Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка на тему:
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_raz_palchik_igry.docx | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка»
Методическая разработка на тему:
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Боглаева Марина Алексеевна
г. Новый Уренгой
2022
Актуальность.
Пальчиковые игры известны человеку уже много лет. Задолго до научного подтверждения того, что речь малыша зависит от развития мелкой моторики, наши предки заметили, что поглаживание и массаж пальцев приносит ребенку большую пользу. У каждого взрослого есть воспоминания из детства, в которых наши мамы и бабушки играли с нами в «Ладушки» и «Сороку – ворону». Пальчиковые игры - помогают использовать ресурсы головного мозга, развивать память, внимание, творческое мышление. Пальчиковые игры для развития речи -это простое и доступное средство развития вербального интеллекта. Исследованиями доказано, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь. Что они точнее, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Все ученые, изучавшие психику детей и подростков подтверждают, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи.
Цель: развивать мелкую моторику рук, умелость рук, координацию обеих рук для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук детей. Речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
- Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике и т.д.)
-Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение, обогащать словарный запас.
- Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Методы:
- Словесный метод- разучивание потешек, стихов, песен.
- Наглядно-действенный метод обучения
- Игровой метод- использование атрибутов, сюрпризных моментов и т.д.
- Практический-применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.
Приемы:
Любые приемы постукивания подушечками пальцев, растирание, разминание, вибрация, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут только здоровье ребенку.
Основные принципы и рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
- Объяснять, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
- Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просит играть.
- Хвалить малыша за его успехи и не ругать за неудачи, он только учится.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
- Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает
К достижению результатов в развитии речи детей с помощью пальчиковых игр помогает работа с родителями, это:
- индивидуальные беседы;
- консультации для родителей
- рекомендации для родителей в виде памяток
Классификация по технике исполнения пальчиковых игр строиться на характере воспроизводимых движений.
- Игры и упражнения для кистей рук: ребенок повторяет движения за взрослым, учится напрягать и расслаблять мускулатуру кистей.
Ворота.
- Исходное положение. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «Ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.
Ворота крепко мы запрем-
Не может волк проникнуть в дом!
- Пальчиковые упражнения статистические: выполнение точных движений пальцами.
Сарай.
Пальцы рук соединить под углом – «крыша». Большие пальцы спрятать под «крышу» и прижать к ладоням.
. Этот домик называется сарай
Кто живет в сарае?
Ну-ка угадай!
- Пальчиковые игры динамические: наиболее сложный вид гимнастики, в одном упражнении сочетаются различные движения пальцами.
Птички в гнезде
Пальцы правой руки собрать в « щепоть»- это « птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.
Вот птенцы, а вот – гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.
По характеру сопровождающего материала пальчиковые игры и упражнения делятся на три вида:
- Игры со стихотворным сопровождением. Благодаря ритмичному звучанию стихотворные игры быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно. Подвидом их считаются игры с песенным сопровождением, их разучивают дошкольники среднего и старшего возраста
- Игры-манипуляции: в пальчиках ребенок представляет называемых персонажей (членов семьи, людей разных профессий) или животных.
- Игры-инсценировки, так называемый пальчиковый театр: ребенок пальчиками изображает сказочных героев и разыгрывает знакомый сюжет.
- Игры с элементами массажа (в этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание)
- Игры с предметами (карандаши, мячики, шишки и т.д.)
- Кинезиологические пальчиковые игры. Это своеобразная «гимнастика для мозга», которая активизирует межполушарное взаимодействие, улучшая тем самым мыслительную деятельность. Примером является игра «Пальчики здороваются», в которой нужно последовательно соединить указательный, средний, безымянный палец и мизинец с большим пальцем.
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
- универсальность – можно играть в любом месте в любое время;
- кратковременность – обычно не более 2-5 минут;
- активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;
- невербальное общение в играх «молчанках», использование языка жестов;
- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач
К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:
*мячики: су-джок, массажные «ежики», теннисный мячик;
*бытовые предметы: трех и шестигранные карандаши, бельевые прищепки, бусины, пуговицы, шнурки
*природные материал: крупы, орехи, камешки, ракушки.
*бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндера сюрприза».
*специальные полотна, поле для игры в пальчиковый «Твистер», доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.
Существует большое количество игровых пальчиковых комплексов с разнообразной тематикой и вспомогательными материалами. Педагог должен учитывать, что дети дошкольного возраста любят повторение, для них это способ усвоения и закрепления изученного. Если наблюдается угасание интереса к знакомым играм, следует поработать с имеющимся материалом.
Способы разнообразить пальчиковые игры, мотивировать детей к тренировке:
*создание сюрпризного момента, игровой проблемной ситуации;
*привлечение занимательных предметов: шапочек на пальцы, декорации для игр.
*включение музыкального сопровождения.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
1. Игрушки-шнуровки – дают возможность придумать множество игр;
2. Деревянная пирамидка – помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета: изготовленное из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
3. Кубики – развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
4. Конструкторы – развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
5. Рамки и вкладыши- способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета;
6. Фигурки на магнитах- развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственное мышление;
7. Пазлы – развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
8. Мозаика- способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
При создании адекватной возрастным особенностям предметно-развивающей среды, используются разнообразные материалы:
- бусы и пуговицы различной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- дощечки с множеством отверстий или полотна от мозаики для «вышивания» шнуром или лентой.
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы веревочек различной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы деревянных и пластмассовых палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- резиновые игрушки разной плотности;
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои сказок).
Шагая в ногу с новыми ФГОСами в дошкольном образовании, ребенок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности и мы должны отталкиваться от его желания, позволять ему самостоятельно выбирать ритм, темп игры, цвет, размер, персонажей и предметов, ничего не навязывать против его воли, внимательно следить за теми действиями, к которым он проявляет особый интерес, давать ребенку больше самостоятельности. Применяя на практике рекомендации ФГОС и регулярно занимаясь со своими детьми, мы сможем вызвать у них интерес к пальчиковой гимнастике с предметами и добьемся больших успехов.
Подводя итоги, можно констатировать следующее:
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, становятся более внимательными, с удовольствием повторяют слова потешек, которые служат прекрасным помощником воспитателю при заучивании и стихотворений и потешек на занятиях по развитию речи.
Дети учатся быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему: "пальчиковые игры и упражнения-как средство развития речи"
наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи детей.дети с плохо развитой ручной моторикой не могут держать ложку, застёгивать пуговицы,шнуровать и т.д...
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста »
Тема по самообразованию.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....
Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ру...
Опыт работы по теме "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы...
Тема: "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
План по самообразованию на 2019-2024 г.г. воспитателя Сагдиевой Рузии Рафиковны...
Методическая разработка "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста."
В данной работе рассматривается вопрос о влиянии пальчиковых игр на речь детей дошкольного возраста....
Методическая разработка на тему "Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет".
Методическая разработка на тему "Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет"....