Методическая разработка "Друзья природы"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цацына Матлюба Муйдиновна

Методическая разработка по формированию экологических представлений дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  «Друзья природы».

Возраст дошкольников:4-5 года.

Цель: Формирование начальных экологических представлений  у детей .

Задачи:

Обучающая:

  • Расширять знания детей о лесе, его обитателях.
  • Закрепить умение вести себя на природе.

Развивающая:

  • Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки. 

Воспитывающая:

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Материалы: картины с изображением птиц и зверей, «волшебный мешочек», листья деревьев, аудиозапись звуков леса и пения птиц, атрибуты для игры «Совушка», муляжи грибов, деревьев; костюм для создания образа « учёной совы»; игрушка ворона.

Предварительная работа: 

  • Рассматривание иллюстраций  растений, грибов, животных, птиц;
  • Беседы  о представителях живой природы;
  • Чтение художественной литературы о животных и растениях.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

(Воспитатель выступает в образе Учёной  Совы).

Учёная Сова: Здравствуйте,  мои дорогие. Я - Учёная Сова прилетела к вам в гости из леса.

( Тут  раздаётся  громкое: «Кар-кар».  Учёная Сова и дети обращают внимание на ворону, которая  сидит на деревце)

Учёная Сова: Ребята, смотрите,  нам  Ворона  принесла  конверт. Давайте посмотрим от кого письмо.                                                                                                                                                                    Учёная Сова (читает):

 Дорогая наша Учёная Сова.  

Срочно возвращайтесь  в лес

Нас волшебник напугал.

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть.

Что нам пить и что нам есть.

Поскорее приходите,

Помогите, помогите!

( подпись - жители леса)                                                                                                                        Учёная Сова: Ребята, придётся возвращаться в лес. Что же случилось с лесными жителями? Вы отправитесь со мной?

Дети: Да!

Учёная Сова: Тогда,  скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.

1, 2, 3, 4, 5 – в лес идем мы всех спасать.

 Учёная Сова: Посмотрите, куда мы попали?

Дети: Мы попали на лесную полянку.

Учёная Сова: Правильно. Здесь раньше росли грибы.  А теперь вместо грибов растут загадки. Волшебник  заколдовал их. Чтобы всё  исправить, ребята, вам  нужно отгадать их.

(Учёная Сова читает загадку, дети отгадывают)

1.Очень дружные ребята

У пенька живут…

Дети: Опята.

2.У берёзок, посмотри:

Здесь один, тут целых три!

Дети: Подберёзовик.

3.Где хвоинок многовато,

Поджидают нас…

Дети: Маслята.

4.Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда  не годный.

Дети: Мухомор.

Учёная Сова: Правильно. Молодцы ребята,  посмотрите, все  загадки  снова  превратились в грибы.

 Учёная Сова: Скажите,  какие съедобные грибы вы знаете?

Дети: Опята, сыроежки, лисички, маслята. 

Учёная Сова: А ядовитые?

Дети: Поганки, мухоморы.

Учёная Сова: Ребята, как вы думаете, ядовитые грибы могут быть полезны?

Дети: Наверное,  могут.

Учёная Сова: Ядовитые грибы нельзя уничтожать, потому что они лекарство для животных. Например, для  лося. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти. Например, опята растут на пне, подберёзовик растёт под берёзой.

Обязательно нужно помнить, чтобы грибы всегда росли в лесу собирать их нужно осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать ножиком, чтобы не повредить грибницу. Нельзя пробовать на вкус сырые грибы. Берите только те грибы, которые хорошо знаете.

Учёная Сова: Ой,  ребята, смотрите волшебный мешочек под деревом, а в нём что-то шелестит. Давайте посмотрим, что  там издаёт  звуки.

(Звучит аудиозапись  «Шелест листьев».)

Учёная Сова: Это проделки волшебника, он собрал все листья с деревьев в один волшебный мешок. Чтобы их вернуть деревьям  я  предлагаю вам поиграть в игру.

                                   Игра « С какого дерева листочек »

(Описание игры: Вызываются по очереди все дети. Каждый  вынимает  из волшебного мешочка  листочек и должен назвать с какого листок)

Учёная Сова: Молодцы, помогли деревьям. Я вижу, вы знаете название деревьев нашего леса. Теперь каждый листочек на своём дереве. Они шевелятся, шелестят вам «спасибо» говорят. Давайте и мы с вами станем деревьями.      

Упражнение "Дерево"

Станем мы деревьями

Сильными, большими (руки на поясе)

Ноги это корни.

Их расставим шире.

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин далёких воду добывали.  (наклон вперёд, движения кистями рук)

Тело наше - ствол могучий.  (раскачивается)

Наши руки - это ветви.  (руки вверх)

Пальцы - веточками будут.

Листья закрывают их .( ладошка прижимает ладошку)

Как придёт за летом осень, ( движения руками вверх, вниз)

Разлетятся листья вмиг. (Руки в стороны)

Учёная Сова: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев?

Дети: Птицы.

Учёная Сова:  Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще мы слышим их голоса. Но что-то я не слышу птичьего пения. А вы ребята?

Дети: Мы тоже не слышим. 

Учёная Сова: Сейчас спрошу у Вороны (подходит к игрушке Вороне, шепчется) .Ворона   сказала, что волшебник вернёт птицам голос, если вы  ответите на следующие вопросы. Вы готовы помочь птицам?

Дети: Да!

Учёная Сова: Какие бывают птицы?

Дети: Перелётные, зимующие.

Учёная Сова: Какие птицы называются перелётными? Назовите их.

Дети: Птицы, которые улетают в тёплые края. Это: ласточка, журавль, грачи. Учёная Сова: Какие птицы называются зимующими? Назовите их.

Дети: Птицы, которые  остаются зимовать. Это: синица, сова, сорока

Учёная Сова: Как вы можете помочь птицам зимой? 

Дети: Нужно делать кормушки и подкармливать птиц. 

Учёная Сова: Молодцы ребята, правильно ответили на все вопросы волшебника. Я слышу голоса птиц, а вы?

Дети: Слышим! (звучит аудиозапись птичьих голосов) 

Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»

Дети отвечают: Воробей  - чирикает. Ворона -  каркает. Голубь — воркует. Синица — свистит. Утка — крякает. Соловей — поет. Кукушка — кукует.

 Учёная Сова: А сейчас ребята, чтобы вы немного отдохнули,  давайте поиграем в подвижную игру «Совушка». 

Описание  подвижной игры.

На площадке обозначается гнездо совы. Выбирается сова. Остальные дети – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» - все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. 

Учёная Сова: Не только птицы живут в лесу, а кто ещё?

Дети: Звери. 

Учёная Сова: Правильно. Только я не вижу никого из зверей. Где же они? Ворона,  подскажи, куда звери подевались. (Подходит к Вороне, та шепчет Сове на ушко)

Учёная Сова: Теперь понятно, что без волшебника тут не обошлось. Всех зверей волшебник собрал в самую большую глушь. Узнать их нам поможет игра.

Дидактическая игра «Чьи следы».

Описание игры.  (Детям раздаются карточки с изображением животных, на столе лежат карточки с изображением следов животных. Загадываются загадки о животных и птицах, после чего дети находят карточку животного и карточку со следами данного животного) 

Учёная Сова: Ну, вот  мы выполнили все задания правильно, и нам удалось пройти  все испытания  и прогнать злого Волшебника. Вы  расколдовали всех обитателей.

Учёная Сова: Ребята, когда вы приходите в лес, как вы себя должны вести?

Дети: В лесу нельзя  ломать деревья, нельзя шуметь, рвать цветы. Нельзя разводить костры, оставлять мусор.

Учёная Сова: Ребята, вы сегодня показали ,что вы настоящие друзья природы. Примите от меня эти значки  (Сова раздаёт значки  «Другу природы»).

 Рефлексия.

Учёная Сова: Ребята, скажите, где сегодня  вы побывали?

Дети: В лесу.  

Учёная Сова: Кому вы помогли? 

Дети: Грибам, птицам, зверям, деревьям.

Учёная Сова: Кто такой друг природы?

Учёная Совам:  Это тот, кто любит природу,  заботится о ней. Ребята, спасибо,  что помешали  злому  волшебнику и помогли   растениям и животным. 

(Учёная Сова предлагает детям на чудо-дерево повесить ленточки, которые будут характеризовать настроение детей)

 Учёная Сова: Жёлтая ленточка говорит о том, что вам было интересно,  и вы отчаянно помогали  мне освободить от чар злого волшебника лесных обитателей.   Синяя,  о том,  что вы испугались проделок злого волшебника, и вам не удалось помочь мне.

Учёная Сова: (Дети развешивают ленточки на дерево)

Учёная Сова: А в благодарность за ваши труды я приготовила вам гостинцы. Вы ладошки подставляйте и гостинцы получайте. До свидания, до новых  встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"

Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста. Цель: развитие у детей активного познавате...

Учебно-методические материалы «Природа – наш дом родной»

Если все люди будут относится хорошо к окружающему миру природы, то Земля будет кормить человека еще много-много веков....

Методические рекомендации « Природа. Художник. Зритель. Рисование пейзажа».

Методические рекомендации «Природа. Художник. Зритель. Рисование пейзажа» разработаны в помощь педагогам дополнительного образования, учителям и воспитателям для организации и проведения у...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...

Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей

  Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...

Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».

Мониторинг формирования знаний о мире природы у детей  дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».(с...

Методическая разработка: "Природа нашего края"

Цель: формирование представлений о природе нашего края через разные виды деятельности.Задачи:1. Расширять представления о характерных особенностях  природы нашего края.2. Учить устанавливать...