Комплексная работа по формированию основ безопасного поведения на открытых водоемах у детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме
Комплексная работа по подготовке детей дошкольного и младшего школьного возраста к безопасному отдыху на открытых водоемах поможет педагогам ОУ и родителям познакомить детей с основными правилами поведения на воде в жаркие летние дни и предотвратить несчастные случаи, которые еще нередко происходят, в том числе и с детьми. Летний период – это не только прекрасная пора для отдыха, но и лучшее время для начала активных закаливающих процедур для детей дошкольного возраста. Сочетание солнечных, воздушных и водных средств закаливания обеспечивает наиболее эффективный результат. Кроме того, используя купание детей в открытых водоемах, возможно закрепление жизненно-важного плавательного навыка ребенка. Однако детям и взрослым, организаторам детского отдыха, необходимо помнить, что купание доставляет не только большое удовольствие, но и скрывает трагические случайности. Одна из главных причин несчастных случаев на воде - неумение плавать, неумение держаться на воде, несоблюдение правил поведения на водоемах, в бассейнах и аквапарках. По данным ГУ МЧС России по г. Москве за последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения количества случаев гибели людей на водоемах города Москвы. Но, несмотря на это за купальный сезон в среднем тонет около 100 человек (по данным за последние пять лет). В чем причина гибели? Подавляющее число несчастных случаев связано с нарушениями правил безопасного поведения на воде. И хотя в период купального сезона места массового отдыха у воды патрулируются сотрудниками МВД и МЧС в усиленном режиме, к сожалению, иногда не удается избежать различного рода происшествий, вплоть до трагического исхода. В связи с вышеизложенным, предлагаем цикл занятий, которые можно провести со старшими дошкольниками и их родителями в ОУ в преддверии летнего сезона. Цикл можно условно разделить на три части. Часть 1. Беседы воспитателей с детьми в группах с использованием пикторграмм с изображением основных правил поведения на открытых водоемах в летний период. Обязательно нужно объяснить детям причинно-следственную связь того или иного правила. Далее, детям предлагается раскрасить черно-белые пиктограммы и самим объяснить правила и последствия их нарушения. (Приложении №1). Часть 2. Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста в спортивном или музыкальном зале ОУ «Правила поведения на водоемах». На занятии проводится просмотр слайдов на большом экране о безопасном отдыхе на воде. Затем дети с помощью воспитателей инсценируют правила и знакомятся с работой спасателей на водоемах. На занятие рекомендуется пригласить родителей. (План – конспект игрового занятия «Правила поведения на водоемах» в приложении №2). Часть 3. При наличии бассейна в ОУ проводится открытое занятие для родителей. На занятии дети еще раз в формате викторины повторяют правила безопасного отдыха на воде в летний период. Затем, в качестве иллюстрации последствий несоблюдения этих правил, разыгрывают на воде бассейна небольшие сценки. А дети, овладевшие плавательными навыками в лучшей степени, демонстрируют в бассейне способы отдыха и оказания помощи терпящему бедствие на воде. (План – конспект учебного занятия «Способы спасения» в приложении №3). Одновременно с проведением данной работы инструктор по физической культуре готовит наглядный материал для родителей, который может включать: - Памятку для родителей о безопасном купании детей дошкольного и младшего школьного возраста в открытых водоемах и надувных бассейнах.(Приложение №4) - Пример памятки поведения на воде для детей.(Приложение №5) - Правила безопасного поведения на воде «ВОСВОД» (Всероссийское общество спасения на водах).(Приложение №6) - Рекомендации по закаливанию детей в летний период.(Приложение №7)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение №1 | 903.92 КБ |
Приложение №2 | 19.81 КБ |
Приложение №3 | 20.11 КБ |
Приложение №4 | 16.41 КБ |
Приложение №5 | 13.51 КБ |
Приложение №6 | 14.47 КБ |
Приложение №7 | 734.5 КБ |
Презентация занятия "Правила поведения на водоемах" | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО
НЕ СТОЙТЕ И НЕ ИГРАЙТЕ В ТЕХ МЕСТАХ, ГДЕ МОЖНО УПАСТЬ В ВОДУ
НЕ НЫРЯЙТЕ В НЕЗНАКОМЫХ МЕСТАХ
НЕ ПЛАВАЙТЕ ТАМ, ГДЕ ХОДЯТ СУДА, КАТЕРА, МОТОРНЫЕ ЛОДКИ
НЕ РАСКАЧИВАЙТЕ ЛОДКИ
НЕ ПЛАВАЙТЕ ДАЛЕКО ОТ БЕРЕГА НА НАДУВНЫХ МАТРАСАХ И КРУГАХ
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДОЕМАХ
В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»
Инструктор по физической культуре (плавание)
ГБОУ г. Москвы Школа № 979
(дошкольное отделение «Радость»)
Жигаленкова Л.В.
ПЛАН – КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДОЕМАХ
В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»
Игра – занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста в физкультурном или музыкальном зале детского сада в апреле – мае.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Обучить детей правилам безопасного отдыха на открытых водоемах в летний период.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
1. Формирование основ безопасного поведения на открытых водоемах в летний период.
2. Становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий во время летнего отдыха у воды.
3. Формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Формирование первичных представлений о возможных опасностях на водоемах.
2. Развитие воображения.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
1. Обогащение активного словаря специфическими терминами.
2. Развитие связанной речи при самостоятельном объяснении правил поведения на водоемах.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.Совершенствование основных видов движения в игре - эстафете.
2. Формирование мотивации к обучению плаванию.
3. Становление ценностей здорового образа жизни.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Демонстрация слайдов презентации «Правила поведения на водоемах» на большом экране с комментариями детей.
Правила поведения на воде:
-Не ходите купаться без сопровождения взрослых!
-Не находитесь на пляже без головного убора!
-Не купайтесь там, где купание запрещено!
- Не стойте и не играйте в тех местах, откуда можно свалиться в воду! Ими могут быть край пристани, мост, крутой берег.
-Не ныряйте в незнакомых местах!
-Не плавайте там, где ходят суда, катера, моторные лодки! Если вы подплывете близко к судну, вас может затянуть под винты.
-Не играйте на водоемах в игры с удерживанием «противника» под водой! Он может захлебнуться.
-Не раскачивайте лодки, не ходите по ней, не перегибайтесь через борт во время движения! Лодка может перевернуться.
-Не плавайте далеко от берега на надувных матрасах и кругах! Вас может отнести от берега течением или же вы можете соскользнуть с них в воду.
2. Игра «Благоустройство пляжа для отдыха у воды».
В игре принимают участие 3 девочки из каждой команды. По сигналу девочки по очереди должны перенести атрибуты пляжного отдыха (надувной матрац, пляжный зонт, коврик, надувной мяч, головные уборы, бутылочку с питьевой водой) с одной стороны зала на другую; воспитатели, исполняющие роли родителей, помогают детям оборудовать места для отдыха. Команда, которая первая выполнит задание, считается победившей в этой игре.
3. Игра «Спасатели».
В игре принимают участие 3 мальчика из каждой команды.
В первой части игры мальчики по очереди объясняют каждое правило поведения на водоеме, изображенное на рисунке, полученном от воспитателя. Если ответ неверный или не достаточно полный, то ребята – болельщики могут помочь своим друзьям.
Во второй части игры мальчики участвуют в эстафете по сбору специальных и подручных средств спасения на водах. По сигналу мальчики с места старта по очереди должны «нырнуть» в туннель, как в морские волны; взять один предмет (надувной круг, палку, веревку, пластиковую бутылку, доску); вернуться обратно по гимнастической скамье, как по мосточкам; передать эстафету следующему участнику. Команда, которая первая выполнит задание, считается победившей в этой игре.
После этого все мальчики обеих команд посвящаются в спасатели.
4. Игра «Спасение на водах».
В игре принимают участие 3 девочки и 3 мальчика из каждой команды.
Под веселую музыку девочки имитируют плавание в море на той части зала, где они оборудовали пляж. Музыка внезапно прерывается, как будто начинается шторм. Мальчики, используя средства спасения, которые предварительно собрали, должны помочь каждой девочке «выбраться на берег» (на противоположную часть зала). Команда, которая первая выполнит задание, считается победившей в этой игре.
В конце игрового занятия инструктор по физической культуре выражает надежду, что все ребята запомнили правила поведения на водоемах и желает всем хорошего отдыха летом. А также приглашает всех детей в бассейн детского сада, где дети, научившиеся плавать, продемонстрируют способы помощи тонущему человеку на воде.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПЛАН – КОНСПЕКТ
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«СПОСОБЫ СПАСЕНИЯ НА ВОДЕ»
В БАССЕЙНЕ ДЕТСКОГО САДА
Инструктор по физической культуре (плавание)
ГБОУ г. Москвы Школа № 979
(дошкольное отделение «Радость»)
Жигаленкова Л.В.
ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«СПОСОБЫ СПАСЕНИЯ НА ВОДЕ»
В БАССЕЙНЕ ДЕТСКОГО САДА
Игра – занятие проводится с детьми подготовительных к школе групп в бассейне детского сада в апреле – мае.
Размеры бассейна: ширина – 3 метра; длина – 6 метров; глубина – 0,9 метра.
В игре принимают участие дети, прошедшие обучение плаванию по программе «Обучение плаванию детей от 2 до 7», которая включает ознакомление старших дошкольников со способами прикладного плавания, а именно: отдых на воде и помощь тонущему человеку.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Повторить правила поведения на водоемах в летний период для детей, овладевших и не овладевших навыками плавания.
2. Закрепить прикладные спасательные навыки.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
1. Формирование основ безопасного поведения на открытых водоемах в летний период.
2. Становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий во время летнего отдыха у воды.
3. Формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Формирование первичных представлений о возможных опасностях на водоемах.
2. Развитие воображения.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
1. Обогащение активного словаря специфическими терминами.
2. Развитие связанной речи при самостоятельном объяснении правил поведения на водоемах.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.Совершенствование прикладных способов плавания.
2. Формирование мотивации к обучению плаванию.
3. Становление ценностей здорового образа жизни.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.ВИКТОРИНА ДЛЯ НЕПЛАВАЮЩИХ ДЕТЕЙ.
Дети рассказывают правила поведения на водоемах по картинкам, которые предварительно самостоятельно раскрашивали.
Правила поведения на воде:
Не ходите купаться без сопровождения взрослых!
Не находитесь на пляже без головного убора!
Не купайтесь там, где купание запрещено!
• Не стойте и не играйте в тех местах, откуда можно свалиться в воду!
Ими могут быть край пристани, мост, крутой берег.
•Не ныряйте в незнакомых местах!
•Не плавайте там, где ходят суда, катера, моторные лодки! Если вы подплывете близко к судну, вас может затянуть под винты.
• Не играйте на водоемах в игры с удерживанием «противника» под водой! Он может захлебнуться.
• Не раскачивайте лодки, не ходите по ней, не перегибайтесь через борт во время движения! Лодка может перевернуться.
• Не плавайте далеко от берега на надувных матрасах и кругах! Вас может отнести от берега течением или же вы можете соскользнуть с них в воду.
2. «ОТДЫХ НА ВОДЕ».
Два ребенка плавают по периметру бассейна (36м) вольным стилем. Потом демонстрируют два способа отдыха на воде.
Первый способ: перевернуться в воде на спину, раскинуть руки и ноги в стороны, лечь затылком на воду и расслабиться, слегка помогая себе ногами удерживаться в горизонтальном положении. Дышать глубоко, слегка задерживая воздух в легких.
Второй способ: сжавшись поплавком, вдохнуть воздух, погрузить лицо в воду, обнять руками колени и прижать их к туловищу.
3. «СПАСАТЕЛИ» (вариант 1).
Два ребенка выполняют спад в воду из положения лежа с бортика бассейна, имитируя неожиданное падение в воду. Не поддаваясь панике, дети показывают, как можно позвать на помощь раз или два, а после этого отдыхают, лежа в воде на спине.
На противоположном бортике располагаются два ребенка – «спасатели». Они прыгают в воду, когда слышат зов о помощи; доплывают до «пострадавших» способом кроль на груди (самый быстрый спортивный способ плавания).
Спасти утопающего можно следующим образом: подплыв к нему сзади и схватив за скулы или подмышки, плыть с ним на спине, работая ногами кролем или брассом на безопасную глубину к берегу (условный бортик бассейна).
4. «СПАСАТЕЛИ» (вариант 2).
Один ребенок плывет на спине облегченным способом и несколько раз зовет на помощь, поднимая одну руку, согнутую в локте перпендикулярно к туловищу, имитируя уставшего пловца.
На противоположном бортике располагаются два ребенка – «спасатели». Они прыгают в воду, когда слышат зов о помощи; доплывают до «пострадавшего» способом кроль на груди (самый быстрый спортивный способ плавания). Помочь человеку в такой ситуации можно так: уставший пловец, лежа в воде на груди, кладет руки на плечи «спасателей», которые плывут на груди брассом к берегу, стараясь держаться шеренгой.
5. «ПАДЕНИЕ С ЛОДКИ».
Два ребенка плавают в бассейне, сидя в надувной лодке. Когда они пытаются встать, лодка переворачивается. Дети «зовут на помощь», как в игре №3.
На противоположном бортике располагаются два ребенка. Их роль – оказать помощь, не заходя в воду. Дети выполняют следующие действия:
- первое, что необходимо сделать, увидев тонущего человека, — привлечь внимание окружающих криком «Человек тонет!»;
- затем посмотреть, нет ли рядом спасательного средства. Им может стать все, что плавает на воде и, что вы можете добросить до тонущего человека: спасательный круг, резиновая камера, пластиковая бутылка и др. Можно дотянуться до тонущего рукой, палкой, толстой веткой или бросить ему веревку.
В конце занятия инструктор по плаванию обращается к детям:
«Умение хорошо плавать – одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде!!!»
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
О БЕЗОПАСНОМ КУПАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ОТКРЫТЫХ ВОДОЕМАХ И НАДУВНЫХ БАССЕЙНАХ
Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. В теплую летнюю погоду купание доставляет большое удовольствие, но на воде происходят и трагические случайности. Одна из главных причин несчастных случаев на воде - неумение плавать, неумение держаться на воде, пренебрежение правилами поведения при купании детей. Купание приносит пользу лишь при разумном его использовании.
Купать в озере, реке, море можно только детей, умеющих хорошо ходить (не раньше 2—3 лет), что связано с их безопасностью. В условиях средней полосы России лучше всего начинать купание при установившейся безветренной погоде и температуре воды в водоеме не ниже 22—23°, воздуха — 25—26°. Наилучшее время для купания от 10 до 12 часов утра. Купание натощак вредно, не следует делать этого и раньше чем через 1—1,5 часа после еды.
Правила безопасности в открытых водоемах
- Для плавания используйте лишь круги и жилеты, предназначенные для применения в открытых водоемах, у них должны быть толще стенки и, желательно, несколько автономных камер. Чтобы ребенок не утонул при проколе одной из них.
- Всегда будьте возле ребенка, который в воде. Не отводите от него взгляда. Дошкольник может за секунду уйти под воду и захлебнуться.
- Старайтесь не брать дошкольников кататься на лодках, водных велосипедах и других плавательных средствах, это может быть опасно. Но даже если и берете малыша, всегда надевайте на него еще на берегу спасательный жилет.
- Плавайте в специально отведенных местах с чистым проверенным дном, и где есть спасатель и медицинский пункт.
- Но если вы плаваете с детьми на природе, то выбирайте чистое мелкое место с течением меньше 0,5 метра/секунду. Предварительно проверьте самостоятельно дно, оно должно быть не топким и без острых предметов. Всегда будьте возле малышей.
- Не разрешайте дошкольникам заплывать далеко от берега и нырять на мелких местах или там, где незнакомое дно.
- Не забывайте о головном уборе для ребенка на берегу водоема в солнечную погоду.
- Чтобы избежать теплового удара, необходимо предусмотреть место, где ребенок может отдохнуть в тени (зонт, тент и т.п.).
- Ознакомьте ребенка с правилами безопасного поведения на воде.
Правила безопасности в надувных бассейнах
- Никогда не позволяйте детям нырять в надувные бассейны.
- Не оставляйте дошкольников без присмотра даже в маленьком бассейне. Малыш может упасть лицом в воду и утонуть, у него еще слишком слабые руки для веса тела и поэтому ему тяжело подниматься.
- Максимально оградите несанкционированных доступ к бассейну малышей, чтобы они самовольно не пошли плавать. Для этого снимайте лестницу, ставьте заградительный барьер, не оставляйте стулья по которым можно забраться внутрь, надевайте на верх плотный защитный чехол (который не провалится под весом ребенка или двух) или сливайте воду из бассейна.
- Надежной изгородью от малышей можно считать заслон высотой от полутора метров, в котором либо отсутствуют горизонтальные перекладины, либо они слишком малы, чтобы по ним удобно было взобраться.
- Если у вас большой надувной бассейн с мощной системой слива и наполнения, то убедитесь, что выпускная система не создает мощного давления, которое может засосать ребенка.
Отдыхая с детьми в аквапарках, не оставляйте детей без присмотра; позволяйте им плавать и кататься на горках только в детской части аквапарка; строго соблюдайте правила внутреннего распорядка!
Общие правила безопасности родителям при купании дошкольников
- Никогда не купайтесь в непогоду.
- Всегда разъясняйте детям правила поведения на воде и не подавайте им дурной пример.
- Никогда не ведите детей купаться в нетрезвом состоянии.
- Наблюдайте за купающимися детьми.
- Контролируйте эмоциональное состояние дошкольника, чтобы заигравшись, он не нахлебался воды.
Правила безопасности на воде для дошкольников - итог
Также родителям необходимо знать правила спасения утопающих, оказания первой медицинской помощи: удаление воды из легких, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Учтите, что в случае с маленькими детьми они делаются несколько иначе, чем со взрослыми. И самое главное, учтите, что большинство несчастных случаев случается именно в тот момент, когда взрослые на «секунду» отвлеклись.
ЖЕЛАЕМ ВАМ ХОРОШЕГО ОТДЫХА!
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Дорогие ребята!
Соблюдайте эти простые правила поведения на воде:
Нельзя купаться там, где купание запрещено.
Нельзя купаться в открытых водоемах без сопровождения родителей или других взрослых.
Нельзя стоять или играть в тех местах, откуда можно свалиться в воду.
Ими могут быть край пристани, мост, крутой берег...
Нельзя нырять в незнакомых местах.
Нельзя подплывать близко к идущим судам с целью покачаться на волнах. Если вы подплывете близко к судну, вас может затянуть под винты.
Недопустимы игры в водоемах с удерживанием «противника» под водой — он может захлебнуться.
Нельзя садиться на борт лодки, перегибаться через борт, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку и нырять с нее во время движения лодки.
Нельзя плавать на самодельных плотах и других собственноручно изготовленных плавательных средствах.
Нельзя уплывать на надувных матрасах и кругах далеко от берега.
Нельзя находиться на пляже без головного убора.
Если вы оказались в воде:
Помните: если вы можете проплыть только пять метров, значит, сможете проплыть и все пятьдесят!
• Не поддавайтесь панике, постарайтесь экономить силы и сохранять размеренное дыхание.
• Вы можете позвать на помощь раз или два, но если вам некому помочь, надейтесь только на себя. Проплывите в сторону берега сколько сможете, а после этого отдохните.
Научитесь отдыхать на воде
Перевернитесь в воде на спину, раскиньте руки и ноги в стороны, лягте головой на воду и расслабьтесь, слегка помогая себе ногами удерживаться в горизонтальном положении. Дышите глубоко, слегка задерживая воздух в легких.
Спасение утопающего
Спасти утопающего непросто даже взрослому.
• Первое, что вы должны сделать, увидев тонущего человека, — привлечь внимание окружающих криком «Человек тонет!».
• Затем посмотрите, нет ли рядом спасательного средства. Им может стать все, что плавает на воде и что вы можете добросить до тонущего: спасательный круг, резиновая камера, пустая закрытая пластиковая бутылка или канистра и др.
• Попробуйте, если это возможно, дотянуться до тонущего палкой, толстой веткой или бросьте ему веревку.
• Если рядом никого нет, можно попытаться спасти утопающего, подплыв к нему сзади, взять подмышки, после чего вернуться с ним на безопасную глубину. Но это возможно только в самом крайнем случае, и если вы очень хорошо плаваете.
Соблюдайте правила поведения на воде!
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ «ВОСВОД»
Умение хорошо плавать – одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.
Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях; обязательно предварительно пройти медицинское освидетельствование и ознакомившись с правилами внутреннего распорядка мест для купания.
В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2м), нет сильного течения (до 0,5 м/с).
Начинать купаться рекомендуется в солнечную безветренную погоду при температуре воды 17-190С, воздуха 20-250С. В воде следует находиться 10-15 минут, перед заплывом необходимо предварительно обтереть тело водой.
При переохлаждении тела пловца в воде могут появиться судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или обе ноги. При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо действовать следующим образом:
1.Изменить стиль плавания – плыть на спине.
2.При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак.
3.При судороге икроножной мышцы необходимо при сгибании двумя рукам и обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе.
4.При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колени, потянуть рукой с силой назад к спине.
5.По возможности произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т.п.)
6.Уставший пловец должен помнить, что лучшим способом для отдыха на воде является положение «лежа на спине».
Чтобы избавиться от воды, попавшей в дыхательные пути и мешающей дышать, нужно немедленно остановиться, энергичными движениями рук и ног удерживаться на поверхности воды и, поднять голову возможно выше, сильно откашляться. Чтобы избежать захлебывания в воде, пловец должен соблюдать правильный ритм дыхания. Плавая в волнах, нужно внимательно следить за тем, чтобы делать вдох, когда находишься между гребнями волн. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее. Если идет волна с гребнем, то лучше всего подныривать под нее немного ниже гребня.
Попав в быстрое течение, не следует бороться против него, необходимо не нарушая дыхания плыть по течению к берегу.
Оказавшись в водовороте, не следует поддаваться страху, терять чувство самообладания. Необходимо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.
Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков. Необходимо лечь на спину, стремясь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если все-таки не удается освободиться от растений, то освободив руки, нужно поднять ноги и постараться осторожно освободиться от растений при помощи рук.
Нельзя подплывать близко к идущим судам с целью покачаться на волнах.
Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт. Опасно прыгать (нырять) в воду в неизвестном месте – можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.
Не менее опасно нырять с плотов, катеров, лодок, пристаней и других плавучих сооружений. Под водой могут быть бревна – топляки, сваи, рельсы, железобетон и пр. Нырять можно лишь в местах, специально для этого оборудованных. Нельзя купаться у крутых, обрывистых и заросших растительностью берегов. Здесь склон дна может оказаться очень засоренным корнями и растительностью. Иногда песчаное дно бывает зыбучим, что опасно для неумеющих плавать.
Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке. Нельзя выходить в плавание на неисправной и полностью необорудованной лодке. Перед посадкой в лодку, надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, уключин, спасательного круга, спасательных жилетов по числу пассажиров, и черпака для отлива воды. Посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила. Садиться на балки (скамейки) нужно равномерно. Ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку и нырять с нее.
Запрещается кататься на лодке детям до 16 лет без сопровождения взрослых, перегружать лодку сверх установленной нормы для этого типа лодки, пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним и двигаться по судовому ходу. Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо «резать» носом лодки поперек или под углом.
Если лодка опрокинется, в первую очередь нужно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Лучше держаться всем пассажирам за лодку и общими усилиями толкать ее к берегу или на мелководье.
ПОМНИТЕ! Выполнение указанных рекомендаций обеспечит Вам безопасный отдых на воде.
Предварительный просмотр:
Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и
воспитывающих способность организма
быстро и без вреда для здоровья
приспособиться к неблагоприятным
воздействиям внешней среды
средствами самозащиты.
Правильно, в соответствии с возрастом построенный режим дня и его строгое выполнение — одно из важнейших условий для нормального физического и нервно-психического развития ребенка. В режиме дня следует предусмотреть время для проведения гигиенических и закаливающих мероприятий, родители должны придерживаться его и не нарушать.
Систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, купание и др.) оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, всю жизнедеятельность детского организма.
Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время.
Нельзя сразу подвергать детей сильным воздействиям холодного воздуха или воды, приучать к ним следует постепенно, медленно и тем более осторожно, чем моложе и слабее ребенок. Постепенность — одно из основных правил закаливания.
Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).
Традиционно принято после водных процедур растирать тело полотенцем до покраснения кожи. В последние годы ряд ученых, занимающихся вопросами закаливания, высказали мнение, что растирание кожи, повышая ее температуру, сокращает время действия охлаждения и снижает эффект закаливания. Так, согласно исследованиям А. К. Подшибякина, интенсивный самомассаж, так же как и растирание кожи, приводит к повышению ее температуры на 2—3 градуса и более по сравнению с исходной. Наша рекомендация растирать кожу после умывания или душа относится к детям, так как терморегуляция у них еще недостаточно развита и разогревание кожи в этом Случае поможет организму быстрее устранить последствия охлаждения.
Гигиенические ванны с постепенно понижающейся температурой применяют детям первого месяца жизни. При этом достаточна температура воды 36—36,5°.
В первом полугодии вода 35—36°, после 6 месяцев ее постепенно понижают и доводят до 32—33°. Детям в возрасте до года ванны с температурой воды ниже 30° не рекомендуются. Продолжительность этих процедур 3—5 минут, после чего ребенка вынимают из воды и, держа лицом вниз, обливают из кувшина водой, которая на 1—2 градуса холоднее, чем была в ванне. Такое обливание делают детям старше 6 месяцев.
Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33—35°, зимой — 35—36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22—24° и ниже. Продолжительность процедуры 1—3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.
Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.
После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.
Общее обливание — более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям начиная с 9—10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний.
Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом — 33—35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2—3 лет — до 25° и ниже.
Купание в реке, озере и море — один из лучших способов закаливания детского организма летом, так как при этом сочетается воздействие воздуха, солнечного света, воды и движений. Под влиянием купаний улучшаются сон, аппетит, обмен веществ. Поскольку холодная вода оказывает на организм сильное действие, целесообразно начинать такие процедуры после небольшого курса обливаний или душа.
Купать в озере, реке можно только детей, умеющих хорошо ходить (не раньше 2—3 лет), что связано с их безопасностью. В условиях средней полосы России лучше всего начинать купание при установившейся безветренной погоде и температуре воды в водоеме не ниже 22—23°, воздуха — 25—26°. Наилучшее время для купания от 10 до 12 часов утра. Купание натощак вредно, не следует делать этого и раньше чем через 1—1,5 часа после еды. Если дети прошли предварительную подготовку (обтирания, обливания), можно входить в воду и при более низкой температуре.
Начинать можно с 2—3 кратковременных погружений в воду. Затем длительность купаний увеличивается до 2—-3 минут, а по мере привыкания — до 5—6 минут (в зависимости от температуры воды, воздуха и возраста детей). Ребенку разрешается купаться не чаще одного раза в день. Важно следить за тем, чтобы дети входили в воду не разгоряченными, но и не с охлажденным телом. Во время купания надо заставлять ребенка больше двигаться в воде и наблюдать за его состоянием. При малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) надо прекратить купание. После выхода ребенка из воды его следует растереть досуха, быстро одеть и отвести в тень.
Прогулки на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.
Положительное влияние оздоровительных мероприятий, прежде всего, сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Об этом можно судить по тому, как он растет, развивается. Так, например, вес достаточно проверять один раз в неделю до и после процедуры закаливания, а контрольные, более тщательные, измерения следует делать через каждые 6 месяцев у врача, который оценит все показатели развития ребенка. Родителям, имеющим детей с избыточным весом, напомним, что стремление их поскорее добиться потери излишних килограммов при помощи чрезмерно активного двигательного режима, а также увеличения продолжительности закаливающих процедур, может привести к нервному срыву, переохлаждению малыша, простудным заболеваниям и т. п. При острых заболеваниях, плохом самочувствии ребенка закаливающие процедуры следует прекратить и обратиться к врачу, только он может оценить правильность проводимых вами приемов закаливания и вовремя дать нужный совет.
Общие водные закаливающие процедуры оказывают более резкое раздражающее влияние, чем местные, что объясняется прежде всего большей площадью холодоводного воздействия, поскольку вода соприкасается одновременно со всем телом, за исключением головы. Кроме того, при общих процедурах водой обливают и закрытые обычно части тела — грудь, живот, расположенные над органами интенсивной теплопродукции (печенью, сердцем, почками) и потому имеющие более высокую температуру. Специальными исследованиями установлено, что в условиях теплового комфорта температура кожи на груди у детей дошкольного возраста равна 34—34,5°. Поэтому начальная температура воды должна быть 33—34°. Постепенно она снижается в течение 2—3 недель при ежедневном применении до 26° зимой и до 24° летом.
Нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д. Старшие дети быстро начинают умываться самостоятельно, младшим надо помогать.
Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.
Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.
Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей, как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.
Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.
Обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, купание и др.) оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, всю жизнедеятельность детского организма.
ЖЕЛАЕМ ЗДОРОВЬЯ ВАШИМ ДЕТЯМ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. В теплую летнюю погоду купание доставляет большое удовольствие, но на воде происходят и трагические случайности. Одна из главных причин несчастных случаев на воде - неумение плавать, неумение держаться на воде, несоблюдение правил поведения на водоемах . Купание приносит пользу лишь при разумном его использовании. В нашем детском саду каждому ребенку представляется возможность получить начальные знания, умения и навыки спортивного и прикладного плавания по программе «Обучение плаванию от 2 до 7». В конце учебного года проводится цикл игровых занятий на суше и на воде для воспитанников старших и подготовительных групп, на которых дети получают знания о правилах поведения на водоемах в летний период и имеют практическую возможность закрепить их в игровых ситуациях. Представляем отчет об игровом занятии : «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДОЕМАХ» для детей старшего дошкольного возраста в музыкальном зале детского сада.
Во время подготовки к игровому занятию дети познакомились с главными правилами безопасного отдыха на воде летом и нарисовали эти правила
На занятии повторили правила, р азмещенные на слайдах Далее закрепили их в игре
Девочки в первой игре – эстафете показали, как необходимо подготовиться к отдыху на пляже Все делали быстро, но ничего не забыли…
…тень от зонтика, бутылочку с питьевой водой, головной убор д аже для своей «мамы»-воспитателя Елены Михайловны приготовили. МОЛОДЦЫ!
Во второй игре выбирали команду спасателей конечно, самых крепких ребят. Смотрите – какие силачи!
Спасатели показали свои знания правил поведения на водоемах
Быстро собрали средства спасения на водах
И внимательно наблюдали за водной гладью
А там плескались на волнах наши девчонки-хохотушки
Внезапно начался шторм! И тогда на помощь девочкам п ришли наши спасатели
Все закончилось хорошо, но правила поведения на водоемах стоит повторить
Желаем хорошего отдыха!
Презентацию подготовили: Бутикова методист ГБОУ Школа №979 Ирина Борисовна (дошкольное отделение«Радость») Жигаленкова инструктор по физической Людмила Валерьевна культуре (по плаванию) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста...
Формирование основ толерантного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (краткосрочный проект)
В современном обществе дух нетерпимости, неприязни к людям «не таким как все», к их образу жизни и привычкам всегда существовал и, к сожалению, продолжает существовать как в обществе в цел...
План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста
1. Методика работы с художественным произведением.2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного п...
Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...
Проект «Формирование основ безопасного поведения на дорогах у де-тей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» «Мы, молодое поколение – за безопасное движение»
Материал способствует формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада....
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе (старший дошкольный возраст).
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе....