Программа «Маленький пешеход» По обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.
проект на тему

Прокофьева Марина Леонидовна

Программа ««Маленький пешеход»» разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, на основе образовательной области «Безопасность», и Авдеева, Н. Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. В программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmma_malenkiy_peshehod.docx154.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Программа

«Маленький пешеход»

По обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения

и безопасного поведения на дороге.

http://gorodok-tlt.ru.opt-images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/iblock/da8/da8873e51a10557040d574ec4befe047.jpg?1471266051115663

Ханты-Мансийский автономный округ

город Пыть-Ях

Информационная карта программы

1

Название образовательного учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

2

Кем и когда утверждена дополнительная образовательная программа

Педагогическим коллективом Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка – детский сад «Фантазия – на методическом совете 2016 года.

3

Полное название программы

«Маленький пешеход» Программа

По обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

4

Возраст детей

С 4 до 7 лет

5

Срок реализации программы

3 года

6

Ф.И.О авторов составителей программы

Прокофьева М. Л. воспитатель

Рощина Л.Б. воспитатель

7

Территория

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное образование городской округ

город Пыть-Ях

8

Юридический адрес учреждения (автора)

628383, Российская Федерация, Ханты-

Мансийский автономный округ - Югра,

город Пыть-Ях, 3-й микрорайон

Кедровый, дом 40 «а»

9

Телефон

8 (3463) 46-51-16

10

Место проведения

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Пояснительная записка

                Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленького человека на жизненном пути. Беспечность и равнодушие взрослых приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями безопасности жизнедеятельности, в том числе и безопасности дорожного движения. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.

Все мы педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность нашим детям?» Ребенок попадает в жизненные различные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Решение задач обеспечения безопасного поведения детей на дороге возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.

На данном отрезке жизни для ребёнка важная задача – научиться правилам жизни во взрослом мире- мире спешащих людей и машин. Следовательно, необходимо научить детей безопасным нормам поведения на улице, и эта работа должна пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребёнка: игру, учёбу, дорогу домой, развлечений, бесед, воображаемых путешествий, соревнований в знаниях пословиц и поговорок.

Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного поведения на дороге, может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. Поэтому мы уделяем особое внимание работе с родителями по данной проблеме.

Актуальность

                Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно- транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится более важной государственной задачей. Большую роль в решении проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у детей навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека. Знакомя детей с правила - дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, та работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, отвесность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Новизна Программа ««Маленький пешеход»» разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, на основе образовательной области «Безопасность», и Авдеева, Н. Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. В программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель программы:

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

Средняя группа (от 4 до 5 лет):

  1. развитие наблюдательности;
  2. ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
  3. продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога» «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элемента правилами поведения на улице;
  4. подведение детей к осознанию значимости соблюдать правила дорожного движения;
  5. уточнение знание детей о назначении светофора и работе полицейского,
  6. знакомстве личными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС полиция», трамвай, троллейбус, автобус);
  7. знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного порта»;
  8. формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».

Старшая группа (от 5 до 6 лет):

  1. уточнение знаний об элементах: дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;
  2. знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети, с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипед;
  3. продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд разращён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет):

  1. систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении;
  2. знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;
  3. развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности,
  4. формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности;
  5. продолжение знакомства с дорожными знаками — предупреждающим разрешающими и информационно-указательными;
  6. подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
  7. расширение представлений детей о работе ГИБДД;
  8. воспитание культу ведения на улице и в общественном транспорте».

Основные принципы программы

  1. Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
  2. Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  3. Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.
  4. Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
  5. Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  6. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Ожидаемый результат:

Ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

Сроки реализации программы: 3 года

Методические рекомендации

  1. Специально организованное обучение. НОД проводятся 1 раз в неделю по перспективному– тематическому плану, с усложнением в каждой возрастной группе.
  2. Темы НОД повторяются во всех возрастных группах, с усложнением.
  3. Совместная деятельность педагога с детьми по теме «Правила дорожного движения» тема интегрирована в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
  4. Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребёнок- педагог для развития культуры поведения на дороге и включает разные формы работы.
  5. Диагностика. Разработаны критерии диагностики усвоения программных задач.

Учебный план групп

Кол-во НОД в неделю

Общее кол-во НОД в месяц

Общее кол-во НОД в год

Средняя группа

1

4

36

Старшая группа

1

4

36

Подготовительная группа

1

4

36

ИТОГО

3

12

108

Средняя группа

Цели: рассказать о правилах поведения на улице города - переходить на зелёный цвет светофора, двигаться по правой стороне тротуара.

Тематическое планирование НОД в средней группе

Тема

НОД

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«Знакомство с улицей»

1

«Беседа о правилах дорожного движения»

1

 «В городском транспорте»

1

«Наблюдение за светофором»

1

«Зачем нужны дорожные знаки»

1

«Знай и выполняй правила уличного движения»

1

«Наши помощники на дороге»

1

«Пешеход»

1

«О чём говорят дорожные знаки»

1

«Помощники на дороге»

1

«Игры во дворе»

1

«Транспорт»

1

«Пассажиры»

1

«Автобусная остановка»

1

«Катание на велосипеде».

1

«Наземный транспорт»

1

«Воздушный транспорт»

1

«Водный транспорт»

1

«Безопасное поведение на улице».

1

«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».

1

«Светофор наш лучший друг»

1

«Дорожный знак «Пешеходный переход»

1

«Дорожные знаки»

1

«Мы и машина»

1

«Правила в автомобиле»

1

«Городской общественный транспорт»

1

«Транспорт нашего города»

1

«Остановка общественного транспорта»

1

«Перекресток»

1

«Сказка «Азбука пешехода»

1

«Перекрёсток и движение»

1

«Будь внимателен»

1

«Мы играем и правила запоминаем»

1

«Я в автобусе»

1

«Опасные участки на пешеходной части улице»

1

«Правила дорожные детям знать положено» (Развлечение)

1

Итого

36

Старшая группа

Цели: продолжаем знакомить с дорожными знаками, правилами поведения в транспорте, и на дороге. Закреплять в игровых ситуациях знания о правилах дорожного движения: улицы, дороги.  

Тематический план НОД в старшей группе

Тема

НОД

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«Дом, в котором я живу»

1

Правила поведения пешеходов

1

Школа пешеходных наук.

1

«Транспорт прошлого, настоящего, будущего»

1

«Безопасная улица»

1

«Экскурсия к перекрестку»

1

Дорожные знаки.

1

«Правила безопасности для детей»

1

«Безопасность на дорогах»

1

«Правила перевозки детей в автомобиле»

1

Безопасное поведение на улице и в транспорте.

1

«Определи вид транспорта» «Профессия водитель»

1

«Наблюдение за движением транспорта»

1

Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка»

1

Правила для пешеходов.

1

Переходим через улицу.

1

«О чём говорят дорожные знаки»

1

Беседа «Гололед и автомобиль»

1

Запрещающие знаки и предупреждающие знаки.

1

Беседа «Гололед и пешеход».

1

«Я иду через дорогу».

1

Загадки о разных видах транспорта, беседы.

1

Сигналы регулировщика.

1

Игра «Знаки заблудились»

1

Чтение стихотворений Я. Пишумова «Посмотрите - постовой».

1

«Если на улице нет светофора».

1

Знаки сервиса.

1

Просмотр диафильмов с воспитанниками «Сердитый автомобиль».

1

«Хочу всё знать» закрепление знаний о правилах дорожного движения.

1

«Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

1

Надземный подземный переход.

1

Улица не место для игр.

1

Рассматривание иллюстраций с машинами специального назначения.

1

Беседа «Назначении поста ГИБДД на дороге»

1

Предписывающие знаки.

1

Викторина по ПДД

1

Итого

36

Подготовительная к школе группа

Цели: Расширять представление детей об окружающей действительности, ориентироваться в пределах ближайшего к детскому саду микрорайона. Учить детей определять и предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежание. Воспитывать у детей уважение к пешеходам и водителям.

Тематический план занятий в подготовительной группе

Тема

Занятие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«Знакомство с особенностями работы сотрудников ГИБДД».

1

Беседы о правилах поведения в общественном транспорте.

1

Устройство проезжей части.

1

Поведение пассажиров в автобусе.

1

Беседа «Мы по улице идем»

1

Рассказ Н. Калинина «Как ребята переходили улицу

1

Дорожные знаки.

1

Где и как переходить улицу.

1

Чтение Берестов В. «Стоял ученик на развилке дорог…»

1

Беседа о подземном, наземном переходах.

1

Городской транспорт.

1

Красный, желтый, зелёный.

1

Беседа «Как правильно переходить улицу».

1

Рассматривание иллюстраций с машинами специального назначения.

1

Опасные участки, на пешеходной части города.

1

«Загадки улицы»

1

Словесная-игра «Найди правильное решение».

1

Беседа «Как правильно переходить улицу».

1

Безопасное поведение на улице.

1

Дорожные знаки.

1

«Правила безопасности для детей»

1

«Безопасность на дорогах»

1

«Правила перевозки детей в автомобиле»

1

Безопасное поведение на улице и в транспорте.

1

«Определи вид транспорта» «Профессия водитель»

1

«Наблюдение за движением транспорта»

1

Беседы о правилах поведения в общественном транспорте.

1

Транспорт.

1

КВН «Твой приятель светофор»

1

Беседа «История транспорта»

1

Беседа «Школа пешеходных наук»

1

Улица города.

1

Улица не место для игр.

1

Экскурсия в авто городок

1

Беседа «Назначении поста ГИБДД на дороге»

1

Встреча с работниками ГИБДД.

1

Итого

36

План работы с родителями воспитанников

по Правилам дорожного движения

Мероприятие

Сентябрь

1

Оформление «Странички безопасности» в родительском уголке.

2

Групповые родительские собрания (включить вопрос по безопасности на дорогах)

3

Анкетирование родителей

Октябрь

1

Оформление уголка для детей в групповой комнате совместно с родителями

2

Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения «Мы и дорога»

3

Изготовление макета микрорайона ДОУ с улицами и дорожной информацией

Ноябрь

1

 Оформление информационного стенда для родителей по ПДД в холле детского сада

2

Листовка – обращение «Выполняем правила дорожного движения»

3

Информация в родительском уголке «Страничка безопасности»

Декабрь

1

Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте»

2

Выставка рисунков детей «Мы и дорога»

Январь

1

Информационный стенд для родителей

2

Газета «Добрая дорога детства»

Февраль

1

Выступление на родительском собрании «Как переходить улицу с детьми»

2

«Правила дорожного движения» познавательно- игровой конкурс для взрослых и детей старшая и подготовительная группа

3

Спортивные соревнования «Быстрый, ловкий, смелый»

Март

1

Консультация «Безопасность детей»

2

Выпуск газеты для родителей «Светофорик»

Апрель

1

Информация для родителей «Будьте внимательны на дороге»

2

Встреча с работниками ГИБДД

3

Спектакль для детей с участием родителей «Перекресток»

Май

1

Буклеты для родителей «Учим детей правильно переходить улицу»

2

Рекомендации «Читаем детям дома» (книги, сказки, стихи по ПДД»

3

Оформление информационного стенда для родителей по ПДД

Используемая литература

     

  1. Авдеева, Н. Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»
  2. Азбука пешехода: для дошкольников. - М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
  3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001

      для школьников/– Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.

  1. Елжова Н.В. "ПДД в детском саду", 2013
  2. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения
  3. Коган М.С. " Правила дорожные знать каждому положено".
  4. Козловская Е.А. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002
  5. Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»
  6. Лиходед В. "Уроки светофор".
  7. Методические рекомендации по организации работы детских садов по
  8.  Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
  9. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
  10. Петрова К.В.  «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
  11. Пикулева Н."Дорожная азбука".
  12.  Правила дорожного движения.- М. Эксмо, 2006.- 64 с.

      профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган,

  1. Саулина Т.Ф.  "Три сигнала светофора"
  2. Саулина Т.Ф. «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
  3. Сочинения-сказки по Правилам дорожного движения.
  4. Хабибуллина Е.Я. "Дорожная азбука в детском саду",2013
  5. Шаланова Е.И. "Правила безопасности- Дорожного движения"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безопасное лето» Модифицированная программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения на летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Грамотный пешеход»

Безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения; стрем...

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах

Программа разработана с целью формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах...

ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

В современном обществе, в условиях стремительного роста числа транспорта и, соответственно, числа дорожно-транспортных происшествий, все более актуальной является проблема профилактики детского дорожн...

Организация игрового пространства для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и формирования навыков безопасного поведения на улице

Организация игрового пространства для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и формирования навыков безопасного поведения на улице...