Понятие о досуговой деятельности в методической литературе
методическая разработка на тему
Досуг , виды досуга, досуговые мероприятия, методические рекомендации, игровые методы и приемы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Понятие о досуговой деятельности в методической литературе
Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и показатель индивидуальной образованности, как отдельного человека, так и общества в целом.
Выделяют разные формы досуга. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Согласно А. Стрельцову, можно выделить следующие части досуга:
- активный отдых;
- потребление культурных ценностей;
- самообразование;
- культурно-творческие занятия;
- игровая деятельность;
- досуговое общение;
- пассивный отдых;
Отдых является самым простым видом досуга. Он представляет собой действия, направленные на восстановление сил. Выделяют активный и пассивный отдых.
Пассивный отдых, хотя является неотъемлемым элементом жизни человека, служит для снятия утомления и восстановления сил, нельзя в полной мере назвать позитивным досугом.
В то же время, такой отдых является подготовительной ступенью к более сложным и творческим видам досуговой деятельности.
Для активного отдыха характерно воспроизведение сил человека с превышением исходного уровня. Кроме того, во время активного отдыха задействуются те мышцы, психические функции и процессы, которые не нашли применения в труде. Активные движения, общение, быстрая смена эмоциональных воздействий в процессе активного отдыха приносят человеку не только физическое, но и моральное удовлетворение. Однако, в отличие от пассивного отдыха, для активного отдыха необходимо некоторое количество свежих сил. К активным видам отдыха можно относить физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры.
Следующим видом досуговой деятельности являются развлечения. Это такие виды деятельности, благодаря которым человек может улучшить настроение, отдохнуть от повседневных забот.
Развлечения отличаются от отдыха тем, что в процессе развлечений происходит восстановление психического, а не физического состояния, снятие психологического переутомления, расслабление. Для развлечения требуется создание некоторой эмоциональной нагрузки. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
К третьему виду можно отнести познавательную деятельность. Это чтение серьёзной литературы, посещение концертов, спектаклей, выставок, музеев, научных лекций и т.д.
Отличие данного уровня досуга от предыдущего заключается в направленности усилий человека на расширение кругозора, развитие умственных способностей, культурное просвещение. Этот вид досуга отличает систематичность.
Еще одним видом досуговой деятельности является творчество. Этот способ досуга рассчитан на создание, а не потребление культурных ценностей, и в этом его основное отличие от предыдущего уровня. Он приносит наивысший уровень удовлетворения и наиболее эффективен с точки зрения духовного самосовершенствования.
Проблема организации досуга ребенка-дошкольника является крайне важной как для становления личности, индивидуализации интересов, развития общих и специальных способностей, так и для успешной социализации. При этом, организуя структуру свободного времени ребенка, родители реализуют свои педагогические установки и ценности. Досуг дошкольников может включать в себя игровую деятельность, сюжетно ролевые игры, игры с правилами и др. Большое влияние могут оказывать спортивные походы. В настоящее время так же есть возможность посещения различных спортивных и развлекательно-спортивных сооружений, учреждений: катки и ролледромы, бассейны, фитнес-центры, центры скалолазания, батутные центры, верёвочные парки и многое другое.
Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность, т.к. оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все динамично развивающие стороны жизнедеятельности ребенка - поддерживание физических и духовных сил ребенка, укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни и др.
В процессе досуговой деятельности под влиянием взрослого у ребенка формируются представления (знания) о здоровом образе жизни, о мерах профилактики, о ценности здоровья собственного и окружающих.
Среди основных досуговых мероприятий, направленных на формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни можно выделить следующие:
- просмотр мультфильмов («Мойдодыр», «Про бегемота, который боялся прививок» и др.)
- Беседы о здоровом образе жизни (в непринужденной обстановке и форме. Например: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Путешествие за витаминами», «Чистота здоровье нашей кожи»).
- Прослушивание сказок и рассказов о здоровом образе жизни («Федорино горе», «Сказка про здоровье» и др.)
- Различного рода гимнастики: дыхательная, для глаз, пальчиковая и др.
- Игры (д/игры «Мы закаляемся», «Витаминное лото», «Азбука настроения»).
- Праздники («Мама, папа, я - спортивная семья», «Движение – это жизнь», «Что такое здоровье и как его преумножить»).
Таким образом, можно определить и организовать различные виды досуговой деятельности детей. Главное, чтобы мероприятия не навредили, а принесли определенную пользу не только ребенку, но и его родителям, педагогам.
Методические рекомендации по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности
В качестве рекомендаций предлагаем комплекс мероприятий, разработанный нами с целью формирования у детей подготовительной группы представлений о здоровом образе жизни в досуговой деятельности.
Комплексно-тематическое планирование
№№ме | Тема и форма досуговой деятельности | Цель |
Сентябрь | Физкультурное развлечение «Движение - это жизнь» | прививать любовь к спорту, как к одному из критериев ЗОЖ. |
Рассматривание картины о строение тела человека. | дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении. | |
Октябрь | Беседа «Спортсмены» | обогащать знания детей о видах спорта; дать представление о пользе занятий спортом. |
Дыхательная гимнастика | Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения. | |
Физкультурный праздник «Что такое здоровье и как его преумножить». | Закрепить понятие «здоровье», расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний и травм; развивать диалогическую речь, учить пользоваться накопленным опытом. | |
Пальчиковые игры | Активизировать мелкую моторику детей, снять статическое напряжение. | |
Ноябрь | Дидактическая игра «Покажи, что нарисовано» (изображают движениями, что нарисовано на картинке) | Развитие двигательной активности, зрительного восприятия. |
| Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни; способствовать сплочению ребят, научит их играть в команде, соревноваться. | |
Гимнастика для глаз (ежедневно) | Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения | |
Декабрь | Физкультурный досуг «Я и мои друзья» | Прививать любовь к спорту; развивать физические качества, умение гордиться своими достижениями и достижениями своих товарищей. |
Упражнения для профилактики плоскостопия «Кто больше соберет» (используя шишки сосны) | Улучшение кровообращения стоп, координации движений. | |
Январь | Самостоятельные игры в спортивном уголке с обручами, детскими эспандерами, резиновыми кольцами. | Развитие движений и совершенствование двигательных функций; приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту. |
Самомассаж | Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью. Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней. Сформировать привычку к здоровому образу жизни. Привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица. | |
Физкультурный досуг «Мы сильные и ловкие» | Обеспечить укрепление здоровья детей с помощью комплекса физических упражнений, подвижных игр; развивать физические и морально-волевые качества (быстрота, ловкость, выдержка, организованность, дисциплинированность, настойчивость, дружеские взаимоотношения, сопереживание успехам товарища и его неудачам). | |
Чтение художественной литературы: «Сказка о здоровом питании» В.И. Ковальчук; «Айболит» К. Чуковский; Барто А. «Девочка чумазая»; Чуковский К. «Мойдодыр» | Формирование целостного понимания здорового образа жизни. Воспитание потребности в здоровье у детей. Создание правильных представлений у детей о здоровом образе жизни. | |
Февраль | Игра – викторина «Если хочешь быть здоров!»
| Учить детей знать полезные и вредные продукты питания. Побуждать детей отвечать на вопросы, делать выводы и находить решение в предложенных ситуациях |
Физкультурный досуг «Бравые солдаты» (23 февраля) | Расширять представления детей о международных и государственных праздниках. Развивать чувство сопричастности к народным торжествам. Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях. | |
Просмотр мультфильмов: «Здоровье начинается дома», «Мойдодыр», «Королева Зубная щетка», «Митя и микробус», «Сестрички-привычки» | Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровье дошкольников | |
Март | Беседы: «Уроки гигиены» «Чистая вода – для хвори беда». «Уроки гигиены» «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» | Помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятие “здоровый образ жизни”, “охрана здоровья”, убедить в необходимости соблюдения личной гигиены. Привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем. |
Физкультурный досуг «Цирк» | Формировать у дошкольников умение активно проводить досуг. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Воспитывать желание принимать участие в соревнованиях. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, а также инициативу, смелость. | |
Апрель | Беседа «Почему мы болеем?». | Сформировать представление о здоровье, болезнях и микробах. Продолжать формировать навыки здорового образа жизни. Активизировать словарь детей по теме |
Физкультурный досуг «Посоревнуемся» | Приобщать детей к интересной и полезной деятельности. Поддерживать желание дошкольников в активной физической деятельности. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Доставить детям радость, эмоциональный настрой. | |
Май | Точечный массаж «Я здоровье берегу!» | Научить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приёмы самооздоровления (точечный массаж, ароматерапия, закаливание). |
«Знакомьтесь витамины». | Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Воспитывать желание вести ЗОЖ. |
Приведем примеры некоторых видов досуговой деятельности детей в ДОО.
Дыхательная гимнастика. Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Гимнастика для глаз. Уже при посещении детского дошкольного учреждения ребенок может испытывать длительные зрительные нагрузки. Речь идет о занятиях рисованием, лепкой, конструированием, которые требуют напряжения глаз, сосредоточения внимания на одной точке. Такие нагрузки увеличиваются в школе, на уроках. Специальные упражнения помогут снять зрительное напряжение, дать возможность глазам отдохнуть. Итак, для детей дошкольного возраста рекомендуется делать дважды в день следующее:
- движение глазами вправо-влево. Воспитатель показывает их детям сначала в медленном темпе, предлагая представить себя хитрой лисицей, которая высматривает зайца. Затем такие движения выполняются в ускоренном темпе. В конце глаза закрываются.
- Зажмуривание с широким открытием глаз. Воспитатель показывает, как сильно нужно зажмурить глазки на 4-5 секунд, а затем открыть их широко-широко, как бы сильно удивляясь.
- Чешем носик. Рука вытягивается полностью, указательный пальчик помещается напротив носа. Глаза смотрят на приближающийся издали палец, который легонько почесывает нос и медленно удаляется.
Еще одно упражнение с геометрическими фигурами — «Покажи глазами». Воспитатель на доске прикрепляет в ряд 6-7 геометрических фигур. Задача ребенка — по заданию педагога, глазами, без поворота головы показать фигуру, которую он называет. Упражнение представляет собой перемещение глаз и закрепление знаний о форме.
Пальчиковая гимнастика. Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центром и руками. Благодаря гармонизации работы органов речи с мелкой моторикой рук и движениями тела малыш может нормализовать темп своей речи, избавиться от её монотонности, соблюдать речевые паузы, кроме того, у него снижается психическое напряжение.
Самомассаж и массаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.
Закаливание. Так же как и массаж, закаливание – важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.
В работе можно использовать игровые методы и приемы. Продуманная методика проведения дидактических игр по формированию представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка и помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Можно разделить все игры на группы. Приведем пример.
Тема: «Ребенок и здоровье»
Игра «Кому что нужно»
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.
1. Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
Игра «Разложи картинки по порядку»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
Игра «Мой день»
Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Ход игры: Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
Тема: «Полезные продукты»
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
Игра «Угадай на вкус»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»
Игра «Узнай и назови овощи»
Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).
Тема: «Тело человека»
Игра «Угадай по запаху»
Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.
Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло).
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
– Где можно почувствовать такой запах?
«Игра с микрофоном»
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга
Материал: микрофон
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.
Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.
Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.
Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.
Игра «Ты – моя частичка»
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.
Материал: мяч
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...).
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Еще одним видом досуговой деятельности является «Театр физического воспитания дошкольников». Это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей. Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини – игру (СМИ), в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки – схемы, музыка.
А также в своей работе можно использовать просмотр мультфильмов («Мойдодыр», «Планета вредных привычек», «Азбука здоровья» и т. д.), чтение художественной литературы (И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло»), праздники: «Мама, папа, я спортивная семья», «Движение - это жизнь», «Я и мои друзья», «Что такое здоровье, и как его предупредить» и т. д.
Одним из видов коллективного проведения досуга в дошкольных учреждениях являются праздники. Подготовка и проведение праздника для детей – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, воспитателей, родителей и, конечно же, детей. При правильно организованном празднике, дети получают удовольствие, отдыхают, реализуют творческие устремления и способности, узнают много нового.
Таким образом досуговая деятельность старших дошкольников имеет большие возможности для формирования представлений о здоровом образе жизни. Дети в свободной деятельности, в ненавязчивой форме получают знания о здоровье, его ценности, о факторах, влияющих на здоровье, возможных профилактических мерах, узнают о способах, улучшающих собственное здоровье окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка культурно-досуговой деятельности "Здравствуй, лето!" для детей среднего возраста с ОНР.
Методическая разработка праздника "Здравствуй, лето!" для формирования творческой деятельности детей через различные виды искусства: музыку, стихи, живопись; для обогащения жизненного опыта детей чере...
Методическая разработка совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми 6-7 лет "Есенинские чтения"
Привлечь внимание детей и родителей к памятной дате, 120 -летнему юбилею со дня рождения С. А. Есенина. Способствовать развитию памяти детей через заучивание поэтических произведений....
Методическая разработка "Формы культурно-досуговой деятельности"
Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу жизнедеятельности, открывающую возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развити...
Методическая разработка. Развитие индивидуальных интересов и творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности.
Методическая разработка отражает виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников, а также опыт работы по организации праздников и развлечений....
Понятие о досуговой деятельности в методической литературе
Досуг , виды досуга, досуговые мероприятия, методические рекомендации, игровые методы и приемы...
«Понятие счёта и счётной деятельности в педагогической литературе. Этапы формирования счётной деятельности»
laquo;Понятие счёта и счётной деятельности в педагогической литературе.Этапы формирования счётной деятельности»...
Муниципальное методическое объединение «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности через музыкально – театрализованную деятельность.»
Цель: Развитие творческого потенциала детей через организацию театрализованной деятельности. Задачи: Формировать интерес к театрализованной деятельности. Познакомить с чувствами и настр...