как повысить эффективность артикуляционной гимнастики
консультация на тему

Косенко Надежда Владимировна

для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи- язык, небо, губы. ариткуляция связана с работой многочисленных мыщц, в том числе жевательных, глотательных, мимческих , процес голособоразования проходит при участии органов дыхания, таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует следует иметь ввиду упражнения для  мыщц лица, ротовой полости, плечевогопояса, грудной клетки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kak_povysit_effektivnost_artgimnastiki.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

доклад «Как повысить эффективность артикуляционной гимнастики» (на педсовете январь 2017)

   Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания ( гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Профиль артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять   простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

 

Методические указания к   проведению гимнастики.

*     Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады , которые необходимо сформировать.

*  Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

*     Не следует предлагать детям более 3-7 упражнений.

*    При отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

*  В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляется последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

*    Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

*   После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).

*   Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы –«Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

*    Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого данного ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20 .

*    Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления.

*    Проводить артикуляционную гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Для красочного и забавного занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, художественное слово.

*     Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы – ярко окрашены.

*      Педагог следит за качеством выполняемых упражнений: точностью и правильностью движения, плавностью и легкостью , достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.

*      Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

- Рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;

- Показ педагогом упражнения;

- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

- Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

-  Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд.

Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

 

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.

2. Дифференцированность  движений – движение выполняется только языком без сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти).

3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.

 4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.

5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.

 6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.

7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения. Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

 Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

«Горка». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей  5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых  встречается искомый звук.

«Замени звук». Взрослый называет слово, ребенок заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
1. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. 

2. Кораблики. 
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 

3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д. 

5. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ (2):
1. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. 

2. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

3 Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. 

4. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

5. Косари.
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ:
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. 
Артикуляционная гимнастика приносит ребенку огромную пользу. Проявляйте творчество, придумывайте свои игровые сюжеты, делайте гимнастику ежедневно, и результат появится обязательно! Желаю Вам успехов!


 Список литературы:

 1. Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей: Т. А. Куликовская — Москва, ГНОМ, 2013 г.- 64 с.

2. Артикуляционная гимнастика для девочек: И. А. Волошина — Санкт-Петербург, Детство- Пресс, 2011 г.- 32 с.

3. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: Р. Г. Бушлякова — Москва, Детство- Пресс, 2011 г.- 240 с.

4. Артикуляционная гимнастика: Е. А. Пожиленко — Москва, КАРО, 2009 г.- 92 с.

5. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко — Санкт-Петербург, ГНОМ, 2012 г.- 16 с.

6. Веселая артикуляционная гимнастика: Н. В. Нищева — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009 г.- 30 с.

7. Интерактивная артикуляционная гимнастика: О. И. Крупенчук — Санкт-Петербург, Литера, 2014 г.- 32 с.

 8. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Практическое пособие: Е. Краузе — Москва, Корона-Век, 2014 г.- 80 с.

9. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика: Е. Краузе — Москва, Корона-Век, 2011 г.- 80 с.

 10. Развитие речи. Для занятий с детьми от 5 до 6 лет: Дарья Денисова — Москва, Мозаика- Синтез, 2009 г.- 24 с.

11. Речевая гимнастика для дошкольников: Н. В. Новоторцева — Санкт-Петербург, Академия Развития, 2012 г.- 96 с.

 12. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников: О. А. Новиковская — Санкт-Петербург, АСТ, Сова, ВКТ, 2010 г.- 64 с.

МАДОУ детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 41НМР РТ

КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Составил:

Учитель-логопед Косенко Н. В.

Нижнекамск

2017 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика- эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика- эффективное средство коррекции звукопроизношения.  Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, для отработки  определенных положений г...

Выступление на родительском собрании «Эффективность артикуляционной гимнастики в домашних условиях и на занятиях логопеда»

ГБОУ ШМК «Бибирево», февраль 2017гВыступление на открытом родительском собрании на тему: "Эффективность артикуляционной гимнастики"...

Приемы, повышающие эффективность артикуляционной гимнастики.

        В статье представлены приемы работы, повышающие интерес детей к артикуляционной гимнастике. Описанные  методы и приемы позволяют сделать коррекционный процесс б...