Проект социально-эмоционального развития "Путешествие в мир эмоций"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Елдова Евгения Валерьевна

Данный проект приоткрывает для нас и наших детей дверь в удивительный мир человеческих эмоций, через него мы учим детей: 

- осознавать и описывать свои эмоции;

- уметь определять причины собственных эмоций;

- распознавать эмоции других людей;

- делать предположения о причинах эмоций других людей;

- уметь выражатьэмоции приемлемым способом;

- управлять своими эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Путешествие в мир эмоций"46.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»

г. Назарово Красноярского края

ПРОЕКТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ»

 

С детьми старшей группы общеразвивающей направленности

№9 «Маргаритка»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

январь 2017- май 2017 год.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

воспитатели группы, родители, дети, психолог.

  Автор:

Воспитатель высшей категории  Елдова Е.В.

г. Назарово 2017 год.

 

Содержание:

1 . Введение…………………………………………………………….стр.2

2. Проблема…………………………………………………………….стр.2

3. Цель, задачи, ожидаемые результат……………………………….стр.3

4. Этапы реализации проекта…………………………………………стр.4-9

5. Ресурсы………………………………………………………………стр.9

6. Риски, пути преодоления…………………………………………...стр.10

7. Выводы………………………………………………………………стр.11

8. Литература…………………………………………………………..стр.12

        

                                                                                

ВВЕДЕНИЕ.

Изучая труды ведущих ученых в области социально-эмоционального развития ребёнка, мы все больше убеждаемся в том, что это именно та основа, благодаря которой, будет успешно проходить всестороннее развитие ребенка, а так же сохранение и укрепление его психического и физического здоровья. Ведь если у ребенка благоприятное эмоциональное состояние, у него появляется естественное желание в двигательной активности. Если он научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их - значит, будет выстраивать хорошие отношения с людьми. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме.

Главное, стремиться, чтобы наши дети выросли  веселым и активными, самостоятельными  и доброжелательными, помогающими  и любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми  и сопереживающими — то есть, прежде всего психологически здоровыми.

ПРОБЛЕМА: 

 В процессе наблюдения за воспитанниками старшей группы «Маргаритка», было выявлено, что  новоприбывшие дети часто ссорятся, капризничают, проявляют упрямство. Кроме того есть дети очень агрессивные, они демонстративно нарушают нормы и правила поведения, с детьми не могут договориться, используют грубые слова, кричат, громко ругаются, ябедничают, могут по отношению к другому проявить физическую силу, плохо засыпают или совсем не спят. У детей недостаточно сформированы умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость, смена настроений в процессе специально организованной и свободной деятельности и т. д. Таким образом, данная проблема, является актуальной в нашей группе, над которой необходимо работать. Данные  особенности воспитанников указывают на необходимость проведения  целенаправленной работы  по  развитию эмоциональной сферы и социальных навыков у старших дошкольников. Для этого, был создан проект социально-эмоционального развития «Путешествие в мир эмоций». 

ЦЕЛЬ:

Создание специальных условий для социально-эмоционального климата, где дети смогут воспринимать эмоциональное состояние других и выстраивать своё поведение, адекватное ситуации.

ЗАДАЧИ: 

  • Воспитывать у  детей способности контролировать свои чувства, но не  подавлять любые проявления эмоций, а учить не бояться их, проявлять даже негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.
  • Развивать умение выражать эмоциональное состояние (радость, страх, восторг, грусть, удивление, спокойствие) , уметь  замечать изменение в настроении взрослых и сверстников.
  • Учить сдерживать ситуативные желания с учётом эмоционального состояния других.
  • Испытывать эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости, быть открытым к контактам с  другими.
  •  Вовлекать детей взаимодействовать со сверстниками в играх по интересам, научить доброжелательно высказывать свои просьбы и предложения, адекватно откликаться на просьбу взрослого и сверстника.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Воспитанники  контролируют свои чувства,  не  подавляют любые проявления эмоций, не бояться их. Проявляют  негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.
  • Дети выражают эмоциональное состояние (радость, страх, восторг, грусть, удивление, спокойствие) и   замечают изменение в настроении взрослых и сверстников.
  • Дети сдерживают ситуативные желания с учётом эмоционального состояния других.
  • Дети эмоционально благополучны, чувствуют уверенность, защищённость, открыты к контактам с  другими.
  •  Дети взаимодействуют со сверстниками в играх по интересам,  доброжелательно высказывают свои просьбы и предложения, адекватно откликаются на просьбу взрослого и сверстника

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТЫ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

СРОКИ

УЧАСТНИКИ

Организационный этап

1.Изучение  литературы по социально–  эмоциональному развитию дошкольников. Сбор информации по теме проекта. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Самостоятельная деятельность

Январь 2017

Воспитатель:

Елдова Е.В.

Гассельбах С.А., родители.

2.Диагностика сформированности  умений и навыков  социального  поведения, особенности  эмоциональной

сферы  детей.

Индивидуальная диагностика.

Наблюдение «Определение эмоционально-личностных проблем детей Н.П.Кряжевой.

Январь-май 2017 год

Воспитатель:

Елдова Е.В.,

Гассельбах С.А.

Основной этап

1.Работа    

с родителями

Консультирование

«Разговор по душам»

постоянно

Воспитатели:

Елдова Е.В.,

Гассельбах С.А.

Воспитатели.

Гассельбах С.А.

Елдова Е.В., родители.

Воспитатели группы,родители, дети.

Воспитатели

Воспитатели: Елдова Е.В.,

Гассельбах С.А.

Родители, дети.

Родители, воспитатели, дети.

Воспитатели, родители.

Воспитатели, родители.

Анкета - опросник (В.А.Дергунский) «Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями» предназначена для выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребёнка  «Наша семья»

В начале и конце проекта

Январь-май 2017г.

Тематическое родительское собрание    

Семинар-практикум «Ценности здорового образа жизни».

День открытых дверей.

Странички для родителей. (информационный стенд).                        «Я и мир»; «Путь к здоровому образу жизни»; «Развитие социальной сферы детей»         Информация на сайт.              «Чувства: друзья или враги?»              

Детско-родительские проекты:               «Как вместе спланировать выходной»;      «Отпуск вместе»; «День рождения»

Апрель2017

Май 2017 г.

Январь, февраль, март, апрель, май

Апрель 2017

Март, апрель, май 2017 год.            

Тренинги                «Что такое общение?»;     «Учимся учить». Семейные игры. «Защитная маска»; «Заветная коробочка»; «Мишень»;  

«Самый терпимый»

 

Апрель, май 2017г.

 Январь, февраль, март, апрель 2017

2. Работа с детьми

Цикл занятий: «Взгляд на мир». Интегрированные занятия.                  

«В гостях у Белоснежки и семи гномов»;  «Путешествие по планетам»;  «Удивительное рядом»; «Чудесный сундучок»     Тренинги.               «Как избежать ссор»; «Как я могу злиться»; Психогимнастика (Пантомимы, коллективные игры, танцы)              «Минута шалости», «На берегу моря», «Что происходит за дверью»,          

«Прими позу».

Проблемные ситуации: Иллюстрирующего типа                 «Готовое решение».      Активного решения «Подскажи решение»; Непосредственной помощи.     «Поможем игрушкам»

 Январь-май 2017год

Февраль-май 2017год

Февраль-май 2017 г.

Январь-май 2017 год

Воспитатели:

Елдова Е.В.

Гассельбах С.А., дети.

Воспитатели, дети.

Дети, воспитатели, психолог Корохова В.П.

Дети, воспитатели.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Целенаправленные дидактические игры и упражнения по саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения.       «Путешествие на голубую звезду», «Полёт птицы», «Заряд бодрости», «Сломанная кукла», «Театр прикосновений», «Маленькое приведение», «Обзывалки».     Социо-игры.         «Нить Ариадны»; «Волшебная палочка»; «Костюм-превращение»; «Неиспорченный телефон» и т.д.

Январь-май 2017 год

Январь-май

2017 год.

3.Создание условий для эмоционального микроклимата

Музыкальное сопровождение режимных моментов на    основе методических рекомендаций В.И. Петрушина.

Январь-май 2017 г.

Воспитатели:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети.

Включение дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. в режимные моменты. «Кошка»;               «Насос»;     «Погончики»; «Маятник».

январь-май

2017 г.

Воспитатели:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети.

Слушание релаксационных сказок по программе «Дар» М.Я. Зенкеевич-Евстигнеевой.            «О добрых и злых волшебника»;             «В морских глубинах»         «Добро и зло жили на земле»; и др.               Чтение терапевтических сказок.               «Сказка про Ёжика который хотел, чтобы на него обращали внимание»; «Цветок по имени Незабудка»; «Рассказ про семью карандашиков»; «Помидор Сашка»; «Сказка о зайчике который обиделся на маму» и др.

Январь-май 2017год.

Январь-май 2017год.

Воспитатели:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети.

Воспитатели:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети.

Заключительный этап

1.Повторная диагностика сформированности  умений и навыков  социального  поведения, особенности  эмоциональной

сферы  детей.

Индивидуальная диагностика

Май

2017 год

Воспитатель:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А.

Психолог:

Корохова В.П.

2.Анализ  и обобщение результатов диагностических данных.

Самостоятельная работа

Май  2017год

Воспитатель:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А.

Психолог:

Корохова В.П.

РЕСУРСЫ: 

Социо-игры  (на  основе  методических  рекомендаций  В.Букатова, А.Ершова.

  • Психогимнастические  упражнения (на  основе  методических  рекомендаций
  • М.И.Чистяковой, направленные  на  использование  выразительных  движений  в  воспитании  эмоций  и  высших  чувств  на  приобретение  навыков  в  саморасслаблении.
  • Дидактические  игры( на  основе  методических  рекомендаций  Н.А.Кряжевой, направленные  на  развитие  эмоциональной  сферы  ребёнка)
  • Прослушивание  музыкальных  произведений ( на  основе  методических  рекомендаций  В.И.Петрушина ).
  • Слушание  релаксационных  сказок (по программе« Дар» М.Я.Зинкеевич-Евстигнеевой).
  • Дыхательная  гимнастика (на  основе  рекомендаций  А.Н. Стрельникова )
  • Проблемные  ситуации ( игровые  и  реальные ):
  • Иллюстрирующего  типа « Готовое  решение »
  • Активного  участия  « Подскажи  решение»
  • Непосредственной  помощи « Поможем  игрушкам»
  • Чтение «Терапевтических сказок» (на основе методических рекомендаций О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева).

РИСКИ:

  1. Нежелание родителей принять и выполнять общие требования и рекомендации в вопросах формирования умений и навыков социального  поведения  детей.
  2. Недостаточное знание у педагогов индивидуальных особенностей детей, в процессе формирования социальных умений и навыков, что повлияет становлению у детей самостоятельности и стремление соответствовать требованиям взрослых.
  3. Незнание правил и норм проживания в семье воспитателями, может повлиять на неверный выбор методов и приёмов воспитания социальных умений и навыков.

                                                                                                                                                                               ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ:

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

Педагог должен постоянно учиться, свои знания, дополнять и приобретать новые,  «поставить себя» на место воспитанника, понять его проблемы, предвидеть возможные затруднения.

Беседы с родителями, детьми, рассматривание семейных альбомов, видео. По приглашению родителей ребёнка, посетить семью, побывать в гостях не как проверяющий, а как гость!

                                                                                                                         ВЫВОДЫ:

После того как  были созданы специальные условия для социально-эмоционального климата (дыхательная гимнастика, дидактические игры и психогимнастические упражнения, тренинги для родителей, музыкальное сопровождение режимных моментов), то у детей снизилась агрессивность, появилось чувство уверенности, уменьшилось немотивированное упрямство, повысилась эмоциональная близость со сверстниками. Но считаем, что  нужно продолжить работу с детьми и родителями по социально-эмоциональному развитию так как не все  дети  могут воспринимать эмоциональное состояние других и в соответствии с ним выстраивать свое поведение, адекватное ситуации, большинство  впадает в уныние при неудачах. Мы планируем одногодичный  проект для детско-взрослого клуба «ОПОРА» - «Мне пригодится каждое чувство». Название клуба выбрано не случайно и расшифровывается так - Общение Примирение Образование Рост Активная деятельность. По сути – это будет девиз нашего сотрудничества. А цель проекта - учить детей и родителей быть открытыми для каждого чувства, научить справляться с каждым из них, превращая его в конструктивный поступок; формировать основы социального взаимодействия. Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет) и их родителями.

    Такой подход  к организации нашей деятельности по социально-эмоциональному развитию детей, а именно через проект детско-взрослого клуба, позволят  нам проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Кряжева Н.Л. «Кот и пёс спешат на помощь..» 2000 год.

2.Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций»- Ярославль:Академия развития  2000г.

3.Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия»-Москва: ВЛАДОС 1999г.

4.Хухлаева О.В.,Хухлаева О.Е. Лабиринт души: Терапевтические сказки.-Москва:Академический проект 2005 год

5. Хухлаева О.В.,Хухлаева О.Е.,Первушина И.М. «Тропинка к своему я: как сохранить психологическое здоровье ребёнка»,Генезис 2004 год

6.ФилипповаЛ.В., Прима Е.В., «Развитие социальной уверенности у дошкольников».Москва центр ВЛАДОС 2002год.

7.Шулешко Е.Е.,Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике»-Красноярск 1990 год.

        

        3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Мир эмоций» (проблемы социально-эмоционального воспитания дошкольников)

Выбранная  мной тема является одной из самых актуальных на современном этапе развития общества в связи с тем, что целенаправленная  совместная работа педагогов и родителей по социально-эмоци...

Презентация к проекту по социально-эмоциональному развитию детей 5-6 лет "Лучики эмоций".

Презентация к проекту "Лучики эмоций" по социально-эмоциональному развитию детей 5-6 лет.Цель:•Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.Задачи:•Формирование умения выр...

Педагогический проект по социально - эмоциональному развитию детей 5 - 6 лет. Тема: «Лучики эмоций»

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности....

Профилактическая программа по социально – эмоциональному развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Коррекционно - развивающая программа по формированию социально - эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. ...

Проект социально-эмоционального развития "Путешествие в мир эмоций"

Создание особых условий для социально-эмоционального климата, где дети смогут воспринимать эмоциональное состояние других и выстраивать своё поведение в соответствии с ним...

Проект «Социально – эмоциональное развитие старшего дошкольника»

Проект «Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника» направлен на привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу социально-эмоционального развития детей, возникновению у во...