Развитие памяти у детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Пургина Вероника Игоревна
Содержание 1. Как устроена память ребенка 2.Какие виды памяти бывают 3.Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста 4. Как развивать память ребенку дошкольнику 5. Роль литературы в формировании памяти детей дошкольников 6. Роль игры в развитии памяти у дошкольников 7. Минералы, витамины и аминокислоты, которые помогают улучшить память 8.Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников 10. Упражнения для развития памяти и внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_pamyati.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Память – это комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению информации и воспроизведению приобретенных знаний и навыков.  Другими словами память обеспечивает нам запоминание и последующее использование накопленной информации. Память необходима для нормального и полноценного существования человека. Способность запоминать обеспечивает возможность ребенка накапливать опыт, а это, в свою очередь, необходимое условие формирования восприятия, мышления и речи. Поэтому развитие памяти у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей.

Как устроена память ребенка

Ребенок дошкольного возраста проявляет активность в познании окружающего мира, ищет ответы на свои вопросы, пытается получить как можно больше информации о том, что его интересует. Новые знания запоминаются и сохраняются, а когда возникает необходимость, воспроизводятся. Такая форма отражения опыта и называется памятью.

Развитие памяти дошкольников неразрывно связано с формированием других познавательных процессов. Так, узнавание объектов и явлений в восприятии возможно только в случае, если они уже воспринимались в прошлом, а информация о них запечатлелась в памяти. С другой стороны, процесс запоминания представляет собой установление связей между тем, что наблюдается, воспринимается непосредственно в этот момент и тем, что было в опыте ребенка ранее.

В памяти могут отражаться объекты и явления как те, на которые направлено внимание, так и те, которые попадают в поле зрения ребенка случайно, но вызывают у него эмоциональный отклик. Именно поэтому на качество запоминания разного рода информации влияют личностные особенности ребенка: его интересы, настроение, предпочитаемые виды занятий.

На прочность запоминания влияет степень осмысления материала. Осмысленное запоминание заключается в том, что человек пытается соотнести новую информацию с той, которая была в его опыте ранее, благодаря чему знания систематизируются.

При механическом заучивании человек не вникает в смысл материала.

Какие виды памяти бывают

Виды памяти1

Информация, которая отражается в памяти, может быть разной. Это отличие заключается в задействовании разных органов чувств (анализаторов) при ее восприятии. Не существует какой-то единой и неделимой памяти. В действительности память человека состоит из трёх основных составляющих. Это, так называемые, виды памяти человека. Каждая из них имеет значение на определённом этапе запоминания. Только слаженная и гармоничная работа всех «частей памяти» и даёт возможность каждому из нас приобретать новые знания, усваивать разнообразную информацию и помнить прошедшие события.

Выделяют следующие виды памяти:

зрительная (запоминание увиденных образов и явлений);

слуховая (запоминание услышанной информации);

обонятельная (память на запахи);

осязательная (отражение в памяти тактильных ощущений);

вкусовая (запоминание вкусовых ощущений).

Если брать во внимание характер психической активности ребенка, связанной с процессом запоминания, то память может быть:

Двигательная — направлена на запоминание движений, их последовательностей. Играет важную роль в формировании навыков ходьбы, бега, письма, трудовых и других двигательных навыков.

Образная — представляет собой отражение в памяти предметов и явлений, которые воспринимались при помощи органов чувств (зрительные, слуховые образы). Именно образная память является преобладающей у дошкольников.

Эмоциональная — отвечает за запоминание переживаний. Благодаря этому, припомнив какие-то жизненные события, человек может вновь ощутить связанные с ним эмоции (радость, стыд, страх). Этот вид памяти служит опорой для нравственного воспитания дошкольников.

Словесно-логическая — в этом случае объектом запоминания являются мысли и понятия. Информация при этом может воспроизводиться как дословно, так и в словесной форме, более доступной человеку для понимания.

В зависимости от того, на протяжении какого времени будет сохраняться информация, память бывает кратковременной, долговременной и оперативной. Кратковременная память позволяет хранить и воспроизводить информацию сразу после ее восприятия.

Благодаря оперативной памяти возможно сохранение определенных знаний на время, необходимое для осуществления какой-либо деятельности. Если эти знания после достижения человеком цели теряют свою значимость, то они забываются.

Долговременная память отвечает за хранение информации в течение длительного срока. Благодаря этому обеспечивается прочность запоминания приобретенных человеком знаний и умений.

По степени активности человека в процессе запоминания и воспроизведения  выделяют произвольную и непроизвольную память. Непроизвольное запоминание происходит в случае, если человек в процессе какой-либо деятельности без особых стараний усваивает полезную и интересную для себя информацию. Произвольное запоминание предполагает наличие цели усвоить тот или иной материал и невозможно без волевых усилий человека.

В зависимости от направленности личности ребенка память характеризуется индивидуальными особенностями: объем памяти, точность воспроизведения, быстрота забывания. Индивидуальность памяти детей проявляется в том, что, наблюдая одно и то же явление, разные дети запомнят неодинаковое количество деталей, и не у всех хорошо получится рассказать об увиденном через время.

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Память2Развитие памяти у дошкольников характеризуется высокой интенсивностью, изменением ее качественных (уровень осознанности, целенаправленности) и количественных (объем материала, длительность хранения) характеристик.

Основной характеристикой памяти дошкольников является преобладание непроизвольных форм запоминания. Легко запоминается то, что ярко, ново и интересно для ребенка, то, что вызывает у него эмоциональную реакцию.

У детей дошкольного возраста активно развивается речь, накапливается словарный запас, все это способствует улучшению запоминания словесного материала. Дошкольники с легкостью запоминают диалоги из мультфильмов, песни и стихотворения. Дети уже способны заметить, если взрослый допускает ошибку при рассказывании их любимой сказки.

Потребность запомнить материал у детей среднего дошкольного возраста может возникать в процессе игр, при выполнении бытовых поручений, на занятиях в детском саду. Сталкиваясь с необходимостью что-то припомнить, ребенок начинает искать способы запоминания. Так некоторые дошкольники, запоминая предъявляемый материал, пытаются связать его с прошлым опытом (ассоциативный способ запоминания). Например, запоминая изображения на картинках (мяч, скакалку, бантик), девочка может объединить их, припоминая события из своей жизни: «У меня есть скакалка, но я больше люблю играть с мячом. А вчера мама мне завязала красный бант».

У детей дошкольного возраста часто отмечается способность точно запечатлевать в памяти целые ситуации, а потом в деталях воспроизводить эти воспоминания. Такую память называют эйдетической (образной). Основана она на зрительном восприятии субъективных образов. Такой вид памяти  дает очень высокий эффект запоминания в процессе обучения ребенка.

Как развивать память ребенку дошкольнику

Как развивать память ребенку дошкольнику

Ребенок дошкольного возраста проявляет активность в исследовании объектов и явлений окружающего мира, задача взрослого- направлять его восприятие, обеспечивать получение им разнообразных сведений о заинтересовавшем его предмете. Например, чтобы запомнить характеристики яблока, ребенок должен определить его форму, цвет (задействовать зрение), потрогать его (получить тактильные ощущения), попробовать на вкус (задействовать вкусовые рецепторы), взрослый же дополнит эту информацию рассказом о том, как выращивают яблоки.

Участие ребенка в получении информации обеспечивает прочность ее запоминания. Материал, который предназначен для запоминания, должен быть значим в деятельности ребенка.

Важную роль в запоминании у дошкольника играет его интерес к наблюдаемому объекту. Поэтому в обучении дошкольников особую роль играет создание мотивации деятельности. Для этого, предлагая ребенку задание, нужно пытаться создать воображаемую игровую ситуацию, вызывать желание сделать открытие, получить удовлетворение от успеха. Например, запомнить обозначения цветов светофора поможет игра, где ребенку нужно помочь перевести через дорогу лесных друзей. Такая деятельность связана с эмоциональным включением ребенка в ситуацию, которая требует от него запоминания материала.

Если взрослый ставит перед ребенком задачу запомнить материал, то нужно делать это так, чтобы ему было понятно, зачем это нужно. Сознательное запоминание и воспроизведение информации – это уже начало развития произвольности памяти. Такое целенаправленное усвоение материала происходит в процессе обучающих игр.

Развитию памяти дошкольника способствует соблюдение режима дня. Это предполагает ежедневное выполнение в одно и то же время определенных действий. Такая частая повторяемость обеспечивает прочность непроизвольного запоминания.

Таким образом, развитие памяти  у дошкольников требует:

постоянного привлечения ребенка к деятельности, которая предполагает запоминание и воспроизведение материала;

создания условий для активности и самостоятельности ребенка в познавательной деятельности;

установления связи изучаемого с потребностями и интересами ребенка;

включения новых сведений о предметах и явлениях, предназначенных для запоминания, в систему уже имеющихся знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"

Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц....

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста

Из всего разнообразия игр, упражнений и заданий, способствующих развитию памяти у детей дошкольного возраста, здесь представлены те, которые  я использую в своей профессиональной деятельности....

Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»

Многие родители беспокоятся, что у ребенка плохая память. Но так ли это, и как развивать память дошкольника, чтобы малыш соответствовал в развитии своему возрасту? Если ваш ребеночек посещает дет...

Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В консультации представлен материал для развития у детей всех видов памяти...

Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....