Программа «Маленький пешеход» По обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.
проект на тему
Программа ««Маленький пешеход»» разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, на основе образовательной области «Безопасность», и Авдеева, Н. Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. В программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmma_malenkiy_peshehod.docx | 154.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»
Программа
«Маленький пешеход»
По обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения
и безопасного поведения на дороге.
Ханты-Мансийский автономный округ
город Пыть-Ях
Информационная карта программы
1 | Название образовательного учреждения | Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия» |
2 | Кем и когда утверждена дополнительная образовательная программа | Педагогическим коллективом Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка – детский сад «Фантазия – на методическом совете 2016 года. |
3 | Полное название программы | «Маленький пешеход» Программа По обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге. |
4 | Возраст детей | С 4 до 7 лет |
5 | Срок реализации программы | 3 года |
6 | Ф.И.О авторов составителей программы | Прокофьева М. Л. воспитатель Рощина Л.Б. воспитатель |
7 | Территория | Ханты - Мансийский автономный округ - Югра Муниципальное образование городской округ город Пыть-Ях |
8 | Юридический адрес учреждения (автора) | 628383, Российская Федерация, Ханты- Мансийский автономный округ - Югра, город Пыть-Ях, 3-й микрорайон Кедровый, дом 40 «а» |
9 | Телефон | 8 (3463) 46-51-16 |
10 | Место проведения | Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия» |
Пояснительная записка
Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленького человека на жизненном пути. Беспечность и равнодушие взрослых приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями безопасности жизнедеятельности, в том числе и безопасности дорожного движения. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.
Все мы педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность нашим детям?» Ребенок попадает в жизненные различные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Решение задач обеспечения безопасного поведения детей на дороге возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.
На данном отрезке жизни для ребёнка важная задача – научиться правилам жизни во взрослом мире- мире спешащих людей и машин. Следовательно, необходимо научить детей безопасным нормам поведения на улице, и эта работа должна пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребёнка: игру, учёбу, дорогу домой, развлечений, бесед, воображаемых путешествий, соревнований в знаниях пословиц и поговорок.
Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного поведения на дороге, может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. Поэтому мы уделяем особое внимание работе с родителями по данной проблеме.
Актуальность
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно- транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится более важной государственной задачей. Большую роль в решении проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у детей навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека. Знакомя детей с правила - дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, та работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, отвесность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Новизна Программа ««Маленький пешеход»» разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, на основе образовательной области «Безопасность», и Авдеева, Н. Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. В программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель программы:
Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
Средняя группа (от 4 до 5 лет):
- развитие наблюдательности;
- ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
- продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога» «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элемента правилами поведения на улице;
- подведение детей к осознанию значимости соблюдать правила дорожного движения;
- уточнение знание детей о назначении светофора и работе полицейского,
- знакомстве личными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС полиция», трамвай, троллейбус, автобус);
- знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного порта»;
- формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».
Старшая группа (от 5 до 6 лет):
- уточнение знаний об элементах: дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;
- знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети, с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипед;
- продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд разращён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет):
- систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении;
- знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;
- развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности,
- формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности;
- продолжение знакомства с дорожными знаками — предупреждающим разрешающими и информационно-указательными;
- подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
- расширение представлений детей о работе ГИБДД;
- воспитание культу ведения на улице и в общественном транспорте».
Основные принципы программы
- Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
- Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.
- Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
- Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Ожидаемый результат:
Ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
Сроки реализации программы: 3 года
Методические рекомендации
- Специально организованное обучение. НОД проводятся 1 раз в неделю по перспективному– тематическому плану, с усложнением в каждой возрастной группе.
- Темы НОД повторяются во всех возрастных группах, с усложнением.
- Совместная деятельность педагога с детьми по теме «Правила дорожного движения» тема интегрирована в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
- Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребёнок- педагог для развития культуры поведения на дороге и включает разные формы работы.
- Диагностика. Разработаны критерии диагностики усвоения программных задач.
Учебный план групп
Кол-во НОД в неделю | Общее кол-во НОД в месяц | Общее кол-во НОД в год | |
Средняя группа | 1 | 4 | 36 |
Старшая группа | 1 | 4 | 36 |
Подготовительная группа | 1 | 4 | 36 |
ИТОГО | 3 | 12 | 108 |
Средняя группа
Цели: рассказать о правилах поведения на улице города - переходить на зелёный цвет светофора, двигаться по правой стороне тротуара.
Тематическое планирование НОД в средней группе
Тема | НОД | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
«Знакомство с улицей» | 1 | ||||||||
«Беседа о правилах дорожного движения» | 1 | ||||||||
«В городском транспорте» | 1 | ||||||||
«Наблюдение за светофором» | 1 | ||||||||
«Зачем нужны дорожные знаки» | 1 | ||||||||
«Знай и выполняй правила уличного движения» | 1 | ||||||||
«Наши помощники на дороге» | 1 | ||||||||
«Пешеход» | 1 | ||||||||
«О чём говорят дорожные знаки» | 1 | ||||||||
«Помощники на дороге» | 1 | ||||||||
«Игры во дворе» | 1 | ||||||||
«Транспорт» | 1 | ||||||||
«Пассажиры» | 1 | ||||||||
«Автобусная остановка» | 1 | ||||||||
«Катание на велосипеде». | 1 | ||||||||
«Наземный транспорт» | 1 | ||||||||
«Воздушный транспорт» | 1 | ||||||||
«Водный транспорт» | 1 | ||||||||
«Безопасное поведение на улице». | 1 | ||||||||
«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать». | 1 | ||||||||
«Светофор наш лучший друг» | 1 | ||||||||
«Дорожный знак «Пешеходный переход» | 1 | ||||||||
«Дорожные знаки» | 1 | ||||||||
«Мы и машина» | 1 | ||||||||
«Правила в автомобиле» | 1 | ||||||||
«Городской общественный транспорт» | 1 | ||||||||
«Транспорт нашего города» | 1 | ||||||||
«Остановка общественного транспорта» | 1 | ||||||||
«Перекресток» | 1 | ||||||||
«Сказка «Азбука пешехода» | 1 | ||||||||
«Перекрёсток и движение» | 1 | ||||||||
«Будь внимателен» | 1 | ||||||||
«Мы играем и правила запоминаем» | 1 | ||||||||
«Я в автобусе» | 1 | ||||||||
«Опасные участки на пешеходной части улице» | 1 | ||||||||
«Правила дорожные детям знать положено» (Развлечение) | 1 | ||||||||
Итого | 36 |
Старшая группа
Цели: продолжаем знакомить с дорожными знаками, правилами поведения в транспорте, и на дороге. Закреплять в игровых ситуациях знания о правилах дорожного движения: улицы, дороги.
Тематический план НОД в старшей группе
Тема | НОД | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
«Дом, в котором я живу» | 1 | ||||||||
Правила поведения пешеходов | 1 | ||||||||
Школа пешеходных наук. | 1 | ||||||||
«Транспорт прошлого, настоящего, будущего» | 1 | ||||||||
«Безопасная улица» | 1 | ||||||||
«Экскурсия к перекрестку» | 1 | ||||||||
Дорожные знаки. | 1 | ||||||||
«Правила безопасности для детей» | 1 | ||||||||
«Безопасность на дорогах» | 1 | ||||||||
«Правила перевозки детей в автомобиле» | 1 | ||||||||
Безопасное поведение на улице и в транспорте. | 1 | ||||||||
«Определи вид транспорта» «Профессия водитель» | 1 | ||||||||
«Наблюдение за движением транспорта» | 1 | ||||||||
Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка» | 1 | ||||||||
Правила для пешеходов. | 1 | ||||||||
Переходим через улицу. | 1 | ||||||||
«О чём говорят дорожные знаки» | 1 | ||||||||
Беседа «Гололед и автомобиль» | 1 | ||||||||
Запрещающие знаки и предупреждающие знаки. | 1 | ||||||||
Беседа «Гололед и пешеход». | 1 | ||||||||
«Я иду через дорогу». | 1 | ||||||||
Загадки о разных видах транспорта, беседы. | 1 | ||||||||
Сигналы регулировщика. | 1 | ||||||||
Игра «Знаки заблудились» | 1 | ||||||||
Чтение стихотворений Я. Пишумова «Посмотрите - постовой». | 1 | ||||||||
«Если на улице нет светофора». | 1 | ||||||||
Знаки сервиса. | 1 | ||||||||
Просмотр диафильмов с воспитанниками «Сердитый автомобиль». | 1 | ||||||||
«Хочу всё знать» закрепление знаний о правилах дорожного движения. | 1 | ||||||||
«Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». | 1 | ||||||||
Надземный подземный переход. | 1 | ||||||||
Улица не место для игр. | 1 | ||||||||
Рассматривание иллюстраций с машинами специального назначения. | 1 | ||||||||
Беседа «Назначении поста ГИБДД на дороге» | 1 | ||||||||
Предписывающие знаки. | 1 | ||||||||
Викторина по ПДД | 1 | ||||||||
Итого | 36 |
Подготовительная к школе группа
Цели: Расширять представление детей об окружающей действительности, ориентироваться в пределах ближайшего к детскому саду микрорайона. Учить детей определять и предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежание. Воспитывать у детей уважение к пешеходам и водителям.
Тематический план занятий в подготовительной группе
Тема | Занятие | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
«Знакомство с особенностями работы сотрудников ГИБДД». | 1 | ||||||||
Беседы о правилах поведения в общественном транспорте. | 1 | ||||||||
Устройство проезжей части. | 1 | ||||||||
Поведение пассажиров в автобусе. | 1 | ||||||||
Беседа «Мы по улице идем» | 1 | ||||||||
Рассказ Н. Калинина «Как ребята переходили улицу | 1 | ||||||||
Дорожные знаки. | 1 | ||||||||
Где и как переходить улицу. | 1 | ||||||||
Чтение Берестов В. «Стоял ученик на развилке дорог…» | 1 | ||||||||
Беседа о подземном, наземном переходах. | 1 | ||||||||
Городской транспорт. | 1 | ||||||||
Красный, желтый, зелёный. | 1 | ||||||||
Беседа «Как правильно переходить улицу». | 1 | ||||||||
Рассматривание иллюстраций с машинами специального назначения. | 1 | ||||||||
Опасные участки, на пешеходной части города. | 1 | ||||||||
«Загадки улицы» | 1 | ||||||||
Словесная-игра «Найди правильное решение». | 1 | ||||||||
Беседа «Как правильно переходить улицу». | 1 | ||||||||
Безопасное поведение на улице. | 1 | ||||||||
Дорожные знаки. | 1 | ||||||||
«Правила безопасности для детей» | 1 | ||||||||
«Безопасность на дорогах» | 1 | ||||||||
«Правила перевозки детей в автомобиле» | 1 | ||||||||
Безопасное поведение на улице и в транспорте. | 1 | ||||||||
«Определи вид транспорта» «Профессия водитель» | 1 | ||||||||
«Наблюдение за движением транспорта» | 1 | ||||||||
Беседы о правилах поведения в общественном транспорте. | 1 | ||||||||
Транспорт. | 1 | ||||||||
КВН «Твой приятель светофор» | 1 | ||||||||
Беседа «История транспорта» | 1 | ||||||||
Беседа «Школа пешеходных наук» | 1 | ||||||||
Улица города. | 1 | ||||||||
Улица не место для игр. | 1 | ||||||||
Экскурсия в авто городок | 1 | ||||||||
Беседа «Назначении поста ГИБДД на дороге» | 1 | ||||||||
Встреча с работниками ГИБДД. | 1 | ||||||||
Итого | 36 |
План работы с родителями воспитанников
по Правилам дорожного движения
№ | Мероприятие |
Сентябрь | |
1 | Оформление «Странички безопасности» в родительском уголке. |
2 | Групповые родительские собрания (включить вопрос по безопасности на дорогах) |
3 | Анкетирование родителей |
Октябрь | |
1 | Оформление уголка для детей в групповой комнате совместно с родителями |
2 | Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения «Мы и дорога» |
3 | Изготовление макета микрорайона ДОУ с улицами и дорожной информацией |
Ноябрь | |
1 | Оформление информационного стенда для родителей по ПДД в холле детского сада |
2 | Листовка – обращение «Выполняем правила дорожного движения» |
3 | Информация в родительском уголке «Страничка безопасности» |
Декабрь | |
1 | Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте» |
2 | Выставка рисунков детей «Мы и дорога» |
Январь | |
1 | Информационный стенд для родителей |
2 | Газета «Добрая дорога детства» |
Февраль | |
1 | Выступление на родительском собрании «Как переходить улицу с детьми» |
2 | «Правила дорожного движения» познавательно- игровой конкурс для взрослых и детей старшая и подготовительная группа |
3 | Спортивные соревнования «Быстрый, ловкий, смелый» |
Март | |
1 | Консультация «Безопасность детей» |
2 | Выпуск газеты для родителей «Светофорик» |
Апрель | |
1 | Информация для родителей «Будьте внимательны на дороге» |
2 | Встреча с работниками ГИБДД |
3 | Спектакль для детей с участием родителей «Перекресток» |
Май | |
1 | Буклеты для родителей «Учим детей правильно переходить улицу» |
2 | Рекомендации «Читаем детям дома» (книги, сказки, стихи по ПДД» |
3 | Оформление информационного стенда для родителей по ПДД |
Используемая литература
- Авдеева, Н. Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»
- Азбука пешехода: для дошкольников. - М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
- Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001
для школьников/– Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.
- Елжова Н.В. "ПДД в детском саду", 2013
- Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения
- Коган М.С. " Правила дорожные знать каждому положено".
- Козловская Е.А. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002
- Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»
- Лиходед В. "Уроки светофор".
- Методические рекомендации по организации работы детских садов по
- Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
- Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
- Петрова К.В. «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
- Пикулева Н."Дорожная азбука".
- Правила дорожного движения.- М. Эксмо, 2006.- 64 с.
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган,
- Саулина Т.Ф. "Три сигнала светофора"
- Саулина Т.Ф. «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
- Сочинения-сказки по Правилам дорожного движения.
- Хабибуллина Е.Я. "Дорожная азбука в детском саду",2013
- Шаланова Е.И. "Правила безопасности- Дорожного движения"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безопасное лето» Модифицированная программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения на летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа
Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Грамотный пешеход»
Безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения; стрем...
Организация системы работы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности.
Методическая разработка....
Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах
Программа разработана с целью формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах...
ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
В современном обществе, в условиях стремительного роста числа транспорта и, соответственно, числа дорожно-транспортных происшествий, все более актуальной является проблема профилактики детского дорожн...
Организация игрового пространства для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и формирования навыков безопасного поведения на улице
Организация игрового пространства для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и формирования навыков безопасного поведения на улице...