Семинар-практикум для педагогов на тему: «Сохранение психического и физического здоровья в условиях дошкольного учреждения»
материал по логопедии
Цель: совершенствование и обогащение знаний и умений педагогов о современных здоровье сберегающих технологиях.
Задачи:
- Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов по вопросу формирования основ физического и психического здоровья.
- Совершенствовать навыки работы по укреплению физического и психического здоровья дошкольников.
- Познакомить педагогов с факторами риска психологического здоровья детей.
- Дать возможность применить на практике полученные знания о современных приёмах развития психического и физического здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Искорка» с. Шебалино
КЦ «Содружество»
Семинар-практикум
для педагогов на тему:
«Сохранение психического и физического здоровья в условиях дошкольного учреждения»
Подготовил: учитель-логопед
Шагаева Э.В.
с. Шебалино, 2022 г.
Цель: совершенствование и обогащение знаний и умений педагогов о современных здоровье сберегающих технологиях.
Задачи:
- Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов по вопросу формирования основ физического и психического здоровья.
- Совершенствовать навыки работы по укреплению физического и психического здоровья дошкольников.
- Познакомить педагогов с факторами риска психологического здоровья детей.
- Дать возможность применить на практике полученные знания о современных приёмах развития психического и физического здоровья.
Участники: педагоги МБДОУ детский сад «Искорка» с. Шебалино
Оборудование: листы с нарисованными воздушными шарами, фломастеры, карточка «Жизненные ценности», магнитная доска, маркеры, аудиофайл, анкеты, карточки со словами, мешочек, предметы для игры «Волшебный мешочек», презентация.
Раздаточный материал: картотек релаксационных игр и упражнений, картотека упражнений для саморегуляции, рекомендации родителям.
Ход проведения семинара-практикума:
- Приветствие. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме. Наш семинар мы начнем с игры – кричалки «Да или нет». На мои вопросы отвечаем «да» или «нет».
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет или да)
Деток вы любите? (Да или нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Нет или да)
- Упражнение «Воздушный шар»
(тихо звучит мелодия)
- Посмотрите, на листках нарисованные воздушные шары, которые летят над землей. А в корзине Вы и ваша группа детей. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие вместе (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
-По нашему рейтингу здоровье заняло 1 место.
-О чём мы сегодня будем говорить на нашем семинаре? (о здоровье)
- Итак, тема нашего сегодняшнего семинара посвящена физическому и психическому здоровью. Основной акцент будет на психологическое здоровье.
2. Основная часть (информационная)
- Мини-анкетирование «Ответь и запиши».
Вам нужно ответить на мини анкету и записать свои ответы.
Вопросы:
- Что я желаю для себя лично на этом семинаре?
- Что я ожидаю от коллег?
- Что я хочу узнать по теме семинара?
- Что я жду от ведущего семинара?
-Теперь предлагаю всем прикрепить свои карточки с вопросами-ответами на доске.
-Что же такое здоровье? (ответы педагогов)
- Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Физическое здоровье – это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. Психическое здоровье – состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение. Психическое, физическое здоровье и социальное благополучие являются необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Очень важно сохранять и укреплять как физическое, так и психическое здоровье детей, формировать у них навыки здорового образа жизни на ранних этапах развития. Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).
- Упражнение «Мозговой штурм» (ответить на вопросы)
- Как вы понимаете, что такое здоровьесберегающие технологии? (Нетрадиционная методика оздоровления дошкольников, формирование у детей осмысленного отношения к здоровью через создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы).
-Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 2 группы: 1) направленные на физическое развитие; 2) направленные на психическое развитие.
- Игра «Пойми меня».
Педагоги получают карточки с названием здоровье сберегающей технологии. При помощи артикуляции, мимики, жестов передать название данной технологии. Задача остальных отгадать название этой технологий.
Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, закаливание, самомассаж, пескотерапия, арома-терапия, арт-терапия, релаксация, подвижные игры, цветотерапия, физкультминутки, игротерапия, сказкотерапия, фитотерапия, тропа здоровья, стопотерапия.
Стопотерапия - нетрадиционнй метод сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.
(Массаж и самомассаж стоп;
босохождение).
- Игра «Волшебный мешочек»
Достать из мешочка предмет и определить, с какой целью в оздоровлении он может быть использован.
1) фасоль (развитие мелкой моторики рук, дыхательная гимнастика)
2) травяной сбор (фитотерапия)
3) диск (музыкотерапия)
4) апельсин (аромотерапия, витаминизация)
5) мыльные пузыри (дыхательная гимнастика)
6) кукла (игротерапия)
7) перчатка (пальчиковая гимнастика)
8) рисунок (цветотерапия)
9) цветные карандаши (арт-терапия)
10) су-джок (массаж)
-Сегодня практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.
- Факторы риска психологического здоровья детей можно разделить на две группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности). (схема)
-К средовым факторам относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка).
-Назовите различные психотравмирующие детей ситуации, возникающие в семье (ответы участников):
- рождение второго или 3 ребёнка (ревность);
- физическое отдаление матери (попала в больницу, уехала в длительную командировку;
- пренебрежение интересами ребенка, навязывание ему моделей поведения, удобных родителям, а не ему самому;
- недостаток ласки, понимания, внимания к детским проблемам;
- отсутствие единого подхода к воспитанию ребенка;
- отсутствие необходимых условий для личного пространства ребенка;
-конфликты в семье;
-развод и т.тд.
-А теперь перечислите различные психотравмирующие детей ситуации, возникающие в образовательной среде:
- первая встреча с воспитателем, учителем;
- возможность появления конфликтных отношений со сверстниками;
- сложная, зачастую перегруженная образовательная программа;
- боязнь ребенка оказаться «неспособным»;
- педагогом не принимается во внимание, что у разных детей могут быть различные творческие наклонности.
Большое влияние оказывает педагог на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности, от эмоционального состояния педагога.
Каким будет эмоциональное состояние детей, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы.
Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Для практической части работы попрошу встать всех педагогов со своих мест и выйти в круг. Внимательно слушайте мои слова и согласно им выполняйте упражнения.
- Упражнения на саморегуляцию для педагогов:
Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.
- Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Опустите руки вдоль туловища. Испытайте чувство расслабления.
Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно при этом расслабить плечи:
- Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Встаньте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
- Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
- Упражнения на саморегуляцию для детей.
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень мы собой гордимся, и на многое годимся".
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Мы решаем любые задачи, с нами всегда любовь и удача".
- Потирая ладонь о ладонь повторить: "Мы приманиваем удачу, с каждым днем становимся богаче".
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Мы согреты солнечным лучиком, мы достойны самого лучшего".
- Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у нас нет преграды, все получиться так, как надо".
- Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
- Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая нам подвластна, мир прекрасен - и мы прекрасны".
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Мы бодры и энергичны, и дела идут отлично".
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная нам улыбается, и все у нас получается".
Вывод: Для эффективного создания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка при построении воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в ДОУ. В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье ребенка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями и воспитателями.
- Рефлексия
-В начале нашего семинара вы заполнили карточки и ответили на вопросы. Теперь давайте посмотрим, что вы написали и оправдались ли ваши ожидания.
- Чем оказалась полезной именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные приемы вы возьмете на вооружение в своей работе?
- Ваши пожелания мне как ведущему семинара.
- Игра «Аплодисменты по кругу»
И сейчас хочу предложить вам ещё одну игру «Аплодисменты по кругу».
Цель: снять напряжение, усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоём. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника включая его в игру. Таким образом начинают хлопать все участники.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
выступление на педагогическом совете по теме «Условия сохранения психического и физического здоровья в ДОУ и семье»
Что включает в себя понятие психического здоровья?Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, ...
Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»
Консультация для педагогов на тему: "Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников"...
Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»
Консультация для педагогов на тему: "Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников"....
Сохранение психического и физического здоровья дошкольников в условиях дошкольного учреждения
Творчество в группе и спортивном зале....
Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов, родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»
В детском саду здоровье рассматривается с трех позиций: здоровье физическое, здоровье психическое и здоровье духовно-нравственное, что является необходимым условием полноценной жизни ребенка в период ...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов, родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»
Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка...