методические рекомендации по работе с валеологическим дидактическим пособием «Строение внутренних органов человека»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Методические рекомендации описывают назначение дидактического пособия, формы работы с ним. В пособии представлены дидактические игры. Методические рекомендации адресованы воспитателям ДОО, инструкторам по физической культуре, заинтересованным родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное детское образовательное учреждение
«Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Методические рекомендации
по работе с валеологическим дидактическим пособием
«Строение внутренних органов человека»
Сыктывкар, 2017 г.
Валеологическое дидактическое пособие «Строение внутренних органов человека». Методические рекомендации для педагогов ДОО. - Муниципальное автономное детское образовательное учреждение «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, 2017 г.
Автор — составитель: инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 104» Игутова Т.В.
Методические рекомендации описывают назначение пособия, формы и приемы работы с ним, дидактические игры.
Рекомендации адресованы воспитателям ДОО, инструкторам по ФК, родителям.
Содержание
Введение...................................................................................................................................... 4
Описание и назначение валеологического дидактического пособия «Строение внутренних органов человека»........................................................................................................................ 6
Формы и приемы работы с пособием......................................................................................... 7
Примеры дидактических игр ..................................................................................................... 8
План-конспект НОД с примером использования дидактического пособия «Строение внутренних органов человека» .................................................................................................... 9
Список литературы....................................................................................................................... 13
Введение
Все мы - специалисты, работающие с детьми и нас одинаково волнует и заботит ухудшение показателей здоровья детей. И сегодня очень важно – дать ребенку знания о себе. Во-первых, потому, что состояние здоровья детей резко ухудшилось, а зная больше об особенностях своего тела, дети научатся беречь его. Во-вторых, дети серьезнее относятся к себе и своему здоровью. К тому же, это еще один продуктивный вид деятельности, помогающий формировать познавательные интересы и познавательные действия детей. На сегодняшний день вопрос валеологического воспитания детей актуален, как никогда! В связи с этим просто необходимо привлечь к нему внимание воспитателей и родителей, показать её важность и интересность.
Уже на одной из первых страниц текста ФГОС написано, цитата:
1.6 Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Задачи валеологического воспитания в доу во многом созвучны с задачами ФГОС, а значит, работа в данном направлении полностью отвечает требованиям новой системы работы дошкольного образования.
Валеологическое воспитание – процесс создания целостного представления ребенка о своем организме, воспитание установки на здоровье и безопасность. В процессе валеологического воспитания у детей формируется валеологическое сознание. (То есть, мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы ребенок понимал, для чего он это делает. Валеологическое воспитание - привитие гигиенических навыков. Результат - расширение резервных возможности организма (увеличение количества и качества здоровья).
Несмотря на то, что материала по валеологии в интернете и печатных изданиях представлено достаточно, это направление, в котором систематически работают не все педагоги. Валеологическое воспитание в ДОУ ведется по нескольким тематическим блокам: «Познай себя», «Эмоциональное здоровье», «Экстремальные ситуации».
В данном методическом пособии представлен пример из опыта работы в блоке «Познай себя» (автору рекомендаций, как инструктору по ФК, наиболее близка именно эта тема.)
Описание и назначение валеологического дидактического пособия «Строение внутренних органов человека»
Дидактическое пособие решает задачи познавательного развития детей дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы, познавательные действия и практические навыки. Использование пособия в ДОУ способствует обогащению знаний о себе. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно помогает в игровой форме донести до детей серьезную информацию.
Данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей дидактические задачи могут усложняться.В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Валеологичкское дидактическое пособие «Строение внутренних органов человека» представляет собой модель фигуры человека с набором схематично изображенных внутренних органов. Данная модель предназначена для ознакомления детей с системой основных внутренних органов.
Основная цель работы: познакомить детей с видом, местом расположения, функциями органов человека.
А так же в ходе занятий дети знакомятся с причинами и мерами профилактики заболеваний наших внутренних помощников.
Формы и приемы работы с пособием
Валеологическое Дидактическое пособие игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Работа с пособием организуется как в групповой (на начальном этапе изучения), так и в индивидуальной формах (этапы закрепления и расширения знаний).
Данное пособие может использоваться воспитателем в НОД по ознакомлению с окружающим миром или инструктором по физической культуре, как прием активизации внимания, закрепления знаний, полученных ранее или в качестве дидактической игры.
Примеры дидактических игр
Конструктор «Веселый человечек»
Цель игры: правильно расположить внутренние органы на модели.
Игровое упражнение «Важная работа»
Цель: закрепление знаний о функциях внутренних органов.
Ребенок выбирает изображение любого органа, располагает его на макете и рассказывает о его работе.
Узнай предмет по контуру
Цель игры: закрепить знание форы внутренних органов по контуру
Ребёнку предъявляют несколько картинок с изображением контуров внутренних органов и предлагается назвать их (вариант: соотнести с изображением органа на модели)
Игровое упражнение «Послушай свой организм»
Цель. Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.
Содержание. Воспитатель предлагает детям удобно сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело), прислушаться к себе, к тому, как работают внутренние органы организма (как пульсирует кровь в такт ударам сердца, как ровно мы дышим, находясь в спокойном состоянии, и т. п.). Дети прислушиваются к себе и сопоставляют макет органы на модели и «рисует» в воображении свой орган.
Светофор здоровья
Цель: формировать представление о мерах профилактики болезней внутренних органов.
Материал: круги красного, желтого, зеленого цветов, предметные картинки.
Описание: предложить «зажечь» светофор здоровья. Зеленый круг- то, что помогает внутренним органам работать хорошо; желтый- то, к чему нужно относиться с осторожностью, красный круг- то, что им вредит.
План-конспект НОД с примером использования дидактического пособия «Строение внутренних органов человека»
Принцесса Оксанка и красивая осанка.
Цель:
Формировать у детей потребность в поддержании правильной осанки, физических упражнениях.
Задачи:
Закрепить знания детей о понятии осанка и последствиях её нарушения;
Показать примеры проверки правильности осанки;
Развивать у детей внимательность к положению своего тела;
Воспитывать у детей уважительное отношение к своему здоровью.
Оборудование: мультимедиа установка, презентация, гимнастические шнуры, гимнастические палки, заготовки (кусочки ткани круглой формы диаметром 20 см), контейнеры с крупой и бобовыми, макет туловища человека с внутренними органами, иллюстративный материал, коврики гимнастические, мячи резиновые.
Ход занятия:
Действующие лица – принцесса Оксанка, дети
- Здравствуйте, ребята! Я – принцесса Оксанка. Папа король говорит, что у людей должна быть красивая осанка, особенно у принцесс. Вот я и подумала о том, что мне обязательно надо узнать, что такое правильная осанка, почему она так важна для человека, и как сделать осанку красивой. Ребята, а что вы делаете, когда хотите о чем - нибудь узнать? (ответы детей)
- В лесу на старой сосне живет тетушка Сова. Она очень умная! Она ответит на все вопросы! (собираюсь уходить, но разворачиваюсь…)
- А вы, мои маленькие друзья, уже все - все знаете про красивую осанку, и вам не интересно, о чем расскажет тетушка сова? Вместе веселей и интересней!
Идем друг за другом широким лугом! (по песочку – потираем ладошки, по камушкам – кулачки друг об друга, по травке – будто раздвигаем высокую траву, по болотцу - пальчики в замок, шлепаем ладошками).
- Вот в дупле тетушка Сова – умная голова! Здравствуйте, тетушка Сова! (рассаживаемся на стульчики) Расскажет умной птице, о чем мы хотим её спросить?
Тетушка Сова, видишь какие ребята любознательные, давай по-порядку!
- Про какого человека можно сказать, что у него правильная осанка? Подумайте, как сидеть удобнее и при этом еще и красиво выглядеть и закрасьте нужный круг. Проверка: правы те ребята, у которых закрашен левый круг
- сделаем вывод, про какого человека можно сказать, что у него правильная осанка: (ровная спина, расправленные плечи, красивый внешний вид).
УПРАЖНЕНИЕ «Правильная осанка» поможет вам найти правильное положение тела. Для его выполнения нудна подготовка: Вращение плечами вперед и назад по 4 раза. «Правильная осанка» Плечи вверх, назад, вниз. И вы выглядите очень красиво!
Тетушка Сова, ребята спрашивали про то, почему важна для человека правильная осанки. Ребята, Тетушка Сова предлагает нам самим найти ответ. Вот наши помощники. (макет и коробочка) Подходите, знакомьтесь! Что это? (внутренние органы)
Давайте попробуем представить, как чувствует себя сердечко, легкие, желудок, когда мы сидим с согнутой спиной. (эксперимент: сильно согнуться, почувствовать неудобство) Что происходит с внутренними органами, когда мы сидим сгорбившись, сжавшись? (Сжимаются, сдавливаются, и чаще всего сдвигаются со своего места и мешают друг другу). СДЕЛАЕМ УПРАЖНЕНИЕ «Правильная осанка»
А еще в старости болят ноги, спина, кости ломит.
У меня есть знакомая Баба яга, Она все время как к нам в замок прилетает кряхтит и жалуется: то а спина у нее болит, то ноги! (иллюстрация на экране) Она всю молодость в ступе летала, за осанкой не следила, вот и результат – сгорбилась ссутулилась бабуся ! Грустная история, жалко бабу Ягу. Я нисколько не хочу быть на нее похожей. А вы?
- (мечтательно) Вот будет у меня ровная спина, правильная осанка, встречу я прекрасного принца…Ребята, а как же я узнаю, правильная у меня осанка или нет? (варианты ответов).
Тетушка Сова предлагает нам подсказки. (глаза зеркало)
Определяем осанку: смотримся в зеркало, наклоняясь вперед смотрим друг у друга.
Теперь вы можете проверить у мам и пап, у сестричек и братишек осанку. Способом любым, который вам понравился.
Слушайте, ребята, мне пришла в голову гениальная идея. Осанка у меня красивая! Значит, чтобы мне не портить её пойду - ка я полежу! А то вдруг, когда я буду двигаться она испортится. (Подаю сигнал СВИСТКОМ незаметно для детей или включаю муз. сигнал) Ну хорошо, лежать не правильно, а что тогда следует делать, чтобы осанка красивой оставалась? (зарядку, гимнастику)
Зазвучала музыка
- О, вот палки гимнастические и шнуры. Подходи, выбирай, упражненья предлагай! (выполнение упражнений, индивидуальная работа с детьми).
Присядьте, отдохните, (вокруг стола) ребятки, а у сова для нас загадка:
Кусочек ткани, бобы, крупа и резинка для денег. Что из этого можно сделать? Как использовать? (мастерим гимнастический мешочек. Идем по кругу под музыку). Я сделаю такую гимнастическую корону для всего королевства и буду всем рассказывать про правильную осанку. Я даже напечатаю книжку с картинки и подпишу:
Чтобы была осанка правильной, соблюдать какие стоит правила (дети озвучивают)
Делать утреннюю гимнастику, заниматься физкультурой. (как же мне подписать это правило?)
Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову. (А это?)
Какие вы молодцы! Я уверена, что наше путешествие будет для вас полезным.
- Ой, смотрите, тетушка Сова угощение нам приготовила!
- Что мы скажем на прощанье Тетушке Сове?
Идем друг за другом широким лугом! (по болотцу - пальчики в амок шлепаем ладошками, по травке – будто раздвигаем высокую траву, по камушкам – кулачки друг об друга, по песочку – потираем ладошки).
Спасибо вам за веселое и полезное путешествие! Будьте здоровы, до свиданья!
Список литературы
- Гуменюк Е.И. Первые уроки здоровья. Дидактические игры. Выпуск 6 / Е.И.Гуменюк, Н.А.Слисенко.- М.: Детство ПРЕСС, 2013г.- 32с.
- Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - Москва: ВАКО, 2007. - 36 с.
- Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении /Н.В. Елжова.- Ростов н/Д, 2011.- 215 с.-(Сердце отдаю детям)
- Козлова С.А. Тематический словарь в картинках: Я и мое тело: Внутренние органы человека: Учебно-методическое пособие / С.А. Козлова.- Школьная пресса, 2005.- 16 с. - (Дошкольное воспитание и обучение).
- Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими/ Л.И. Пензулаева.- М.: Дрофа, 2007 г.- 19 с.
- Сизова Н. О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду./ Н.О. Сизова. – СПб.: Паритет, 2008.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие / Т.А. Шорыгина.- М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с. — (Вместе с детьми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Знакомство с внутренними органами человека (сердце)»
Программное содержание: · Обогащать и уточнять представления старших дошкольников об устройстве и функционировании человеческого организма;·...
Методические рекомендации к постановке спектакля по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»
Образовательная деятельность по теме: "Театральная деятельность: "Баранкин, будь человеком!"" в рамках непосредственного участия, КУСТОВОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ...
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в режимных моментах в познавательно-речевом развитии детей среднего возраста.
Замечательная подборка дидактических игр для занятий с детьми среднего возраста....
Методические рекомендации к авторскому пособию "Карусель": дидактические игры в работе учителя - логопеда
Предлагаем дидактические игры, которые можно организовать с помощью авторского пособия "Карусель". Пособие "Карусель" участвовало в районном конкурсе логопедических пособий "М...
Занятие: «Знакомство с внутренними органами человека» Подготовительная к школе группа
Занятие: «Знакомство с внутренними органами человека»Подготовительная к школе группаЦель:Познакомить детей с внутренними органами человека. Дать детям представления об их значимости для че...
Методические рекомендации для работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием дидактического пособия «Веселый огород»
Используя дидактическое пособие «Веселый огород» у детей развивается познавательный интерес к природе, формируется представление о системном строении природы, воспитывается осознанное бере...