здоровьесберегающих технологий – «не навреди!».
В младшей группе рекомендуются игры с текстом, где воспитатель выразительно читает текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма.
В средней группе условия проведения игр усложняются: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков и т.д.
В старшем дошкольном возрасте движения детей отличаются большей точностью, у детей накапливается двигательный опыт, поэтому педагоги наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используют игры с элементами соревнования. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
Гимнастика.
В настоящее время известны много видов гимнастики, систематическое использование которых предполагает укрепление организма ребенка, предупреждает развитие заболеваний и дает высокий педагогический эффект.
Наиболее популярные и часто используемые виды:
- Пальчиковая гимнастика. Укрепляется мелкая мускулатура руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
- Гимнастика для глаз. Содержит разнообразные комплексы приемов и упражнений, позволяющих снять общее и зрительное утомление, что обеспечивает профилактику у детей зрительных нарушений. Предлагаются упражнения, направленные на оптимизацию деятельности зрительного анализатора; упражнения на улучшение кровообращения в органе зрения; на укрепление мышц глаза; на улучшение процесса аккомодации; снятие зрительного утомления. Количество используемых упражнений определяется педагогом в зависимости от возраста ребенка, продолжительности зрительной работы, интенсивности зрительной нагрузки.
- Дыхательная гимнастика. Способствует правильному диафрагмальному дыханию, усилению легочной вентиляции для насыщения крови кислородом.
- Бодрящая гимнастика. Обычно проводится после дневного сна. Вызывает положительные эмоции, поднимает мышечный тонус, способствует профилактике нарушения осанки.
- Корригирующая гимнастика. Способствует улучшению обменных процессов, закаливает детей и повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Создает положительный эмоциональный настрой на весь день.
- Ортопедическая гимнастика. Можно использовать на занятиях физкультурой либо как часть другой технологии. Способствует укреплению мышц, правильному положению позвоночника и стопы, профилактике плоскостопия. Широко используются такие упражнения, как катание ступней теннисного мяча, «перекатывание» с пяток на носочки, ходьба и прыжки с мячом, зажатым между ступнями, собирание пальчиками ног мелких легких предметов.
Технология игрового стретчинга.
Технология основана на растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног и позвоночника, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.
Методику стретчинга рекомендуют начинать с четырех лет и обучать детей упражнениям в игровой форме.
Занятия состоят из трех частей. В первой части ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных движений в последующей части занятия. В содержание первой части входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.
Во второй части занятия дети обучаются новым упражнениям и закрепляют старые. Начинается основная с на растяжку позвоночника. Затем педагог организует сюжетно-ролевую игру. Игры проводятся в виде сказочных путешествий, фантазий, когда дети сами придумывают встречи с различными животными и по заранее подготовленному на основе сказки сценарию, по ходу которого дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказки и т.д.
Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.
В третьей части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности. Проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку.
На занятиях учитывается объем необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учетом пропорциональной занятости всех групп мышц.
Ритмопластика.
Ритмопластика как один из терапевтических методов стала применяться сравнительно недавно.
Искусство танца близко детям и любимо ими. К каждому занятию ритмопластикой предъявляются определенные требования как с точки зрения его художественной ценности, так и в отношении здоровья детей. Это прежде всего касается величины физической нагрузки, ее соразмерности возрастно-половым показателям ребенка.
Результативность этой технологии определяется повышением эмоционального тонуса, общей оздоровительной направленностью, предотвращением нарушений и улучшением осанки, повышением эластичности связок, их подвижностью, выработкой выносливости, координации движений, тренировкой музыкального слуха.
Основные задачи этой технологии: овладевать выразительным «языком движений», умением передавать средства музыкальной выразительности (характер, метроритм, динамику, темп, форму музыкального произведения): формировать пространственную ориентировку, развивать перцептивные и мнемические возможности; обеспечивать мышечную регуляцию, снятие напряжения, осознание телесной экспрессии как средства самовыражения; создавать условия для коррекции коммуникативной сферы.
Релаксация.
Релаксация – процесс снятия нервно-психического напряжения, обусловленного интенсивной психической или физической нагрузкой. Посредством релаксации достигается состояние покоя, расслабленности, снижения тонуса скелетной мускулатуры.
Большинству детей свойственны нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их собственной воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Снять напряжение нервной системы ребенка, упокоить его, расслабить помогает система расслабляющих упражнений.
Примерное упражнение для расслабления рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением.
«Загораем». Педагог показывает и объясняет: «Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте как я: Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем. Выше руки поднимаем. Держим, держим, напрягаем….
Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки – на колени).
Ноги не напряжены, Руки не напряжены и рассла-а-блены».
Динамические паузы.
Динамические паузы либо физкультурные минутки – кратковременные перерывы в занятиях для выполнения физических упражнений с целью предупреждения утомления, сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.
При утомлении у детей начинает проявляться двигательное беспокойство и рассеивается внимание. Физические упражнения подбираются с учетом специфики проводимого занятия. Динамическая пауза может включать в себя сгибание и разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук и т.п. Можно выполнять потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Физкультминутки и динамические паузы могут носить игровой характер. Их можно проводить под стихотворный ритм и музыкальное сопровождение.
Технологии эстетической направленности.
Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Ознакомление детей с искусством в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Эти технологи принято считать пассивными воздействиями на ребенка. Их задачи:
• развитие художественного восприятия, чувства и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи;
• приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
• формирование интереса к произведениям искусства;
• развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;
• формирование основ художественно-эстетической культуры личности.
Основа здоровой среды детей в ДОУ – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе.
Эстетически организованная среда в каждой группе должна обладать индивидуальными чертами, характеризующими возрастные особенности воспитанников и стиль группы как помещения где живут, играют и занимаются дети.
- Технологии обучения здоровому образу жизни
Специальные технологии обучения детей здоровью и здоровому образу жизни – один из важнейших разделов педагогических здоровьесберегающих технологий, призванных дать детям необходимые доступные знания в области индивидуального здоровья, социализации в обществе, сформировать у детей мотивацию на здоровый образ жизни.
Физкультурные занятия.
Каждое физкультурное занятие в ДОУ имеет свою структуру, свои задачи, средства, формы и методы.
Невозможно перечислить все задачи, решаемые педагогами в процессе проведения физкультурных занятий. Вот наиболее общие из них:
• формирование осанки;
• развитие органов дыхания;
• развитие опорно-двигательного аппарата;
• развитие координационных способностей;
• развитие скоростных способностей;
• развитие силовых способностей;
• развитие выносливости.
Очень важным разделом физкультурных занятий являются физкультурные праздники, развлечения и досуги в ДОУ.
Физкультурные праздники и досуги призваны веселить детей, доставлять им удовольствие. Они не только являются своеобразной формой показа достижений в различных видах движений, но и учат творческому исполнению двигательного опыта в условиях коллективных действий.
Коммуникативные игры.
Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка. Развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми – носителями этого опыта.
Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.
Результативность этой технологии определяется тем, что:
• у детей сформировываются представления об искусстве человеческих взаимоотношений, они
обучаются диалогу, дискуссии, беседе;
• сформировываются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим,
сверстникам и взрослым людям;
• приобретаются умение и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе;
• решаются проблемы с развитием речи; низкой самооценкой ребенка;
• развиваются индивидуальные способности;
• воспитывается интерес к окружающим людям, взаимоуважение, взаимодоверие.
Рекомендуется включать коммуникативные игры в еженедельную сетку занятий с детьми, также их можно использовать как часть занятия.
Система валеологических занятий из серии «Уроки здоровья».
Стержнем валеологических занятий являются знания о Человеке. Постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли; понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни и здоровья.
Каждый ребенок получит знания о себе, о своем организме. Ребенок начнет осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье. Дети научатся рассматривать свой рост и свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, т.е. от того, насколько их образ жизни является здоровым.
Но недопустимо «читать» детям курс анатомии и физиологии. Нельзя забывать, что перед нами маленький ребенок, который познает мир через наглядно-образную сферу. «Уроки» должны быть просты и понятны, без научных терминов, но научно достоверны.
Игротерапия или игротренинги.
В организации терапевтического процесса выделяют три основные функции игры – диагностическую, терапевтическую и обучающую. Наблюдение за игрой позволяет педагогу получить необходимую информацию о ребенке. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, нежели в словах. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений детей, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве, времени, вещах, животных, структурах, людях.
Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя и экспериментируя.
Игротерапия решает самые разнообразные детские проблемы:
• снижение тревожности и улучшение эмоционального состояния, нарушенного различными неблагоприятными и стрессовыми ситуациями;
• снижение агрессивности в поведении;
• коррекции отставаний в речевом развитии.
Игротренинг – это комплексное занятие с детьми дошкольного и школьного возраста , рассчитанное на развитие всех каналов восприятия. При использовании игротренинга отмечается развитие:
• слухового и зрительного внимания;
• слуховой, зрительной и тактильной памяти;
• воображения и творческой фантазии, чувства пространства, времени, слова и других психических
составляющих личности.
Самомассаж.
Сама по себе технология самомассажа, скорее всего, может быть отнесена к технологии сохранения и стимулирования здоровья. Но по причине того, что педагогам ДОУ необходимо обучить этой методике ребенка, самомассаж можно отнести к технологии обучения.
Систематическое использование в режиме дня ДОУ данной методики способствует укреплению организма ребенка, предупреждает развитие некоторых заболеваний, развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.
Необходимо объяснить детям серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму и какие действия нужно совершить непосредственно перед самомассажем (знания о том, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы и пр.).
Возможные ожидаемые результаты:
• расширение капилляров кожи, ускорение циркуляции крови и лимфы, усиление функции потовых и
сальных желез;
• влияние на обменные процессы;
• улучшение подвижности связочного аппарата;
• усвоение правил, умение овладеть простейшими приемами (поглаживание, растирание, разминание,
поколачивание).
Технология биологической обратной связи.
Последние достижения медицины, физиологии и электроники создали базу для нового безлекарственного направления в исправлении нарушенных функций организма – метода биологической обратной связи (БОС). Метод БОС определяется как произвольное волевое управление функциями организма.
Главное предназначение прибора БОС – выработка дыхания, которое называется диафрагмально-релаксационным типом дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца, или кардиореспираторной тренировкой.
Диафрагмальный тип дыхания заложен в нас природой. Этот тип дыхания приводит в гармонию работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Это первое и единственно правильное дыхание человека.
Все занятия по методике БОС проводятся в игровой форме. Эта технология научно обоснована, безопасна, легко повторяема, не требует много времени на усвоение, имеет простой и понятный контроль уровня здоровья, однако, конечно предполагает наличие в ДОУ компьютерного кабинета и специалиста обученного работе с детьми.
Результативность данной технологии определяется:
• выработкой у ребенка правильного диафрагмального дыхания;
• выработкой у ребенка свободной, несфорсированнной речи;
• коррекцией зрения – обучением навыку безусиленного зрения, которое закладывается в балансе
процессов возбуждения и торможения в зрительной области коры головного мозга;
• выработкой правильной осанки;
• профилактикой и коррекцией плоскостопия;
• профилактикой нарушений дыхания.
- Коррекционные технологии
Арт-терапия.
В настоящее время понятие «арт-терапия» рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции.
Виды арт-терапии: музыкотерапия, вокалотерапия, кинезотерапия (лечение движением), музыкоцветотерапия, имаготерапия (театрализация), куклотерапия, психодрама, изотерапия, либропсихотерапия (лечебное чтение), сказкотерапия.
Наиболее распространена в работе с дошкольниками изотерапия (рисунки, лепка), которая применяется при эмоциональной неустойчивости, переживании чувства одиночества, повышенной тревожности, страхе, искаженной самооценке, наличии конфликтных межличностных отношений.
Выделяется несколько типов заданий, используемых в практике проведений рисуночной терапии:
- Предметно-тематический тип – основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными - «Моя семья», «Кем я стану», Мое любимое занятие» и др.
- Образно-символический тип – основан на рисовании, связанном с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», в виде образов, созданных воображением ребенка, а также изображение эмоциональных состояний чувств – «Радость», «Гнев», «Удивление» и пр.
- Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции – задания, основанные на принципе проекции – «Волшебные пятна», а также воспроизведение целостного объекта («Рисование по точкам») и его осмысление.
- Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками т.д.), изучение физических свойств и экспрессивных возможностей – «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом.
- Задания на совместную деятельность – могут включать задания всех указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.
Музыкотерапию и сказкотерапию выделяют как отдельные здоровьесберегающие педагогические технологии по причине частого использования этих методик как отдельных самостоятельных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Технология музыкального воздействия (музыкотерапия).
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям в доступной форме откликнуться на добрые чувства и поступки, помогают активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, развивают дошкольников физически.
Музыку используют и в качестве вспомогательного приема в те моменты, когда в эмоциональном состоянии ребенка преобладает стресс, напряжение, тревога. Простые, знакомые ребенку песенки помогают расслабиться и быть более открытыми при обсуждении своих проблем.
Сегодня многое известно о влиянии пения на здоровье человека. В медицине существует целое направление – вокалотерапия. Доказано, что звук, зарождающийся во время пения, только на 15 – 20% уходит во внешнее пространство, а остальная его часть поглощается внутренними органами, что приводит их в состояние вибрации. И этот своеобразный массаж стимулирует их работу.
Таким образом, результативность данной технологии определяется:
• укреплением голосовых связок;
• регулированием и углублением дыхания;
• улучшением речи(врачи-логопеды используют пение при лечении заикания);
• выработкой вокально-слуховой координации.
Сказкотерапия.
В настоящее время педагоги используют сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы.
Сказкотерапия многопланова. В ДОУ обычно применяют рассказывание, анализ, сочинение, драматизацию, рисование сказок, придумывание продолжения к известной сказке либо групповое придумывание сказки на наглядной основе.
Грамотное включение сказки в жизнь ребенка позволяет получить следующие результаты:
• развитие интеллектуальных способностей;
• развитие фантазии и воображения;
• развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка);
• развитие умения слушать;
• совершенствование навыков изобразительного творчества;
• развитие конструктивного, позитивного мышления.
Технологии воздействия цветом.
Цветовая гамма – это своеобразная шкала, по которой можно узнать о настроении, вкусах, привычках, характере человека. Цвет может мешать и помогать, отталкивать и притягивать. Он способен даже лечить.
Цвет может содействовать или препятствовать функциональным процессам. По этому параметру все цвета делятся на три группы: возбуждающие, тормозящие и нейтральные. Их основных природных цветов красный и желтый относятся к возбуждающим, синий – к тормозящим, белый и зеленый – к нейтральным.
Цвет в интерьере, как компонент среды, влияет на работоспособность человека.
Доказано, что дети младшего возраста больше любят яркие цвета: красный, оранжевый, желтый. Следовательно, они лучше себя чувствуют при «теплых» тонах краски.
Исследования, проведенные психотерапевтами, позволяют утверждать, что. Например, под воздействием сине-зеленого цвета холерик может стать почти флегматиком. Внешний цвет или устраняет, или ослабляет цвет внутренний, цвет-раздражитель.
Грамотно оформленный интерьер в сочетании с занятиями по цветовой саморегуляции и занятиями по изобразительному искусству способствует:
• повышению эмоционального тонуса ребенка;
• понижению состояния тревожности, страхов, фобических реакций;
• снижению конфликтности в межличностных отношениях.
Технологии коррекции поведения.
Существуют формы поведения детей, которые не являются их характерологическими особенностями, а возникают как болезненные проявления на нарушение адаптации или на негативные семейные обстоятельства: это протестное поведение либо синдром дефицита внимания, которые проявляются чаще всего в 6 -7 лет.
Многие дети у же в раннем возрасте боятся темноты, сказочных злодеев, причем страх необязательно возникает из-за ошибок в воспитании. Становление характера, развитие психики ребенка и недостаток опыта, как правило, не обходятся без конфликтов; родительский запрет и непреодолимое желание, нарушив его, ощутить свою самостоятельность, познать нечто новое, поддерживают эмоциональную напряженность, тревожность и способствуют возникновению страха перед всем неизвестным, необычным.
Кроме того, для детей характерно одушевление предметов, игрушек, а вед сказки и фантастические истории для них не менее реальны, чем мама, их рассказывающая. В педагогической литературе приводятся примеры, когда дети иногда всерьез просят убить Бабу-ягу или волка, чтобы избавит себя от ночных ужасов.
Подобные просьбы нельзя игнорировать, а тем более смеяться над ними, так как сказочные персонажи, живущие в подсознании ребенка, всегда говорят о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями в семье, с отношениями к матери – оберегающей и наказывающей.
Данные формы поведения детей нуждаются в коррекции в том числе и со стороны педагогов.
Основные задачи данной технологии:
• развивать чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других;
• коррекцировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;
• развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формировать адекватную
оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих
людей.
• вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию
при общении;
• повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения,
формировать терпимость к мнению собеседника;
• совершенствовать память, внимание, мышление, развитие восприятия, творческих способностей,
воображения, речи;
• помогать ребенку в осознании своего реального «Я», повышать самооценку, уменьшать тревожность,
беспокойство, чувство вины.
Основные методы коррекции:
- Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
- Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
- Дидактические, развивающие игры.
- Беседы.
- Конкурсы.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Импровизация.
- Сочинение историй.
- Дискуссии.
- Свободное тематическое рисование.
- Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
Психогимнастика.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика учит ребенка социализации, адаптации в сложном современном мире, управлению своими эмоциями, осознанию, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь.
Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение психической составляющей здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Среди решаемых задач данной технологии – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения.
Средствами психогимнастики являются выразительные движения – это мимика, жесты, пантомимика. К вспомогательным средствам общения, используемым на занятиях, относят рисование и музыку.
Занятие психогимнастикой включает в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы.
Фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения и коррекции речи детей. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние на двигательные свойства речевых органов.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на следующее:
• нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
• формирование умений применять силу и высоту голоса;
• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах
и фразах;
• воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
• восприятие, различение и воспроизведение разных ритмов;
• умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Технологию фонетической ритмики можно использовать в работе с детьми, начиная м младшего возраста. Движение в процессе занятия – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель занятий – фонетически грамотная речь без движения.
Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие. На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Наглядный показ и многократное повторение стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.
Профессиональная подготовка педагога в учреждении высшего или среднего педагогического образования сегодня не всегда дает возможность построения им собственной здоровьесберегающей деятельности. В связи с этим особую значимость в современных условиях приобретает теоретическая и методическая подготовка педагогов к этому направлению их профессиональной деятельности.
Поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится проектирование образовательных программ, поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, особенно дошкольных, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Здоровьесберегающая деятельность педагогов должна ориентироваться на здоровье ребенка не как на сиюминутное состояние, что характерно для медицины, а как на процесс. Для ребенка здоровье – это его полноценное и неосложненное развитие.
Стало очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения не может быть решена в системе образования только медицинскими, только педагогическими либо психологическими средствами. Неслучайно в 80-е годы XX столетия возникла потребность в создании валеологии – науки о путях и способах формирования, сохранения, и укрепления индивидуального здоровья человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях»
«Разработка содержания воспитательно-образовательной работыс дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»...
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологии работы. Сущность современных педагогических технологий выра...
Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях
как правильно оформить календарный план!...
«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО....
Здоровьесберегающие педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении
Для педагогов и специалистов...
Педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении
Специфика технологического подхода в дошкольном образовании заключается в том, что образовательный процесс должен гарантировать достижение новых образовательных результатов, требования к которым сформ...
«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.
Информационно - коммуникационные технологии в образовании В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...