Здоровьесбережение детей дошкольного возраста
консультация на тему
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста
Сунгатуллина Лилия Рустамовна – воспитатель МАДОУ №60,
I квалификационной категории
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.
Сегодня я хочу рассказать, что же такое здоровьесберегающие технологии и как они используются в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду, то есть детей, педагогов и родителей. Поскольку приоритетным направлением нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей, мы ставим перед собой следующие задачи:
- обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада
- воспитывать валеологическую культуру,
- дать элементарные знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
В своей работе я использую следующие виды современных здоровьесберегающих технологий:
1. физультурно - оздоровительные,
2. образовательные,
3. валеологическое просвещение родителей,
4. социально-психологическое,
5. медико-профилактическое.
Чтобы работа была эффективной, необходимо систематизация, поэтому я применяю:
- Комплекс закаливающих мероприятий в течение дня (воздушное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика).
Закаливание полезно для людей всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии). Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.
Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.
- Образовательную деятельность по физической культуре всех типов;
- идет оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки).
Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она проводится нами ежедневно в помещении или на воздухе. Содержание утренней гимнастики составляют в основном общеразвивающие упражнения, соответствующие возрасту детей, знакомые им. Применяем на утренней гимнастике и различные пособия: кубики, флажки, ленты, мячи, что способствует повышению степени двигательной активности детей. Утреннюю гимнастику провожу в игровой форме, куда включаю общеразвивающие упражнения имитационного характера («снежинки кружатся», «птички летают» и т. п.). Создаю целый сюжет из имитационных движений.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с малоподвижными детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности. Организуя прогулку, учитываю, какие занятия предшествовали ей. Если они носили подвижный характер, то прогулку начинаю с наблюдения или самостоятельной деятельности детей. Если же дети на занятиях были ограничены в движениях, то прогулка начинается с проведения подвижной игры, игровых или спортивных упражнений. При выборе подвижных игр и игровых упражнений учитывается время года и состояние погоды. При холодной погоде игры с активными движениями (бег, прыжки) чередуются с видами деятельности умеренно подвижного характера (ходьбой, метанием, подлезанием). Такое чередование характера и темпа двигательной деятельности создаёт возможность отдыха для детей и предохраняет их как от замерзания, так и от перегревания, поддерживает положительно – эмоциональное состояние психики. В основном проводится на прогулке одна общая для всех детей подвижная игра и 1 – 2 игры с подгруппой детей (по желанию детей). При организации подвижных игр и игровых упражнений, а так же самостоятельной двигательной активности детей на прогулке принимается во внимание и степень двигательной активности каждого ребёнка. Так, у детей с высокой двигательной активностью преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег друг за другом, с ловлей, прыжки, подскоки). Они отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности. Поэтому от таких детей мы добиваемся более точного выполнения движений, даём упражнения на воспитание выдержки, настойчивости, стараемся регулировать их самостоятельную деятельность, чередуя деятельность с интенсивными движениями с деятельностью, предполагающей более спокойные движения (упражнения с кеглями, мячом, сюжетно-ролевые игры). Малоподвижные дети не любят коллективные игры, предпочитают игры низкой степени интенсивности. Таких детей на прогулке привлекаю к спортивным и игровым упражнениям, требующих активных движений (бег за мячом, катание мяча, прыжки) и состоящих из навыков, усвоенных детьми на занятиях. Для развития уверенности в себе и воспитания интереса к подвижным играм часто даю им ведущие роли, отмечаем их успехи. Регулировать двигательную активность детей на прогулке помогают и трудовые поручения.
- применяю инновационные технологии оздоровления и профилактики (тактильные дорожки, ароматерапия, дыхательная, зрительная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, солевая комната «Галокамера», сказкотерапия).
Тактильные дорожки полезна детям для развития тактильных ощущений, т. к. ходьба по разным участкам поверхности дорожки здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически-активные зоны подошвенной части стопы. Во время ходьбы по дорожке босиком дети выполняют различные дыхательные и двигательные упражнения. Дорожка здоровья позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Ароматерапия – лечение с помощью эфирных масел разных растений. У детей раннего и дошкольного возраста наиболее распространены ОРЗ. Существуют разные способы снижения заболеваемости: физические методы, медицинские препараты, лечебные травы и ароматические масла, которые повышают общую устойчивость организма к инфекциям. Само ароматическое вещество активизирует дыхание клетки, которое способствует оздоровлению организма человека.
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:
• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,
• восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения;
• налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
• исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
• повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.
Галокамера или спелеокамера — это добрая соляная комната, способная помочь ребёнку справиться со многими недугами с минимальным применением или вообще без использования фармацевтических средств. Соляная комната — это современный аналог естественной соляной пещеры, известной своими целебными свойствами еще с древних времён. В соляной галокамере благодаря специализированному оборудованию постоянно поддерживается определённая температура, давление и влажность воздуха, концентрация различных ионов соли, оказывающих благотворное влияние на организм. Чем же полезна соляная пещера для детей?
- Укрепление иммунитета и стимуляция обменных процессов;
- Польза соляной комнаты для дыхательной системы заключается в:
- увеличении вентиляции лёгких;
- расширении функциональных дыхательных резервов (жизненная ёмкость лёгких);
- повышении эффективности дыхательного акта человека (минутный объём циркулирующего в лёгких воздуха);
- улучшении газообмена.
3. Положительное действие оказывает пребывание в соляной комнате и на нервную систему ребёнка. Оригинальная обстановка комнаты способствует восстановлению процессов торможения в ЦНС.
Сказкотерапия - это форма познания и лечения души. Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту.
Сказка показывает возможные и желательные формы поведения, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы - это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности.
Сказка позволяет переживать эмоции. Действия персонажей вызывают вполне реальные чувства. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего сказку рассказывают перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Сказка готовит к взрослению.
- организуется рациональное питание;
- ведется медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- и, конечно же, соблюдаются требования СанПиНа к организации педагогического процесса.
Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
С этой целью проводятся совместные физкультурные праздники и развлечения. Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...
статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"
В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....
Система здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Система работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста....
Педагогический совет "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Представлена форма педсовета с участием всех специалистов ДОУ....
Роль оздоровительных игр в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.
В работе названы базовые критерии сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Указано, какие функции выполняют оздоровительные игры в воспитании детей дошкольного возраста....