Методические рекомендации к постановке спектакля по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Образовательная деятельность по теме: "Театральная деятельность: "Баранкин, будь человеком!"" в рамках непосредственного участия, КУСТОВОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ ВОСТОЧНОГО-УЧЕБНОГО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОКРУГА Г.Южно - Сахалиска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost._barankin_bud_chelovekom.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к постановке спектакля по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»
Весь спектакль – это сплошная фантазия, игра в превращения с помощью волшебных слов. Условность игровой ситуации позволяет так же условно совершать все превращения в Бабочек, Муравьёв, Воробьев и пр. На глазах у зрителей персонажи меняют позу, голос, переодеваются. В представлении есть возможность приём ТРИЗа: представить, как меняется пространство, размеры всех объектов с точки зрения главных героев, которые становятся то Муравьями, то Мотыльками и т.д. Для более яркого и точного представления детям можно предложить изготовить макеты декораций к различным сценам, нарисовать эскизы костюмов и атрибутов.
При анализе характеров Баранкина и Малинина высмеиваются их лень и разгильдяйство. Основная задача педагога – провести этих героев через цепь испытаний, заставить их переживать опасные ситуации и прийти к выводу, как хорошо быть человеком.
Кроме того, важно посмотреть с другой позиции на жизнь муравьев, бабочек и прочих обитателей природы, к которым человек иногда относится небрежно, жестоко. Очеловечивание как художественный приём помогает вызвать у детей сочувствие и сопереживание всему живому.
Работа над спектаклем позволяет интегрировать различные виды деятельности, помогает решать задачи развития художественно-творческих способностей детей и что, очень важно, затрагивает проблемы экологического воспитания.
В зал вбегают дети, танцуют (на музыку А. Островского «Озорная полька»), что-то обсуждают, рассматривают книги. На передний план выходят двое мальчишек, неряшливо одетых, руки у них в карманах.
Малинин: Баранкин, почему ты грустный?
Баранкин (грозит кулаком): Чтобы им было всем тут пусто!
Не хочу учиться,
Слышал – надо нам трудиться?
А мне эта жизнь вот так надоела!
(показывает жестом – «по горло»)
У всех до меня есть какое-то дело:
Умойся, оденься и сделай зарядку,
Кровать прибери, содержи в порядке…
Нет, хватит с меня!
Больше так не желаю!
Давай-ка, Малинин, с тобой помечтаем!
Фонограмма «Пение птиц». Баранкин и Малинин прислушиваются.
Малинин: Ты послушай, как птицы поют!
Вот уж вольно, наверно, живут!
И нет у них школы, и нет букварей…
Вот бы нам в птиц превратиться скорей!
Баранкин: Вот это идея! Малинин, постой!
А ну, повторяй заклинанье за мной:
«Вот я, вот я Превращаюсь в воробья!»
(оба 2 раза повторяют).
Барнакин и Малинин прыгают, как воробьи, затем в стороне надевают шапочки «воробьев» и поют на мотив песни П. Аедоницкого
«Воробьиная песенка»
Как чудесно, как прекрасно
Воробьям на свете жить!
Светит солнце в небе ясном
- В небе можно покружить.
Если хочешь пообедать
- Можно крошки поклевать,
Если хочется побегать
- Можно просто полетать!
(повторяют 2 раза последнюю фразу)
Припев: Чири-чик-чик, чири-чик-чик,
Всем нужны друзья!
Чири-чик-чик, чири-чик-чик,
- Даже воробьям!
Под музыку Воробьи летают, клюют зёрнышки, вдруг к ним подкрадывается Кошка, от которой они еле спасаются (муз. К. Мяскова).
Малинин: Ух! Спаслись от глупой кошки!
Баранкин: Нам конец, еще б немножко!
Малинин: Тише! Кто-то там опять
Готовится на нас напасть!
Появляется Белочка, поёт песенку Рыжехвостенькой (муз. В. Шаинского).
Белочка: Это кто там сидит
И от холода дрожит?
Малинин: Это мы, друзья твои
Бедолаги Воробьи.
Баранкин: Скажи нам, где найти здесь дом,
Чтоб от дождя укрыться в нём?
Белочка: Видала я на дубе том,
Что Воробьи там строят дом.
Вы туда скорей слетайте
Мне ж пора домой, прощайте!
Появляются Воробьи, танцуют (на музыку «Гавота» Ф. Госсека).
Старший Воробей: А теперь, мои друзья,
Слушать будите меня…
Надо гнёзда вить учиться,
Всем придётся потрудиться!
Воробьи (хором): Будем веточки искать,
Будем плотно их вязать,
Чтобы свить себе гнездо
И чтоб было там тепло!
Под музыку Воробьи скачут, собирают веточки и постепенно удаляются.
Малинин: Опять работать! Опять учиться!
В кого бы нам еще превратиться?
Баранкин: Смотри: вот муравей ползёт,
Нет у него, видать забот.
По травиночкам гуляет
Ни о чём не размышляет.
Малинин и Баранкин (вместе): Не хотим быть воробьями,
Станем лучше муравьями!
Вот я, вот я
Превращаюсь в муравья!
(повторяют 2 раза последнюю фразу)
Баранкин и Малинин постепенно опускаются на четвереньки и ползут, как муравьи, меняют шапочки «воробьёв» на «усики». Под музыку («Ритмический танец» Е. Туманян) появляются чёрные Муравьи с палками, танцуют.
Муравьи (указывая на Баранкина и Малинина):
Это что за лежебоки?
Что стоят здесь руки в боки?
Кто дал право вам лениться?
Муравьи должны тудиться!
Вас придется наказать!
Стража! Быстро этих взять!
Муравьиная стража подходит к Баранкину и Малинину, отводит их в угол.
Баранкин: Малинин, смотри,
Что ползёт впереди?
Малинин: Что-то очень страшное,
Зелёное ужасное.
Выползает огромная Гусеница (10-12 детей стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, ноги согнуты). Гусеница передвигается «змейкой» под музыку («Марш» С. Прокофьева).
Гусеница (шипит): Тревога, тревога,
Беда у порога!
К вам идёт с войною рать
Муравейник ваш отнять!
Старший Муравей: Муравьи!
Готовьтесь к бою!
Мы победим!
Вперёд! За мною!!!
Танец-сражение чёрных и рыжих Муравьёв (музыка – «Этюд» Ф. Бургмюллера).
Малинин: Баранкин, медлить нам нельзя,
А то погибнем здесь зазря!
(повторяют 2 раза последнюю фразу).
Баранкин: Расскажи, мотылёк,
Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать
День деньской всё порхать?
1-й Мотылек: Я живу средь лугов
В блеске летнего дня.
2-й Мотылёк: Ароматы цветов
- Вот вся пища моя!
3-й Мотылёк: Но короток мой век
- Он не долее дня.
4-й Мотылёк: Будь же добр, человек,
И не трогай меня!
Баранкин: Я уверен: без забот
Каждый мотылек живет.
Повторяй за мной слова:
«Вот я, вот я
Превращаюсь в мотылька»!
Оба повторят 2 раза последнюю фразу и переодевают шапочки и крылышки.
Появляются Кузнечики, танцуют на музыку А. Дворжака «Юмореска» (на вторую часть музыки «играют на скрипочке»). Под музыку (любой лирический вальс) выбегают Цветы. Бабочки и Цветы танцуют (импровизация).
Баранкин: Где ты там? Лети сюда!
Здесь такая красота!
Слышишь запах – словно мёд,
Нектар по воздуху плывет.
Распускаются цветы
Небывалой красоты!
Баранкин и Малинин «подлетают» к Цветам, кружатся над ними. В это время появляются дети с сачками и исполняют 1-й куплет песни Е. Крылатова «Песенка о лете».
1-я Девочка: Он, бабочки какие!
2-я Девочка: Ой, крылья расписные!
3-я Девочка: Мы поймаем их сачком
И в коллекцию – в альбом!
Девочки пытаются поймать Бабочек – Баранкина и Малинина, все в это время разбегаются.
Малинин: Что нам делать?
Мы пропали!
Нас уже почти поймали!
Баранкин: Надо нам поскорей
Превращаться в людей!
Я хочу навеки быть человеком!
(Вместе) Я хочу навеки быть человеком!
Выходят все участники представления и исполняют песню Е. Крылатова «Ты – человек» из к/ф «Приключения Электороника»
Баранкин и Малинин запевают припев дуэтом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] (Пожиленко)
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...
Баранкин, будь человеком!
Сценарий выпускного вечера для подготовительной группы детского сада, написанный по одноименному рассказу....
Методические рекомендации по постановке звуков.
постановка звуков...
Методические рекомендации по постановке детского танца "Идет солдат по городу"
В данной работе идет описание движений из танца, представлены схемы перестроений в танце "Идет солдат по городу"....
Методические рекомендации "Ускоренная постановка звуков"
Данное пособие содержит описание методически грамотных приемов по работе над речевым дыханием, голосом, артикуляцией и выразительностью речи, которые можно использовать в работе с детьми-логопатами на...
Методические рекомендации для постановки спектакля
В методические рекомендации включены основные этапы работы с дошкольниками над постановкой спектакля и разработки сценариев спектаклей....