КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по теме
Представленные комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного и возраста могут применяться в различных различиях частях занятия (урока) по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию в процессе утреней зарядки, гимнастики после дневною сна, в качестве домашних заданий и т.п.
Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Дозировка упражнений в ходьбе на этапах разучивания и закрепления составляет соответственно 20-30 секунд до 2-3 минут.
С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И.Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
7. КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КОМПЛЕКС № 1 “КОТЯТА"
- “Котята идут мимо спящего пса"
И.п. – стоя на носках, руки внизу Ходьба на носках.
Примечание: для создания у детей игровой мотивации в определенном месте зала ставят ориентир – большую игрушечную собаку. Проходя мимо собаки-ориентира, дети стараются еще выше подняться на носки, и жестом (поднося указательный палец к губам) показывают друг другу – “Тише!”.
- “ Котята греют на солнышке лапки "
И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть
1 – согнуть вперед правую стопу 2 – и.п. 3-4 - то же левой
- "Лапки замерзли"
И.п. – то же Поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот
- "Лапки танцуют"
И.п. - то же. 1- носки в стороны, пятки вместе 2 - и.п. 3 - пятки в стороны, носки вместе 4 - и.п.
- "Котята показывают коготочки"
И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади
1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы ("показали коготочки")
2 - и.п. ("спрятали коготочки") 3-4 - то же левой
- "Котята бегают по лужам "
И.п. о.с. Ходьба по водно-солевой дорожке.
КОМПЛЕКС № 2 "УТЯТА"
- “Утята шагают к реке"
И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.
- "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"
И.п. - то же 1-2 - поднимая внутренние своды опереться на наружные края стоп 3-4 -и.п.
- "Утята встретили на тропинке гусеницу"
И.п. - то же Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
- "Утка крякает
И.п. - то же 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны ("клюв открылся"), произнести "кря-кря " 3-4-и.п.
- "Утята учатся плавать"
И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть 1 - согнуть правую стопу вперед
2 — разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу
КОМПЛЕКС: № 3 "МАТРЕШКИ"
- "Мы — веселые матрешки, на ногах у нас сапожки”
И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс 1 - правую вперед на пятку
2-3 - покачать носком вправо-влево 4-приставляя правую, и.п.. 5-8 - то же с левой
- "Красные сапожки, резвые ножки "
И.п. - то же 1 -правую вперед, в сторону на пятку 2 - правую на носок 3 - правую на пятку
4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой
- "Танец каблучков"
И.п. - то же 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад па носок, полуприсед, руки на пояс
- "Гармошка"
И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. 1- слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо 2- опуская пятку правой и носок левой па пол, стойка носки имеете, пятки врозь 3-слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо 4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п. 5-8 то же, что 1-4, 1 -8 - то же, передвигаясь влево
КОМПЛЕКС № 4 "ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД"
- "Танцующий верблюд"
И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу
Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.
- "Забавный медвежонок"
И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на пояс
Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки вовнутрь ("по-медвежьи").
- "Смеющийся сурок"
И.п. - стоя ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз 1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться
3-4 - и.п.
- "Тигренок потягивается"
И.п. сидя па пятках, руки в упоре впереди 1-2 выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись на носках 3-4 - и.п.
- "Обезьянки-непоседы"
И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями и стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно 1-2 встать. 3-4 - стойка ноги скрестно на наружных краях стоп 5-6 - сесть7-8 - и.п., сохранять положение правильной осанки
Примечание: дети дошкольного возраста могут выполнять это упражнение, придерживаясь за опору или с помощью преподавателя; дети младшего школьного возраста выполняют упражнение без опоры и помощи преподавателя.
- "Резвые зайчата”
И.п. - стоя ноги вместе, руки па пояс 1-16 - подскоки на носках (пятки вместе)
- "Елочки"
И. п. - то же 1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 3-8 продолжать передвигаться таким образом вправо. 1-8 - то же влево
- "Присядка"
И. п. - то же 1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед - в стороны ладонями вверх
2 - и.п. 3 - правую в сторону на пятку 4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги
- "Шаг с припаданием"
И.п. - стоя на правой, левую в сторону книзу, руки на пояс. 1- шаг левой в сторону с носка перекатом на всю стону в полуприсед; 2- встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу; 3-4 - то же, что на счет 1-2 То же в другую сторону.
КОМПЛЕКС № 5 "КОРОЛЕВСТВО ПТИЦ"
- "Пингвины"
И.п. - стоя ноги имеете, руки внизу, кисти согнуть. 1- не отрывая пятку, носок правой в сторону; 2 - то же левой; 3-6 - стоять, опираясь на наружный край стоп; 7 - не отрывая пятку, носок правой в и.п. 8 - то же левой
- "Попугай"
И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам.
1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на иол
2 слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо
("попугай ходит по сеточке")
1-8 - то же влево
КОМПЛЕКС №7
(с мячом)
1 -И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.
Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
2 -И.п. - то же
Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.
3 - И.п.- то же
Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.
4 - И.п. лежа па спине, руки внизу, мяч между лодыжками
1-2 - ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами
3-4 и.п.
И.п. сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой.
Движением носка внутрь одной стоны перекатить мяч к другой стопе и наоборот.
Примечание: рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.
КОМПЛЕКС № 8
(со скакалкой)
- И.п. - о.с., скакалка па полу, расправленная но всей длине
Разновидности ходьбы по скакалке, стараясь сохранять равновесие и не наступать на пол: ставя пятку одной перед носком другой; разворачивал носки в стороны, скакалка под серединой стоп ("елочки"); разворачивая пятки в стороны, скакалка под серединой стоп; приставными шагами вправо и влево.
2. И.п. - скакалка па полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп). Перекаты с пяток на носки и обратно.
- И.п. - сидя согнув ноги врозь, стопы параллельно, на скакалке, лежащей расправленной на полу. Захватывая скакалку пальцами ног, приподнимать ее вверх и снова опускать на пол.
4. И.п. - тоже. Собирать и расправлять скакалку пальцами ног.
- И.п. - стоя ноги вместе, скакалка хватом двумя руками за концы впереди
1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перевести скакалку под стопы
3-4 - поднимаясь на носки, перевести скакалку назад
5-6 - опускаясь на всю стопу, стойка ноги вместе, скакалка сзади
7-8 - перемах скакалки через голову вперед, и.п.
6.И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп)
Легкие подскоки на месте и с небольшим продвижением вправо-влево по скакалке.
Примечание: рекомендуется использовать веревочные скакалки, концы которой обматываются изоляционной лентой; длина скакалки должна соответствовать росту упражняющегося: ребенок встает на скакалку, ноги на ширине стопы (продольно) и натягивает ее к верху при этом концы скакалки должны касаться подмышечных впадин.
КОМПЛЕКС № 9
(с обручем)
- И.п. - стоя ноги вместе, обруч на полу, руки на поясе
Ходьба по обручу приставным шагом вправо и влево, обруч под серединой стоп, обхватывая края обруча пальцами стоп; то же, но пятки на обруче, а носки на полу; то же, по носки на обруче, а пятки на полу.
- И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно на обруче, лежащем на полу, руки па пояс 1-2 сгибая пальцы ног, обхватить ими край обруча 3-4 - и.п.
- И.п. - то же. 1-2 –полуприсед, 3-4 - и.п.
- И.п. - то же. 1-2- присед, 3-4 - и.п.
- И.п. - стоя ноги вместе, обруч впереди вертикально на полу, хватом двумя руками снаружи за верхний край
1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перенести обруч под стопы
3-4 - вставая па носки, перевести обруч назад за пятки
5-6 - опуститься па всю стопу (стоить и обруче, обруч наклонно)
7-8 - поворачивая обруч, перенести его через голову, и.п.
Примечание: наиболее практичны и удобны обручи из пластмассы диаметром 80 см.
КОМПЛЕКС № 10 "ЗАГАДКИ"
Перед выполнением каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны "нарисовать" то, что загадано, движением правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые 1-2 занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.
- "Месяц"
Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка.
Собака лает, А достать не может.
За домом у дорожки Висит пол-лепешки. Светит, а не греет.
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади
Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- "Солнце"
И дверь, в окно Стучать не будет,
А взойдет И всех разбудит.
По голубому блюду Золотое яблоко катится.
Красная девушки но небу ходит,
И.п. — то же. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- "Тучи"
Летит орлица Через тридевять земель,
Крылья распластали, Солнышко застлала.
Нахмурится, насупится, В слезы ударится –
Ничего не останется.
По небу ходила, Солнышко закрыла.
Только солнце спряталось –И она расплакалась.
И.п. - то же. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- "Молния"
Летит огненная стрела, Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица, Ни красная девица.
Раскаленная стрела Дуб свалила у села.
Сверкнет, мигнет, Кого-то позовет?
И.п. - то же. Несколько, раз зигзагообразными движениями нарисовать, молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.]
- “Дождь”
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет.
И никуда я не иду, Покуда он идет.
Меня часто зовут, Дожидаются,
А приду - от меня Укрываются.
Серебряные нити Сшивают землю и небо.
И.п. - сидя согнув ноги врозь, стоим параллельно. Руки в упоре сзади.
Постукивать об пол носком одном но: и другой и носками обеих ног одновременно ("дождь барабанит по стеклам"), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.
То же, постукивая пятками, а носки плотно прижаты к полу.
- “Радуга”
Что за чудо-красота! Расписные вороти
Появились на пути — В них ни въехать, ни войти!
Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –Рухнул мост, а щепок нет.
Крашеное коромысло Над рекой повисло.
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади
Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
КОМПЛЕКС № 11 "ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА"
Дети и выполняют упражнения соответствие с ритмической речью. Сначала преподаватель читает стихи, сопровождая их соответствующими движениями. Затем дети выполняют упражнения под ритмическую речь преподавателя, а впоследствии сами произносят текст, иллюстрируя его движениями.
- "Лиса"
Лиса павою похаживает, Шубу пышную поглаживает.
Шуба рыжая лисы Несказанной красоты.
Ходьба на носках, руки внизу, поворачивая голову вправо-влево ( "лиса оглядывается на свой хвост).
- "Медведь"
Медведи по лесу бродитОт дуба к дубу ходит.
Ходьба на наружной стороне стоп, "загребая" слегка согнутыми руками.
Находит в дуплах мед в рот себе кладет.
Поднимаясь на носки, руки вверх ("медведь достает из дупла мед"), опускаясь па пятки, руки вниз.
- "Олененок"
Рано поутру спросонок Был капризным олененок.
Ходьба на месте, поочередно поднимай пятки, не отрывая носки от пола.
Левой ножкой - топ-топ! Правой ножкой - топ-топ!
Бьют копытца - цок-цок!Олененок-скок-скок!
Стоя ноги вместе, руки на пояс, поочередно сгибать ноги вперед, натягивая носки, разгибая, ударять носком- "копытцем " об пол.
- "Ежик"
По сухой лесной дорожке –Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки.
Ходьба в полуприседе на носках, руки подняты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
- "Зайчик"
Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал.
Подскоки на носках (пятки вместе)
КОМПЛЕКС № 12 "ПОПРОБУЙ, СОСЧИТАЙ!"
Перед выполнением комплекса дети и исходном положении сидя ноги прочь, руки в упоре сзади, проводят разминку стоп, "рисуя" ими цифры, правой ногой - от 0 до 9, а левой в обратной последовательности, от 9 до 0. Затем, перед, выполнением каждого упражнения преподаватель задает детям занимательную задачу, а они должны быстро решить ее и "нарисовать" ответ движением правой, затем левой стопы. Задачи и последовательность упражнений желательно варьировать через каждые 1-2 занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.
У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую
Песенку пели.
Один убежал, а второй
Вслед глядит.
Сколько у домики
Зайцев сидит?
И.п. – то же.
Несколько ран нарисовать цифру "1" правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
Утка морковку
В корзине несла,
Этой покупкой
Довольна была.
Если еще ей
Морковку купить,
Сколько их будет?
Ты можешь сложить?
И.п. - то же
Несколько раз нарисовать цифру "2” правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один — у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
И.п. - сидя ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать цифру ''3" правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
И.п. - то же
Несколько раз нарисовать цифру "4” правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катается?
Двое а саночках сидят,
Двое дожидаются.
И.п. - то же
Несколько раз нарисовать цифру "4" правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
Семь гусей пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
И.п. - то же
Несколько раз нарисовать цифру "5" правой. затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
- Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте. –
Сколько всех, пересчитайте.
И.п. – то же.
Несколько ран нарисовать цифру "6" правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
На березе две синички
Продавали рукавички.
Прилетело еще пять.
Сколько будет продавать?
И.п. - то же
Несколько раз нарисовать цифру "7” правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
Яблоки и саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?
И.п. - то же
Несколько раз нарисовать цифру "8” правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
Все ли здесь цыплята, детки,
Надо сосчитать наседке.
Шесть на грядке, три во ржи,
Сколько их всего, скажи?
И.п. - то же
Несколько раз нарисовать цифру "9" правой, затем левой стопой и двумя стопами одновременно.
Методические рекомендации: Представленные комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраст могут применяться в различных различиях частях занятия (урока) по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию в процессе утреней зарядки, гимнастики после дневною сна, в качестве домашних заданий и т.п.
Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Дозировка упражнений в ходьбе на этапах разучивания и закрепления составляет соответственно 20-30 секунд до 2-3 минут.
С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И.Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
Здоровьесбережение дошкольников...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....
Статья "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
Строение нашей стопы претерпевает изменение на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет. Далее критическими для сохранения формы и функ...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".Данная презентация была по...
Консультация для родителей "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания"
Каждого родителя, заботящегося о своем чаде не может не волновать вопрос профилактики и коррекции плоскостопия у детей, ведь стопа является фундаментом всего тела, поэтому естественно, что наруш...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что у 32% детей, выявлено плос...
Презентация «Паровозик здоровья по профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста" (оборудование своими руками)
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппар...