Формирование культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте
консультация (младшая группа) на тему

Опыт работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культурно – гигиенических навыков в раннем возрасте

Воспитатель: Хамитова Е.А.

          Привитие культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитателя. С первых дней жизни ребенка при формировании данных навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, «вхождение» его в мир взрослых. К культурно – гигиеническим навыком относятся навыки по соблюдению частоты тела, культурной еды, поддерживание порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношении детей друг с другом и взрослыми. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда фактов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

          Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте центральная нервная система ребенка в вышей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одевание, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно, поэтому основной методики является работа индивидуально или с небольшими группами. Так, наши дети привыкают, что перед едой нужно обязательно мыть руки, надевать нагрудник и т.д. Воспитатель представляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам.

          До 6 месяцев ребенок ест лежа. В начале второго года жизни ребенок должен есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

          В 1,5-2 года ребенок может почти все снять с себя, сложить в большую часть одежды одеть. В значительной степени дети могут сами умываться, вытираться своим полотенцем.

          На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т.д., но и знает определённый порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

          В три года дети должны уметь правильно мыть руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.

          Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. Начиная со второго года с этой целью с детьми проводится социальные дидактические игры, используются игровые приемы. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста приучаем детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

          Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми действиями вводит новые более сложные составляющие навыки. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения, фиксировать внимание ребенка на «секретах» того или иного действия. Например, главный секрет приема пищи – брать еду с ложки губами, а не -  зубами.

          По мере приобретение навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия увеличивается.

          Выполнение культурно - гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

          Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, на сколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершение бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребенка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость, в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критичное отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребенок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

          Освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она основана ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребенка к человеку ил персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

          В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

          Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребенку доставляет правильность выполнения действий, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслуживать одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймет, что за каждым действием стоит правило, усвоить нравственную норму, соотнесёт её с действиями, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!».

          Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей, и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремится к тому что бы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

игровой проект "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"

Организация работы в ДОУ  с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...

Игровой проект для детей второй младшей «Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста»

Игровой проект для детей второй младшей группы "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"...

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Даша моет ручки»

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возрастаКонспект занятия во второй группе раннего возраста «Даша моет ручки»Цель: Формирование культу...