Методическая разработка на тему: «Арт-терапевтическая здоровьесберегающая технология как средство гармонизации эмоциональных проявлений дошкольников»
методическая разработка на тему

Губайдуллина Гульнара Мухаметовна

ФГОС ДО требует от дошкольников  «инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности». На сегодняшний день для развития этих качеств недостаточно широко используются арт-терапевтические здоровьесберегающие технологии.

Цель исследования: изучение   арт-терапевтической здоровьесберегающей технологии как средство гармонизации эмоциональных проявлений дошкольников .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx56.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Арт-терапевтическая здоровьесберегающая технология как средство гармонизации эмоциональных проявлений дошкольников»

Выполнила:

Губайдуллина Гульнара Мухаметовна

воспитатель

МБУ д/с № 199 «Муравьишка»

г.о.Тольятти

Актуальность

Для гармоничного развития личности ребенка  ФГОС ДО требует «охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Актуально именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название  «здоровьесберегающие технологии». В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем,кто тесно соприкасается с детьми каждый день, нужно это учитывать. Мир ребенка — сложный многогранный мир, с которым надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне.Детский возраст – период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности. В компенсации той или иной проблемы необходимо учитывать, что детская психика пластична и правильно подобранные упражнения, адекватное отношение окружающих к ситуации может помочь справится с психологическим дискомфортом. При появлении какого-либо негативного момента ребенок становится особенно беззащитным и его реакция на ситуацию относится к психогенным нарушениям, возникающим в ответ на события в окружающей среде. Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств, одним из которых является арт-терапия.  Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была основана еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье «Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании». Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост.Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для педагогов  можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Проблема: ФГОС ДО требует от дошкольников  «инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности». На сегодняшний день для развития этих качеств недостаточно широко используются арт-терапевтические здоровьесберегающие технологии.

Цель исследования: изучение   арт-терапевтической здоровьесберегающей технологии как средство гармонизации эмоциональных проявлений дошкольников .

Задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по

рассматриваемой проблеме.

2.Определить место арт-терапевтической здоровьесберегающей  технологии в образовательном процессе

3. Применить на практике арт-терапевтические технологии.

Этапы реализации проекта

Этап

цель

Задачи

Мероприятия по реализации проекта

Результат

Подготовительный

Цель:проанализировать и систематизировать теоретические источники по

рассматриваемой проблеме.

1.Изучить необходимую литературу по теме « Здоровье сберегающие арт-терапевтические технологии»

2. Изучить опыт работы педагогов по применению арт-терапевтических технологий.

1.Создание базы данных на тему: «Здоровье сберегающие арт-терапевтические технологии»

   2. Посещение открытых мероприятий педагогов.

Создала базу данных «Здоровье сберегающие арт-терапевтические технологии»

Основной

Цель: Определить место арт-терапевтической здоровьесберегающей  технологии в образовательном процессе

1.Отобрать и систематизировать методический материал для составления картотеки арт-терапевтических технологий

2.Составить картотеку арт-терапевтических технологий  

3. Провести занятие с детьми с применением арт-терапевтических технологий

1. Составление картотеки арт-терапевтических технологий

2 Проведение занятий с детьми с  применением данных технологий

1 Составила картотеку  арт-терапевтических технологий

2. Работы детей

3.Конспекты занятий с  применением данных технологий.

Заключительный

Цель: : Поделиться опытом работы по изучению данной проблемы на методическом объединение

1.Систематизировать методы работы по данной технологии

2. Подготовить   презентацию для выступления.

Создание презентации педагогических рекомендаций

Создала презентацию педагогических рекомендации по теме: «Здоровье сберегающие арт-тератевпические технологии»

.

1 Подготовительный этап

Термин «арт-терапия» (буквально – терапия искусством) был введен А.Хиллом при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. По М.Либману,  арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия.

Искусство оказывает свое воздействие не механически, благодаря своим особым свойствам, но существенна и встречная активность личности, поэтому в арт-терапии предпочтительно создание своей творческой продукции, а не использование готовых произведений искусства.

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы дает мощный толчок для творчества ребенка.

Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение.

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения.

Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.

Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:

-практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

-арт-терапия является средствами преимущественно невербального общения, это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

-изобразительная деятельность является мощным средством сближения, это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

-продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

-арт-терапия является средством свободного самовыражения, предлагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

-арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

-арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Можно выделить особенности арт-терапевтического подхода:

1. Безоценочное восприятие всех работ: ведь в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ.

3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.

5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.

6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.

Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Рисуночные сессии не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Техники и приемы должны подбираться по принципу Простоты и эффективности. Арсенал способов создания изображений широк.

Арт-терапевтические техники:

Рисование

Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии. Рисовать может каждый. Важно настроиться не на результат, а на сам процесс создания рисунка и позволить рукам творить, экспериментировать, наносить на чистый лист бумаги линии, штрихи, образы. Рисовать можно на белой и цветной бумаге, карандашами и акварелью, мелками и пастелью. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы. 

Работа с пластическим материалом

Материалом для создания образов и композиций служат глина, пластилин или тесто.  Это мягкий и податливый материал, способный принимать любую       форму в руках творца. Он позволяет создавать самые разные фигуры и легко изменять их, проживая в процессе творчества, целую гамму чувств.

Работа с природным материалом

Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С их помощью можно создавать изображения. Материал может рассыпаться, разлетаться вокруг рабочего места. Это тот мусор, от которого в обыденности избавляются, не разрешают к нему прикасаться. Манипуляция с природными материалами – в социально разрешенной форме удовлетворяет деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм.

Элементы песочной терапии

Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Коллаж

Эта техника, заключается в подборе и создании композиции из различных изображений, объединенных общей темой. Процесс выглядит так: автор берет газеты и глянцевые журналы, фотографии, открытки, ножницы и клей. И начинает творить. Свободы выбора и безграничный полет фантазии. Коллаж, полностью снимает переживания, связанные с отсутствием творческих способностей и каждому дает возможность получить радость и удовлетворение, как от процесса создания, так и от его результата.

Элементы игровой терапии и сказкотерапии

Эта техника  использует  форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».

Примерный список основных правил  в работе с детьми:

  1. Внимательно слушать друг друга.
  2. Не перебивать говорящего.
  3. Уважать мнение друг друга.
  4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
  5. Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно.
  6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.

Арт-терапевтическая работа с детьми одна из форм психологического сопровождения, позволяющая решать комплекс задач, включая гармонизацию эмоционального состояния ребенка и создание условий для оптимального развития различных психических функций и свойств личности.  Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы. Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

2. Основной этап

Картотека видов  арт-терапевтических технологий

Технология

Цель и задачи

Реализация в режимном моменте

Криотерапия

Цель:усиливать приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Задачи  :

1.развитие тактильной чувствительности и тонкой моторики рук

2.снижение гиперактивности ребенка.

Утром и вечером во время индивидуальной работы

Контрастотерапия

Цель:стимулировать нервные окончания пальцев

Задачи:

1.развитие тактильной чувствительности и тонкой моторики рук

2.снижение гиперактивности ребенка.

Утром и вечером во время индивидуальной работы

Песочная арт-терапия

Цель: коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Задачи:

1.Развивать тактильные ощущения.

2.обучать искусству расслабления;

На прогулке, в группе  во время индивидуальной работы

Сказкотерапия

Цель: развивать диалогическую и монологическую речь детейЗадачи:

1.коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

2.помочь детям усвоить моральные нормы и ценности

На занятиях, на прогулке, перед сном, в индивидуальной работе

Цветотерапия

Цель:  развивать у детей внимание, сосредоточение.

Задачи:

1.повысить уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

2.обогатить сенсорный и эмоциональный опыт детей;

3. знакомить с приемами управления своими чувствами, формировать навыки самоконтроля.

На занятиях, на прогулке, перед сном, в индивидуальной работе

Музыкотерапия 

Цель: способствовать развитию творчества,фантазии.

Задачи:

1.уменьшить чувства тревоги и неуверенности;

2. стимулировать слуховое восприятие (активизация правополушарных функций)

3.снять напряженность в отношениях с другими людьми ;

4.улучшить самочувствие, активность, настроение;

На музыкальных занятиях,во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Игротерапия

Цель:помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельностиспособствует развитию общения

Задачи:

1.способствовать процессу адаптации в новом пространстве

2. дарить чувство успешности, повышать самооценку

Во время игры в совместной деятельности, в индивидуальной работе,на прогулке в течение всего дня

Изотерапия

  • рисование сыпучими продуктами,
  • рисование засушенными листьями,
  • рисование пальцами и ладонями,
  • рисование пульверизатором,
  • рисование ватной палочкой,
  • рисование поролоном
  • рисование штампом
  • рисование на мокрой бумаге
  • рисование по точкам
  • набрызг и рисование зубной щёткой
  • «точечный рисунок».
  • размытый рисунок.
  • «цветные ниточки» 
  • кляксография

Цель: формировать умение выражать свободно свои мысли, чувства, мечты

Задачи:

1.создать благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

2.развивать произвольность и способности к саморегуляции;

3.развивать уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

На занятиях, в индивидуальной работе

Имаготерапия ( куклотерапия)

Цель:укрепить психическое здоровье детей

Задачи:

1.улучшить социальную адаптацию

2.развить самосознание

3. разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Во время игры

Смехотерапия

Цель: помочь  снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.

Задачи:

1.наладить коммуникативные связи

2.формировать умение эффективно противостоять стрессовым ситуациям

Во время игры в совместной деятельности, в индивидуальной работе, на прогулке в течение всего дня

Танцевально-двигательная терапия.

Цель: осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход с учетом способностей детей, состояния здоровья, уровня подготовленности.  

Задачи:

1.оказывать  положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоции.

2. помочь детям быстро и легко устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

На музыкальных занятиях,во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Мнемотехника

Цель:  облегчить запоминание путём образования дополнительных ассоциаций.

Задачи:

1. развивать связную речь; ассоциативное мышление, зрительную и слуховую памяти и внимание,воображение

2.ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

На занятиях, на прогулке, перед сном, в индивидуальной работе

Ароматерапия 

Цель: укрепить здоровье детей с применениемэфирных масел и масляных суспензий

Задачи:

1.успокоить перевозбуждённую нервную систему

2.повысить работоспособность.

3.способствоватьприобретению детьми навыков психофизической релаксации

Перед сном.во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

3. Заключительная часть.

Одним из самых эффективных средств развития личности дошкольника является арт-терапия. Основная цель арт-терапевтической работы с дошкольниками состоит в гармонизации развития личности через развитие способности  самовыражения и самопознания. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов.

Рекомендации воспитателям по внедрению в образовательный процесс арт-терапевтических здоровьесберегающих технологий:

- изучить картотеку видов арт-терапевтических технологий, их особенностей и способов применения;

- определить место арт-терапевтических технологий в образовательном процессе;

- создать психологически комфортную среду в группах;

- обогатить эмоциональную сферу положительными эмоциями;

- корректировать проявление эмоциональных трудностей        детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

-обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;

- составить консультации и провести работу с родителями по теме « Здоровьесберегающие  арт-терапевтические технологии»

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих арт-терапевтических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

       Список литературы

  • 1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
  • 2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
  • 3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  • 4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
  • 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
  • 6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
  • 8. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.
  • 9. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
  • 10. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
  • 11. Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
  • 12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
  • 13. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

Электронные ресурсы:

1. http://kaplyarosi.ru/

2. http://fb.ru/

3. www.maam.ru/detskijsad/art-terapija.html

План-конспектнепосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе.

Тема: «Лес в осеннем убранстве»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», « Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1) развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги, различия в величине), продолжать знакомить с произведениями живописи: Шишкина И.И., Левитана И.И., Васильева Ф.А., формировать устойчивый интерес к рисованию, совершенствовать свободное владение карандашом и кистью. ( «Художественно-эстетическое развитие»)

2)развивать связную речь; развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка                          произведения, чуткость к поэтическому слову. (« Речевое развитие»)

3)формировать умение слушать собеседника, справедливо оценивать работы товарищей; закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материал для рисования, без напоминания убирать свое рабочее место. ( «Социально-коммуникативное развитие»)

4)формировать у детей потребность в двигательной активности. (« Физическое развитие»)

Методы и приёмы:

-словесные: беседа, обсуждение, объяснения.

-наглядные: рассматривание, показ, образец.

-практические: рисование.

Материалы и оборудование:Альбомные листы, краски, кисти, простые карандаши, ластики, непроливайки, репродукции картин Левитана И.И., Шишкина И.И., Васильева Ф.А., схемы рисования деревьев и кустарников.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Элементарный бытовой труд

Подготовка рабочего места.

Коммуникативная

Обсуждение стихов, беседа по картинам художников.

Двигательная

Физкультминутка.

Речевая

Чтение стихов.

Продуктивная

Рассматривание репродукций. Рисование. Организация выставки детских работ.

Деятельность

воспитателя

 Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Предлагает приготовить рабочее место для рисования.

Готовят листы, простые карандаши, кисти, краски, непроливайки с водой.

Закрепление умения самостоятельно и своевременно готовить материал для рисования, без напоминания убирать свое рабочее место.

2

Предлагает

рассмотреть

картины Левитана И.И.,

Шишкина И.И.,

Васильева Ф.А.

Беседа по вопросам.

Рассматривают дорогое убранство наряда деревьев, композицию, расположение и многообразие деревьев и кустарников. Отвечают на вопросы.

Развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов, продолжается знакомство с произведениями живописи: Шишкина И.И., Левитана И.И., Васильева Ф.А., развитие  связной  речи.

3

Предлагает рассмотреть схемы рисования деревьев и кустов.

Рассматривают схемы. Озвучивают характерные особенности деревьев и кустов.

Развитие  наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов.

4

Физкультминутка Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Выполняют

упражнения.

Сформирована потребность в двигательной активности.

5

Предлагает нарисовать эскиз сначала простым карандашом,  а затем приступить к рисованию красками.

Дети рисуют простыми карандашами, а затем красками.

Развита способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги, различия в величине).

6

Предлагает организовать выставку детских рисунков и оценить  их.

Выставляют свои работы.  Рассматривают рисунки друг друга, делятся впечатлениями.

впечатлениями.и оценивают рисунки товарищей.

Сформировано умение слушать собеседника, справедливо оценивать работы товарищей.

7

Предлагает  детям рассказать стихи про осень.

Рассказывают стихи про осень.

Развито умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Конспект музыкального занятия со здоровьесберегающими технологиями"

Методическая разработка: "Конспект музыкального занятия со здоровьесберегающими технологиями"...

Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"

Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Методическая разработка для педагогов ДОУ "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал поможет воспитателям пополнить свои знания о здровьесберегающих технологиях, применяемых в детском саду.Здоровьесберегающиетехнологии в дошкольном образовании - это технологии, направл...

Методическая разработка на тему "Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребенка-дошкольника"

Методическая работа предназначена для воспитателей ДОО. В работе дается определение   предметно-пространственной среды, выполняемые функции и содержание предметно-пространственной среды в ДО...

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»...