Проект социально-эмоционального развития "Путешествие в мир эмоций"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме
Данный проект приоткрывает для нас и наших детей дверь в удивительный мир человеческих эмоций, через него мы учим детей:
- осознавать и описывать свои эмоции;
- уметь определять причины собственных эмоций;
- распознавать эмоции других людей;
- делать предположения о причинах эмоций других людей;
- уметь выражатьэмоции приемлемым способом;
- управлять своими эмоциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Путешествие в мир эмоций" | 46.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
г. Назарово Красноярского края
ПРОЕКТ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ»
С детьми старшей группы общеразвивающей направленности
№9 «Маргаритка»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
январь 2017- май 2017 год.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
воспитатели группы, родители, дети, психолог.
Автор:
Воспитатель высшей категории Елдова Е.В.
г. Назарово 2017 год.
Содержание:
1 . Введение…………………………………………………………….стр.2
2. Проблема…………………………………………………………….стр.2
3. Цель, задачи, ожидаемые результат……………………………….стр.3
4. Этапы реализации проекта…………………………………………стр.4-9
5. Ресурсы………………………………………………………………стр.9
6. Риски, пути преодоления…………………………………………...стр.10
7. Выводы………………………………………………………………стр.11
8. Литература…………………………………………………………..стр.12
ВВЕДЕНИЕ.
Изучая труды ведущих ученых в области социально-эмоционального развития ребёнка, мы все больше убеждаемся в том, что это именно та основа, благодаря которой, будет успешно проходить всестороннее развитие ребенка, а так же сохранение и укрепление его психического и физического здоровья. Ведь если у ребенка благоприятное эмоциональное состояние, у него появляется естественное желание в двигательной активности. Если он научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их - значит, будет выстраивать хорошие отношения с людьми. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме.
Главное, стремиться, чтобы наши дети выросли веселым и активными, самостоятельными и доброжелательными, помогающими и любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми и сопереживающими — то есть, прежде всего психологически здоровыми.
ПРОБЛЕМА:
В процессе наблюдения за воспитанниками старшей группы «Маргаритка», было выявлено, что новоприбывшие дети часто ссорятся, капризничают, проявляют упрямство. Кроме того есть дети очень агрессивные, они демонстративно нарушают нормы и правила поведения, с детьми не могут договориться, используют грубые слова, кричат, громко ругаются, ябедничают, могут по отношению к другому проявить физическую силу, плохо засыпают или совсем не спят. У детей недостаточно сформированы умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость, смена настроений в процессе специально организованной и свободной деятельности и т. д. Таким образом, данная проблема, является актуальной в нашей группе, над которой необходимо работать. Данные особенности воспитанников указывают на необходимость проведения целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы и социальных навыков у старших дошкольников. Для этого, был создан проект социально-эмоционального развития «Путешествие в мир эмоций».
ЦЕЛЬ:
Создание специальных условий для социально-эмоционального климата, где дети смогут воспринимать эмоциональное состояние других и выстраивать своё поведение, адекватное ситуации.
ЗАДАЧИ:
- Воспитывать у детей способности контролировать свои чувства, но не подавлять любые проявления эмоций, а учить не бояться их, проявлять даже негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.
- Развивать умение выражать эмоциональное состояние (радость, страх, восторг, грусть, удивление, спокойствие) , уметь замечать изменение в настроении взрослых и сверстников.
- Учить сдерживать ситуативные желания с учётом эмоционального состояния других.
- Испытывать эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости, быть открытым к контактам с другими.
- Вовлекать детей взаимодействовать со сверстниками в играх по интересам, научить доброжелательно высказывать свои просьбы и предложения, адекватно откликаться на просьбу взрослого и сверстника.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Воспитанники контролируют свои чувства, не подавляют любые проявления эмоций, не бояться их. Проявляют негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.
- Дети выражают эмоциональное состояние (радость, страх, восторг, грусть, удивление, спокойствие) и замечают изменение в настроении взрослых и сверстников.
- Дети сдерживают ситуативные желания с учётом эмоционального состояния других.
- Дети эмоционально благополучны, чувствуют уверенность, защищённость, открыты к контактам с другими.
- Дети взаимодействуют со сверстниками в играх по интересам, доброжелательно высказывают свои просьбы и предложения, адекватно откликаются на просьбу взрослого и сверстника
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТЫ | ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | СРОКИ | УЧАСТНИКИ |
Организационный этап | |||
1.Изучение литературы по социально– эмоциональному развитию дошкольников. Сбор информации по теме проекта. Привлечение родителей к совместной деятельности. | Самостоятельная деятельность | Январь 2017 | Воспитатель: Елдова Е.В. Гассельбах С.А., родители. |
2.Диагностика сформированности умений и навыков социального поведения, особенности эмоциональной сферы детей. | Индивидуальная диагностика. Наблюдение «Определение эмоционально-личностных проблем детей Н.П.Кряжевой. | Январь-май 2017 год | Воспитатель: Елдова Е.В., Гассельбах С.А. |
Основной этап | |||
1.Работа с родителями | Консультирование «Разговор по душам» | постоянно | Воспитатели: Елдова Е.В., Гассельбах С.А. Воспитатели. Гассельбах С.А. Елдова Е.В., родители. Воспитатели группы,родители, дети. Воспитатели Воспитатели: Елдова Е.В., Гассельбах С.А. Родители, дети. Родители, воспитатели, дети. Воспитатели, родители. Воспитатели, родители. |
Анкета - опросник (В.А.Дергунский) «Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями» предназначена для выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребёнка «Наша семья» | В начале и конце проекта Январь-май 2017г. | ||
Тематическое родительское собрание Семинар-практикум «Ценности здорового образа жизни». День открытых дверей. Странички для родителей. (информационный стенд). «Я и мир»; «Путь к здоровому образу жизни»; «Развитие социальной сферы детей» Информация на сайт. «Чувства: друзья или враги?» Детско-родительские проекты: «Как вместе спланировать выходной»; «Отпуск вместе»; «День рождения» | Апрель2017 Май 2017 г. Январь, февраль, март, апрель, май Апрель 2017 Март, апрель, май 2017 год. | ||
Тренинги «Что такое общение?»; «Учимся учить». Семейные игры. «Защитная маска»; «Заветная коробочка»; «Мишень»; «Самый терпимый»
| Апрель, май 2017г. Январь, февраль, март, апрель 2017 | ||
2. Работа с детьми | Цикл занятий: «Взгляд на мир». Интегрированные занятия. «В гостях у Белоснежки и семи гномов»; «Путешествие по планетам»; «Удивительное рядом»; «Чудесный сундучок» Тренинги. «Как избежать ссор»; «Как я могу злиться»; Психогимнастика (Пантомимы, коллективные игры, танцы) «Минута шалости», «На берегу моря», «Что происходит за дверью», «Прими позу». Проблемные ситуации: Иллюстрирующего типа «Готовое решение». Активного решения «Подскажи решение»; Непосредственной помощи. «Поможем игрушкам» | Январь-май 2017год Февраль-май 2017год Февраль-май 2017 г. Январь-май 2017 год | Воспитатели: Елдова Е.В. Гассельбах С.А., дети. Воспитатели, дети. Дети, воспитатели, психолог Корохова В.П. Дети, воспитатели. Воспитатели, дети. Воспитатели, дети. |
Целенаправленные дидактические игры и упражнения по саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения. «Путешествие на голубую звезду», «Полёт птицы», «Заряд бодрости», «Сломанная кукла», «Театр прикосновений», «Маленькое приведение», «Обзывалки». Социо-игры. «Нить Ариадны»; «Волшебная палочка»; «Костюм-превращение»; «Неиспорченный телефон» и т.д. | Январь-май 2017 год Январь-май 2017 год. | ||
3.Создание условий для эмоционального микроклимата | Музыкальное сопровождение режимных моментов на основе методических рекомендаций В.И. Петрушина. | Январь-май 2017 г. | Воспитатели: Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети. |
Включение дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. в режимные моменты. «Кошка»; «Насос»; «Погончики»; «Маятник». | январь-май 2017 г. | Воспитатели: Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети. | |
Слушание релаксационных сказок по программе «Дар» М.Я. Зенкеевич-Евстигнеевой. «О добрых и злых волшебника»; «В морских глубинах» «Добро и зло жили на земле»; и др. Чтение терапевтических сказок. «Сказка про Ёжика который хотел, чтобы на него обращали внимание»; «Цветок по имени Незабудка»; «Рассказ про семью карандашиков»; «Помидор Сашка»; «Сказка о зайчике который обиделся на маму» и др. | Январь-май 2017год. Январь-май 2017год. | Воспитатели: Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети. Воспитатели: Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети. | |
Заключительный этап | |||
1.Повторная диагностика сформированности умений и навыков социального поведения, особенности эмоциональной сферы детей. | Индивидуальная диагностика | Май 2017 год | Воспитатель: Елдова Е.В., Гассельбах С.А. Психолог: Корохова В.П. |
2.Анализ и обобщение результатов диагностических данных. | Самостоятельная работа | Май 2017год | Воспитатель: Елдова Е.В., Гассельбах С.А. Психолог: Корохова В.П. |
РЕСУРСЫ:
Социо-игры (на основе методических рекомендаций В.Букатова, А.Ершова.
- Психогимнастические упражнения (на основе методических рекомендаций
- М.И.Чистяковой, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств на приобретение навыков в саморасслаблении.
- Дидактические игры( на основе методических рекомендаций Н.А.Кряжевой, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка)
- Прослушивание музыкальных произведений ( на основе методических рекомендаций В.И.Петрушина ).
- Слушание релаксационных сказок (по программе« Дар» М.Я.Зинкеевич-Евстигнеевой).
- Дыхательная гимнастика (на основе рекомендаций А.Н. Стрельникова )
- Проблемные ситуации ( игровые и реальные ):
- Иллюстрирующего типа « Готовое решение »
- Активного участия « Подскажи решение»
- Непосредственной помощи « Поможем игрушкам»
- Чтение «Терапевтических сказок» (на основе методических рекомендаций О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева).
РИСКИ:
- Нежелание родителей принять и выполнять общие требования и рекомендации в вопросах формирования умений и навыков социального поведения детей.
- Недостаточное знание у педагогов индивидуальных особенностей детей, в процессе формирования социальных умений и навыков, что повлияет становлению у детей самостоятельности и стремление соответствовать требованиям взрослых.
- Незнание правил и норм проживания в семье воспитателями, может повлиять на неверный выбор методов и приёмов воспитания социальных умений и навыков.
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ:
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;
Педагог должен постоянно учиться, свои знания, дополнять и приобретать новые, «поставить себя» на место воспитанника, понять его проблемы, предвидеть возможные затруднения.
Беседы с родителями, детьми, рассматривание семейных альбомов, видео. По приглашению родителей ребёнка, посетить семью, побывать в гостях не как проверяющий, а как гость!
ВЫВОДЫ:
После того как были созданы специальные условия для социально-эмоционального климата (дыхательная гимнастика, дидактические игры и психогимнастические упражнения, тренинги для родителей, музыкальное сопровождение режимных моментов), то у детей снизилась агрессивность, появилось чувство уверенности, уменьшилось немотивированное упрямство, повысилась эмоциональная близость со сверстниками. Но считаем, что нужно продолжить работу с детьми и родителями по социально-эмоциональному развитию так как не все дети могут воспринимать эмоциональное состояние других и в соответствии с ним выстраивать свое поведение, адекватное ситуации, большинство впадает в уныние при неудачах. Мы планируем одногодичный проект для детско-взрослого клуба «ОПОРА» - «Мне пригодится каждое чувство». Название клуба выбрано не случайно и расшифровывается так - Общение Примирение Образование Рост Активная деятельность. По сути – это будет девиз нашего сотрудничества. А цель проекта - учить детей и родителей быть открытыми для каждого чувства, научить справляться с каждым из них, превращая его в конструктивный поступок; формировать основы социального взаимодействия. Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет) и их родителями.
Такой подход к организации нашей деятельности по социально-эмоциональному развитию детей, а именно через проект детско-взрослого клуба, позволят нам проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Кряжева Н.Л. «Кот и пёс спешат на помощь..» 2000 год.
2.Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций»- Ярославль:Академия развития 2000г.
3.Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия»-Москва: ВЛАДОС 1999г.
4.Хухлаева О.В.,Хухлаева О.Е. Лабиринт души: Терапевтические сказки.-Москва:Академический проект 2005 год
5. Хухлаева О.В.,Хухлаева О.Е.,Первушина И.М. «Тропинка к своему я: как сохранить психологическое здоровье ребёнка»,Генезис 2004 год
6.ФилипповаЛ.В., Прима Е.В., «Развитие социальной уверенности у дошкольников».Москва центр ВЛАДОС 2002год.
7.Шулешко Е.Е.,Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике»-Красноярск 1990 год.
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Мир эмоций» (проблемы социально-эмоционального воспитания дошкольников)
Выбранная мной тема является одной из самых актуальных на современном этапе развития общества в связи с тем, что целенаправленная совместная работа педагогов и родителей по социально-эмоци...
Презентация к проекту по социально-эмоциональному развитию детей 5-6 лет "Лучики эмоций".
Презентация к проекту "Лучики эмоций" по социально-эмоциональному развитию детей 5-6 лет.Цель:•Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.Задачи:•Формирование умения выр...
Педагогический проект по социально - эмоциональному развитию детей 5 - 6 лет. Тема: «Лучики эмоций»
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности....
Профилактическая программа по социально – эмоциональному развитию дошкольников: «В стране Эмоций».
Коррекционно - развивающая программа по формированию социально - эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. ...
Проект социально-эмоционального развития "Путешествие в мир эмоций"
Создание особых условий для социально-эмоционального климата, где дети смогут воспринимать эмоциональное состояние других и выстраивать своё поведение в соответствии с ним...
Проект «Социально – эмоциональное развитие старшего дошкольника»
Проект «Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника» направлен на привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу социально-эмоционального развития детей, возникновению у во...
Проект "Социально эмоциональное развитие дошкольников средствами музыкально игровой деятельности"
Проект музыкального руководителя...