Методические рекомендации к постановке спектакля по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Образовательная деятельность по теме: "Театральная деятельность: "Баранкин, будь человеком!"" в рамках непосредственного участия, КУСТОВОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ ВОСТОЧНОГО-УЧЕБНОГО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОКРУГА Г.Южно - Сахалиска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к постановке спектакля по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»
Весь спектакль – это сплошная фантазия, игра в превращения с помощью волшебных слов. Условность игровой ситуации позволяет так же условно совершать все превращения в Бабочек, Муравьёв, Воробьев и пр. На глазах у зрителей персонажи меняют позу, голос, переодеваются. В представлении есть возможность приём ТРИЗа: представить, как меняется пространство, размеры всех объектов с точки зрения главных героев, которые становятся то Муравьями, то Мотыльками и т.д. Для более яркого и точного представления детям можно предложить изготовить макеты декораций к различным сценам, нарисовать эскизы костюмов и атрибутов.
При анализе характеров Баранкина и Малинина высмеиваются их лень и разгильдяйство. Основная задача педагога – провести этих героев через цепь испытаний, заставить их переживать опасные ситуации и прийти к выводу, как хорошо быть человеком.
Кроме того, важно посмотреть с другой позиции на жизнь муравьев, бабочек и прочих обитателей природы, к которым человек иногда относится небрежно, жестоко. Очеловечивание как художественный приём помогает вызвать у детей сочувствие и сопереживание всему живому.
Работа над спектаклем позволяет интегрировать различные виды деятельности, помогает решать задачи развития художественно-творческих способностей детей и что, очень важно, затрагивает проблемы экологического воспитания.
В зал вбегают дети, танцуют (на музыку А. Островского «Озорная полька»), что-то обсуждают, рассматривают книги. На передний план выходят двое мальчишек, неряшливо одетых, руки у них в карманах.
Малинин: Баранкин, почему ты грустный?
Баранкин (грозит кулаком): Чтобы им было всем тут пусто!
Не хочу учиться,
Слышал – надо нам трудиться?
А мне эта жизнь вот так надоела!
(показывает жестом – «по горло»)
У всех до меня есть какое-то дело:
Умойся, оденься и сделай зарядку,
Кровать прибери, содержи в порядке…
Нет, хватит с меня!
Больше так не желаю!
Давай-ка, Малинин, с тобой помечтаем!
Фонограмма «Пение птиц». Баранкин и Малинин прислушиваются.
Малинин: Ты послушай, как птицы поют!
Вот уж вольно, наверно, живут!
И нет у них школы, и нет букварей…
Вот бы нам в птиц превратиться скорей!
Баранкин: Вот это идея! Малинин, постой!
А ну, повторяй заклинанье за мной:
«Вот я, вот я Превращаюсь в воробья!»
(оба 2 раза повторяют).
Барнакин и Малинин прыгают, как воробьи, затем в стороне надевают шапочки «воробьев» и поют на мотив песни П. Аедоницкого
«Воробьиная песенка»
Как чудесно, как прекрасно
Воробьям на свете жить!
Светит солнце в небе ясном
- В небе можно покружить.
Если хочешь пообедать
- Можно крошки поклевать,
Если хочется побегать
- Можно просто полетать!
(повторяют 2 раза последнюю фразу)
Припев: Чири-чик-чик, чири-чик-чик,
Всем нужны друзья!
Чири-чик-чик, чири-чик-чик,
- Даже воробьям!
Под музыку Воробьи летают, клюют зёрнышки, вдруг к ним подкрадывается Кошка, от которой они еле спасаются (муз. К. Мяскова).
Малинин: Ух! Спаслись от глупой кошки!
Баранкин: Нам конец, еще б немножко!
Малинин: Тише! Кто-то там опять
Готовится на нас напасть!
Появляется Белочка, поёт песенку Рыжехвостенькой (муз. В. Шаинского).
Белочка: Это кто там сидит
И от холода дрожит?
Малинин: Это мы, друзья твои
Бедолаги Воробьи.
Баранкин: Скажи нам, где найти здесь дом,
Чтоб от дождя укрыться в нём?
Белочка: Видала я на дубе том,
Что Воробьи там строят дом.
Вы туда скорей слетайте
Мне ж пора домой, прощайте!
Появляются Воробьи, танцуют (на музыку «Гавота» Ф. Госсека).
Старший Воробей: А теперь, мои друзья,
Слушать будите меня…
Надо гнёзда вить учиться,
Всем придётся потрудиться!
Воробьи (хором): Будем веточки искать,
Будем плотно их вязать,
Чтобы свить себе гнездо
И чтоб было там тепло!
Под музыку Воробьи скачут, собирают веточки и постепенно удаляются.
Малинин: Опять работать! Опять учиться!
В кого бы нам еще превратиться?
Баранкин: Смотри: вот муравей ползёт,
Нет у него, видать забот.
По травиночкам гуляет
Ни о чём не размышляет.
Малинин и Баранкин (вместе): Не хотим быть воробьями,
Станем лучше муравьями!
Вот я, вот я
Превращаюсь в муравья!
(повторяют 2 раза последнюю фразу)
Баранкин и Малинин постепенно опускаются на четвереньки и ползут, как муравьи, меняют шапочки «воробьёв» на «усики». Под музыку («Ритмический танец» Е. Туманян) появляются чёрные Муравьи с палками, танцуют.
Муравьи (указывая на Баранкина и Малинина):
Это что за лежебоки?
Что стоят здесь руки в боки?
Кто дал право вам лениться?
Муравьи должны тудиться!
Вас придется наказать!
Стража! Быстро этих взять!
Муравьиная стража подходит к Баранкину и Малинину, отводит их в угол.
Баранкин: Малинин, смотри,
Что ползёт впереди?
Малинин: Что-то очень страшное,
Зелёное ужасное.
Выползает огромная Гусеница (10-12 детей стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, ноги согнуты). Гусеница передвигается «змейкой» под музыку («Марш» С. Прокофьева).
Гусеница (шипит): Тревога, тревога,
Беда у порога!
К вам идёт с войною рать
Муравейник ваш отнять!
Старший Муравей: Муравьи!
Готовьтесь к бою!
Мы победим!
Вперёд! За мною!!!
Танец-сражение чёрных и рыжих Муравьёв (музыка – «Этюд» Ф. Бургмюллера).
Малинин: Баранкин, медлить нам нельзя,
А то погибнем здесь зазря!
(повторяют 2 раза последнюю фразу).
Баранкин: Расскажи, мотылёк,
Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать
День деньской всё порхать?
1-й Мотылек: Я живу средь лугов
В блеске летнего дня.
2-й Мотылёк: Ароматы цветов
- Вот вся пища моя!
3-й Мотылёк: Но короток мой век
- Он не долее дня.
4-й Мотылёк: Будь же добр, человек,
И не трогай меня!
Баранкин: Я уверен: без забот
Каждый мотылек живет.
Повторяй за мной слова:
«Вот я, вот я
Превращаюсь в мотылька»!
Оба повторят 2 раза последнюю фразу и переодевают шапочки и крылышки.
Появляются Кузнечики, танцуют на музыку А. Дворжака «Юмореска» (на вторую часть музыки «играют на скрипочке»). Под музыку (любой лирический вальс) выбегают Цветы. Бабочки и Цветы танцуют (импровизация).
Баранкин: Где ты там? Лети сюда!
Здесь такая красота!
Слышишь запах – словно мёд,
Нектар по воздуху плывет.
Распускаются цветы
Небывалой красоты!
Баранкин и Малинин «подлетают» к Цветам, кружатся над ними. В это время появляются дети с сачками и исполняют 1-й куплет песни Е. Крылатова «Песенка о лете».
1-я Девочка: Он, бабочки какие!
2-я Девочка: Ой, крылья расписные!
3-я Девочка: Мы поймаем их сачком
И в коллекцию – в альбом!
Девочки пытаются поймать Бабочек – Баранкина и Малинина, все в это время разбегаются.
Малинин: Что нам делать?
Мы пропали!
Нас уже почти поймали!
Баранкин: Надо нам поскорей
Превращаться в людей!
Я хочу навеки быть человеком!
(Вместе) Я хочу навеки быть человеком!
Выходят все участники представления и исполняют песню Е. Крылатова «Ты – человек» из к/ф «Приключения Электороника»
Баранкин и Малинин запевают припев дуэтом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] (Пожиленко)
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...
Баранкин, будь человеком!
Сценарий выпускного вечера для подготовительной группы детского сада, написанный по одноименному рассказу....

Методические рекомендации по постановке детского танца "Идет солдат по городу"
В данной работе идет описание движений из танца, представлены схемы перестроений в танце "Идет солдат по городу"....

Методические рекомендации "Ускоренная постановка звуков"
Данное пособие содержит описание методически грамотных приемов по работе над речевым дыханием, голосом, артикуляцией и выразительностью речи, которые можно использовать в работе с детьми-логопатами на...

Методические рекомендации для постановки спектакля
В методические рекомендации включены основные этапы работы с дошкольниками над постановкой спектакля и разработки сценариев спектаклей....