Практикум для педагогов на тему "Играя, укрепляем психическое здоровье"
методическая разработка на тему

Архипова Елена Николаевна

Практикум проводился с педагогами ДОУ в рамках игрового марафона "День веселого настроения" в День психического здоровья (10 октября). Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции, формирование положительного эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_psih.zdorovya_moy.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №80 «Чебурашка»

г. Волжского Волгоградской области»

Практикум для педагогов на тему

«Играя, укрепляем психическое здоровье»

(в рамках игрового марафона ко Дню психического здоровья «День веселого настроения»)

Подготовила и провела

Архипова Елена Николаевна,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории;

                

        

 2017

Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.

Задачи:

  1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.
  2. Профилактика эмоционального выгорания, через релаксацию и саморегуляцию.
  3. Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.
  4. Научение способам здоровьесберегающих технологий.
  5. Знакомство с идеологией позитивной педагогики.

Материалы и оборудование:

  • непрозрачный мешок с мелкими игрушками (киндер-сюрпризы, мягкие игрушки и т.д.),
  • листы бумаги и ручки для каждого участника,
  • «калоши счастья» (калоши большого размера с веселым дизайном),
  • карточки к игре «Калоши счастья» (Приложение 1),
  • 3 листа формата А3, оформленные как «аптечка» (с нарисованным красным крестом, приклеенной ручкой) и фломастеры для упражнения «Аптечка для души».

Ход

  1. Вводная часть (2 минуты)

Педагог-психолог:

- Добрый день! Я рада приветствовать вас! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

Наша сегодняшняя встреча посвящена Дню психического здоровья. Что же такое психическое здоровье? (Ответы педагогов).

Психи́ческое здоро́вье (духовное или душевное, иногда - мента́льное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, легко справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

        Сегодня в нашем детском саду проходит игровой марафон «День веселого настроения». Думаю, вы уже успели зарядиться веселыми играми вместе со своими детьми. А игровой марафон продолжается! И какие же игры без игрушек? И сегодня я, как добрый Дедушка Мороз, пришла к вам с мешком игрушек.

Упражнение 1.  «Ассоциации с игрушкой» (7 минут)

Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.

Педагогам предлагается черный непрозрачный пакет с игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

  1. Основная часть

Блок 1. «Позитивное мышление». 

Цель. Развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Мыслите позитивно! Необходимо научиться контролировать свои мысли и при появлении негативных сразу же заменять их на позитивные. Позитивные мысли могут быть направлены как на восприятие самого себя, так и на восприятие какой-либо ситуации.

Наша жизнь на 10 состоит из того, что с нами происходит и на 90 из того как мы относимся к происходящему. Но почему на одно событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.

Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Именно он определяет нашу судьбу. 

Что мы можем выбрать:

  • то во что мы верим;
  •  кем мы станем;
  •  что мы говорим;
  • как относимся к другим;
  • как реагируем на события;
  • с каким настроением живем и учим.

Позитивное мышление позволяет выйти их происходящей ситуации и разочарования. Дело в том, что независимо от того, о чём вы думаете, о хороших или о плохих вещах, ваша жизнь принимает соответствующую форму. Негативные мысли могут отвлечь ваше внимание от ваших планов, тем самым сбив вас с пути. Даже нечто хорошее при плохом настроении может показаться настолько незначительным, что вы даже не замечаете этого.

Упражнение 2. «Кинопроба» (15 минут)

Цель: развитие чувства собственной значимости.

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но...», и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение 3. «Калоши счастья» (15 минут)

   Цель: развитие позитивного мышления.         

Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке фее счастья подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы, надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной Вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе.  Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Карточки с предложенными ситуациями и возможные варианты ответов:

В группе появился «слабый» ребенок.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.

По дороге на работу Вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.
  • Ситуация вызовет сочувствие коллег.

Поздно возвращаюсь домой с работы, а дома не готов ужин

  • Разгрузочный день для семьи
  • Есть желание приготовить что-то новое и быстрое.

Неделю зимой ездить на курсы в Волгоград

  • Познакомлюсь (встречусь) с коллегами
  • Хоть 1 день пройдет вне детского сада

Рано просыпаюсь в выходной

  • Столько можно всего сделать за день!
  • И для себя любимой время останется.

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

        Оказывается, уважаемые педагоги, почувствовать себя счастливым возможно в любой ситуации, при этом достаточно лишь найти правильный способ.

Блок 2 «Снятие мышечного напряжения

Спутник стресса – это мышечный зажим.

Упражнение 4. «Подними себя» (2 минуты)

Цель: снятие мышечного напряжения».

Сядьте на стул в удобной позе, так, чтобы спина

касалась спинки. Обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь себя поднять вместе со стулом — оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте, а затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите это несколько раз. Волнение и возбуждение отступят.

Упражнение 5. «Марионетка» (1 минута)

Цель: снятие мышечных зажимов.

Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища.  Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх. Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею. Затем начинайте вытягивать позвоночник. Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на цыпочки.

Упражнение 6 «Сбрось напряжение» (1 минута)

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.

Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

Упражнение 7. «Броуновское движение» (5 минут)

Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.

Ход упражнения.

Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается, ведущий предлагает объединиться в группы по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т.д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать. В конце ведущий называет какую-либо цифру (в конце – цифру «3», чтобы разделить группу на 3 подгруппы), участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. 

Блок 3 «Наши ресурсы»

Упражнение 8. «Аптечка для души» (15 минут)

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам трех подгрупп раздаются листы бумаги - «аптечки», и предлагается написать несколько видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Можно изобразить «лекарства для души» схематично.

Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

III. Заключительная часть (5 минут)

Притча про стакан.

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, неудачи, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

Выводы: 
• Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. 

• Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. 
• Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья. 


Приложение 1

Карточки к упражнению «Калоши счастья»

В группе появился «трудный» ребенок

По дороге на работу Вы сломали каблук

Поздно возвращаюсь домой с работы, а дома не готов ужин

Неделю зимой нужно ездить на курсы в Волгоград

Рано проснулась в выходной

Нужно работать на группе в две смены

Поссорилась с подругой

В субботу нужно идти на городское мероприятие

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом

Вас отправили в отпуск в ноябре

Перенесли сроки прохождения аттестации на более ранние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический практикум для педагогов детского сада «Играя укрепляем психическое здоровье»

Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуац...

Психологический практикум для педагогов «Играя укрепляем психическое здоровье».

Психологический практикум поможет педагогам ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных забот, связанных как с работой, так и с...

Семинар-практикум для педагогов«Формирование мотивационных установок к здоровому образу жизни», «Жить здорово!»

Цель: создать условия для формирования потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем ...

Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровье

Районное методическое объединение психологовТема: Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровьеДата проведения: 24.11.2020Подготовила: Т.В. СиповичМетодист - организатор ИМЦ:...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей здорового образа жизни"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

программа педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов "Нам по пути"

Цель: помочь педагогическим работникам преодолевать стресс и психичекое напряжение...