Самообразование инструктора по физической культуре "Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании старших дошкольников"
учебно-методический материал

Тема: «Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании старших дошкольников»

Введение

Игра самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает самое важное место в жизни ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления.

Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал, также учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции и радостное настроение.

Актуальность:

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и навыков.

В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение, гордость за землю на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве

Народные игры, имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Городки». Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель. 

Для начала я обратилась за теоретическими знаниями к известным психологам и педагогам. К сожалению, литературы по исследованию народных игр не так много. А ведь чтобы понять суть народной игры, надо знать ее корни, важно определить значение ее для развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Кораблик»

План

 по самообразованию

на 2019-2020 уч. год

«Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании старших дошкольников»

Инструктор фк:

Шкляр В.С.

Яя

2019

Тема: «Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании старших дошкольников»

Введение

Игра самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает самое важное место в жизни ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления.

Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал, также учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции и радостное настроение.

Актуальность:

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и навыков.

В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение, гордость за землю на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве

Народные игры, имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Городки». Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель. 

Для начала я обратилась за теоретическими знаниями к известным психологам и педагогам. К сожалению, литературы по исследованию народных игр не так много. А ведь чтобы понять суть народной игры, надо знать ее корни, важно определить значение ее для развития ребенка.

Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства, и общекультурного уровня путем внедрения русских народных подвижных игр в систему физкультурно-оздоровительной работы.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы
  •  Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
  • Привлекать родителей, воспитателей, коллег к формированию ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно - исторических традициях русского народа.

Срок реализации 1 год

Ожидаемый результат:  

  • Обогащение знаний и представлений детей о предметах, материалах русского фольклора.
  • Обобщить опыт работы по организации воспитания доброжелательного отношения к нашим традициям.
  • Повышение уровня развития детей в физическом развитии;
  • Отображение впечатлений, полученных во время подвижных игр в продуктивной деятельности
  • Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к подвижным играм.

План работы по теме 2019-2020 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

 

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. -- М.: ТЦ Сфера, 2003. -- 128 с.
  2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.
  3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособ. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 79 с.
  4. Дедулевич М. Н. Играй - не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. -- М. : Просвещение, 2007. -- 64 с.
  5. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.
  6. Агапова И.А.Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А.
  7. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008.
  8. Пензулаева Л.И.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И.

  1. Пензулаева. – М.: Владос, 2003.
  2. Степаненкова Э.Я.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  1. Конторович М., Михайлова Л. Подвижные игры в детском саду.
  2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.
  3. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014

Работа с

 детьми

Сентябрь - ноябрь

Сбор и анализ информации;

Анализ, совершенствование материально-технической базы;

Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности;

Изготовление картотеки подвижных, народных игр и атрибутов к ним

Составление перспективного плана по данной теме, изучение конспектов занятия.

Декабрь -апрель

Применение народных игр на практике «Горелки», «Заря - заряница», «Гуси – лебеди», «Поясок», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Водяной», «Жмурки», «Салки», «Золотые ворота», «Мороз – красный нос», «Аленушка и Иванушка», «Колечко», «Здравствуй, сосед», «Краски», «Волк и овцы», «Дедушка Мазай», «Молчанка», «Чурилки», 

Применение наглядного пособия и картотеки на практике.

Март - Май

«Масленичные гулянья» (игры и забавы на улице)

Развлечение

Апрель

Фестиваль народных подвижных игр

Фестиваль

Работа с родителями

Октябрь

Анкетирование родителей на тему «Что такое народные подвижные игры

Анализ анкетирования

Ноябрь

Папка-передвижка «Народные подвижные игры»

Ноябрь - май

Консультация «Подвижные игры. Значение подвижных игр. Виды подвижных игр»

Консультация «Зимние народные игры и забавы»

Детско-родительский проект:

«Такие увлекательные классики»

Взаимодействие с педагогами      ДОУ

Декабрь

Тема: «Забытое старое» (русские народные игры)

Мастер класс для педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников»

Методическая разработка направленная на укрепление здоровья воспитанников, активацию и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью ...

подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольника

значение подвижных игр в жизни дошкольника...

Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольника

Цель: Укрепление здоровья воспитанников, активация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи  с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры....

Консультация«Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников»

В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение...

План работы по самообразованию на тему: «Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников»

План работы по самообразованию на тему:«Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников»Садретдинова Лира РазитовнаВоспитательОбразование высшееДата начала работы...

Самообразование Тема: Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольника

СамообразованиеТема:  Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольника...

План работы по самообразованию «Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников»

План работы по самообразованию «Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников»...