Формирование культуры здоровья дошкольника
статья на тему
Опыт работы по здоровьюобогащению и здоровьюсбережению детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovya_doshkolnika.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здоровья дошкольника
Проблема охраны, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда актуальна. Проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества. Одно из приоритетных направлений государственной политики, сохранение здоровье нации.
На сегодняшней день огромное количество детей страдают различными заболеваниями, уже приобретенными в раннем и дошкольном возрасте. На этом фоне нужно овладевать искусством приумножения и сохранения здоровья, а также приобщению к здоровому образу жизни. Как больше внимания к данной проблеме нужно уделять уже в детстве. В дошкольном возрасте закладываются привычки к здоровому образу жизни, формируется отношение к здоровью, которые в дальнейшем приведут к положительным результатам.
Главная задача дошкольной образовательной организации - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
По мнению В.А. Деркунской, здоровьесберегающий педагoгический процесс ДОО – в широком смысле слова - это процесс воспитания и oбучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. Здоровьесбережение и здоровьеобогощение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОО.[1]
Проблема оздоровления и формирование основ здорового образа жизни - это продуманная и тщательно спланированная система работы всего педагогического коллектива.
Девиз нашего коллектива «Здоровые дети – в здоровой семье» и основная цель - сохранение, поддержание и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.
В процессе нашей образовательной деятельности мы стремимся решить следующие задачи: становление ценностей здорового образа жизни по всем элементам (правильное питание, формирование культурно-гигиенических навыков, режим дня, двигательная активность, медицинская активность, закаливание, психоэмоциональная регуляция); обеспечение условий для физического и психологического благополучия участников образовательного процесса; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, приобщение к ЗОЖ.
В нашей дошкольной образовательной организации создана инфраструктура (спортивная площадка на территории детского сада, спортивный зал, музыкальный зал), предметно пространственная образовательная среда (во всех возрастных группах созданы центры здоровья и физического развития) отвечающая условиям здоровьясбережения дошкольников. Вся работа с воспитанниками основывается на принципе индивидуально-дифференцированного подхода.
Наличие центров здоровья и физического развития в группах отвечающие интересам детей, возрастным особенностям побуждает к их активной деятельности. Использование большого количества спортивного оборудования предоставляет возможности разнообразного выбора ребенком деятельностей, стимулирующую детскую самостоятельность и повышения двигательной активности детей на прогулках.
Всю работу по здоровьюсбережению и здоровьюобогащению воспитанников мы строим на основе: распределения детей по группам здоровья и медицинских показателей (диспансеризация детей 1 раз в год); диагностики уровня физического развития и физической подготовленности детей (инструктор по физической культуре 2 раза в год). На основании показаний выстраивается система работы ДОО по различным направлениям.
Все инновационные физкультурно – оздоровительные технологии условно можно разделить на три категории:
- Технологии приобщения к здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, НОД по физическому развитию, активный отдых: физкультурные досуги и праздники, динамический час, день здоровья).
День здоровья – это физкультурно-валеологическое мероприятие для детей совместно с родителями. В нашем детском саду день здоровья проходит один раз в месяц. Форма организации праздника самая разнообразная (КВН с родителями, простейшие туристические походы, забавы и развлечения, праздники на воде и т.д.).
Динамический час внедрен в систему физкультуро-оздоровительной работы нашей ДОО. С младшими дошкольниками проводим сюжетные динамические часы: «Воздушные шары», «Поиграем», «Колобок». В старших группах с использованием упражнений ритмической гимнастики, подвижных игр, игр-эстафет. «Танцуем сидя».
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Наравне с общеизвестными технологиями – пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после дневного сна, физминутки, в нашем саду используется дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика для дошкольников – это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания.
Проводится во всех группах в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. В своей работе мы используем элементы дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой.
Организована система эффективного закаливания (босохождение, полоскание рта водой комнатной температуры, ходьба по дорожкам здоровья, физкультура на свежем воздухе и т.д.).
- Коррекционные технологии
В работе с детьми мы используем такие технологии, как арт-терапию, музыкальную терапию, сказкотерапию, смехотерапию.
Арт-терапия – это буквально лечение искусством. Арт-терапия прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, настроения, тревоги. Особенно полезна и необходима арт-терапия детям, имеющим личностные проблемы, а именно проблемы общения. Арттерапия относится к технологии личностно – ориентированного воспитания.
Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).
Сказкотерапия – лечение сказками, направленное на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении дошкольников; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля.
Смехотерапия - смех - это природный механизм выживания и оздоровления, обладает огромным оздоравливающим эффектом для физического тела и психики. Известно, что мозг во время смеха вырабатывает эндорфины – «гормоны счастья», которые мощно воздействуют на иммунную систему. При смехе улучшается работа сердечно – сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, вырабатываются антистрессовые гормоны. Смехотерапия направлена на возвращение природного, естественного смеха, который снимает напряжение в теле и освобождаются подавленные эмоции.
Данная технология применяется в нашем детском саду во 2 половине дня ежедневно и обозначена в плане как «Минутка Смеха». В ДОО имеют картотека юмористических рассказов, стихов, видеороликов, мультфильмов для работы с детьми.
Одним из направлений в работе ДОО является взаимодействие с семьей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни. Актуальность поставленной работы состоит в том, чтобы достичь грамотного подхода родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья ребенка семье.
Условия взаимодействия с семьей с целью формирования общих требований к ребенку по воспитанию культуры здорового образа жизни:
1) индивидуально-дифференцированный подход к родителям;
2) уровень мотивации;
3) знания о ЗОЖ;
4) знания об умении формировать у детей культуру ЗОЖ.
Здоровье ребенка зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах организации правильного здорового образа жизни в семье. С целью определения перспектив взаимодействия ДОО и семьи по проблеме формирования ЗОЖ детей дошкольного возраста необходимо провести мониторинг через опросы, анкетирование родителей. Выявив уровень сформированности когнетивного компонента родителей по вопросам организации ЗОЖ детей, необходимо определить этапы работы по данной проблеме; привлечь семьи к эффективному сотрудничеству в вопросах формирования ЗОЖ у детей. Важно построить взаимодействие (контакт) с семьями воспитанников таким образом, чтобы родители из пассивных участников процесса стали активно действующими.
Успех в воспитании и развитии у детей культуры здорового питания во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия с семьей:
Родительские ринги – дискуссионная форма работы с родителями, которая позволяет повысить интерес по воспитанию культуры питания, стимулировать взрослых к активному, творческому поиску решения проблемы.
Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать педагоги, специалисты, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос. Например: Ринг « Педагоги и родители: за здоровое питание»
Совместная проектная деятельность ДОО, родителей, детей обеспечивает условия формирования основ здорового образа жизни.
Таким образом, реализацию здоровьесберегающей технологии необходимо начинать после того, как будет получена полная информация о состоянии здоровья и уровне развития каждого ребенка. Эффективность здоровьесберегающих технологий во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а так же от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива.
Литература:
- Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря) [Текст] / В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. - С. 119-122
- Зимонина, В.Н. Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада Часть 1 [Текст] / В.Н. Зимонина. - Издательство Сфера, 2013.- 128с.
- Зимонина, В.Н. Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада. Часть 2 [Текст] / В.Н. Зимонина. - Издательство Сфера, 2013.- 240с.
- Майер, А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада [Текст] / А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина . – М.: Творческий Центр. 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация здоровьесберегающего педагогического процесса как условие формирования культуры здоровья дошкольников
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного воз...
проект:"ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ"
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяж...
Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников
Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников...
Тема: "Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей".
Процесс формирования культуры здоровья дошкольников будет осуществляться более успешно, если реализованы следующие педагогические условия:- использование активных методов обучения;- включение детей в ...
Формирование культуры здоровья дошкольников посредством игровых технологий
В методической разработке представлена подборка игр по здоровьесбережению. Прописаны требования к подбору игр по ЗОЖ. Все игры и игровые упражнения классифицированы. Так же представлен опыт ДОУ в рабо...