Система в работе по физкультурно-оздоровительному направлению в детском саду
консультация на тему
Основные направления оздоровительной работы в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_v_rabote.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА
В РАБОТЕ ПО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ
Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительного процесса в ДОУ ни у кого не вызывает сомнений. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в три раза. Среди хронических патологий преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. 70% детей страдают кариесом зубов
К основным направлениям оздоровительной деятельности в ДОУ мы относим:
- Организацию санитарно-эпидемиологического режима и создания гигиенических условий жизнедеятельности детей
- Организацию питания
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в саду
- Организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками
- Физическое воспитание детей
Профилактика осложнений в физическом развитии представляет систему мер, направленных на предупреждение плоскостопия, сколиоза и других патологий. Комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после дневного сна, физкультурные паузы содержат упражнения направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и др.
Система общеоздоровительных мероприятий в ДОУ включает
- Обучение детей уходу за своим телом (занятия по валеологии, ОБЖ);
- Закаливание
- Самомассаж
- Витаминизацию блюд;
- Фитопрофилактику;
- Освоение упражнений психосаморегуляции состояния (релаксации);
- Оптимизацию двигательной деятельности детей
Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.
Несмотря на обогащение понятия физического воспитания в современном мире, его первоочередной задачей было и остается укрепление здоровья детей посредством физического развития и закаливания. Такой подход можно рассматривать как целостность оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В настоящее время много усилий в разработке физкультурно-оздоровительного направления прилагают сотрудники Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Наш детский сад с декабря 2002 г. является экспериментальной площадкой этого института по проблеме «Организация развивающей оздоровительной и физкультурно-спортивной работы с детьми дошкольного возраста».
В своей работе мы пользуемся программой и методическим пособием В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления».
Основные характеристики педагогики оздоровления следующие:
- Представление о здоровом ребенке как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития;
- Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм;
- Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
- Работа по оздоровлению детей не может осуществляться только медицинскими методами;
- Эффективность применения медицинских методов возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
К числу других принципов педагогики оздоровления относятся:
- Развитие творческого воображения;
- Формирование осмысленной моторики;
- Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
- Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
Какие же методы и формы физкультурно-оздоровительной работы мы используем:
Основные формы деятельности
- Физкультурные занятия 3 раза в неделю (2 по подгруппам), 2 раза в неделю – оздоровительный бег.
- Утренняя гимнастика (в зале, на улице, в зависимости от погодных условий)
- Гимнастика после сна (с использованием нетрадиционного оборудования) для коррекции плоскостопия, нарушения осанки.
- Дыхательные гимнастики (на занятиях, в режимные моменты).
- Пальчиковая гимнастика (особенно у детей с речевыми нарушениями – плохо развита мелкая моторика).
- Точечный массаж, самомассаж, массаж друг другу (книга «Логоритмические занятия в детском саду»).
- Артикуляционная гимнастика.
- Экскурсии, походы.
- Дни, недели здоровья.
- Каникулы.
- Семейные спортивные праздники.
- Кружковая работа («Олимп» - спортивная школа, ЛФК).
- Школа для родителей «Содружество» (обучение родителей массажу, дыхательной гимнастике, корригирующим упражнениям – профилактика плоскостопия, осанки и др.).
- Газета для родителей «Маленькая страна».
- Су-Джок терапия.
Но никакая работа не будет иметь эффективных результатов без систематического отслеживания деятельности. Так в современном дошкольном образовании появилось понятие «психолого-педагогический мониторинг». Что это такое? Это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, необходимых для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников.
Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей мы проводим диагностику физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества двигательных навыков, оценки заболеваемости детей.
На каждого ребенка в ДОУ заведены индивидуальные карты комплексного обследования физического развития, функционального состояния, физической подготовленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...
Статья на тему: "Формирование системы социального партнёрства между семьями воспитанников и детским садом"
На современном этапе развития системы образования и, исходя из новых нормативно-правовых документов, следует, что одним из наиболее важным направлений в работе образовательной организации является фор...
Система работы заведующего и старшего воспитателя детского сада с молодыми специалистами
Презентация...
Система работы по познавательному развитию в детском саду
Теоретическое обоснование материалов по познавательному развитию...
«Система поощрения детей на физкультурных занятиях в детском саду»
При правильном выборе системы поощрений можно вызвать у ребенка наибольший интерес к занятиям физкультурой, и в целом способствовать формированию здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенк...
Система работы по развитию речи в детском саду
Развитие речи ребенка нужно тесно связывать с развитием мышления. Важной предпосылкой для решения задач развития речи в детском саду является правильная организация обстановки. « Прежде всего и ...
Методическая разработка "Использование элементов системы обучения Карла Орфа в логопедических группах детского сада»
Применение Орф-методики при работе с детьми логопедических групп...