Статья "Формирование культуры здоровья дошкольников"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здоровья
Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в детский сад. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено. Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и о социальных, нравственных аспектах, о питании, гигиене – о том, что лежит в основе понятия «здоровье».
Понимая важность данного вопроса, подойдя к решению проблемы здоровья дошкольников основательно и учитывая имеющиеся условия ДОУ, мы нашли для себя решение в рамках наших возможностей.
Перед нами встала необходимость разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью.
Успех воспитания здорового ребенка в дошкольном возрасте обеспечивается следующими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;
- личностно – ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
Эффективной системой оздоровительной работы с детьми является комплексное решение как медико - оздоровительных, так и психолого – педагогических задач, что достигается сочетанием профилактического, физкультурного и образовательного направлений в следующих организационных формах:
- регулирование двигательной активности;
- овладение основами гигиенической культуры;
- профилактика заболеваний и травматизма, соблюдение мер безопасности;
- формирование элементарных знаний о человеческом организме.
Учитывая возрастные особенности детей, работу по их оздоровлению целесообразно разделить на три этапа в соответствии с возрастными группами:
I этап – двигательная активность и физическое развитие детей (младший возраст);
II этап – основы безопасности жизни и здоровья детей (средний возраст);
III этап – валеология и здоровье детей (старший возраст).
На первом этапе оздоровительной работы с детьми младшего возраста решаются задачи по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия, развитию двигательных способностей, воспитанию устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Для достижения наилучших результатов, в целях поддержания интереса детей к занятиям физкультурой мы осуществляем рациональный подбор оборудования, его обновление путем смены и чередования, внесения новых пособий, их перестановки. Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении. Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию: сюжетно – игровые, тематические, в форме подвижных игр и т.д.
Второй этап оздоровительной работы с детьми среднего возраста посвящен профилактике заболеваний и травматизма, соблюдению мер безопасности, выработке навыков безопасного поведения.
К основным целям работы на данном этапе относятся:
- сохранение и восстановление здоровья детей;
- обучение основам безопасности жизнедеятельности;
- формирование здорового образа жизни.
Для реализации этих целей необходимо дать детям знания и навыки поведения на дорогах, в транспорте, обучить их адекватным действиям при угрозе и возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Чтобы вызвать у ребенка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования, мы используем разные виды деятельности: беседы, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы» и др.), игровые тренинги. К детям в гости приходят сотрудники ГИБДД и полиции, инспекторы Госпожнадзора, ведут беседы об оказании первой неотложной помощи, опасных ситуациях. Широко используется работа в тетрадях, где дети выполняют задания и решают проблемные игровые ситуации.
Старший возраст – наиболее благоприятный период формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой выработки у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни. Поэтому следующим этапом работы по оздоровлению детей является валеологическое воспитание ребенка. Мероприятия валеологической направленности различны по форме и содержанию: экскурсии и встречи, путешествия, эксперименты, театральные постановки и праздники. Все это органично вплетается в режимные моменты и деятельность детей. Валеологические знания, благодаря их многократному практическому, наглядно – действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно – экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер.
Формирование отношения к здоровью как величайшей ценности жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в ЗОЖ. Наличие этой потребности позволяет решать важнейшую задачу – становления у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
По словам В.Шененберга, «здоровье – это та вершина, которую должен каждый покорить сам». А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения.
Литература:
- Образовательные проекты в системе дошкольного воспитания: Методические рекомендации/ Сост.: В.Н. Белоглазова, Л.Н.Курицина,-Южно-Сахалинск, Издательство СОИПиПКК, 2005.
- Повышение качества дошкольного образования через организацию развивающей оздоровительной работы: Методические рекомендации/ Сост.: Е.В.Шумина, С.Ю.Визитова,-Южно-Сахалинск, Издательство СОИПиПКК,2007.
- Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий/Сост.: М,А,Павлова, М,В. Лысогорская,-Волгоград: Учитель,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура здоровья дошкольника
Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их ...
Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".
В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....
Организация здоровьесберегающего педагогического процесса как условие формирования культуры здоровья дошкольников
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного воз...
Формирование основ культуры здоровья дошкольников
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудн...
проект:"ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ"
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяж...
Мастер-класс для педагогов «Культура здоровья дошкольника» игры-путешествия по Царству здоровья»
Мастер-класс для педагогов «Культура здоровья дошкольника»игры-путешествия по Царству здоровья»...