Значение логоритмических занятий для развития движения и речи детей с ОВЗ.
статья по логопедии на тему

Борисова Наталья Александровна

Регулярное проведение логоритмических занятий дает положительный результат в развитии общих движений, в развитии мелкой моторики и речи детей, а также их социальной адаптации и положительного эмоционального настроя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Значение логоритмических занятий для развития движения и речи  детей с ОВЗ в условиях дома ребенка.

Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений датируется началом XX века, когда в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз, который разработал «метод ритмической гимнастики». Его интересовало выражение музыки при помощи движения, то есть человеческое тело становилось своеобразным инструментом, передающим ритм, темп, динамику и художественный замысел музыкального произведения. У нас в России идеи Жака-Далькроза подхватили и развили В. А. Гринер и Н. Г. Александрова, В. А. Гиляровский, Ю. А. Флоренская, Н. А. Власова и другие талантливые педагоги и психотерапевты. Позже из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика, а затем и одно из ее ответвлений - логопедическая ритмика, разработанная специально для коррекции речевых нарушений. По сей день логопедическая ритмика постоянно развивается и обогащается, благодаря приобретению специалистами новых знаний об особенностях функционирования сенсорных и двигательных систем человека, а также их связи с развитием других психических процессов, в частности, речи.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Логопедическая ритмика является составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Основная цель логоритмики  - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

 К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения,  развития дыхания, голоса, артикуляции, а  также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.

В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными  понятиями.

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений. Воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи.

Но логритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется  на неосознанном  непроизвольном  уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы помогают организовать речь.

Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

        В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения

Все виды игровых упражнений логоритмики делятся на две группы:

 -  одна из этих групп направлена на развитие неречевых процессов, то есть крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, повышение мышечного тонуса, а также других психических процессов, таких, как внимание и память;

-  другая группа представляет собой непосредственно речевые упражнения, развивающие правильное дыхание, способность управлять голосом, артикуляцию и мимику, восприятие речи и других звуков на слух, пассивную и активную речь, а также правильное звукопроизношение, темп и интонации речи.

        Логоритмические занятия строятся на основе принципов, разработанных  Г.А. Волковой, таких как систематичность, наглядность, сознательность и активность, учет симптоматики и поэтапное проведение.         Дети в игровой форме овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует развитию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительный эмоциональный настрой к логоритмическим упражнениям, помогают достичь лучшей результативности в обучении и воспитании.Необходимо показывать детям, как правильно выполнять те или иные движения, и убедиться в том, что они правильно и с желанием воспроизводят их, испытывая при этом определенные ощущения.

        Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикания, аутические расстройства и др. Очень важна логоритмика для детей, с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный  эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению  логопедических упражнений, учит общению со сверстниками и многое другое.  

        Логоритмика как часть лечебной терапии, по мнению профессора Г.А.Волковой, может быть включена в любую реабилитационную  методику лечения и обучения детей с различными аномалиями развития.

        Вот почему в своей работе мы решили попробовать проводить занятия по логоритмике. Контингент дома ребенка №19 – это дети младшего  дошкольного возраста, имеющие в анамнезе органическое поражение ЦНС; дети со сложной структурой дефекта, задержкой речевого и психомоторного развития, дети с синдромом Дауна, то есть дети с ограниченными возможностями развития.  У большинства из них двигательная недостаточность выражается  в виде плохой координации сложных движений, недостаточной скорости и ловкости их выполнения.  Наибольшую трудность такие дети испытывают, выполняя движения по словесной инструкции, особенно серии двигательных актов. Им свойственны особенности формирования мелкой моторики пальцев рук, недостаточность тонких дифференцированных движений, нарушение артикуляционной моторики. Как правило, эти дети соматически ослаблены. Учитывая, что наши воспитанники – это дети, представляющие собой сложную и разнообразную группу, как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения, и как следствие этого имеющие нарушения речи. Важным направлением логопедической работы с этими детьми является ранняя диагностика и  комплекс коррекционного воздействия на детей раннего дошкольного возраста, который является наиболее благоприятным для развития и формирования речи у детей.

        А логопедическая ритмика является одним из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников  с речевыми нарушениями, помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Сочетание движения и речи на логоритмических занятиях повышают эффективность логопедической работы в целом. Важно в этом возрасте, чтобы занятия проводились в игре, способствовали расслаблению и предупреждали возникновение эмоционального и мышечного напряжения, выполнение ритмических упражнений, на фоне положительного эмоционального возбуждения помогает воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, в игре, в двигательных импровизациях.

Вот почему мы с музыкальным руководителем решили попробовать включить элементы логопедической ритмики в занятия-развлечения с детьми, имеющими ограниченные возможности развития.  Мы разработали программу по логоритмике для детей младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, имеющих особенности развития.   Был подобран материал по лексическим темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», разработан комплекс занятий, с постепенным усложнением  и частичным повторением использованного материала, что позволяло детям лучше усвоить материал, так же проводились театрализованные представления-развлечения и как итоговые занятия проводились утренники, где дети демонстрировали навыки, приобретенные  в ходе занятий с использованием элементов логоритмики. Были выпущены сборники «Игры – Забавы для самых маленьких», «Музыкальные игры и развлечения для детей 2-3 лет» изд. Сфера,2011 г. по лексической теме «Зима», в которых мы поделились опытом проведения игр и развлечений с элементами логоритмики. В сборники мы включилисценарии театрализованных музыкально - логоритмических развлечений в зимний период, которые мы использовали с нашими детьми, имеющими ограниченные возможности развития.

        Занятия мы проводили с детьми в возрасте 2-3 лет 1 раз в неделю,                     широко используя детские стихи (А.Ануфриева, С.Дрожжиной, М.Дружининой, М.Картушиной, Е.Макшанцевой, Н.Нищевой, В. Степановой), а также русские народные песенки и потешки,  игровые упражнения, рассчитанные на соответствующий возраст.

Для эффективности коррекционной работы с детьми, раннего дошкольного возраста, имеющими особенности развития  были подобраны игры и упражнения в соответствии с возрастными, речевыми и психомоторными особенностями развития ребенка, типу его нервной деятельности. Как правило, состав  детей, объединенных  в группу, по состоянию речевого и моторного развития, психической и физической истощаемости был неоднороден, вот почему в организации логоритмических занятий мы старались дифференцировать требования к выполнению задания каждым ребенком, старались правильно распределять материал на занятиях в течение года. Иногда проводили индивидуальные занятия и малыми подгруппами, чтобы малышам легче было освоить предложенный материал.

 Было отмечено, что регулярное проведение логоритмических занятий, дало положительный результат в развитии общих движений, в развитии мелкой моторики и речи детей, а также их социальной адаптации и положительного эмоционального настроя.

        Проанализировав рекомендуемые  разными авторами программы занятий по логоритмике, мы пришли к выводу, что логоритмика это одна из уникальных методических форм в работе с детьми, воспитывающимися в Доме ребенка и имеющими особенности развития и как следствие речевые нарушения. Благодаря логоритическим средствам можно формировать координацию движений, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве, можно регулировать процессы возбуждения и торможения. В интересной форме развивать у детей общие речевые навыки (дыхание, темп, ритм речи, выразительность), отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, используя музыкально - дидактические игры.

Литература:

  1. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.,1985г.
  2. Тютюнникова Т.Э. «Учись говорить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». М.,2005 г.
  3. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до 1года пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей» М., АРКТИ, 2006
  4. Сорокина Н.Ф. «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» М., Арис-пресс, 2007
  5. Картушина М.Ю «развлечение для самых маленьких (сценарий досугов для детей 1 младшей группы)»М., ТЦ Сфера, 2007
  6. Картушина М.Ю «Логоритмические занятия в детском саду»М., ТЦ Сфера, 2005 и др.

Авторы:   логопед ГКУ СДР №19               Якименко Н.А.,

              Музыкальный руководитель          Бутенко Э.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья "Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Конспект логоритмического занятия по развитию речи с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста "Пропавшие звуки весны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Пропавшие звуки весны» с включением в работу по развитию речи  пиктограмм, мнемодорожек и...

Логоритмическое занятие по развитию речи для детей 4-5 лет

Использование приёмов логоритмики в работе с детьми с нарушениями речи позволяют сделать коррекционно-логопедическое воздействие более продуктивным и интересным для детей. В результате проведения подо...

Роль логоритмических занятий в развитии речи у детей с нарушением зрения

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Исследователями установлено, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным ...

Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»

Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ЛОГОПЕДОВ

Аннотация. В статье обосновывается авторский подход к организации и проведению занятий логопедической ритмикой, раскрываются условия применения логоритмических методик в системе подготовки будущих лог...