Экологический уголок - как одно из средств развития экологической грамотности.
статья по теме

Агафонова Наталия  Юрьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_ugolok.docx21.22 КБ
Microsoft Office document icon agafonova_n.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический уголок  - как одно из средств развития экологической грамотности.

  В нашем детском саде формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья разработано в системе экологического воспитания.  

    Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

   Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает экологический уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

    Экологическая среда в нашем дошкольном учреждении способствует::

— познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

— эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);

— оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

— формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

— формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

— экологизация различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

     В экологическом образовании выделяем элементы развивающей предметной среды. Основой такого комплекса являются центры коллекций, мини - лабораторий, уголки  природы в группах.

     Центр коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. При сборе образцов учитывают следующие аспекты:

 - Доступность объектов для сбора. Коллекции  включают прежде всего образцы, которые собирают сами дошкольники и их родители — камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.

- Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены объекты как живой, так и неживой природы.

- Краеведческий аспект. В коллекциях представлены природные объекты местности, где располагается наш детский сад. Это позволяет воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу коллекций.

- Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка — как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) собираем вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

     Центр релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумом. Предназначен  прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями.

    Центр библиотеки — уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания .

    Центр мини – лаборатории.

    Лаборатории созданы для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствуют формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

  Оборудование мини – лаборатории:

— Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования привлекаем детей и родителей.  Для демонстраций отдельных опытов педагоги используют прозрачные пластмассовые банки для круп. Имеются лупы. В качестве дополнительного оборудования приобретены микроскопы, термометры, песочные часы, комплекты для игр с водой.

    Материалы для работы

   В мини - лаборатории удобно хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глина, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

   Уголки природы в группах

Традиционно в каждой группе детского сада создан живой уголок, содержащий комнатные растения и один-два вида животных.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В уголке природы размещаются природные объекты для ухода и наблюдений: это аквариум, золотистый хомячок и черепаха. Здесь же размещаются книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих животных, предметы ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним. В уголках природы имеются дневники наблюдений за ростом растений на экспериментальной грядке ( в старших группах).

    В экологическом  уголке дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.

   Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

  Помочь ребенку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его - вот основные направления, которые мы определили в экологическом воспитании детей.

 Литература

  1. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1983.
  2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» /Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.– СПб.: «Детство- пресс», 2000.
  4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
  6. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. "Дошкольное воспитание" и "Воспитание в дошкольных учреждениях" / С. А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.



Предварительный просмотр:

Агафонова Н.Ю.,

           воспитатель  дошкольного отделения

 МС(к)ОУ  VIII вида КГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

          Дошкольное учреждение и семья – вот две основные социальные структуры, которые  главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

 Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка с ОВЗ, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:

  • Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей,  которое достигается в том случае,  если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания,
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду,
  • Индивидуальный' подход к каждому ребенку и к каждой
    семье на основе учета их интересов и способностей,
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
    на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Задачи:

- обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;

- оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;

- учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;

- привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;

- расширить спектр средств и способов работы с родителями.

Формы работы с родителями:

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наиболее интересной и эффективной формой работы с родителями в ДОУ являются занятия в «Школе здоровья». Вот примерная тематика   встреч:

«Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач образовательного учреждения и семьи»

«Движение – это жизнь!» Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

«Играем вместе». Игра – фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя.

«К здоровью без лекарств!»

«Правильное питание – залог здоровья!»

«Спорт и ребенок»

«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»

«Чрезмерный вес ребенка – угроза здоровью»

      Одной из важнейших форм взаимодействия  является индивидуальная работа с каждым родителем.
В самом начале важно изучение семейной микросреды, условий по организации жизни ребенка в семье. Для этого в дошкольном учреждении проводится опрос родительского мнения по вопросам здорового образа жизни с помощью анкеты "Здоровье семьи". Однако анкета не дает возможности глубоко узнать индивидуальные особенности семьи и ребенка, поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Посещение позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Индивидуальные беседы и консультации позволяют воспитателю наладить контакт с родителями, побуждают родителей серьезно присмотреться к своим детям, задумываться над тем, как сберечь здоровье детей, что необходимо изменить в образе жизни семьи. Регулярно проводятся беседы воспитателей с родителями и индивидуальные консультации по здоровьесбережению: "Организация закаливания детей", "Рациональное питание", "Режим дня", "Одежда ребенка",т.п.

По определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье – это состояние полного физического, духовно и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов". Поэтому, нужно стремиться к тому, чтобы совместная работа педагогов и родителей помогла детям с ОВЗ стать истинно здоровыми.

Литература

  1. Арнаутова, Е.П.  Педагог и семья [Текст]. -  М., 2001.
  2. Глебова, С.В.  Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия[Текст]. -  Воронеж, 2007
  3. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст]. -   М., 2005
  4. Зверева, О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к
    общению с родителями [Текст] //Управление ДОУ. 2002. № 4. С. 100-110.
  5. Кулик, И.,  Сергиенко, Н.Н. Школа здорового человека [Текст]. - М., 2006
  6. Осокина, Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни [Текст] // Инструктор по физической культуре.- 2008.- № 1.- с.92-97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Занятие Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников.

Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников.Цель: формирование у детей основы экологической культуры через театрализованную деятельно...

Мастер-класс для педагогов «Театрализовано-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников»

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё п...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...