Тренинг (коммуникативная игра) "Здоровый педагог-здоровый ребенок"
материал на тему
Психологические перегрузки, которые испытывают педагоги, нарушают их личностный баланс. Как результат дисбаланса: ухудшается самочувствие, снижается работоспособность, ослабевает состояние физического и психического здоровья. Поэтому сохранение здоровья педагогов является одной из важнейших задач дошкольного учреждения. Тренинг направлен, прежде всего, на повышение грамотности в области психологического здоровья педагогов. Задачи тренинга разнообразны: от пропаганды здорового образа жизни, раскрытия новых личностных ресурсов до закрепления игровых умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-trening_zdorovyy_pedagog.docx | 390.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая аннотация
Мы живем в непростое время, в эпоху различных кризисов и неустойчивой финансовой и политической обстановки. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. Поэтому практическая опора на знания в области оздоровления очень актуальна. Особенно это важно в процессе педагогической деятельности, так как профессиональное здоровье педагогов – основа эффективности их работы. Педагоги в дошкольном образовательном учреждении являются важнейшим воспитательным средством и образцом поведения для детей. От них зависит эмоциональный комфорт каждого ребёнка. Психологические перегрузки, которые испытывают педагоги, нарушают их личностный баланс. Как результат дисбаланса: ухудшается самочувствие, снижается работоспособность, ослабевает состояние физического и психического здоровья. Поэтому сохранение здоровья педагогов является одной из важнейших задач дошкольного учреждения.
Тренинг направлен, прежде всего, на повышение грамотности в области психологического здоровья педагогов. Задачи тренинга разнообразны: от пропаганды здорового образа жизни, раскрытия новых личностных ресурсов до закрепления игровых умений.
Цель: повышение валеологической грамотности педагогов.
Задачи:
- Пропаганда и формирование здорового мышления у педагогов.
- Раскрытие новых личностных ресурсов.
- Повышение творческой активности педагогов, активизация их деятельности с детьми.
- Развитие групповой сплоченности педагогического коллектива.
Время проведения тренинга: 04.04.2017 года
Основная часть.
Психолог: Прежде чем объявить вам цель нашей встречи, мы приглашаем вас посетить творческую мастерскую (педагоги садятся вокруг стола, на котором стоит банка с водой, гуашь, кисточка, блеск, трубочки) для того, чтобы показать небольшой опыт.
- Проведём опыт. Перед вами банка с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая.) С каким вашим внутренним состоянием можно сравнить? Мысли? Чувства? Эмоции? Настроение? Вам нравится, когда внутри вас все спокойно. (Что нам может помочь в этом.)
- Добавляем блеск. Теперь что происходит с нами? (Блеск радости и счастья, говорят блеск в глазах). Нравится нам это состояние? (что нам может помочь в этом.).
- А теперь несколько минут я предлагаю вам побыть наедине с собой и прислушаться к своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние.
- Перед вами краски, кисточка, вода, трубочки и банка. Покажите опытным путем состояние психоэмоционального напряжения. (Напомню - состояние психического, эмоционального и физического изнеможения сопровождается ощущением усталости, сопутствует бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность).
- С помощью такой технологии, как арт-терапия, изобразительной деятельности, можно выразить скрытое содержание психической жизни и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме.
- Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о психологическом здоровье личности и выстроить модель, которая поможет сохранить наше психологическое здоровье.
1 слайд: Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации - как бы вопреки экстремальным ситуациям.
- Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем у человека возникает в связи с его здоровьем. Профессиональное здоровье педагогов – основа эффективности их работы. От них зависит эмоциональный комфорт каждого ребёнка. На работе педагогам приходится общаться не только с детьми, но и с их родителями, администрацией, коллегами. Психологические перегрузки, которые испытывают педагоги, нарушают их личностный баланс.
2 слайд: психологически здоровый человек - это, прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собою, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первым, ни на кого не нападающий.
- А.Маслоу утверждал, что психологически здоровой личности присущи такие качества, как: принятие других, автономия, стойкость, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству. Он выделял две составляющих психологического здоровья. Во-первых, это стремление людей быть всем, чем они могут, то есть развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Во-вторых, это стремление к гуманистическим ценностям.
3 слайд:
- для психологически здоровой личности характерна устойчивая «Я-концепция», позитивная, адекватная, стабильная самооценка, управление состоянием психики (сферой эмоций, чувств, мышления) с элементами самопознания и психического оздоровления.
Основные направления решения проблемы гармонизации личности педагога:
1. Мотивация на педагогическую деятельность.
2. Повышение уровня педагогической компетентности.
3. Развитие педагогической гибкости (эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной).
4. Повышение профессионального самосознания педагога. Связь психологического здоровья с трудом педагога предполагает использование новых оздоровительных и здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих развитие интегральных характеристик личности педагога, его профессиональное саморазвитие.
- Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Самомотивация. Говоря о самомотивации, мы предлагаем вам послушать и проанализировать современную притчу «Скулящая собака».
Притча «Скулящая собака».
Однажды человек шёл мимо некоего дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли. Проходя мимо, человек про себя удивился, почему же скулит собака.
На следующий день он снова шёл мимо этого дома. Он увидел престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую между ними и издающую тот же жалобный звук. Озадаченный человек пообещал себе, что, если и завтра собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары.
На третий день на свою беду он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака на своём месте жалобно скулила. Он больше не мог этого выдержать.
— Извините, мэм, — обратился он к старушке, — что случилось с вашей собакой?
— С ней? — переспросила старушка. — Она лежит на гвозде.
Смущённый её ответом человек спросил:
— Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?
Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом:
— Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.
- Повышение уровня педагогической компетентности. Успех педагога зависит как от него самого, так и от эффективности коллективной работы сотрудников учреждения. Реализация основных направлений осуществляется творческой командой педагогов, которые постоянно повышают квалификационный уровень, участвуют и побеждают в профессиональных конкурсах, являются разработчиками авторских программ.
- Сейчас мы предлагаем вам разбиться по парам. Назовите, что вас привлекает в данном животном?
(объединяем их в команды «Кошечки», «Пантерочки»).
- Нас ждет второе испытание.
Упражнение «Достань предмет».
Команде надо достать предмет (мешочек наполненный песком) лежащий довольно далеко от стартового квадрата на полу двумя разными способами. Но есть одно условие: каждый член команды должен находиться в кругу, хотя бы одной стопой. Достаточно двум игрокам достать разными способами.
Упражнение «Дорожки для жизнерадостного человека»
-На полу разложены дорожки (канат). Взявшись за руки, друг за другом нужно пройти по этой дорожке не падая. Если кто-то падает, то задание начинается сначала.
Упражнение «Песня по кругу»
- Держась за руки, исполняя песню «Вместе весело шагать по просторам» (правая рука вперед к соседу спереди, левая рука к соседу сзади между ног, идти по залу за ведущим напевая веселую песню).
Упражнение «Калоши счастья»
- Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.
- Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы, же в счастливых галошах. Будем соревноваться. Ваша задача, надев калоши преодолеть все препятствия (демонстрирую, как пройти эстафету):
- (кочки) – преодолеваем кочки неприятных, преследующих мешающих, темных мыслей (идем в галошах по ним). На полу наклеены пронумерованные разноцветные круги. Здание: команде необходимо одновременно перепрыгивать с одного круга на другой по возрастанию цифр, пока каждый игрок не вернется на свой круг.
- (дорожка) – это река тревожности, волнений, страхов (по ней нужно пройти необычным способом, ни разу его не повторить);
- (барьер) - ваша планка низкая самооценка (я не смогу, у меня не получится);
- болото (обруч) невежества окружающих. Подумайте как его перейти чтоб не увязнуть в этом же болоте;
- впереди цель (пьедестал с медалью) – победа (здесь у вас минутка радости победы: ваши жесты, мимика, пантомимика, возгласы - которые помогут, вам передать ощущение победы) порадуйтесь немного;
- Возвращаемся гордым победителем – передаем эстафету. Бежит следующий участник.
Итог в форме интервью:
1. Как вам удалось так быстро преодолеть эти препятствия?
2. Что вы ощущаете?
3. Прибавилось ли у вас позитивных эмоций от победы, преодоления таких сложных препятствий?
4. Какие выводы вы для себя сделали?
Психолог: Каждому человеку нужны ресурсы – это источники запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, то, что помогает сохранить свою жизнестойкость.
Вывод: Вот так символическим языком мы попытались сегодня построить некую модель нашего психологического здоровья.Нам всем вместе это удалось сделать в такой непринуждённой форме!
Самоанализ «Метод пяти пальцев». Повернитесь друг к другу и ответьте на следующие вопросы:
М (мизинец) – мыслительный процесс – Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели – Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа – Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) – услуга, помощь – Что я сегодня помог сделать, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма – Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для здоровья?
Психолог: здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.
Упражнение «Аплодисменты».
Психолог: хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Давайте подарим ощущение победы и оваций каждому.
Л.В. Лапшова, С.Ф. Ваганова,
педагоги-психологи ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»
Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок.Профилактика психоэмоционального выгорания»...
Психологический тренинг для педагогов "Здоровье ребенка в руках педагога"
Цель мероприятия: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами. ...
Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов....
Психологическая игра: «Здоровый образ жизни» с элементами тренинга для родителей.
Психологическая игра для родителей ДОУ на тему : "Здоровый образ жизни с элементами тренинга для родителей"....
Психологический тренинг «Здоровый педагог - здоровый ребенок»
тренинг для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания...
Психологическое занятие с элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети»
Психологическое занятиес элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети» Вступление Настройка аудитории на воспри...
Деловая игра " Здоровый педагог - здоровый ребенок"
Игра тренинг для педагогов...