Система здоровьесбережения детей дошкольного возраста
материал по теме
Система работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка№ Г.Волжск РМЭ
Система здоровьесбережения детей
дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Камалиева Татьяна Алексеевна
2012г.
Система здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Ведь именно до7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому здоровьесбережение является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Для реализации этих задач в группе созданы условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей: функционирует спортивный уголок, гимнастическая стенка, разнообразная предметно-развивающая среда. В детском саду оборудован физкультурный зал с разнообразным оборудованием, тренажерами. Все это повышает интерес детей к физкультуре , увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими стенками.
Детским педиатром и медицинской сестрой проводится обследование физического здоровья детей. Учитываются индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья. На каждого ребенка составляется листок здоровья.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового образа жизни и осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мною разработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие мероприятия:
Организация работы по профилактике здоровья.
Организация работы по профилактике здоровьесбережения детей основывается на принципе построения оздоровительного процесса, предусматривает решение оздоровительных задач в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности воспитанников. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей строится на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.
№ | Формы и методы | Содержание |
1 | Обеспечение здорового образа жизни | - щадящий адаптационный режим, - гибкий режим |
2 | Физические упражнения | - утренняя гимнастика, - физкультурно-оздоровительные занятия, - подвижные игры, - корригирующая гимнастика, - дыхательная гимнастика, - спортивные игры. |
3 | Гигиенические и водные процедуры | - умывание, - мытьё рук, - игры с водой (в летний период), - обеспечение чистоты среды. |
4 | Световоздушные ванны | - проветривание помещений, - сон с доступом свежего воздуха, - прогулки на свежем воздухе, - обеспечение температурного режима, - контрастные воздушные ванны ( переход из спальни в игровую). |
5 | Активный отдых | - развлечения, праздники, - игры-забавы, - дни здоровья. |
6 | Арома, фито и фитонцидотерапия | - витаминный чай, - фитонцидотерапия. |
7 | Диетотерапия | - рациональное питание по меню. |
8 | Свето и цветотерапия | - обеспечение светового режима, - цветовое и световое сопровождение учебного процесса и среды. |
9 | Музыкотерапия | - музыкальное сопровождение режимных процессов (сон), - музыкальное оформление занятий (фон), - музыкально-театральная деятельность. |
10 | Аутотренинг и психогимнастика | - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, - игры- тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний, - коррекция поведения. |
11 | Спец.закаливание | - самомассаж стоп, - игровой массаж, - босоножье, общеукрепляющий массаж, - дыхательная гимнастика. |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно |
2 | Физическая культура А) в зале, Б) на воздухе | 3 раза в неделю А) 2 раза, Б) 1 раз |
3 | Подвижные игры | 2 раза в день |
4 | Гимнастика после дневного сна | Ежедневно |
5 | Спортивные упражнения | 2 раза в неделю |
6 | Спортивные игры | 2 раза в неделю |
7 | «Неболейка» | 1 раз в неделю |
8 | Физкультурные досуги | 1 раз в месяц |
9 | Физкультурные праздники | 2 раза в год |
10 | Дни здоровья | 1 раз в месяц |
11 | Каникулы | 2 раза в год |
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1 | Витаминотерапия | 2 раза в год |
2 | Режимы проветривания | 2 раза в день |
3 | Утренние фильтры | Ежедневно |
4 | Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, кварцевание, утренние фильтры, работа с родителями) | В неблагоприятные периоды(осень-весна, возникновение инфекции) |
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
1 | Фитотерапия ( полоскание горла корнем женьшеня, фито-чай из плодов шиповника) | 2 раза в год курсом в 20 дней (март, ноябрь) |
2 | Массажные коврики для ног | Ежедневно |
3 | Фитонцидотерапия (лук, чеснок) | Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания. |
4 | Музыкотерапия | Использование музыкального сопровождения на занятиях и перед сном. |
5 | Таблица для глаз | Ежедневно |
6 | Дыхательная гимнастика | Ежедневно |
ЗАКАЛИВАНИЕ
1 | Контрастные воздушные ванны | После дневного сна, на физкультурных занятиях. |
2 | Ходьба босиком, по массажным коврикам | После дневного сна, на занятии, в физкультурном в зале. |
3 | Облегчённая одежда детей | В течение дня |
4 | Мытье рук, лица, шеи прохладной водой | В течение дня |
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- Утренний приём на свежем воздухе и гимнастика;
- Воздушные ванны;
- Босоножие до и после сна:
- Солнечные ванны;
- Облегчённая одежда;
- Прогулки с включением подвижных игровых упражнений;
- Гимнастика глаз;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дыхательная гимнастика;
- Полоскание зева кипячёной прохладной водой (после приема пищи)
- Точечный самомассаж
- Фитонцидотерапия (чеснок, лук);
- Дибазол профилактика, оксалиновая мазь в течении месяца 1 раз в день;
- Витаминотерапия;
- Гимнастика после дневного сна;
- Настойка шиповника (10.00);
- Фитотерапия;
- Контрастное обливание ног;
- Кварцевание группы.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЁЙ
1 | Родительские собрания | 3 раза в год |
2 | Дни открытых дверей | 1 раз в год (апрель) |
3 | Физкультурные досуги, праздники и развлечения | В соответствии с планом образовательной программы. |
4 | Интерактивное общение | Ежедневно |
5 | Туристические походы | 1 раз в год |
6 | Индивидуальные беседы, консультации | Ежедневно |
Степень включенности родителей
в процесс физическо-оздоровительной деятельности
Планомерно ведётся работа с родителями, а именно:
- повышая педагогическую культуру родителей;
- приобщение к участию в жизни детского сада;
- через поиск и внедрение эффективных форм работы, с целью создания условий эмоционального благополучия детей во взаимодействии: ребёнок-педагог, ребёнок-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель.
Повышая компетентность родителей по вопросам взаимодействия, в начале учебного года проводится родительское собрание, на котором родители знакомятся с задачами воспитания и обучения детей. В «Уголке здоровья» родители помещены консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций, составленные педагогом и специалистами по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников. В апреле с большим успехом проходят Дни открытых дверей. На протяжении целой недели родители могут увидеть привычную деятельность их ребёнка в детском саду: утреннюю гимнастику, дежурство по группе, образовательную деятельность, игры и т.д. Отзывы родителей о деятельности педагога только положительные.
Система и содержание оздоровительной деятельности
Педагоги | Воспитанники |
- консультации ; - совместные физкультурно- спортивные мероприятия; - оздоровительно-развивающие игры;
| - физкультурные занятия; - кружковая работа - дыхательная гимнастика; - массаж; - досуги, праздники и развлечения |
Важным составляющим звеном в совместной деятельности педагога и детей являются физкультурно-оздоровительные занятия, как ведущий элемент по выработке и здоровому образу жизни. В группе практикуются следующие варианты занятий:
- образно – игровые;
- сюжетно – игровые;
- предметно – образные;
- круговые тренировки;
- эстафеты и соревнования;
- по интересам;
- контрольные;
- тематические;
- физкультурно – познавательные.
Физкульрурно – познавательные занятия это оригинальная форма работы с детьми, целью которой является передача педагогом ребёнку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о строении тела человека и о пользе здоровья, воспитание интереса к самостоятельной двигательной деятельности.
Интересной формой физкультурно – оздоровительной работы является ритмическая гимнастика – разновидность утренней зарядки, которая даёт детям бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. Ритмическая гимнастика всегда сопровождается музыкой из любимых кинофильмов, мультфильмов, музыкой в стиле «диско», поп-музыкой, народной. В состав утренней гимнастики входят:
- упражнения для рук плечевого пояса;
- Упражнения для мышц шеи и туловища;
- Упражнения для ног и мышц тела.
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. В совместную деятельность детей и педагога включены различные оздоровительно – развивающие игры, которые используются для укрепления двигательных навыков, укрепления и развития внутренних органов, воспитания физических и морально – волевых качеств, развития интеллектуальных качеств, психического и психологического здоровья.
Для более эффективного решения задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей, с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках включаю комплексы дыхательной гимнастики. Первоначально дети знакомятся с изображением строения внутренних органов человека: лёгкие, носоглотка, гортань. Используя элементы валеологии, дети познают строение внутренних органов человека, их значение для жизнедеятельности и здоровья, изучают способы сохранения здоровья. Изучив методики дыхательной гимнастики (А. А.Сметанкина, А.Н.Стрельниковой) использую элементы в течение всего дня с детьми в разных видах деятельности ( во время проведения динамических пауз, на массажных ковриках, на прогулке, во время гимнастики после сна).
Деятельность наших органов регулируется нервной системой. Осуществляется эта регуляция через мышечное движение – проведение массажа биологически активных точек. Большое внимание в своей оздоровительной работе уделяю различным видам массажа. Проведение самомассажа используется с целью активизации восприятия, мышечной чувствительности, умение управлять мимикой, предотвращения простудных заболеваний, повышения сопротивляемости организма, психомоторное раскрепощение. Применяя приём самомассажа, дети имеют возможность использовать такие приёмы в повседневной жизни (при пробуждении, при проявлениях первых признаков простудных заболеваний, для улучшения эмоционального состояния). Работая в данном направлении, пополняется практический материал, оборудование и пособия: массажные дорожки и коврики, массажеры для профилактики плоскостопия и снятия напряжения, различного вида ёмкости (наполненные песком, солью) для физических упражнений, ребристая доска, массажные мячи разных размеров, таблица для глаз и многое другое.
Дети обучены и свободно используют:
- массаж рук;
- массаж ушек;
- массаж головы;
- массаж ног;
- массаж лица;
- упражнения для разных мышц тела;
- упражнения для глаз.
Самыми яркими и незабываемыми событиями, доставляющими радость детям, являются совместные физкультурные праздники и досуги. При реализации преемственности всех звеньев физкультурно-оздоровительной работы, совместной целенаправленной деятельности (педагогов, родителей, медиков) обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Лечебно-профилактическая работа
Для реализации решения лечебно-профилактической работы развивающая среда группы, ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечена всем необходимым материально техническим оснащением по оздоровительной работе с детьми:
- спортивный зал (гимнастические стенки, мячи, различные тренажеры и т.п.)
- физкультурный уголок (массажные мячи, гантели, скакалки, обручи , дорожки и т.д.)
- медицинский кабинет (кварцевые лампы, весы, ростомер, медикаменты и т. Д.)
- стадион (беговые дорожки, прыжковая яма, гимнастическое оборудование и др.)
Организация оптимального режима и рационального питания
В детском саду составлен гибкий режим деятельности, разработана вариативная сетка занятий, учитывающая возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в группе. Двигательная деятельность построена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, режимных моментов и времени года. В детском саду осуществляется сбалансированное трёхразовое питание в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями детей, с СанПиНом 2.4.1.1249-03. В меню представлены разнообразные блюда, соки и фрукты.
Вывод:
- Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности нашей группы, где успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепление иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
- Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, самомассажем и другими здоровьесберегающими технологиями.
- Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/10/picture-9856.jpg)
«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/23/picture-9367-1632416579.jpg)
статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"
В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-62731-1622007893.jpg)
Педагогический совет "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Представлена форма педсовета с участием всех специалистов ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/31/picture-73126.jpg)
Пальчиковая гимнастика как элемент системы здоровьесбережения детей дошкольного возраста
В данном выступлении содержится материал об элементе здоровьесберегающей технологии - пальчиковой гимнастике....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/24/picture-1232116-1708776042.jpg)
Система здоровьесбережения детей раннего возраста (группа "Ладушки")
Система здоровьесбережения детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-479921-1429127502.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...