Методическая разработка "Прогулки в природу"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цикл экскурсий в лесопарк Кузьминки с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Цикл экскурсий в лесопарк33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка в природу

«Здравствуй, осень»

Интеграция образовательных областей

«Физическая культура» - «Коммуникация»

Составители: инструктор по физической культуре Запорожец Л.Г.

 учитель-логопед Климова Е.А

Задачи:

 обобщить у детей знания о приметах осени, расширить словарный запас детей;

 упражнять в ходьбе широким шагом, в легком беге и беге на скорость, переступании и перешагивании через предметы;

 развивать мелкую и общую моторику детей, логическое мышление; способствовать развитию внимания, ориентировке в пространстве и координации движений, выносливости;

воспитывать бережное отношение к природе; чувство взаимопомощи.

Предварительная работа.

Беседа о разных осенних периодах (ранняя,  поздняя) с рассматриванием иллюстраций.

Разучивание игр.

Чтение художественной литературы.

Беседы о правилах поведения в природе.

Оборудование: запись голосов птиц.

Непосредственно образовательная деятельность.

1.Переход к месту стоянки.

Во время перехода до места стоянки используются разные виды построений: из детского сада дети выходят парами; по лесопарку идут в свободном построении; на узких тропинках встают в колонну. В зависимости от рельефа меняются движения: обычная ходьба; легкий бег при спуске с горы; широким шагом при движении в гору; дети переступают или перешагивают через встречающиеся на пути препятствия (корни деревьев, канавки).

2. Стоянка №1.  Берег Кузьминского пруда.

Проводится наблюдение за осенними изменениями в природе. Обращают внимание на цвет травы, листьев деревьев, на опавшие листья под деревьями. Вспомнить, что такое листопад, какие птицы называются перелетными.

Подвижная игра «Перелетные птицы».

Дети делятся на две подгруппы. Детей первой подгруппы становятся в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей вбегают и выбегают в «воротики». По сигналу педагога «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу, выходят из клетки. Подгруппы детей меняются ролями.

Игра «Угадай птицу по голосу».

Воспитатель включает поочередно запись голосов разных птиц. Выслушивает мнение детей, голос какой птицы они слышали, и подводит итог, называет правильный ответ. (Последним звучит голос утки).

Наблюдение за утками.

Логопед: Жизнь уток связана с водоемом, здесь они добывают корм, в прибрежных зарослях они вьют гнезда и высиживают потомство. Ребята, как называются птицы, чья жизнь связана с водоемом?  (Водоплавающие).

3. Переход к месту второй стоянки.

Ко второй стоянке ведет широкая тропинка, по ней дети бегут наперегонки до указанного  ориентира. Затем дети встают друг за другом,

Подвижная игра «Прогулка в лес».

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Дети маршируют.

Ходят «змейкой» между «кочками».

Бегут на носках.

Ходят высоким шагом,

Перешагивая через «кочки».

Маршируют.

4. Стоянка №2. Лесная полянка.

Продолжить наблюдение за осенними изменениями в природе.

Предложить детям потрогать увядшую траву и опавшие листья. Обратить внимание, осенью цветов нет, зато много плодов: густо увешаны крылатыми плодами липа и клен, краснеют грозди рябины. Попросить посмотреть вокруг и назвать знакомые деревья.

Сбор листьев с разных деревьев.

Мимические упражнения.

Логопед. Осенью наше настроение часто зависит от погоды.

Изобразите Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю осень. Поздняя Осень грустная, печальная.

Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный и дождливый, хмурый осенний день.

 Логопед. Осенью в лесу много грибов.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб, удивились «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Пальчиковая  гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё – всё съел, -

Оттого и потолстел!

Энергично сжимают и разжимают пальцы рук.

Показывают по одному пальцу, начиная с мизинца.

Игра малой подвижности «По грибы»

Перед началом игры дети с педагогом вспоминают названия грибов (съедобных и несъедобных).

Мы шли, шли, шли,

(Название гриба) нашли.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём искать опять.

В.Волина

Дети идут по кругу друг за другом.

Педагог показывает ребёнка, который должен вспомнить название гриба.

Приседают, «срезают» гриб и «кладут» в корзину.

Снова идут по кругу.

Упражнение на координацию речи и движения «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть.

 Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

Н. Нищева

Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

Разводят руки в стороны.

Маршируют на месте, высоко поднимая колени.

5. Короткая дорога в детский сад.

Последующая работа:

  • выполнение поделок и аппликационных работ из собранного природного материала;
  • изготовление альбома «Осенние листья»;
  • составление рассказа на тему «Осенний парк»;
  • рисование осеннего пейзажа.

Прогулка в природу

«Ах ты, Зимушка-Зима»

Интеграция образовательных областей

«Физическая культура» - «Коммуникация»

Составители: инструктор по физической культуре Запорожец Л.Г.

учитель-логопед Климова Е.А

Задачи:

 обобщить у детей знания о приметах зимы, расширить словарный запас детей;

 упражнять в ходьбе широким шагом, в легком беге и беге на скорость, переступании и перешагивании через предметы;

 развивать мелкую и общую моторику детей, логическое мышление; способствовать развитию внимания, ориентировке в пространстве и координации движений, выносливости;

воспитывать бережное отношение к природе; чувство взаимопомощи.

Предварительная работа.

Беседа о приметах зимы и жизни животных зимой с рассматриванием иллюстраций.

Изготовление кормушки.

Разучивание игр.

Чтение художественной литературы.

Беседы о правилах поведения в природе.

Непосредственно образовательная деятельность.

1.Переход к месту стоянки.

Во время перехода до места стоянки используются разные виды построений: из детского сада дети выходят парами; по заснеженным тропинкам лесопарка идут друг за другом в колонну. На отдельных участках дороги дети высказывают предположения о том, какие движение целесообразно использовать в зависимости от рельефа местности. Например, с горки сбежать, скатиться или медленно сойти, ставя ступни ног перпендикулярно спуску; подняться на горку прямо или под углом, обычным или приставным шагом и т.д. По скользкому участку дороги прийти не спеша, ступая на всю ступню всей тяжестью тела. Обледенелые участки дороги используются для упражнения в скольжении.

2. Стоянка №1.  Берег Кузьминского пруда.

Проводится наблюдение за зимними изменениями в природе. Как изменился пруд? Сравнить хвойные и лиственные деревья. Назвать деревья: ель, сосна, береза, ива, дуб, лиственница, осина.

Игры.

«Метелица». Дети стоят в кругу. По сигналу: «Метелица» - они захватывают снег и подбрасывают его вверх к центру круга.

«Пурга». Дети стоят в кругу, каждый лепит снежок. По команде все одновременно подбрасывают снежки вверх к центру круга.

«Вьюга». Дети встают в ряд и двигаются вперед, захватывая снег двумя руками и подкидывая его вверх.

Развитие речевого дыхания и голоса.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с-с».

3. Переход к месту второй стоянки.

Переход по запорошенной снегом площадке.

«След в след». Впереди идет воспитатель. Он делает широкие шаги так, чтобы оставались четко обозначенные следы. Дети идут за ним, стараясь попасть след в след.

Дойдя до одиноко стоящей елочки, протаптывают вокруг нее тропинку и встают в кружок. От общего круга каждый протаптывает свою дорожку к елочке, продвигаясь вперед и назад приставным шагом. Затем путь продолжается «След в след» до второй стоянки.

4. Стоянка №2. Лесная полянка.

Ответить на вопросы: Есть ли зимой в лесу животные? Как узнать об этом? (Следы и голоса). Рассмотреть следы на снегу.

Чем питаются птицы и животные зимой в лесу?

Зимой птицам и животным тяжело находить корм, поэтому люди помогают им: устраивают столовые для животных и вешают кормушки для птиц. Повесить изготовленную детьми кормушку и насыпать, принесенный с собой корм.

Игра «Угадай звуки зимней природы».

Воспитатель включает поочередно запись голосов разных птиц, животных, природных звуков. Выслушивает мнение детей, подводит итог, называет правильный ответ.

Пластические этюды.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую.

Вспомнить зимние игры и забавы.

Упражнение для работы над темпом и ритмом речи, координации речи с движением «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катали,

А потом без сил упали.

Полежали, полежали,

Отдохнули, дружно встали

И домой мы побежали.

Имитация ходьбы на лыжах.

Имитация бега на коньках.

Присесть.

Изображают, как лепят снежки,

как катят снежки.

Присесть.

Встать.

Бег по кругу.

Упражнение для работы над темпом и ритмом речи, координации речи с движением «Снеговик Егорка».

Дети встают в круг и берутся за руки. В центре стоит ребенок – «снеговик Егорка».

Лихо сдвинув набекрень

Старое ведерко,

Прислонился на плетень

Снеговик Егорка.

У него пылает нос

Весело и ярко.

На дворе стоит мороз,

А Егорке жарко.

Приглашает он ребят

Прокатиться с горки.

Глазки весело блестят,

Радостно Егорке.

Раз-два! Раз-два-три!

Нас, Егорка, догони!

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Останавливаются и приставляют руки к носу, показывают длинный нос. «Снеговик» выполняет движения вместе с детьми.

Скрещивают руки и хлопают ладонями по плечам.

Вытягивают руки вперед.

Манят руками.

Поднимают руки вверх и опускают вниз («катятся с горки»).

Ставят руки на пояс и качают головой из стороны в сторону.

Хлопают в ладоши.

Хлопают ладошами по коленям.

5. Короткая дорога в детский сад.

Последующая работа:

  • выполнение поделок и аппликационных работ из собранного природного материала;
  • составление рассказа на тему «Зимний парк»;
  • рисование зимнего пейзажа.

Прогулка в лесопарк «Кузьминки»

 «Ах, лето красное!»

Составители: Инструктор по физической культуре

 Запорожец Лариса Григорьевна

Учитель – логопед Климова Елена Александровна

Интеграция образовательных областей

 «Коммуникация» - «Физическая культура»

Цель: Формирование осознанного и бережного отношения к природе.

Задачи:

 учить детей замечать сезонные изменения в природе, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

актуализировать представления детей о травянистых растениях и деревьях;

закреплять умение различать деревья по форме листьев и коре;

активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас;

упражнять детей в разных видах ходьбы и бега;

развивать мелкую и общую моторику детей; способствовать развитию внимания, фонематического слуха; ориентировке в пространстве и координации движений, выносливости;

воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Предварительная работа.

Разучивание игр.

Чтение художественной литературы.

Беседы о правилах поведения в природе.

Оборудование: флажки, коврики.

Непосредственно образовательная деятельность.

1.Мотивация прогулки.

Беседа в группе перед выходом на прогулку в природу.

2.Переход к месту стоянки.

При переходе к стоянке по городской улице дети идут с изменением темпа: ускоряясь на прямых и замедляясь на опасных участках дороги. По территории лесопарка пробегают короткие расстояния в быстром темпе, обегают встречающиеся на пути препятствия;  перепрыгивают неширокие канавки, выступающие корни деревьев, подпрыгивают вверх, доставая ветки деревьев.

3.Стоянка № 1. Берег Кузьминского пруда.

Логопед: Ребята,  вспомните, как выглядело это место весной?

Логопед: Что изменилось? (Выросла трава, цветы, деревья покрылись листьями; слышны птичьи голоса, жужжание насекомых)

Логопед: Все, что вы перечислили, это признаки какого времени года? (Лета).  

 Обратить внимание детей на поверхность пруда: водная гладь, словно зеркало отобразила высоту и цвет неба, прибрежные деревья и кусты.

Упражнение на координацию речи с движением «Лето».

Раз, два, три, четыре, пять,

Лето к нам пришло опять:

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать

И грибочки собирать.

Пять хлопков.

Четыре шага.

Имитация плавания.

Прыжки на месте на двух ногах.

Бег по кругу, взявшись за руки.

Имитация сбора грибов.

4.Переход ко второй стоянке.

Дети идут по тропинке в колонне в спокойном темпе. Затем идут по высокой некошеной траве, высоко поднимая ноги.

5.Стоянка №2. Луг.

Обратить внимание детей на разноцветие луга.

Детям предлагают разойтись по лугу, лечь в траву на коврики, послушать звуки, понюхать запахи, внимательно рассмотреть травы.

Детям загадывают загадки.

Я – шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

(Одуванчик)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчик)

Все знакомы с нами:

Яркие, как знамя,

Мы – однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми …(гвоздиками).

Белая корзинка –

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Названные цветы дети находят на лугу. Детям объясняют, что цветы рвать нельзя, можно лишь нежно дотронуться до них.

 Игра «Веночек».

На лугу обозначают два пункта, на расстоянии 8-10метров друг от друга. По считалке выбирается водящий.

Раз, два, три, четыре, пять,

В «Веночек будем мы играть.

Небо, солнце, луг, цветы –

Ты поди-ка, поводи!

В одном пункте стоят все дети – это «цветы». В другом пункте находится водящий.  Приближаясь к «цветам», водящий говорит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплести венок». Дети – «цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали

И венок из нас сплели,

Мы хотим вот здесь остаться.

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети  - «цветы» перебегают в пункт, из которого вышел водящий. Водящий старается запятнать кого-нибудь. Пойманный становится водящим. (Игру повторить 3-4 раза).

6.Переход к третьей стоянке.

Дети идут по тропинке в колонне в спокойном темпе.

7. Стоянка №3. «Лесная полянка».

Логопед. Отгадайте новые загадки.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёза)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

 А в иголках круглый год.

(Елка)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я – не на опушке,

Ветви – только на макушке.

(Сосна)

Сучки рогатые,

Плоды – крылатые,

Листы – ладошкой

На длинной ножке.

(Клён)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

Логопед: Все эти деревья здесь  растут. Давайте поищем клён, берёзу, осину, рябину, ель, сосну. (Дети вместе с педагогами рассматривают деревья, листья, цвет коры)        

        

Игра «Узнай по голосу» (Е.Тиличеева).

Дети встают в круг, держась за руки. В центре стоит ребёнок. Дети идут по кругу и поют:  

   « Лена, ты сейчас в лесу.

 Мы зовём тебя: «Ау!»

Ну-ка, глазки закрывай, не робей.

Кто зовёт тебя, узнай поскорей!»

Логопед знаком показывает, кто должен позвать стоящего в кругу ребёнка. Ребёнок должен угадать имя зовущего. Тот встаёт в центр круга. Игра продолжается.

Инструктор по физической культуре: Ну, вот и подошла к концу наша прогулка.

Группа коротким путём возвращается в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Календарь природа"

Календарь природы - это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе....

Методическая разработка "Друзья природы" в средней группе "А"

Интегрированное занятие по экологии в средней группе на тему "Друзья природы"Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире...

Методическая разработка "Чудеса природы"

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста.Каждая работа по изготовлению поделок из природного материала познавательна и увле...

Методическая разработка "Друзья природы"

Методическая разработка по формированию экологических представлений дошкольников....

Учебно-методическое пособие " Календарь природы"

Учебно-методическое пособие предназначенно для наглядного обьяснения погоды...

Методическое пособие «Явления природы».

Дидактическое пособие  «Явления природы» разработано для детей 3 – 7 лет.Место использования: организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная...