Логоритмическое занятие по развитию речи для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Использование приёмов логоритмики в работе с детьми с нарушениями речи позволяют сделать коррекционно-логопедическое воздействие более продуктивным и интересным для детей. В результате проведения подобных занятий движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной, улучшаются коммуникативные навыки, формируется и развивается игра от процессуальной до ролевой и сюжетно-ролевой. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает окружающий мир и совершенствует речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logorimicheskoe_zanyatie.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмическое занятие по развитию речи
для детей 4-5 лет
Наши дети живут в мире «говорящей» техники и постепенно учатся молчать, а речевые игры уступают место компьютеру и телевизору. А между тем, дошкольный возраст является сензитивным для усвоения системы русского языка, и если не развивать детям речь, вырастая, в школьные годы они столкнуться с трудностями пересказов, написания сочинений, изложений, а позднее - не смогут доказывать своё мнение, отстаивать интересы. Поэтому своевременное развитие и совершенствование всех компонентов речи – одна из актуальных тем дошкольного воспитания.
Дети, особенно с низким уровнем развития речи или с неустойчивым вниманием, часто начинают скучать и отказываются выполнять задания воспитателя. Им не нравится отвечать на однообразные вопросы, работать со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом. В этом случае воспитателю полезно изменить привычный стереотип занятия и попробовать нетрадиционные формы, например, комплексное занятие с использованием дополнительных методов развития речи, таких как сочетание проговаривания стихотворных текстов с выполнением упражнений по развитию мелкой и общей моторики под музыку.
Подобное комплексное занятие обеспечивает решение следующих задач:
- развитие понимания речи и накопление пассивного словарного запаса;
- активизация словаря по лексическим темам;
- развитие умения делать логические выводы;
- развитие чувства ритма;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие слухового внимания и памяти;
- воспитание гуманного отношения к окружающему;
- воспитание чувства взаимопомощи и коллективизма.
В результате использования на занятии дополнительных методов работы движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной, улучшаются коммуникативные навыки, формируется и развивается игра от процессуальной до ролевой и сюжетно-ролевой. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает окружающий мир и совершенствует речь.
Таким образом, проведение комплексных занятий позволяет проводить обучение и воспитание дошкольников в более интересной и доступной форме и эффективно реализовывать поставленные задачи.
«Летняя прогулка по лесу»
Цель: Развитие речи через движение и знакомство с окружающим миром.
Задачи:
образовательные:
- научить детей правилам поведения в лесу;
- закрепить знания о временах года, животных и птицах леса;
- расширять и обогащать активный словарь (подбор определений и действий предметов);
- закрепить умение делать логические выводы;
- развивать аналитико-синтетические деятельность;
- развивать чувство ритма;
- развивать мелкую и общую моторику посредством проговаривания стихотворных текстов под музыку.
воспитательные:
- прививать любовь к природе и Родине;
- формировать бережное отношение ко всему живому;
- способствовать проявлению гуманного отношения к окружающему миру;
- воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма.
Словарная работа: экологические знаки, транспорт, животные и птицы леса.
Оборудование: воздушный шарик с веселым «лицом», экологические знаки, набор разрезных цветов (василек, ромашка, колокольчик, одуванчик), игрушки (лягушата, ежик), запись звуков леса, запись песни-загадки про ёжика, массажный коврик («мостик»), ёлки, болото (плоскостное изображение на картоне), сюрпризная корзинка с грибами (выпечка), кепки (по количеству детей).
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, украшенный атрибутами, имитирующими лес: ели, мостик через ручей, куст, полянка и т.п. Логопед с воздушным шариком в руках и рюкзаком за спиной встречает детей.
Логопед: Здравствуйте, дети! Как я рада встречи с вами! Давайте познакомимся. А поможет нам в этом весёлый шарик: мы будем передавать его по кругу и называть свои имена. Меня зовут Елизавета Васильевна! А как тебя зовут? (Психогимнастика «Как тебя зовут».)
Логопед: Очень приятно! Оставим шарик в музыкальном зале, чтобы он продолжал нас радовать. (Логопед отпускает шарик.) Дети, какое сейчас время года? Назовите приметы лета. Где можно летом отдыхать? (Ответы детей)
Логопед: Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в лес, посмотреть, как он изменился с приходом лета. А вы хотите со мной отправиться в путь? (Ответы детей)
Логопед: Но прежде нам необходимо вспомнить правила поведения в лесу. В моем рюкзачке есть специальные знаки, экологические, они нам и помогут. (Логопед задает вопросы, демонстрируя поочередно от 4 до 5 экологических знаков, дети отвечают.)
Логопед: Правильно! Молодцы! Вижу, что у вас хорошие знания о природе и бережном отношении к ней. Думаю, в лесу вы будете вести себя правильно. На чем можно отправиться путешествовать? Как можно назвать всё это одним словом? К какому виду транспорта относится самолет? Поезд? Катер? (Ответы детей.)
Логопед: Я приглашаю отправиться на прогулку в лес пешком. Сейчас лето, на улице тепло, а пешком ходить так полезно! Дорога нам предстоит дальняя, поэтому нужно подготовиться, сделать специальную гимнастику. (Дети вместе с логопедом под музыку выполняют движения со словами):
Ти-ти-ти (хлопки в ладоши)
Куда же нам пойти? (шаги на месте)
Ать-ать-ать (шлепки по коленям)
В лес отправимся гулять! (шаги на месте)
Вы готовы! Мы отправляемся в путь.
Раз – два - три, раз - два - три
По дорожке мы пошли. (Дети идут за воспитателем в колонне по одному.)
Петлять тропинка начала (ходьба «змейкой» среди елочек)
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв.
В лес тихонько мы пошли
К ёлке вместе подошли. (Дети останавливаются, встают вокруг елки.)
Логопед: Как хорошо в лесу! Какой свежий воздух! Как много необычных звуков вокруг! Послушайте! (Звучит запись звуки леса).
Логопед: Ребята, расскажите, что вы услышали? (Ответы детей.)
Логопед: Молодцы! А мне запомнился ещё один звук - стук дятла. Знаете, как в народе называют дятла? Почему его так называют? (Ответы детей.)
Логопед: Дятел - это лесной доктор, он уничтожает вредителей
леса: жучков, гусениц, которые, поселяются в коре деревьев. Мне показалось, что дятел сегодня стучал как-то по-особенному, по-летнему. Давайте покажем. (Дети ударяют кулачком о кулачок и произносят «д-д-д», барабаня напряженным кончиком языка за верхними зубами.)
Логопед: В лесу живёт много и других птиц. Каких птиц вы знаете? (Ответы детей.)
Логопед: Летом у многих птиц в гнёздах появляются птенцы. Некоторые из них делают вот так. (Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде».)
Птичка крылышками машет (скрестить ладони тыльной стороной вверх и махать как крылышками) .
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет (изобразить пальцами обеих рук клюв птицы)
Где она взяла гнездо.
Разевает птенчик рот — (изображать клюв одной рукой)
Маму, маму он зовет.
Логопед: Наше путешествие продолжается. (Воспитатель с детьми проходят по залу, выполняя движения в соответствии с текстом.)
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей. (ходьба на носках, руки в стороны.)
Логопед: Ой, какая вода холодная! А мостик не простой.
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем. (Дети, расставив руки в стороны, переходят «мостик» и останавливаются около «куста».)
Логопед: В лесу живут не только птицы, но и звери. Только все они - дикие, и стараются не показываться на глаза людям. Мне кажется, что сейчас кто-то за нами наблюдает. (Звучит песня-загадка «Ежик».)
Логопед: Кто поет эту песню? (Ответы детей.)
Логопед: Где же он спрятался, проказник? Давайте поищем его! (Дети ищут ежика и находят его под кустом)
Логопед: Вот же он! Колючий! Что-то хочет сказать…(Логопед подносит ежика к уху.) Ёжик сказал, что ему очень грустно. Как ежика можно развеселить? (Ответы детей)
Логопед: Давайте поиграем с ним, наши ножки разомнём и ёжика порадуем! (Игра «Ежик». Дети становятся в хоровод, под музыку идут по кругу, взявшись за руки, а ведущий с игрушкой ёжика за кругом. Дети с логопедом проговаривают:
Ежик, ежик, покажи, нам свои иголки.
Говорят, что вы ежи очень даже колки.
Ведущий останавливается между двумя детьми, дети бегут вокруг круга в разные стороны. Кто быстрее добежал – становится ведущим.)
Логопед: Вижу, что игра вам понравилась. Ежик, тебе понравилось играть с детьми? (Логопед подносит ежика к уху.) И ежик повеселился и больше не грустит. А нам пора в путь, ведь впереди нас ждёт много интересного. Как же быть с ёжиком? Взять его с собой или оставить в лесу? (Ответы детей.)
Логопед: Еж привык жить в лесу, здесь его дом, поэтому посадим его под ёлочку. А наше путешествие продолжается. Вы готовы отправиться дальше?
Дети подходят к «болоту».
Логопед: На нашем пути болото. Кто здесь обитает? (Ответы детей.)
Логопед: Отгадайте мою загадку: «У болотной мягкой кочки, под зелёненьким листочком, притаилась попрыгушка, пучеглазая…» Обитатели леса умеют предсказывать погоду. Прыгает лягушка по земле, значит, будет дождик во дворе. А какие приметы знаете вы? (Ответы детей.)
Логопед: Посмотрите, какие наши лягушки весёлые, крепкие. Как ловко прыгают! Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть в хорошей спортивной форме как лягушата? (Ответы детей.) Наши лягушата каждый день делают зарядку и лягушачий массаж. Давайте сделаем лягушачий массаж. (Массаж тела «Лягушата».)
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
(Потягивание за руками вверх)
Выгибают спинки, спинки-тростинки
(прогибают, выпрямляют спинки)
Ножками затопали, ручками захлопали.
(топают ногами, хлопки руками)
Постучим ладошкой по ручкам мы немножко.
(постукивание ладошки о ладошку)
А потом, потом, потом, грудку мы чуть-чуть побьем.
(постукивание кулачками по груди)
Хлоп-хлоп тут и там, и немного по бокам.
(постукивание по бокам)
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
(поглаживание ладошки о ладошку)
Погладили ладошки и ручки, и ножки.
(поглаживание рук, ног)
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!
(прыжки на 2-х ногах)
Логопед: А теперь прыгаем как лягушата на полянку.
Дети оказываются на «поляне».
Логопед: Перед нами лесная поляна, покрытая мягкой зеленой травкой. Раньше на ней было много цветов, но кто-то до нас их все сорвал. Дети, можно срывать все цветы на поляне? (Ответы детей.)
Логопед читает стихотворение
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, вместе мы сорвём цветы,
Опустеет вся поляна и не будет красоты.
Логопед: Давайте вместе с вами ее снова украсим цветами. Как это можно сделать? (Ответы детей.)
Логопед: Разбейтесь на пары, сейчас вам нужно собрать из частей целый цветок. Выбирайте себе место на поляне. (Воспитатель проводит игру «Собери цветок», дети по двое складывают цветок из частей, помогая друг другу.)
Логопед: Посмотрите! Лесные жители тоже приготовили для вас подарок. (Воспитатель достаёт спрятанное среди елей лукошко с печеньем в форме грибов.) На протяжении пути они наблюдали за вами и решили отблагодарить за бережное отношение к богатству леса и его обитателям. Наше путешествие подошло к концу. Понравилась вам прогулка? Что больше всего запомнилось? Кого мы встречали? (Ответы детей.)
Логопед: Подарок заберём с собой. Пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с лесом. До свидания!
Дети уходят под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста
Статья "Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста" (из опыта работы)...
Логоритмическое занятие "МАГАЗИН ИГРУШЕК" для детей старшего возраста
Дети, вы любите свои игрушки? А как вы думаете, игрушки любят вас? Откуда берутся игрушки? Давайте отправимся в игрушечный магазин, познакомимся с новыми игрушками, пошалим и поиграем с ними... ...
Конспект логоритмического занятия по развитию речи с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста "Пропавшие звуки весны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Пропавшие звуки весны» с включением в работу по развитию речи пиктограмм, мнемодорожек и...
Значение логоритмических занятий для развития движения и речи детей с ОВЗ.
Регулярное проведение логоритмических занятий дает положительный результат в развитии общих движений, в развитии мелкой моторики и речи детей, а также их социальной адаптации и положительного эмоциона...
Конспект подгруппового логоритмического занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Лексиеская тема: "Семья"...
Роль логоритмических занятий в развитии речи у детей с нарушением зрения
В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Исследователями установлено, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным ...
Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»
Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...