Мониторинг физического воспитания старших дошкольников
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Галимова Юлия Рамазановна

В методическом материале представлена система тестирования развития физических качеств детей старшего возраста, используемая мною в опыте работы. Материалы составлены с использованием  методики Тарасовой Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Мониторинг физического развития

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). Направления мониторинга:

  • Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной  области «Физическое развитие»
  • Уровень развития физических качеств  

Реализация программы  предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе тестирования детей в специально организованной деятельности.

                                                                                                     Таблица16

                           Диагностика усвоения программы

Компонент программы

Критерии    усвоения

Методики обследования

Развитие  физических  качеств

Накопление и обогащение двигательного опыта  осуществляет инструктор во физической культуре

Развитие  скоростных, силовых   качеств.  

Владение основными движениями (бег, прыжки,  метание)

«Контроль физического состояния детей дошкольного возраста».

Т.А. Тарасова

Тесты по развитию у детей физических качеств и основных движений

Тест № 1.  Прыжок в длину с места

Физическое качество

Прыгучесть-это способ координировать свои движения, владеть своим телом и сознанием в полете, начиная с разбега или толчка до полного приземления

Значимость для развития ребенка 

Развивают чувство самостраховки, ловкость, быстроту реакции, смелость и решительность - качества, необходимые для обеспечения безопасности жизни ребенка в движении и экстремальной ситуации. 

Выполнение теста

 Прыжок в длину с места.

Проводится в теплое время года - на площадке, в холодное - в помещении. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (размер 1 *2 м). При неблагоприятных погодных условиях прыжки проводятся в физкультурном зале с использованием резиновой дорожки. Ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами с взмахом руками от размеченной линии на максимальное для него расстояние, и приземляется на обе ноги. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см). Даются 3 попытки, засчитывается лучший результат

Тест № 2.

«Уголок» на гимнастической  стенке

Физическое качество

 Мышечная сила- это способность в процессе двигательных действий преодолевать внешние сопротивления или противодействовать ему посредством мышечного напряжения.

 Значимость для развития ребенка

 Постепенное развитие мышечной силы влияет на выработку правильной осанки, что положительно отражается на состояние всего здоровья

 Выполнение теста 

Уголок» на гимнастической стенке.

Проводится в помещении - в холодное время года, на спорт. Площадке - в теплое время года. Ребенок в положении вися на гимн, стенке, держась за верхнюю планку, спиной к гимн, стенке выполняет подъем прямых ног до прямого угла. Регистрируется количество подъемов прямых ног.

Тест № 3.

Бег 30 метров

Физическое качество 

Скорость- это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок..

 Значимость для развития ребенка

 Систематические упражнения развивают быстроту реакции и мышления, ловкость и координацию, смекалку и находчивость.

 Выполнение теста 

Бег 30 метров.

На участке спорт.площадки выбирается прямая асфальтированная дорожка шириной 2-3 метра, длиной не менее 40 метров. На дорожке отмечается линия старта и линия финиша. По команде «Внимание» двое детей подходят к линии старта и принимают позицию «высокий старт», по команде «Марш»- включается секундомер, дети начинают бег по дистанции. Во время пересечения финишной линии секундомер выключается. Фиксируется время.

 Тест №4. Прыжки на скакалке за 1 мин.

Физическое качество 

Прыгучесть-это способ координировать свои движения, владеть своим телом и сознанием в полете, начиная с разбега или толчка до полного приземления

 Значимость для развития ребенка 

Развивают чувство самостраховки, ловкость, быстроту реакции, смелость и решительность - качества, необходимые для обеспечения безопасности жизни ребенка в движении и экстремальной ситуации.

 Выполнение теста 

Для учета развития этого качества детям дается скакалка. Ребенок должен попрыгать на скакалке на двух ногах в течение 1 минуты. Допускаются недолгие остановки, заминки. Корпус тела при прыжках сохраняет прямое положение. 1 фаза: руки полусогнуты в локтях, вращательные движения совершают кисти. Производится сгибание ног в коленных суставах.2 фаза: выпрямление ног и подпрыгивание вверх на 5-10 см. 3 фаза: полет, скакалка внизу под ногами. 4 фаза: приземление на носки. Фиксируется количество полных прыжков через скакалку за 1 минуту.

 Тест №5. Челночный бег.

Физическое качество

Ловкость- это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки

Значимость для ребёнка

Ловкость связана с развитием координации движений, умением согласованно и последовательно выполнять движения, быстротой мышления и реакции, моторной памятью и вниманием, смекалкой, находчивостью, навыкам пространственной и временной ориентировок.

Выполнение теста

Бег по прямой на дистанцию 10 метров с двумя поворотами (общая дистанция 30 метров). На старте кладут два кубика, а на финише ставят стул. Задание: перенести по одному кубику как можно быстрее на стул. Ребенок, взяв один кубик, бежит до стула (финиша), кладет его на стул, возвращается к старту, берет второй кубик, бежит к финишу и кладет его на стул. Показателем ловкости будет время, затраченное на выполнение задания

Тест № 6.  Бег на выносливость

Физическое качество

Выносливость- это способность, противостоять утомлению в какой либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Значимость для развития ребенка

Воспитывает силу воли, терпение, упорство; создает эмоциональную настройку, максимально мобилизирует защитные силы в экстремальных ситуациях, при умственной, психической и физической нагрузке.

Выполнение теста

Оценивается по результатам непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 200 м- для детей 4 и 5 лет, 250м- для детей 6,7 лет. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал дистанцию без остановки.

Тест № 7.

Гибкость

Физическое качество

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно - двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц, связок и суставов.

Значимость для развития ребенка

Учитывая, что у детей дошкольного возраста опорно - двигательный аппарат, особенно позвоночник, отличаются большой пластичностью, необходимо разрабатывать мышечный тонус, гибкость, растяжку. Подвижность и эластичность суставов определяют степень растяжки. Мышечный тонус, гибкость, растяжка и пластичность взаимосвязаны. Именно поэтому эти качества надо равномерно развивать и закреплять, чтобы не деформировать ОДА. От этого зависят осанка и состояние здоровья.

Выполнение теста Оценивается при помощи упражнения-наклона туловища вперед, стоя на гимн, скамейке или другом предмете высотой не менее 20-25 см. Для измерения глубины наклона прикрепляют линейку так, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком «-». При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

Тест № 8. Равновесие.

Физическое качество

Равновесие - это способность сохранять устойчивое положение тела при любых движениях и позах.

Значимость для развития ребенка

Развитие чувства равновесия связано с совершенствованием функций коры головного мозга, уравновешиванием процессов возбуждения и торможения, с развитием вестибулярного аппарата и мышечного чувства, помогающего оценивать всякое изменение. Систематическое упражнение на равновесие развивает внимание, собранность , координацию движений, умение ориентироваться в разных условиях, быстроту реакции и мышления, смелость и самообладание. Поэтому упражнения на равновесие используют очень часто и проводят раньше движений, связанных с большой подвижностью

Выполнение теста

Статическое равновесие выполняется в стойке на одной ноге, другая согнута вперед, лодыжка касается коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Приняв это положение, ребенок закрывает глаза. Секундомер включается в тот момент, когда ребенок принял устойчивое положение и закрыл глаза, и выключается в момент потери равновесия (небольшие (Колебания туловища не считаются цотерей равновесия). Даются две попытки (на правой и левой ноге). Фиксируется лучшее время с точностью до 0,5 секунд.

Тест №9  Метание на дальность. 

Физическое качество

Метание- это способность посылать предмет в намеченную цель или даль.

Значимость для развития ребенка

Систематические упражнения на разные виды метания развивают в ребенке умение сочетать волевое усилие с собранностью внимания, сосредоточенностью, целенаправленностью и координацией движения при обязательной глазомерной оценке расстояния; развивают все группы мышц, особенно плечевого пояса, а также ловкость, гибкость, быстроту реакции, быстроту мышления, чувство равновесия

Выполнение теста

Метание вдаль проводится на площадке (длиной 10-20 м., шириной 5-6 м.), заранее размечена на метры. Мешочки (150 грамм) удобно положить в коробки (для каждого ребенка). Метание проводится способом лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте. Замах: небольшой поворот вправо, сгибая ногу и перенося на нее вес тела, другая нога- на носок. Бросок: с силой вдаль- вверх, сохранение равновесия. То же самое левой рукой. Даются 3 попытки, засчитывается лучший результат.

Тест №10. Ходьба

Выполнение теста

Хорошая осанка, свободное движение рук от плеча со сгибом в локтях. Шаг энергичный, ритмичный, стабильный. Выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стопы. Активное сгибание и разгибание ног в коленях. Умение соблюдать различные направления, менять их. Согласовывать движения рук и ног; амплитуда движений рук должна соответствовать длине шага

Тест № 11. Подлезание Подлезание правым (левым) боком. Сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.

Тест № 12

Лазанье по гимн, стенке.

Выполнение теста

Лазанье проводиться на гимнастической стенке. Дети сами определяют скорость лазанья. Выполняют переход с одного пролета на другой прямо и по диагонали; вправо и влево. При переходе прямо( на одном уровне), вправо сначала нужно поставить правую руку и левую ногу или поочередно обе руки затем обе ноги. По диагонали выполняется снизу вверх и сверху вниз. Передвижение по стенке выполняются разноименным способом: одновременно правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой.

Тест № 13.

Бросание и ловля мяча

Выполнение теста

Дети отставляют правую ногу назад и бросают мяч снизу о стену. Выполняется бросание и ловля одной рукой и с различными заданиями: с хлопком, с поворотом кругом. Фиксируется, сколько раз ребенок поймал мяч без падения его о землю.

Таблица 17

Протокол обследования физических качеств и двигательных умений и навыков.

Старшая группа.

И ребенка

Ловкость

Сила

Выносливость

Быстрота

Равновесие

Гибкость

Ходьба

Итог

метание

прыжки

бег

Тест№ 12

Тест №14

Тест №13

Тест №9

Тест № 1

Тест № 4

Тест №6

Тест № 5

Тест № 3

Тест № 8

Тест №7

Teст№ 10

Уровень

Баллы

Лазанье Ползание На гим. стенке

Владение обручем (Зо сек)

Владение мячом Отбивание 1 рукой(р)

Метание мешочка вдаль М

Прыжок в длину с места (см)

Прыжки на скакалке (30 сек)

Бег ср- 200м стар- 250 м

Челноч. Бег 3*10 (сек)

Бег 30м

Сохранение устойчивого равновесия (сек)

Наклоны

вперёд

(см)

Высокий уровень – 3б

Средний уровень -2б

Низкий уровень – 1б

Уровень

Пол ребенка

сила

быстрота

ловкость

владение мячом

гибкость

равновесие

метание

Тест №1

Тест №2

Тест №3

Тест №4

Тест №5

Тест №6

Тест №7

Тест №8

Тест №9

Прыжок в длину с места (см)

«уголок» на гимн, стенке (раз)

Бег 30 м (сек)

Прыжки на

скакалке за 1 мин (раз)

Челн. Бег 3*10 м (сек)

бросание и ловля мяча (раз)

Наклоны вперед (см)

Сохранение устойчивого равновесия (сек)

Метание мешочка вдаль (м) Правая рука

Метание мешочка вдаль (м) Левая рука

Н.г.

К. г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Высокий

м

96- 108

121- 125

4

5-6

7,8-

 8,4

6,9- 7,6

7-12

10-20

11,2- 11,6

10,6- 10,9

6-10

11-15

7-9

9-10

11-12

13-14

5,8- 7,5

8,0- 9,8

4,3- 4,7

5,4- 5,9

ж

91-

101

110-

 120

3

4

7,9-

 8,5

7,6-

 8,0

9-14

12-

 22

11,4-

 11,8

10,8-

 11,1

5-9

10-

14

9-11

10- 13

11-13

12-14

4,5- 5,9

5,5- 8,3

3,6-

 4,5

4,8-

 5,7

Средний

м

75-

95

100-

 120

2-3

4

8,5-

 9,5

7,7-

 8,9

4-6

7-10

11,7

-

12,0

11,00

 11,3

4-6

7-

10

2-6

3-7

3-10

4-12

4,0- 5,7

4,5- 7,9

3,1-

 4,2

3,4-

 5,3

д

73-

 90

91-

109

2

1

3

8,6-

 9,8

8,1-

 8,9

6-8

9-12

11,9-

 12,2

11,2-

 11,5

3-5

6-9

4-8

5-9

4-10

5-11

3,6- 4,4

4,4- 5,4

2,6-

 3,5

3,1-

 4,7

Низкий

м

62-74

85- 99

0- 1

3

9,6- 10,2

9,0 9,6

0-3

0-6

12,1- 12,5

11,4- 11,7

0-3

0

 6

0-1

1-2

1-2

2-3

2,5- 3,9

3,9- 4,4

2,0- 3,0

3,0- 3,3

д

62- 72

80-90

0-1

2

9,9- 10,5

9,0- 9,4

0-5

0-8

12,3- 12,8

11,6- 12,0

0-2

0-

5

1-3

2-4

2-3

3-4

2,4- 3,5

3,5- 4,3

1,8- 2,5

2,5- 3,0

Таблица 18

Тесты и нормативы физической подготовленности детей старшей группы (5-6 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии сохранения и стимулирования здоровья в физическом воспитании старших дошкольников

В данной статье я представляю Вашему вниманию перспективный план работы детско - родительского клуба "Школа здоровья"...

Туризм как средство экологического и физического воспитания старших дошкольников.

В статье раскрывается применение простейшего туризма как средства экологического и физического воспитания старших дошкольников....

Физическое воспитание старших дошкольников

Использование подвижных игр, физкультминуток на занятии в детском саду...

Презентация "Развитие языковой компетенции в процессе физического воспитания старших дошкольников на основе гендерного подхода"

Презентация о совместной работе инструктора по физической культуре и учителя логопеда....

Физическое воспитание старших дошкольников: новые приемы и методы работы

Опыт работы по формированию физического здоровья детей с ОВЗ – как залог успешного речевого развития....

Самообразование инструктора по физической культуре "Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании старших дошкольников"

Тема: «Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании старших дошкольников»ВведениеИгра самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным по...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ опыта работы по физическому воспитанию старших дошкольников...