Консультация по здоровьесберегающим технологиям на тему "Закаливание"
консультация на тему

Васина Дарья Васильевна

Технологии здоровьесбережения являются одним из приоритетов в работе дошкольной организации и,безусловно, нашей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_zdorovesberegayushchim_tehnologiyam.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий на тему : «Закаливание»

Подготовили :

Васина Д.В.

Михайлова Ю.Г.

Группа 3

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения важнейшую роль играет система сохранения и стимулирования здоровья детей, как одна из групп здоровьесберегающих технологий, а именно система закаливания.

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

 «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» - девиз, не теряющий своей актуальности. Еще древнегреческий врач Гиппократ, который является основоположником античной медицины, утверждал, что “холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным”. Таким образом, еще на заре цивилизации закаливанию организма отводилась особая роль в укреплении здоровья.

Закаливание полезно для людей всех возрастов и особенно для детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет. Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществление комплексного подхода к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, босохождение, топтание по мокрым дорожкам, правильно организованную прогулку.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения:

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня.

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы:  1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию; 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии.  К этой категории относятся часто болеющие дети (применяется щадящее закаливание в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

• если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

• если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

• повышенная температура у ребенка вечером,

• страх у ребенка перед закаливанием.

Закаливание проводится  путем комплексного воздействия природных факторов -воздуха, солнца, воды.

Закаливание воздухом

Наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить, выполнять упражнения, играть в подвижную игру.

Прием детей в детский сад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года - в группе в облегченной форме при температуре не выше 19 °

Перед дневным сном стоит проводить специальное контрастное воздушное закаливание, его смысл заключается в создании пульсирующего микроклимата, который создается за счет периодического перемещения играющих из более теплого помещения в более холодное и наоборот (игровой прием «Перелет птиц»«Самолеты» «Сороконожка» «Поезд» и т. д). Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 5-6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей процедуре, положительно влияющей на эмоциональный тонус детей. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени, одежда детей индивидуально щадящая (носки, майки).

Дневной сон проходит без маек. Выполнение гимнастики в постели (побудки) и заправка кроватей в трусиках также способствует закаливанию детского организма.

Воздушный душ как инновационный метод закаливания можно применять в детском саду.

Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам.

Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование – дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

Закаливание солнцем

Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима!

Закаливание водой

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются - обтирания, обливания, купание.

До утренней гимнастики и после приема пищи проводится  полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды.

После физкультурных занятий проводятся аппликации водой - похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются- обсыхают естественным образом.

В летний период с целью закаливания возможно использование душа. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

Помимо традиционных можно использовать нетрадиционные методы закаливания водой- например, ходьба по солевой дорожке.

Следует взять две одинаковые по длине и ширине дорожки, примерно по 2 метра длиной и 40 сантиметров ширинойДорожки должны иметь несколько слоев ткани.

Разводится соль в расчете на 10 литров воды 100 грамм соли, желательно морской. Одну из дорожек следует намочить в этом солевом растворе, отжать, но, не насухо, затем постелить на пол, за ней сразу стелется сухая дорожка и далее можно положить массажную дорожку.

После гимнастики - побудки дети друг за другом идут по солевой дорожке  мелкими шагами. Затем так же шагают по сухой дорожке, сушат ноги, и идут по массажной дорожке. Повтор два. три раза. Можно проводить этот вид закаливания под музыкальное сопровождение и проговаривать текст: «По дорожке мы идем, по дорожке не простой, по дорожке солевой, будем ножки закалять и здоровье укреплять.

После ходьбы по солевой дорожке желательно провести игровой массаж стоп:

1.«Наши ноженьки шагали и немножечко устали, сядем дружно на ковер, наши ножки разомнем» - дети садятся на ковер, начинают гладить подошвы ног по очереди.

2.«Будем с пальчиками играть, и сгибать и разгибать» - сгибание и разгибание пальцев ног руками поочередно.

3.«Поругаем наши ножки, их пошлепаем немножко» - дети шлепают ладошками по ступням ног.

4.«Поиграли наши ножки, поласкаем их немножко» - дети снова гладят ступни ног руками поочередно.

Одной из форм закаливания является босохождение, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей. Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве, постепенно увеличивая время с 2–3 мин до 10–12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20–22°.

Затем детей приучаем ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2–3 мин (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

В работе мы стараемся охватить все доступные нам методы закаливания и оздоровительной работы :

•  Ежедневная утренняя гимнастика .

• Прогулки два раза в день при температуре не ниже - 20С.

• Умывание прохладной водой и обширное умывание (перед утренней гимнастикой и после дневного сна)

• Дневной сон без маек. (ежедневно в теплое время года)

• Гимнастика после сна.

• Ходьба по “коврику здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна.

• Полоскание рта и горла водой комнатной температуры (ежедневно после обеда и после дневного сна).

• Подвижные игры, оздоровительный бег на улице

  • Облегченная форма одежды в течение дня и при реализации образовательной деятельности по физической культуре
  •  Поддерживание постоянной температуры в помещениях в пределах 19 – 22*.
  •  Сквозное проветривание группы в отсутствие детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органи...

Консультация "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Консультация "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"...

Консультация "Вид здоровьесберегающих технологий — релаксация"

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педа...

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в организации здорового образа жизни дошкольников»

Неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оз...