Консультация "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
консультация на тему

Васильева Татьяна Васильевна

Консультация "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности ( коммуникативной, интеллектуальной, физической), инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения.

Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности детей, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни. Поэтому приоритетным направлением работы педагогического коллектива должно стать укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных немедикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, физинструктора и медицинских работников.

Работа по оздоровлению детей в ДОУ имеет несколько направлений :

  1. комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

         -осмотр детей медицинским персоналом ДОУ

         - осмотр детей специалистами детской поликлиники

         - диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ

         - выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду

         - диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам

2 направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:

         - утренняя гимнастика

         - физкультурные занятия( традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения)

        - ритмика

        - гимнастика после сна

        - ежедневный режим прогулок

        - создание необходимой развивающей среды

        -строгое соблюдение двигательного режима и режима дня

        - проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности

        - музыкальные занятия

       - занятия по формированию здорового образа жизни

3 направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:

       - босохождение

       - умывание

       - ходьба босиком по «дорожкам здоровья»

       - воздушные ванны в облегченной одежде

       - гимнастика на свежем воздухе в теплый период года

4 направление связано с осуществлением лечебно- профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия

        - постоянный контроль осанки

        - контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию

        - подбор мебели в соответствии с ростом детей

        - профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновая мазь для носа

        - сбалансированное питание

        - вакцинация против гриппа

        - потребление фитонцидов (чеснока, лука)

        - употребление соков и фруктов

        - кварцевание групп

        - прием поливитаминов

5 направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей:

         - пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ

        - дыхательная и звуковая гимнастика

        - психогимнастика

        - игровой массаж

6 направление является реабилитация и коррекционная работа

       - индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений

       - коррекция психоэмоциональной сферы

       -индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп

       -индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре

7 направлением является консультативно- информационная работа

         - оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников

         - открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий

         - активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

         - оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

 Утренняя гимнастика:

      - дыхательная и пальчиковая гимнастика

      -общеразвивающие упражнения

      - танцевальные упражнения

      - использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.

Перед занятиями:

      - точечный и антистрессовый массаж

Физкультминутки на занятиях:

      - дыхательные упражнения

      - пальчиковая гимнастика

Прогулка:

      - дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения

      - оздоровительная ходьба и бег

Перед сном:

      - релаксация, саморегуляция

После сна:

      - гимнастика пробуждения

      - дыхательная гимнастика

      - пальчиковая гимнастика

      - ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, профилактика  осанки)

Перед ужином:

       - массаж на профилактику простудных заболеваний

       - физкультурные занятия – 2 раза в неделю

       - физкультурное занятие на улице – 1 раз в неделю

Игровой массаж: включает несколько видов массажа

      Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Необходимо проводить 2 раза в день.

        -найди и покажи носик

        - помоги носику собраться на прогулку (очищение носа салфеткой)

        - носик гуляет (вдох и выдох через нос)

        - носик поет песенку (на выдохе постукивать указательными пальцами по крыльям носа и произносить ба-бо-бу)

        - погреем носик  массаж носа указательным пальцем)

Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить 2-3 раза в день

        - найдем и покажем ушки

       - потянем ушки—оттягивание мочек ушей

       - потрем ушки

Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий  в ДОУ, направленный на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение крово- и лимфо- обращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

       

     

       

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...