Методические рекомендации к постановке спектакля по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Беженарь Юлия Владимировна

Образовательная деятельность по теме: "Театральная деятельность: "Баранкин, будь человеком!"" в рамках непосредственного участия, КУСТОВОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ ВОСТОЧНОГО-УЧЕБНОГО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОКРУГА Г.Южно - Сахалиска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost._barankin_bud_chelovekom.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к постановке спектакля по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»

     Весь спектакль – это сплошная фантазия, игра в превращения с помощью волшебных слов. Условность игровой ситуации позволяет так же условно совершать все превращения в Бабочек, Муравьёв, Воробьев и пр. На глазах у зрителей персонажи меняют позу, голос, переодеваются. В представлении есть возможность приём ТРИЗа: представить, как меняется пространство, размеры всех объектов с точки зрения главных героев, которые становятся то Муравьями, то Мотыльками и т.д. Для более яркого и точного представления детям можно предложить изготовить макеты декораций к различным сценам, нарисовать эскизы костюмов и атрибутов.

     При анализе характеров Баранкина и Малинина высмеиваются их лень и разгильдяйство. Основная задача педагога – провести этих героев через цепь испытаний, заставить их переживать опасные ситуации и прийти к выводу, как хорошо быть человеком.

     Кроме того, важно посмотреть с другой позиции на жизнь муравьев, бабочек и прочих обитателей природы, к которым человек иногда относится небрежно, жестоко. Очеловечивание как художественный приём помогает вызвать у детей сочувствие и сопереживание всему живому.

     Работа над спектаклем позволяет интегрировать различные виды деятельности, помогает решать задачи развития художественно-творческих способностей детей и что, очень важно, затрагивает проблемы экологического воспитания.

В зал вбегают дети, танцуют (на музыку А. Островского «Озорная полька»), что-то обсуждают, рассматривают книги. На передний план выходят двое мальчишек, неряшливо одетых, руки у них в карманах.

Малинин:        Баранкин, почему ты грустный?

Баранкин (грозит кулаком): Чтобы им было всем тут пусто!

                           Не хочу учиться,

                           Слышал – надо нам трудиться?

                           А мне эта жизнь вот так надоела!

                           (показывает жестом – «по горло»)

                           У всех до меня есть какое-то дело:

                           Умойся, оденься и сделай зарядку,

                           Кровать прибери, содержи в порядке…

                           Нет, хватит с меня!

                           Больше так не желаю!

                           Давай-ка, Малинин, с тобой помечтаем!

Фонограмма «Пение птиц». Баранкин и Малинин прислушиваются.

Малинин:         Ты послушай, как птицы поют!

                            Вот уж вольно, наверно, живут!

                            И нет у них школы, и нет букварей…

                            Вот бы нам в птиц превратиться скорей!

Баранкин:          Вот это идея! Малинин, постой!

                             А ну, повторяй заклинанье за мной:

                             «Вот я, вот я Превращаюсь в воробья!»

                              (оба 2 раза повторяют).         

Барнакин и Малинин прыгают, как воробьи, затем в стороне надевают шапочки «воробьев» и поют на мотив песни П. Аедоницкого

                               

                                «Воробьиная песенка»    

                               Как чудесно, как прекрасно

                               Воробьям на свете жить!

                               Светит солнце в небе ясном

                               - В небе можно покружить.

                               Если хочешь пообедать

                               - Можно крошки поклевать,

                               Если хочется побегать

                              - Можно просто полетать!

                              (повторяют 2 раза последнюю фразу)

Припев:                Чири-чик-чик, чири-чик-чик,

                               Всем нужны друзья!    

                               Чири-чик-чик, чири-чик-чик,

                               - Даже воробьям!

Под музыку Воробьи летают, клюют зёрнышки, вдруг к ним подкрадывается Кошка, от которой они еле спасаются (муз. К. Мяскова).

Малинин:               Ух! Спаслись от глупой кошки!

Баранкин:              Нам конец, еще б немножко!

Малинин:               Тише! Кто-то там опять

                                  Готовится на нас напасть!

Появляется Белочка, поёт песенку Рыжехвостенькой (муз. В. Шаинского).

Белочка:                Это кто там сидит

                                 И от холода дрожит?

Малинин:              Это мы, друзья твои

                                 Бедолаги Воробьи.

Баранкин:              Скажи нам, где найти здесь дом,

                                 Чтоб от дождя укрыться в нём?

Белочка:                 Видала я на дубе том,

                                  Что Воробьи там строят дом.

                                  Вы туда скорей слетайте

                                  Мне ж пора домой, прощайте!  

Появляются Воробьи, танцуют (на музыку «Гавота» Ф. Госсека).

Старший Воробей:    А теперь, мои друзья,

                                    Слушать будите меня…

                                    Надо гнёзда вить учиться,

                                     Всем придётся потрудиться!

Воробьи (хором):      Будем веточки искать,

                                    Будем плотно их вязать,

                                    Чтобы свить себе гнездо

                                    И чтоб было там тепло!

Под музыку Воробьи скачут, собирают веточки и постепенно удаляются.

Малинин:                    Опять работать! Опять учиться!

                                     В кого бы нам еще превратиться?

Баранкин:                    Смотри: вот муравей ползёт,

                                     Нет у него, видать забот.

                                     По травиночкам гуляет

                                     Ни о чём не размышляет.

Малинин и Баранкин (вместе):  Не хотим быть воробьями,

                                      Станем лучше муравьями!

                                      Вот я, вот я

                                      Превращаюсь в муравья!

                                      (повторяют 2 раза последнюю фразу)

Баранкин и Малинин постепенно опускаются на четвереньки и ползут, как муравьи, меняют шапочки «воробьёв» на «усики». Под музыку («Ритмический танец» Е. Туманян) появляются чёрные Муравьи с палками, танцуют.

Муравьи (указывая на Баранкина и Малинина):

                                       Это что за лежебоки?

                                       Что стоят здесь руки в боки?

                                        Кто дал право вам лениться?

                                        Муравьи должны тудиться!

                                        Вас придется наказать!

                                        Стража! Быстро этих взять!

Муравьиная стража подходит к Баранкину и Малинину, отводит их в угол.

Баранкин:                      Малинин, смотри,

                                          Что ползёт впереди?

Малинин:                       Что-то очень страшное,

                                          Зелёное ужасное.

Выползает огромная Гусеница (10-12 детей стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, ноги согнуты). Гусеница передвигается «змейкой» под музыку («Марш» С. Прокофьева).

Гусеница (шипит):        Тревога, тревога,

                                          Беда у порога!

                                          К вам идёт с войною рать

                                          Муравейник ваш отнять!

Старший Муравей:         Муравьи!

                                          Готовьтесь к бою!

                                          Мы победим!

                                          Вперёд! За мною!!!

Танец-сражение чёрных и рыжих Муравьёв (музыка – «Этюд» Ф. Бургмюллера).

Малинин:                         Баранкин, медлить нам нельзя,

                                            А то погибнем здесь зазря!

                                (повторяют 2 раза последнюю фразу).

Баранкин:                    Расскажи, мотылёк,

                                       Чем живёшь ты, дружок?

                                        Как тебе не устать

                                        День деньской всё порхать?

1-й Мотылек:               Я живу средь лугов

                                        В блеске летнего дня.

2-й Мотылёк:                Ароматы цветов

                                       - Вот вся пища моя!

3-й Мотылёк:                Но короток мой век

                                        - Он не долее дня.

4-й Мотылёк:                Будь же добр, человек,

                                       И не трогай меня!

Баранкин:                    Я уверен: без забот

                                       Каждый мотылек живет.

                                       Повторяй за мной слова:

                                       «Вот я, вот я

                                       Превращаюсь в мотылька»!

Оба повторят 2 раза последнюю фразу и переодевают шапочки и крылышки.

Появляются Кузнечики, танцуют на музыку А. Дворжака «Юмореска» (на вторую часть музыки «играют на скрипочке»). Под музыку (любой лирический вальс) выбегают Цветы. Бабочки и Цветы танцуют (импровизация).

Баранкин:                         Где ты там? Лети сюда!

                                           Здесь такая красота!

                                           Слышишь запах – словно мёд,

                                           Нектар по воздуху плывет.

                                           Распускаются цветы

                                           Небывалой красоты!

Баранкин и Малинин «подлетают» к Цветам, кружатся над ними. В это время появляются дети с сачками и исполняют 1-й куплет песни Е. Крылатова «Песенка о лете».

1-я Девочка:                       Он, бабочки какие!

2-я Девочка:                       Ой, крылья расписные!

3-я Девочка:                       Мы поймаем их сачком

                                              И в коллекцию – в альбом!

Девочки пытаются поймать Бабочек – Баранкина и Малинина, все в это время разбегаются.

Малинин:                           Что нам делать?

                                              Мы пропали!

                                              Нас уже почти поймали!

Баранкин:                           Надо нам поскорей

                                             Превращаться в людей!

                                             Я хочу навеки быть человеком!

                                             (Вместе) Я хочу навеки быть человеком!

Выходят все участники представления и исполняют песню Е. Крылатова «Ты – человек» из к/ф «Приключения Электороника»

Баранкин и Малинин запевают припев дуэтом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] (Пожиленко)

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...

Баранкин, будь человеком!

Сценарий выпускного вечера для подготовительной группы детского сада, написанный по одноименному рассказу....

Методические рекомендации по постановке детского танца "Идет солдат по городу"

В данной работе идет описание движений из танца, представлены схемы перестроений в танце "Идет солдат по городу"....

Методические рекомендации "Ускоренная постановка звуков"

Данное пособие содержит описание методически грамотных приемов по работе над речевым дыханием, голосом, артикуляцией и выразительностью речи, которые можно использовать в работе с детьми-логопатами на...

Методические рекомендации для постановки спектакля

В методические рекомендации включены основные этапы работы с дошкольниками над постановкой спектакля и разработки сценариев спектаклей....