Психологический тренинг «Здоровый педагог - здоровый ребенок»
план-конспект занятия на тему
тренинг для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_trening_zdorovyy_pedagog-zdorovyy_rebenok.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида Детский сад №9 «Аленушка» города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Открытое мероприятие
Психологический тренинг
«Здоровый педагог - здоровый ребенок»
Подготовила: педагог-психолог
Хасанова М.В.
27 ноября 2018г.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи: снять психоэмоциональное напряжение и усталость, развить экспрессивное поведение, межличностное доверие путем вербальных и невербальных средств общения, сплотить педагогический коллектив.
Материалы и оборудование: компьютер для демонстрации презентации, листы А4, газетные листы, ведро для мусора, мешочек, ватман, стикеры в виде тучек и лучиков, раздаточные материалы к упражнениям.
Участники: педагоги.
Продолжительность: 1,5 часа.
Ход занятия.
- Организационный момент
Педагог-психолог:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на занятии. Сегодня мы поговорим о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике и методах профилактики стресса. Научимся преодолевать негативные эмоции и расслабляться. Порисуем и отдохнем, ведь нужно делать паузы в работе и выделять время для психологической разгрузки.
II. Организационно-ориентировочный этап.
Ознакомление с правилами работы в группе
Цель: установление принципов работы в группе, создание ощущения защиты.
Для свободного обсуждения и принятия ведущим предлагаются правила работы в группе:
1. Общение на основе доверия. Важно, чтобы участники максимально доверяли друг другу. Создание атмосферы доверия можно начать с предложения принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это психологически ставит всех в равные позиции, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального статуса, жизненного опыта и т. д.
2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Важно говорить о своих актуальных чувствах и мыслях. Развитая рефлексия помогает человеку быть самокритичным, лучше узнать себя и собственные личностные особенности, а также понимать состояния других членов тренинговой группы. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что беспокоит их именно сейчас, и обсуждают происходящее с ним в группе.
3. «Я-высказывания». Для более откровенного общения во время занятий следует отказаться от безличной речи, которая помогает скрыть свою позицию и, тем самым, избежать ее осознания. Поэтому мы заменяем высказывания типа: «Большинство людей считает, что ....» - следующее: «Я считаю, что ...» и т. Это предполагает отказ от безадресных суждений о других.
4. Искренность общения. Все члены группы должны попытаться отбросить все роли, быть самим собой. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, лучше промолчать.
5. Конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, ни в коем случае не разглашается.
6. Активность, ответственность каждого за результаты работы в группе. Нужно помнить, что эффективность работы тренинговой группы зависит от вклада каждого ее члена и необходимости работать не только для себя, для решения собственных проблем, но и на других, так как помощь другому - способ познать себя.
7. Правило «СТОП». Тот член группы, который не желает отвечать на любой вопрос, участвовать в любой игре, процедуре из причин нежелания быть искренним, или по причинам неготовности к откровенности, имеет право сказать «Стоп!» И таким образом исключить себя из участия в процедуре. Однако, это правило желательно использовать по возможности редко, так как оно ограничивает человека в самопознании себя.
8. Уважение к тому, кто говорит. Когда высказывается кто-то из участников, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он желает. Не критикуем и признаем право на выражение своего собственного мнения. Право предусматривает невозможность прерывать говорящего.
III. Поисковый этап.
- Упражнение «Ассоциации»
Участники сидят в кругу. Педагог-психолог просит называть как можно больше ассоциаций к слову «здоровье»:
- успех;
- покой;
- общение:
- уверенность:
- стабильность;
- общение с природой;
- жизнерадостность;
- гармония;
- хорошее самочувствие и тому подобное.
2. Информационное сообщение психолога (сопровождается показом презентации)
- «Самое главное в жизни здоровье!» - так, наверное, ответит чуть ли не каждый человек, если его спросить что для него главное в жизни. Особенно в вопросах сохранения здоровья должны быть осведомлены педагоги, для того, чтобы учить этому подрастающее поколение. Компетентное отношение к собственному здоровью включает в себя следующие составляющие:
соматическое здоровье, клиническое здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, уровень валеологических знаний.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. В основном к ухудшению здоровья приводят стрессы. Стресс - нормальная реакция организма на угрозу, изменение внутреннего состояния, нарушения внутреннего равновесия. Наиболее опасным для жизнедеятельности организма является хронический стресс, который характеризуется постоянным нарушением внутреннего равновесия. Симптомы хронического стресса: нарушение памяти и концентрации внимания, бессонница, депрессия, чувство вины. Последствия - головная боль, псориаз, выпадение волос, повышенное давление, сердечные болезни.
Виды стресса:
1. Эустресс - это стресс, вызванный положительными стрессорами (непредсказуемая победа в соревновании, олимпиаде). Он активизирует и мобилизует внутренние резервы человека, добавляет интереса к жизни, заставляет действовать более интенсивно.
2. Дистресс - вызванный негативными стрессорами (опоздание на важное мероприятие, проигрыш в соревновании и т.д.). Это разрушительный процесс, который дезорганизует поведение человека, активизирую глубинные адаптационные резервы организма. Такой длительный стресс может перерасти в невроз или психоз.
Возможные реакции организма на стресс:
- дезадаптация - человек пытается приспособиться к стрессовой ситуации, но ему это не удается;
- пассивность - возникновение состояния беспомощности, безнадежности, депрессии;
- активная защита от стресса - смена деятельности с целью достижения душевного равновесия (спорт, музыка, физический труд)
- активная релаксация (расслабление) - повышает естественную адаптацию организма к стрессовой ситуации.
- Создание коллажа «Причины и методы борьбы со стрессом»
Педагог-психолог:
- Предлагаю обсудить, почему возникает стресс в нашей работе и как с ним бороться. Попрошу участников назвать и записать на стикерах в виде тучки причины возникновения стресса. Наклейте стикеры на ватман. Обобщите под заголовком «Причины стресса в работе педагога».
Педагог-психолог подводит итог:
- Мы испытываем стресс из-за повышенной ответственности и профессиональных обязательств. Педагоги должны постоянно поддерживать свою компетентность и адаптироваться к новшествам в образовании. В работе возникают неожиданные ситуации с родителями и детьми, которые нарушают наше эмоциональное равновесие. Мы не уверены в своих силах, критикуем себя и боимся, что нас будут критиковать коллеги. В стремлении контролировать ситуацию мы забываем расслабляться. К стрессу могут привести проблемы в семье, а также социально-экономическая незащищенность педагога. Вынужденная подработка часто вызывает чувство усталости и ухудшает настроение.
Педагог-психолог раздает участникам стикеры в виде лучей. Просит записать способы, с помощью которых можно бороться со стрессом. Стикеры педагоги приклеивают на ватман поверх тучек по кругу, чтобы получилось солнце. В центре солнца заголовок «Методы борьбы со стрессом». После завершения коллажа делается вывод.
IV. Практический этап
- Упражнение «Опиши коллегу»
Педагог-психолог:
- Выберите каждый для себя участника, о котором вы будете говорить. По очереди называйте три качества выбранного коллеги. Задача остальных – угадать, о ком идет речь. Когда вы услышите комплимент, скажите: «Да, я…» — и повторите сказанное только что вам и добавьте: «… а кроме того, я еще и…». в конце сделать вывод о том, как важно делать комплименты коллегам и самим себя хвалить.
5. Упражнение «Выкинь свои проблемы»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций
Психолог: представьте себе жизнь без такого ведра, когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обиды, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, страх, гнев. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства «я обижаюсь на…», «я сержусь на…»и т.д. после этого педагоги рвут на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
- Упражнение «Прощай напряжение»
Цель: освобождение от негативных чувств, снятие напряжения.
- Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.
Анализ – как вы себя чувствуйте? Расстались ли вы со своим напряжением? Ощущения до и после напряжения.
- Упражнение «Решим твою проблему»
Цель. Предоставление участникам возможности получить обратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом.
Содержание. Педагог-психолог предлагает участникам группы написать на листе бумаги свою проблему, которую он хотел бы решить. Для того чтобы снять возможное сопротивление, тренер может сказать, например, о том, что с точки зрения позитивной психотерапии здоровый человек - это не тот, у кого нет проблем, а тот, кто имеет проблемы и старается их решить. Листы с описанием проблемы не подписываются, в процессе обсуждения» нельзя раскрывать авторство. Именно поэтому тренер просит участников писать разборчиво.
После того как участники описали свои ситуации, тренер предлагает им скомкать свои листы и бросить в пакет или мешок. После этого группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый участник подходит к ведущему и вынимает записки из мешка. На обсуждение каждой проблемы отводится 5 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своей информацией или догадками с участниками. Если участник вытаскивает свою проблему, он не должен признаваться в своем авторстве. Обсуждение проводится методом мозгового штурма, то есть задача каждой подгруппы - найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы. Для повышения эффективности этой процедуры мы предлагаем в каждой подгруппе выбрать секретаря, который записывал бы возможные варианты решений и следил за временем. После того как время истечет, каждая подгруппа зачитывает свои «проблемы» и варианты их решений. Педагог-психолог предлагает остальным участникам группы добавлять какие-либо предложения и варианты решений.
- Упражнение «Волшебный лес»
- Сейчас мы превратимся с вами в волшебный лес, где происходят различные чудеса, где всегда хорошо и приятно, где люди избавляются от своих проблем и болезней. Давайте поделимся на две шеренги по принципу «лес-роща». Наши руки - это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по лесу. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный и ласковый лес. а ветви будут поглаживать по головам, рукам, телу, избавляя от всего негативного что у вас накопилось.
Анализ: что вы испытывали, когда проходили по лесу и к вам прикасались участники группы?
- Упражнение «Лицензия на счастье»
Психолог рассказывает притчу: «Все в твоих руках»
Мудрец передавал своему ученику все тайны бытия. Это продолжалось много лет. Однажды ученик решил проверить мудреца, насколько тот мудрый. Тогда ученик подошел к учителю со сжатыми ладонями, в которых была живая бабочка, и спросил: «У меня в руках живое или мертвое?». Ученик решил, что если мудрец скажет, что живет, он сожмет ладони, и бабочка умрет. Если скажет, что мертвое, - он раскроет ладони, и бабочка улетит.
Ответ мудреца был такой: «Все в твоих руках».
Таким образом, только от Вас зависит, будет ли Ваше взаимодействие с другими живым, ярким, плодотворным, или наоборот.
Затем психолог обращается к участникам с предложением написать на выданных им листах бумаги то, что они имеют право делать, чтобы чувствовать себя счастливыми, при этом могут чувствовать, о чем думать, как себя вести. Сначала психолог предлагает написать имя участника, дату и выполнять работу.
После завершения работы психолог просит участников перевернуть листы, на которых они писали. Там (заранее) уже сделана надпись: «Лицензия на счастье»
Таким образом, каждый участник получает собственную лицензию на счастье.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Педагог-психолог:
- Уважаемые коллеги, я надеюсь, что сегодня вы получили положительные эмоции. Сейчас я предлагаю Вам дать оценку предложенному занятию и ответить на вопросы: Актуальная ли была подобрана тема занятия? Какова ее практическая значимость? Что нового именно для себя Вы взяли? Какие рекомендации и пожелания хотели бы адресовать педагогу-психологу?
- Перед вами памятки «Методы борьбы со стрессом» и раскраски антистресс. Предлагаю каждому их забрать с собой.
- Я хочу закончить наш тренинг словами Авадхут Свами из ведических писаний: «Люди очень любят найти врага извне и обвинить его в своих проблемах. Но в Ведах сказано, что у человека есть только шесть врагов: это вожделение, гнев, зависть, эгоизм, гордыня, иллюзия. Если ты победишь этих врагов внутри своего сердца, то никаких внешних врагов у тебя больше не будет. Как только ты справишься со своими пороками, то увидишь, что вокруг тебя только друзья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"
Симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: ...
социально - психологический тренинг «Успешный педагог — развитый ребенок»
Если обратиться к этимологии слова «успех», то в словаре русского языка оно рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь, как общественное признание и как хорошие результаты в ...
Психологический тренинг для педагогов "Здоровье ребенка в руках педагога"
Цель мероприятия: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами. ...
Игра - тренинг "Здоровый педагог - здоровый ребёнок!"
Тренинг для педагогов...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Здоровый педагог – здоровый ребенок»
laquo;Здоровье дороже всего» - гласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить ее. Цель данного семинара заключается в том, чтобы обучить педагогов некоторым рефл...
Психологический час "Здоровый педагог - здоровый ребенок"
Что значит быть здоровым? Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим. Конспект психологического ча...
Тренинг "Здоровый педагог - здоровые дети"
Цель – профилактика эмоционального выгоранияИгра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок.Профилактика психоэмоционального выгорания»...