Физические упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и для формирования правильной осанки
статья по теме

Корнышева Галина Александровна
Физические упражнения
для профилактики и коррекции плоскостопия
и для формирования правильной осанки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

комбинированного типа «МДОУ №119»

Республика Карелия, г. Петрозаводск

 

     

Методическая разработка:

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

ПЛОСКОСТОПИЯ

И

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Автор: воспитатель МДОУ №119 -  Галина Александровна Корнышева

 

 

Место выполнения работы: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул.Хейкконена, 4

В общей системе воспитания детей дошкольного возраста физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, основы всесторонней двигательной подготовленности и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

В последние годы отмечается тенденция к снижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Они длительное время сидят у телевизора, при проведении с ними различных занятий, чтении книг, при занятиях ручным трудом, рисованием, лепкой, не требующих активных движений. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ.

Снижение двигательной активности детей отрицательно сказывается  и на состоянии опорно-двигательного аппарата, что приводит к нарушению осанки и деформации стоп.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на функции последнего, а следовательно, на осанке.

Нарушение осанки и плоскостопие неизбежно сопровождаются нарушением функций НС и жизнедеятельности внутренних органов (органов дыхания, обмена веществ, пищеварения). Развитие нарушений осанки приводит к целому ряду серьезных заболеваний и в первую очередь – патологии позвоночника и корешков спинного мозга.

Плоскостопие, как и нарушение осанки, чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, чаще при длительном беге, для сводов стоп таких детей сказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства.

Ранее применение средств профилактики предотвращающих деформацию органов опоры и движения, и своевременное выявление и лечение плоскостопия и исправление неправильной осанки у детей помогают избежать неприятных последствий заболевания.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого – либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания).

Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

На формирование неправильной осанки большое значение оказывает обувь, которую носят дети. Неправильная обувь вызывает деформацию стопы, развивается плоскостопии, это отражается на осанке.

Плоскостопие может быть врожденным – как результат недоразвития мышц, отсутствия малоберцовой кости, других пороков развития. Плоскостопие, возникшее по этим причинам, встречается нечасто (11% всех врожденных деформаций стопы). Но в целом наследственный фактор играет большую роль.

Врожденное плоскостопие требует особого внимания родителей, и заниматься им надо уже через две недели после рождения ребенка, при каждом пеленании, то есть 10 – 12 раз в день, необходимо осторожно прогибать свод стопы, держа одной рукой пятку и голень, а другой – свод стопы и пальцы. Упражнение повторяют 6 – 8 раз подряд в медленном темпе. Затем промассировать подошвы стоп, при этом держать стопу двумя руками, а массировать – большими; массировать глубоко по 10 – 12 раз каждую стопу. Когда малыш научится сидеть, под свод стоп подкладывать круглую палку (диаметром 1,5 – 2 см) и учат ребенка прокатывать эту палку по полу.

Как только ребенок начинает вставать и делать первые шаги, необходимо учить его стоять на палке и ходить по ней (в стороны, боком), строго следя за тем, чтобы палка была под сводом стоп ног. Необходимо регулярно, 2 – 3 раза в день, выполнять комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии, и массаж. В летнее время – обязательная ходьба по песку.

У детей в образовании плоскостопия не последнюю роль играют быстрое нарастание веса и относительная слабость мышц и связок стопы. Пытаясь разгрузить ноги, ребенок принимает «удобное», «облегченное» положение, для чего чаще всего поворачивает голень кнаружи, что ведет к появлению привычки неправильно ставить ноги и, в конце концов, приводит к стойкой деформации – статическому плоскостопию.

Профилактика и коррекция плоскостопия проводится по трем направлениям:

  • укрепление мышц стопы;
  • ношение рациональной обуви;
  • ограничение нагрузки на нижние конечности.

В решении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. С этой целью и была разработана предлагаемая серия занятий по коррекции и профилактике плоскостопия.

Корригирующая  гимнастика

         

I  этап

Упражнения из положения стоя

  • принятие правильной осанки
  • корригирующая ходьба
  • удержание  равновесия
  • удерживание предмета на голове
  • самовытяжение

I этап

Упражнения без предметов

  • движения  пальцами  ног
  • повороты
  • круги
  • перекаты
  • пружинящие движения
  • с сопротивлением
  • ходьба и бег  по ровной  наклонной  плоскости

II  этап

Упражнения  из  положения сидя

  • принятие правильной осанки
  • с  потягиванием
  • с  сопротивлением
  • ходьба  на  коленях и на четвереньках

II  этап

Упражнения  с  предметами

  • ходьба  и  бег по массирующим  коврикам
  • захваты  предметов,  удержание  их  и  бросание
  • перекатывание  мячей  разных размеров
  • упражнения на равновесие

III  этап

Упражнения  из  положения лежа  на  животе  и  на  спине

  • самовытяжение
  • сопротивление
  • с предметами
  • в парах
  • с помощью  физкультурного  работника

III  этап

Упражнения  на  снарядах  и  приспособлениях

  • Смена  угла наклона лесенки, мостика, дорожки
  • Ходьба  по  ребристой доске
  • Лазанье по гимнастическим лесенкам
  • Вход на возвышение и спрыгивание с него
  • Ходьба по специальным дорожкам

 

                         

  • Коррекция и  профилактика  плоскостопия  и  осанки
  • Постановка правильного дыхания
  • Улучшение координации движений
  • Увеличение подвижности суставов
  • Улучшение функции  сердечно- сосудистой и  дыхательной  системы
  • Увеличение  силы  и  выносливости  мышц
  • Выработка правильной осанки
  • Приобретение  спортивных навыков
  • Развитие волевых качеств
  • Эмоциональная разрядка
  • Закаливание

Основные  средства

(физические упражнения)

         

  • В равновесии                                                    
  • Корригирующие
  • На растягивание
  • На координацию
  • На  расслабление
  • Дыхательные

  • Спортивно-прикладные

         -  ходьба,  бег,  лазание  и  ползание

         -  метание

  • Общеразвивающие и общеукрепляющие

 -  оздоровление и укрепление организма

  • Игры

- на  месте

- малоподвижные

- подвижные

- спортивные

  • Специальные

- при нарушении опорно-двигательного аппарата


Приложение

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

ПЛОСКОСТОПИЯ

Согнуть пальцы ног (как бы в кулак), держать 6-8 секунд, затем разогнуть и развести стопы в стороны.

Переносить предмет (мягкую игрушку, кубик, шарик, карандаш, комок бумаги и т.п.) с одного места на другое, захватив его пальцами.

Стоя на внешней стороне стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение (так 10-20раз); выполнить полуприседание и вернуться в исходное положение (так 10-20 раз). Стоя на полу, делать подъёмы на переднюю часть стопы (пружинистые покачивания)

Сидя на стуле, катать теннисный мяч серединой стопы каждой ноги в продольном, поперечном и круговом направлениях - по 3-4 минуты. Через 2-3 недели упражнение выполнять стоя.

Сидя на стуле, поочерёдно поднимать носки и пятки. Выпрямив ноги, попеременно сгибать и разгибать стопы. Делать медленные круговые движения стопами внутрь, наружу.

Поднимать    большие    пальцы, опуская остальные.

         

Взяв стопу на себя, сгибать и разгибать пальцы ног до предела.

     

Оттянув стопу, сгибать и разгибать пальцы ног до предела

Ходьба на носках в полуприседе

             

Ходьба на носках в приседе

 

Ходьба на внешней стороне стоп носками внутрь

Ходьба на носках скрестным шагом; ходьба скрестным шагом с постановкой стопы на внешнюю сторону.

Ходьба на носках и на пятках. Руки за головой, локти в стороны, туловище держать прямо. На носках (5 шагов), затем на пятках (5 шагов) и т.д. Ходьба на носке правой ноги на пятки левой ноги, потом наоборот. Ходьба на пятках, не сгибая ног, размахивая руками, как при обычной ходьбе. Туловище держать прямо. Ходьба, перекатываясь с пятки на носок и легко подпрыгивая (походка «попрыгунчик»).

Ходьба на внешней стороне стоп. Руки на поясе или свободны, как при обычной ходьбе.

             

   

«Гусеница» назад. Согнуть пальцы и стопу, слегка

наклониться вперёд и перенести вес тела на переднюю часть

стопы.

Резко разгибая стопу и отталкиваясь пальцами, продвигаться

спиной вперёд.

             

Продвигаться вперёд, захватывая пальцами ног полотенце

Стоя, ноги вместе, руки на поясе. Последовательно поднимаясь на носки и на пятки, развести ноги в стороны и вернуться в исходное положение.

«Гусеница» вперёд. Сгибая пальцы и стопу, продвигаться вперёд.

Упражнение на мышцы стопы

1)«Поднимись выше» И.п.: о.с. руки на поясе.

1-подняться на носки.

2-опуститься в И.п.

Упражнение на мышцы стопы

2)И.п.: о.с. 1-встать на пятки. 2-опуститься в И.п.

Упражнение на мышцы стопы

3) «Качели» И.п.: о.с. руки на поясе. 1-покачаться с пятки на носок. 2-И.п.

Упражнение на мышцы стопы

4) «Ходьба»

Ходим на внешней стороне стопы.

Упражнение на мышцы стопы 

5) «Ходьба»

Ходим на внутренней стороне

стопы.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Встать спиной к стене, касаясь её затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение пяти секунд. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперёд, затем назад.

Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

Стоя у стены. Поднимать к груди поочерёдно левое, затем правое колено.


Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в исходное положение

Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в исходное положение.

Опуститься на колени, сесть на пятки и встать.


Сохраняя   правильную   осанку, сесть на скамейку и встать.

Встать на скамейку или на стул, затем сойти на пол.

Ноги вместе, руки вперёд. Делать выпады вперёд правой, затем левой ногой.


Ноги шире плеч, руки опущены. Повороты вправо, влево, руки в стороны.

Слегка поднять согнутые ноги, взяться руками за стопы и подтянуть их к голове. Держаться так 5-7 секунд.

Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в исходное положение.

Руки вытянуть вперёд. Слегка отвести назад согнутую левую ногу, взяться левой рукой за стопу и тянуть её к голове, поднимая голову и плечи. Держаться так 5-7 секунд. Проделать то же самое правыми ногой и рукой.

Руки вытянуть вперёд. Прогнуться, отрывая от пола руки и ноги. Держаться так 3-5 секунд.

Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову и плечи, прогнуться, вернуться в исходное положение. Ноги от пола не отрывать.

Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бёдер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 секунд, вернуться в исходное положение.

Ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками на пол, прогнуться, как можно выше поднять таз, Вернуться в исходное положение.

Руками упереться в пол возле головы (кисти развёрнуты к ногам, локти вверх). Ноги на ширине плеч, согнуты в коленях. Выполнить «мостик» и вернуться в исходное положение.

Руки развести в стороны. Опираясь на пол затылком, пятками и руками, приподнять туловище и держаться так 3-5 секунд.

Руки (согнутые в локтях) - за головой. Опираясь головой на руки и тазом на пол, прогнуться так, чтобы лопатки не касались пола.

Оттянуть носки и сесть на пятки, руки за голову. Подняться с пяток и, разводя прямые руки в стороны ладонями вверх, сильно выдвинуть таз вперёд. Вернуться в исходное положение

Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 секунд; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 секунд

Упереться прямыми руками в пол. Отводить назад прямые ноги (поочерёдно) и голову, прогибаясь в пояснице

Мяч (надувной или набивной) - за спиной. Наклон назад. Прогнуться (мяч под поясницей), не отрывая таз от пола. Желательно головой коснуться пола, руки вверх (или за голову).

Ноги на ширине плеч. Стопы параллельны, руки вдоль туловища. Поднять прямые руки через стороны до уровня плеч, наклониться вправо, левой рукой коснуться ступни правой ноги, правую руку поднять вверх. Смотреть на поднятую вверх правую руку в течение 5 секунд. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение в другую сторону

С палкой за спиной на сгибах локтевых суставов приседать, сохраняя правильную осанку.

Ноги вместе, руки опущены. Выпрямить спину. Развернуть грудь, немного приподнять голову. Прямые руки поднять над головой, прижать к ушам, ладони соединить. Стоять в таком положении 10-15 секунд.

Стоя спиной к стене на расстояние шага, опереться о неё лопатками и руками, согнутыми за головой. Прогнуться вперёд (руки прямые), держаться так 4-5 секунд и вернуться в исходное положение.

Стоя спиной к стене на расстояние шага от неё, наклониться назад, упереться руками в стену, прогнуться в верхней части позвоночника.

Стоя у стены, прижаться к ней. Руки вперёд, приседать и выпрямляться, касаясь стены затылком и туловищем.

Стоя лицом к стене, поднять руки вверх, отводить ноги назад - вверх.

Стоя у стены, принять правильную осанку. Руки за голову, локти вперёд.

Подняться на носки, локти в стороны, вернуться в исходное положение.

Стоя у стены, вытянуть руки вперёд. Поднять прямую ногу вперёд, не теряя касания со стеной.

Стоя у стены, принять правильную осанку. Развести руки в стороны, выполнять наклоны вправо и влево.

Подвижные игры для профилактики нарушений осанки

     «Не урони мешочек» Отмечают линии старта и финиша. Расстояние между ними – 5 – 10 м. У стартовой линии выстраиваются две-три колонны по 3 – 4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом по 100 – 150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному мелом, гимнастическими палками или скакалками, не потеряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора – 30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и правильно.

     Методические указания. Коридор можно проходить разными способами, например на носках, держа руки на поясе, или в полуприседе с прямой спиной, руки на поясе и т.д. Находясь в колоннах, игроки начинают движение со старта после того, как предыдущий игрок пересек линию финиша. При передвижении не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, построив игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда выиграет тот, кто пересечет линию финиша первым.

     «Салки» Выбирают водящего. Его задача – запятнать (осалить) как можно больше игроков, но только тех, которые не успели вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему принять правильную осанку, он уже в безопасности. Водящему приходиться прибегать к хитростям: бежать будто бы за одним игроком, а мимоходом, изловчившись, осалить другого (дотронуться рукой). Осаленные игроки выбывают из игры.

     Методические указания. Продолжительность игры – 5 – 10 мин; два-три раза менять водящего. В конце игры отмечают лучшего водящего и игроков, ни разу не осаленных.

     После выполнения упражнений на осанку можно повисеть на перекладине, гимнастической стенке и т.д., расслабив мышцы на 15 – 20 с.

     Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении.

     Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании навыка правильной осанки (на основе мышечно-суставного чувства), позволяющего ощущать положение определенных частей тела.

     В подготовительной части занятий, направленных на формирование и закрепление навыка правильной осанки, применяются упражнения в построениях и перестроениях, дыхательные упражнения, ходьба.

     В основной части используются упражнения, обеспечивающие общую и силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки – создание мышечного корсета; корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преимущественно применяемые исходные положения в этой части занятия – лежа и стоя в упоре на коленях. В конце основной части обычно проводят подвижную игру, правила которой предусматривают сохранение нормальной осанки.

     В заключительной части применяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные упражнения. Целесообразно включить в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения правильной позы.

     На занятии также следует использовать упражнения в равновесии и общеразвивающие упражнения: для мышц спины, живота, ягодиц; на растяжение; с гимнастической палкой, обручем; на гимнастической стенке; плавание (брасс) и др.

     При регулярных занятиях (три-пять раз в неделю по 35 – 45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки, мышечную асимметрию и прочее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.

Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию  и принять профилактические меры....

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия

Комп       Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия, для коррекции свода стопы....

Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.

Упражнения для лечения и профилактики плоскостопия....

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ.

Разработала: М.В. Пышненко, руководитель физического воспитания МАДОУ № 196УпражненияДозировкаОрганизационно – методические указания1. И. п. - сидя на стуле, ноги стоят на полу. Поднять носки стоп и о...

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Представленные комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного и возраста могут применяться в различных различиях частях занятия (урока) по физической культуре, а та...

Картотека "Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия"

Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия...