Консультация-практикум "Здоровьесберегающие технологии в развитии речевых навыков детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21»
Консультация-практикум
«Здоровьесберегающие технологии в развитии речевых навыков детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Кокина Марина Владимировна
2017
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков у дошкольников.
1 часть – теоретическая.
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики стало внедрение в практику работы дошкольных учреждений здоровьесберегающих технологий, при использовании которых развитие, обучение и воспитание детей происходят не только без ущерба для их здоровья, а наоборот, способствуют его укреплению - снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность ребенка.
Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приемы здоровьесбережения.
Мы используем как традиционные, так и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, среди которых:
-организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.;
-применение психогимнастики: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.
Мы используем в своей работе «Минутки вхождения в день». Дети садятся в круг на ковре и приветствуют друг друга, приветствие сопровождается движениями. Это помогает «собрать» детей, позитивно настроить их на предстоящий день, раскрепощает, помогает создать в группе доброжелательную и дружескую атмосферу.
Известный факт, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитие мелкой моторики рук важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий. Поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место в режиме дня. Используем разные виды упражнений: пальчиковую гимнастику с музыкальным сопровождением и без него, пальчиковые шаги, игры с мелкими предметами, бельевыми прищепками, шнуровки, пособия для откручивания и закручивания крышек и др.
Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.
В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому – потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается. Мы выполняем с детьми массаж пальцев, ладоней, используя су-джок массажеры, музыкальное пособие Е.Железновой «Гимнастика с мамой», а также при помощи подручных материалов: карандашей, шишек ели и сосны, бумаги, грецких орехов и др.
Одним их условий формирования речи является правильное дыхание. Поэтому регулярно используем дыхательную гимнастику, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, выносливость при физических нагрузках. Для упражнений используем пособия «Ветерок», выполненные из елочного дождика, мыльные пузыри, вату, воздушные шарики и др.
Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Особенно полезным и интересным для ребенка является использование элементов песочной терапии. Посредством игр с песком происходит не только гармонизация психического состояния малышей, но и решаются речевые задачи: дети учатся проговаривать свои ощущения, называть выполняемые ими действия с игрушками, свойства песка: сухой, влажный, сыпучий и др.
Все эти элементы включаем не только в непосредственную образовательную деятельность, но и проводим в течение всего дня: на утренней гимнастике, после дневного сна, в свободное время. Мотивируем интерес детей к этим упражнениям сочетанием красивой наглядности и веселых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции и готовность заниматься.
Таким образом, дети не только упражняются в развитии своей речи, но у них происходит активное оздоровление всего организма.
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение, преодолеваются психологические трудности;
- формируется речь, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
2 часть – практическая.
Развитию и коррекции речи, психического и физического состояния ребенка помогает использование здоровьесберегающих технологий. Я познакомлю вас с технологиями, которые использую в своей работе.
-Сегодня мы с вами научимся расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Давайте начнём.
1 «Путешествие по телу»- массаж
- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь. И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна!
Есть у нас на голове уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой!
Для самомассажа рук и пальцев также используем су – джок массажеры, массажер «Травка», грецкие орехи, щишки и т.д. (показ папки «Самомассаж пальцев рук».)
Я предлагаю вам сделать массаж пальцев с помощью пружинок су-джок массажера.
(Одеваем пружинку на большой палец левой руки,
выполняем движения в соответствии с текстом)
Вот нашли большой мы пальчик. Он попрыгает, как зайчик!
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Указательный поймаем, и пружинку покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!
Где ты, наш середнячок, ты ложись-ка на бочок!
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!
Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный!
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!
Вот наш пальчик маленький, самый он удаленький!
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись!
(аналогично на второй руке)
Мы пружиночки снимаем, свои пальчики считаем.
1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5
Пальцы мы соединяем
А сейчас мы проверяем на двух ручках посчитаем!
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.Пальчики свои встряхни.
И немного отдохни!
Используем в работе «Игровой массаж с музыкальным сопровождением» (включить CD – диск)
2. Давайте перейдём к нашему дыханию.
Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?
Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины. «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Представьте, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, и растворяется. А теперь вдыхаете голубое небо.
Выдыхаете свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».
На счет три вы откроете глаза: один, два, три.
Дыхательные упражнения делаем также с различными предметами (показ папки «Дыхательная гимнастика»)
3. А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику.
Я использую музыкальные файлы Екатерины Железновой «Гимнастика с мамой» (включить СD-диск).
Также используем для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги» (показ папки).
4. А теперь зрительную гимнастику (Включаю презентацию). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.
5. Упражнение «Любопытная Варвара»
Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево … смотрит вправо...
А потом опять вперед — Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно — расслабление приятно!
Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на».
А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно — расслабление приятно!
Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на».
6. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.
Упражнение «Лягушки», когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
Свои губы, прямо к ушкам, растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….
А теперь упражнение «Орешек» Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.
Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….
Показ папки «Артикуляционная гимнастика».
7. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).
Вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?
8. Игра «Отыщи букву» - песочная игротерапия.
В отсеках разная крупа или песок, там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми глазами найти пальцами букву и называть.
9. Кинезиологические упражнения.
И последними мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!
- «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение бумагокручения для развития творческих и речевых навыков детей дошкольного возраста.
Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, о...
"Коррекция и развитие речевых навыков детей дошкольного возраста посредством арттерапии"
В настоящее время в практике дошкольного образования для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи заметен интерес к методикам, построенных на применении различных видо...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Статья «Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
Музыкальное занятие в детском саду – это сложный, интегрированный процесс, в котором соединены: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, пение, игры, танцы, пляски, музицирование...
"Здоровьесберегающие технологии в развитии речедвигательных навыков детей дошкольного возраста в режиме дня".
Педагогический совет Подготовила: учитель-логопед МАДОУ № 101...
"Работа над развитием коммуникативно – речевых навыков детей дошкольного возраста с помощью технологии волонтерства".
Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где де...
Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.
Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.Описание технологииОсновная идея социо-игровой техно...