Организация здоровьесберегающего педагогического процесса как условие формирования культуры здоровья дошкольников
статья на тему

Чупаринова Ирина Александровна

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon здоровьесбережение детей 45 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                   

        Проблема ухудшения физического, психического, нравственного здоровья людей, вставшая перед человечеством, где педагогика здоровья должна занять ключевые позиции, ибо само возрождение невозможно без здоровой нации, определило приоритеты современной государственной политики  - здоровьесбережение детей и повышение качества  их образования.                                                          

Воспитать ребенка здоровым - значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. ЗОЖ - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья детей. Необходима педагогическая профилактика даже незначительных нарушений нервно-психического и соматического здоровья, своевременное устранение возникающих отклонений. Поэтому  в последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса, и актуальной проблемой становиться формирования валеологической культуры дошкольников, т.к. дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании ценностных представлений о здоровье, воспитании общей культуры здоровья личности ребенка.

В современные представления о здоровьесбережении входит  формирование у детей представлений о ЗОЖ  и потребности вести здоровый образ жизни, расширение их психофизиологических возможностей в процессе реализации социально -  оздоровительных, здоровьесберегающих, здоровьефоромирующих технологий. Анализ психолого - педагогической литературы позволяет нам представить комплекс условий развития потребностей вести ЗОЖ, развития у детей бережного отношения к себе и своему здоровью, в который входят:

1.  выбор и реализация валеологической программы (основная цель которой - приобщение детей к ЗОЖ, освоение культуры здоровья, оказание помощи в становлении самостоятельности в познании себя, выполнение правил безопасности жизнедеятельности);

2. выбор педагогической технологии развивающего взаимодействия воспитывающего взрослого и дошкольника (валеологические технологии);

3. создание развивающей здоровьесберегающей среды, обеспечивающей экологически благоприятные условия, психологический комфорт, выполнение оптимального двигательного режима, организацию самостоятельной физкультурно - оздоровительной деятельности и т.д.);

4. непрерывный мониторинг состояния здоровья и уровня развития ребенка, а также качественное медицинское сопровождение;

5.определение подходов к взаимодействию с семьей и разработка системы  подготовки родителей с целью выработки единой стратегии воспитания ЗОЖ.  

В  дошкольном образовательном учреждении валеологическое образование воспитанников является частью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении. И укрепление здоровья детей стало ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической, коррекционной  работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,  вооружения родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологического просвещения. Формирование валеологической культуры рассматривается  как целенаправленный процесс изменения представлений, знаний и поведения дошкольников по отношению к себе, своему здоровью, а также по отношению к людям и их здоровью в результате воздействия на них педагогов ДОУ и родителей.  При характеристике валеологического образования рассмотрена связь трех его составляющих: ценностные представления о себе, своем здоровье - навыки здоровья - ценностные отношения к себе и своему здоровью.

В организации воспитательно- образовательного процесса  большое внимание обращается  на факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья:

  • организация процесса образования и воспитания;
  • методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
  • психологический фон занятий;
  • санитарно-гигиенические условия;
  • двигательный режим с учетом возрастной динамики;
  • рациональное питание (вариативное меню и режим питания);
  • медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.

                Работа с детьми  в ДОУ  направлена на формирование здоровья и культуры здоровья по следующим позициям:

-  структурирование воспитательно- образовательного процесса на основе здоровьесберегающей доминанты;

- реализация  задач валеологического образования в различных видах детской деятельности в  условиях их интеграции (двигательной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной) на основе перспективных планов педагогов;

 - введение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, позволяющих активизировать здоровьесберегающую среду детского сада  и содействующих снятию утомляемости и повышению работоспособности;

- самостоятельная двигательно - валеологическая деятельность в  центрах здоровья, физкультурно - оздоровительная деятельность в режиме дня (на прогулках, перед и после сна, приема пищи и т.д.);

- используемые педагогами скороговорки, попевки, стихи - миниатюры, упражнения двигательного характера, сопровождающиеся рифмованными строками, на валеологическом содержании, позволяют детям преодолеть моторно -  закрепощенную и статистическую позу у детей, обеспечивая работоспособность детей;

- активно используются методы физкультурно – оздоровительной работы (спортивные соревнования, Дни здоровья, турпоходы);

- рациональное сбалансированное питание, с учетом индивидуальных  особенностей детей;

- лечебно-оздоровительная работа с детьми

Работа с родителями в ДОУ  направлена на повышение уровня их валеологической грамотности, обучение приемам  эффективного взаимодействия  с ребенком в целях сохранения здоровья, привлечение к активному участию в педагогического процессе  в совместных с детьми мероприятиях, на развитие мотивации ведения ЗОЖ. Регулярно проводить  совместные с родителями турпоходы и прогулки.

        Работа с педагогами в ДОУ  направлена на повышение уровня их валеологической компетентности, уровня профессиональной культуры по проблеме здоровьесбережения посредством оптимизации методической работы:

-  работы по педагогическим проектам;

- консультации («Здоровьесберегающее пространство ДОУ», «Развивающая педагогика оздоровления» и другие);

- семинары  («Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ДОУ», «Разработка и реализация краткосрочных педагогических и семейных проектов в рамках ОПП» и другие);

- педсоветы («Здоровьесбережение детей дошкольного возраста как одно из условий повышения качества образования», «Проектирование и исследовательская деятельность как средство повышения профессиональной компетентности педагогов

 условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здор»).

 - индивидуальные темы инновационной работы («Повышение работоспособности и снижение утомляемости дошкольников в процессе использования двигательных и оздоровительных разрядок в ООД», «Формирование культуры здоровья у родителей средствами клубной работы», «Роль оздоровительно – развивающих игр в формировании двигательной культуры дошкольников» и другие).

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1.  Ахутина Т.В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход»  -  Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2.
  2. Маханева М.Д.  «Воспитание здорового ребёнка»  Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений -  М.: АРКТИ, 1999 г.
  3. Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду» - М.: Мозаика -  Синтез, 2002.
  4. Смирнова Н.К. «Педагогика и психология здоровья» -  М.: АПКиПРО, 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников»

Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.Сегодня, мы, как никогда, должны заботиться о здоровье наших детей, воспитывать в них желание заниматься спортом и вести здоров...

Презентация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ и семьи...

Консультация для педагогов «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОО и семьи»

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только ...

Условия расширения образовательного пространства формирования культуры здоровья дошкольников

В статье описаны возможности использования социальных, природных ресурсов местности, а также привлечение родителей в образовательную деятельность ДОО с целью формирования культуры здоровья детей. Такж...

Доклад к педагогическому совету Тема: «Современные подходы в формировании культуры здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья детей. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении...