«Как воспитать экологически грамотного хозяина Земли?»
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детского сада по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«Как воспитать экологически грамотного хозяина Земли?»

Воспитатель: Алываева Елена Андреевна

 
Описание: Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е.
личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Уважаемые  родители!  Экологическое воспитание играет в современном  мире  важную роль. Дошкольники,  получающие  определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем крае.

Дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они могут делать – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться  и  пользоваться дарами удивительной природы. Обращайте внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней, особенно расширяется кругозор ваших детей во время наблюдений. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях.

Принимая участие в становлении экологической субкультуры ребенка, взрослый    обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом сформируется гуманное отношение ребенка к природе. Опираясь на данные правила, мы можем выделить специфические черты семейной экологической субкультуры:

— на экологическую субкультуру ребенка накладывает отпечаток экологическая культура взрослых;

— в экологическую субкультуру ребенка включается культура познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, культура труда, формирующаяся в процессе трудовой деятельности и культура духовного опыта взаимодействия с природой, приемы, формы экологически целесообразного поведения, экологически культурные способы мышления;

— предполагается процесс отождествления культуры личности ребенка с культурой общества, в которой ребенок будет занимать не пассивную позицию, а будет активно участвовать в собственном развитии в качестве субъекта.

Из  всех  имеющихся средств становления  экологической субкультуры детей (изобразительное искусство, художественная литература, эстетические беседы, искусственно созданная эколого-развивающая среда квартир и воспитательно-образовательных учреждений)  эмоционально-положительное общение с родителями имеет уникальные возможности по созданию истинных представлений о природе (в домашних бытовых условиях, общественно-трудовых  в  рамках семьи, условиях  праздника).

Для ребёнка - дошкольника характерны следующие показатели сформированности  основ  экологической  культуры:

  • проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);
  • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
  • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Все начинается с детства и экологическое  воспитание  следует  начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. И если малыш подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего,  взрослые,  потому что воспитание любви начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле. От нас взрослых зависит, будет ли ребенок любить природу, заботиться о ней. Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным начинается именно в семье. 

Что же делать родителям? Как научить любить и понимать природу - это интересует каждого. Предлагаю некоторые рекомендации, которые помогут Вам понять, как научить любить, беречь окружающий мир.
-  Выучитесь сами понимать все живое.

- Научите малыша любить и уважать все живое и защищать их.
-  Научите ребенка жалеть живое существо, ему больно, как и тебе.
-   Воспитывайте в ребенке доброту и человечность. Пусть ваш ребенок знает, что все живое для него – неприкосновенно. Неважно, насекомое это или первые весенние цветы, которые малыш хочет вам подарить.
- Учите с раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться оперением  птиц, радоваться их пению. Наблюдать за красотой растительного мира, живой и неживой природы.

- Дайте первоначальные знания о живых существах. Для этой цели используйте художественную литературу, рисуйте, рассматривайте иллюстрации с изображением животных, растений, смотрите фильмы про природу, а самое главное непосредственно общайтесь с живыми объектами.
- Рассказывайте детям о животных по-разному: весело и озорно, достоверно и поучительно. Беседуйте с малышом о прочитанном.

- Учите видеть и понимать состояние другого существа.

- Пусть ваш ребенок с вашей помощью получит представления о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Помогите ребенку почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности.
- Возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, сквер или парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. Всюду своя жизнь, свое очарование.

- Подскажите ребенку, что нельзя брать животных из леса, что они должны жить в своем доме.

- Предупредите, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека. Подождите пока ребенок, освоится, «войдет в доверие» к животному.

- Помните, что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности, когда ребенок сам ухаживает за ним. Поэтому важно завести дома какое-нибудь животное.

- Как можно раньше давайте возможность ребенку участвовать в уходе за животными, растениями.

- Не надо требовать от ребенка, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за животными, растениями. Поэтому лучше не ругать малыша за «безотвественность», а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животными. Дайте понять ребенку, насколько необходимы его действия животному.

- Любите природу сами. Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру. Любите природу, и ваш малыш непременно заразится этой прекрасной «болезнью» на всю жизнь.

- В беседах  с детьми эффективным методом расширения знаний по экологии, по моему мнению, является использование жемчужин народной мудрости – сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, т.к. они ум обогащают, и душу волнуют: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и  так далее.

Необходимо не только образовывать, но и учить правильному поведению по отношению к природе. Нормы правильного поведения, каждый ребенок должен усвоить как таблицу умножения. Родители должны составить подобные правила и помочь своим детям усвоить их.

Например: 1) Насекомые очень важны в природе, у них есть своя работа. Они опыляют растения и делают луга красивыми. Нельзя ловить стрекоз, бабочек, шмелей, кузнечиков и пчел – иначе, природа завянет.

2) Лекарственные растения, являются общим достояние человечества. Это богатство, которое следует охранять и бережно использовать. Собирать такие растения нужно очень грамотно. Ни в коем случае нельзя срывать их бесцельно.

3) Ягоды — это источник пищи. Их едят не только люди, но и животные. Сборы цветения ягод для букетиков дорого обходятся растениям. Из-за этого они болеют, а иногда совсем погибают. Собирать ягоды и орехи следует аккуратно, не ломая веточек и не отрывая листочков. 

Очень важно с детства воспитать у ребенка чувство непримиримости к безответственному поведению. Например, к оставленному мусору или не затушенным кострам. Особое внимание необходимо уделить жестоким детям и их тяге к мучению животных. С этим следует постоянно работать.

Конечно, не все родители имеют биологическое образование и достаточно знают природу, поэтому Вам нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохранительные знания. Необходима элементарная биологическая культура родителей. После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, ресурсах интернет, которая необходима в повседневной жизни. Учите дошкольников любить природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы.

Тема: «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы » Презентация...

Экологическое воспитание детей как показатель экологической грамотности их родителей

Совместная деятельность воспитателя , детей и их родителей...

Памятка для родителей "Как воспитать финансово грамотного взрослого"

В данной памятке обозначены некоторые ключевые моменты по воспитанию финансовой грамотности у детей, а также о том, как избежать трудностей при совместном с ребенком походе в магазин....

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...

Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

Данная  разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности ...