Музыка дарит здоровье
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель: Формирование представлений о способах сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста средствами музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка дарит здоровье | 552.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Земляничная поляна» г. Ульяновска
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по музыке
с использованием здоровьесберегающих технологий
Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»
Тема: «Музыка дарит здоровье»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Подготовила: музыкальный руководитель Стешина
Татьяна Геннадьевна,
г. Ульяновск
Тема: «Музыка дарит здоровье»
Цель: Формирование представлений о способах сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста средствами музыки.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей бережно относиться к своему здоровью, используя методы и приемы музыкотерапии.
-Знакомить с отдельными произведениями классической музыки в практике инструментального музицирования, активного слушания.
-Учить вслушиваться в музыкальные интонации, различать форму произведений, слышать кульминации, формировать представления о выразительных средствах музыки.
-Продолжать знакомить с музыкальной грамотой: закреплять понятия «нотный стан», названия нот. Учить петь и играть на металлофонах песенку-попевку со словами и названиями нот.
Развивающие:
-Развивать музыкальные и творческие способности детей, чувство ритма, упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально – ритмических движений.
- Совершенствовать выразительность исполнения знакомых песен, способность к импровизационному движению.
-Прививать первоначальные навыки учебного, концертного и творческого ансамблевого музицирования.
-Передавать характер, форму музыки в движении, в пластике, используя музыкотерапию (активное и пассивное слушание). Учить выполнять игровой массаж спины друг другу. Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики с элементами игрового фонопедического упражнения со звучащими жестами.
-Повышать тонус нервной системы, вырабатывать навык психорегуляции. Обеспечить возможность эмоционального и двигательного самовыражения детей. Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность и любознательность при выполнении заданий;
-Воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познавательное развитие"
Развивать любознательность, познавательные интересы, формировать первичные представления о мире музыки. Формировать представления о здоровом образе жизни, обучать бережному отношению к своему здоровью, используя методы и приемы музыкотерапии.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать связную речь, формировать способность к диалогической речи. Учить детей рассказывать о своих впечатлениях, от прослушанной музыки, находить синонимы определения характера. Развивать творческое воображение, речь, наблюдательность. Расширять словарный запас.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Способствовать развитию коммуникативных навыков и возникновению чувства общности среди детей, развитию свободного общения с детьми и взрослыми в области музыки.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторики, умение соотносить речь с движением. Учить соединять пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием. В сюжетно – игровой форме знакомить детей с доступными приемами сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Создать атмосферу принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между педагогом и детьми; снизить эмоционально-психическое напряжение; обеспечить возможность эмоционального и двигательного самовыражения детей.
Предварительная работа:
1.Знакомство детей с выразительными средствами музыки, с названиями нот.
2.Разучивание моделей здоровьесберегающих технологий:
валеологической песни – распевки «Музыка, здравствуй» муз. М.Л.Лазарева, музыкальной пальчиковой гимнастики «Утречко»,
ритмодекламации «Капустка» с массажем
-коммуникатиного танца со шляпами.
3.Разучивание партий разных детских музыкальных инструментов, самодельных шумовых инструментов и соединение их в:
оркестр Бетховен « К Элизе», оркестр Моцарт «Волшебные колокольчики», оркестр Гайдн «Детская симфония».
Приемы руководства деятельностью детей:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
создание мотива для деятельности детей - предложение позаботиться о своем здоровье с помощью музыки, художественное слово, создание игровой ситуации для пассивного и активного слушания.
- Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:
вопросы, создание развивающей среды, беседа, создание проблемной ситуации, анализ, выводы. Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий.
- Приемы организации практической деятельности детей:
показ приемов работы, комментирование, игры-задания (хор рук, карандашная полька, рисунки инопланетян, танец со шляпами), практические действия с музыкальными инструментами в процессе учебного творческого, концертного музицирования. Прием уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Моторно-двигательное уподобление эмоционально – образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию». Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа.
- Приемы поддержания интереса у детей:
чередование видов деятельности, ноты на нотном стане с буквами «Музыка!», видеопособие (видео - партитура в помощь детям, играющим в оркестре ДМИ «У лягушки юбилей»)
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, похвала
Создание среды для организации и проведения НОД:
1. Нотный стан с навесными нотами. На каждой нотке буква, составляющее слово «Музыка!» 2. Музыкальный центр, телевизор, DVD- player.
3. Диски с записью музыки: "Сладкая грёза" муз. П.И.Чайковского, «Рондо» муз. С. Слонимского, «К Элизе» муз. Бетховена, «Волшебные колокольчики» муз. Моцарта, «Детская симфония» муз. Гайдна, коммуникативный танец - игра со шляпами
4. Ноты. Музыкальный репертуар:
Песня "Музыка, здравствуй" муз. М.Л.Лазарева
Музыкальная пальчиковая гимнастика «Утречко»
ритмодекламация «Капустка»
Распевка на одном звуке «Жили – были два гуся вот и песня вся»
«Карандашная полька» Латышская полька
5. Видеопособие: видео - партитура в помощь детям, играющим в оркестре ДМИ «У лягушки юбилей»
6. Магнитная доска, карточки – схемы для пения и игры на музыкальных инструментах по нотам «У лягушки юбилей».
7. Детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты.
8. Бабочки, цветы на руки. (для хора рук)
9. Цветные палочки (карандаши).
10. Шляпы.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая (коммуникативный танец игра со шляпами, ритмодекламация с массажем «Капустка», «Рисунки инопланетян» творческая игра-задание),
коммуникативная (беседа, ответы на вопросы),
познавательно-исследовательская («Карандашная полька», экспериментирование со звуками, нахождение способов «игры на карандашах»),
продуктивная («Рисунки инопланетян», выкладывание из карандашей произвольных фигур),
музыкально-художественная
(-слушание активное, пассивное: «Сладкая греза» П.Чайковского, «Волшебные колокольчики» Моцарта, «Детская симфония» Гайдна, «К Элизе» Бетховена;
-пение: «У лягушки юбилей», «Музыка, здравствуй!» М.Лазарева , распевка «Жили – были два гуся»;
-музыкально-ритмические движения: коммуникативный танец со шляпами, «Рисунки инопланетян»;
-музицирование: «Карандашная полька», «У лягушки юбилей», «К Элизе» Бетховена, «Волшебные колокольчики» Моцарта, «Детская симфония» Гайдна)
Планируемые результаты:
Личностные: умеет действовать самостоятельно, творчески активен, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Интеллектуальные: умеет отвечать на поставленные вопросы, обосновывая свои ответы, знает названия нот, проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, стремится двигаться под музыку, имеет представления о способах сохранения здоровья через слушание, пение, движения под музыку, игру на музыкальных инструментах, знает и эмоционально откликается на отдельные произведения классической музыки в практике инструментального музицирования.
Физические: развиты крупная и мелкая моторика.
Критерии оценки деятельности детей в НОД
- Ребенок активен, задает вопросы, обращается за помощью к взрослому
- Проявляет самостоятельность.
- Ребенок активно общается и взаимодействует со сверстниками и взрослым.
- Сопереживает.
- Эмоционально реагирует
- Проявляет волевые усилия
- Аргументирует самооценку
Интеграция образовательных областей:
Области | Формы работы | Решаемые задачи |
Познаватель ное развитие | Пассивное и активное слушание (хор рук, музицирование на ДМИ, творческие игры – задания под музыку). Валеологическая песенка-распевка, музыкальная пальчиковая гимнастика, Ритмодекламация с массажем, артикуляционная гимнастика с элементами игрового фонопедического упражнения со звучащими жестами. | Развивать любознательность, познавательный интерес, формировать первичные представления о мире музыки. Развивать интерес к способам сохранения здоровья средствами музыки. Принимать активное участие в деятельности |
Социально-коммуникационное развитие | Практические действия: - учебное музицирование («У лягушки юбилей»), - творческое музицирование («Карандашная полька»), - концертное музицирование («К Элизе» Бетховен, «Детская симфония» Гайдн, «Волшебные колокольчики» Моцарт), -творческие игры-задания («Рисунки инопланетян», коммуникативный танец со шляпами) | Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и им сами. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. |
Художественно-эстетическое развитие | «Сладкая греза» П.Чайковский, «К Элизе» Бетховен, «Волшебные колокольчики» Моцарт, «Детская симфония» Гайдн, «Рондо» С.Слонимский. «Музыка, здравствуй» М.Лазарев | Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Развивать музыкальные и творческие способности детей, упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально – ритмических движений; совершенствовать выразительность исполнения знакомых песен, способность к импровизационному движению; Прививать первоначальные навыки концертного и творческого ансамблевого музицирования; |
Физическая культура | Музыкальная пальчиковая гимнастика, музицирование, игры – задания «Рисунки инопланетян», «Карандашная полька», Коммуникативный танец со шляпами | Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Совершенствовать мелкую и крупную моторику. |
Развитие речи | Музыкальная пальчиковая гимнастика, ритмодекламация, артикуляционная гимнастика Беседа после пассивного слушания «Сладкая греза» П.Чайковского» Распределение ролей при организации творческого задания «Карандашная полька» | Развивать связную речь, формировать способность к диалогической речи. Учить детей рассказывать о своих впечатлениях, от прослушанной музыки, находить синонимы определения характера музыки. Развивать творческое воображение, речь, наблюдательность. Расширять словарный запас. |
План НОД
1.Вводная часть: Создание мотива для деятельности детей. Определение цели- забота о своём здоровье с помощью музыки. Художественное слово. Создание игровой ситуации для пассивного и активного слушания. 2. Основная часть: Создание проблемной ситуации (исчезновение ноток с нотного стана). Модели здоровьесберегающих технологий: Пассивное слушание, беседа, активное слушание - хор рук Валеологическая песенка-распевка Музыкальная пальчиковая гимнастика Ритмодекламация с массажем Артикуляционная гимнастика с элементами фонопедического упражнения Пение – распевка, пение с игрой на детских музыкальных инструментах. Показ, комментирование Игры-задания на развитие творчества. Планирование. Обыгрывание Активное слушание – концертное музицирование (классические произведения) Коммуникативный танец 3.Заключительная часть: Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД. Длительность НОД | 5 мин 22 мин 3 мин. 30 мин. |
Ход непосредственно образовательной деятельности
Длительность НОД: 30 минут.
Список литературы:
- М.Л. Лазарев. «Здравствуй!» - М.: Мнемозина, 2004
- О.А. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». – Волгоград: Учитель, 2011
- Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка» Шумовой оркестр для детей, - М.: 2007,аранжировки, CD
- Интернет ресурсы:
Форум для музыкальных руководителей forum.in-ku.com.
Сайт «Всё для детского сада» www.ivalex.vistcom.ru
Использование ИКТ в ДОУ http://yesnet.purpe.ru/oldsiteuo/seminar/it.htm Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей. Фотографии из личного архива автора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
Конспект занятия в подготовительной группе "Музыка нам дарит здоровье"
В занятии представлены разнообразные формы оздоровления детей в процессе мкзыкальной деятельности....
Урок здоровья у профессора Закалкина «Вода дарит здоровье»
Интегрированное занятие:по ФГОС...
Конспект интегрированного НОД по музыкальному развитию " Музыка дарит здоровье!" с использованием здоровьесберегающих технологий
Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии....
Музыка и здоровье - целебные свойства музыки.
Музыка в значительной мере помогает здоровому развитию всех духовных и физических сил ребёнка. Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребёнка с музыкой состоялась вовремя и ч...
мини-газета для воспитателей "музыка дарит здоровье"
Уже много лет врачи мира лечат пациентов музыкой, как теперь выяснилось музыка, может не только предупреждать болезнь, но и останавливать ее развитие....
Интересно о музыке. факт 6. Музыка и здоровье
интересные факты про взаимосвязь музыки и здоровья...