развивающая среда по экологии
материал на тему
здесь выложено выступление на педсовет по теме" Развивающая среда по экологии по всем возрастным группам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
001_razvivayushchaya_sreda_po_ekologii.docx | 43.72 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Слайд №2 Формирование экологической культуры населения, начало её становления падает на первые семь лет жизни ребёнка. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. Слайд №3 Уголок природы служит не только объектом для изучения растений, животных, но и служит украшением развивающей среды. Его следует размещать на уровне детей, в хорошо освещенном месте, так, чтобы все объекты хорошо просматривались, были доступны для ухода. Уголок природы должен содержаться в чистоте - растения регулярно поливаются, почва рыхлится, один раз в неделю листья протирают. Подкормка растений проводится биологическими веществами. Инструмент для обработки должен находиться в специально отведенном месте, в чистоте. Вещества для подкормки растений, хранить в недоступном для детей месте. Уголок природы не должен загромождать игровую комнату, недопустим сквозняк, а также попадание прямых солнечных лучей. Слайд №4 Уголок природы в ДОУ имеет несколько значений: Познавательное: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе). Практическое: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях. Формирование навыков бережного отношения к растениям и живым существам осуществляется в основном вне занятий, но для уточнения и систематизации знаний организуются специальные занятия. Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте. |
Слайд №8 При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитываются особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Слайд №9 Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Лучше всего это обыкновенная золотая рыбка или золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, дети обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию - рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений. В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи. Здесь помещаются растения с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д… Это могут быть 2—3 вида традесканции, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус и другие. Эти растения имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы. У них разные потребности в свете и влаге. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид) Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, в уголок можно поместить ежа, белку. Слайд №14 Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:
Слайд №15 Также дети подготовительной группы могут наблюдать за различными способами размножения растений. Слайд №16 Рыбы в аквариумах (их должно быть 2—3 вида) также разнообразные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех, которые выводят потомство в неволе. Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные. |
Слайд №17 В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.
Слайд №18 В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко).
В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.
В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей.
Слайд №19 В понятие «экологический уголок» входит и зона экспериментирования, так называемая научная лаборатория. Под лабораторией мы понимаем специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно - экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные ими на занятиях.
Слайд №20 Постепенно элементарные опыты становятся играми - опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное-познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх – опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. В дошкольных образовательных учреждениях, в которых организованы лаборатории, отмечают, что дети с нетерпением ждут новых занятий в лаборатории.
Слайд №21 Под лаборатории нужно отводить помещения с краном и раковиной. Это позволяет детям мыть руки сразу после занятий. Также, в зависимости от размера помещения можно разместить столики и стульчики, стеллажи, полки для оборудования материалов. На подоконниках можно поместить ящики с растениями для наблюдений.
Слайд №22 В качестве оборудования для проведения опытов используются материалы разного размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.
Слайд №24 В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений. Приведем вам два примера. Можно соорудить “Дом для червей” - аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением червей и переработкой ими остатков растений. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети могут выпустить “на волю”.
“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.
Слайд №24 Также в экологическом уголке могут быть помещены виды коллекций.
1. Коллекции “Летающих семян”
2. Коллекция других семян и плодов
3. Коллекция соцветий
4. Коллекция камней
5. Коллекции песка, глины, почвы
Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
Слайд №25 Только так шаг за шагом мы сможем привить детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект оформления развивающей среды для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста по экологии на тему: "Клумбы в детском саду"
Зона природы на территории дошкольного учреждения. Большое влияние на развитие личности ребёнка, семьи....
Из опыта работы Чтобы предметная среда по экологии в ДОУ стала развивающей
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачами экологического воспитания в детск...
Создание предметно развивающей среды по экологии.
В своей статье я рассмотрела теоретические и научные высказывание ученёх о необходимости создания экологической среды. Что через среду развивающие мы решаем задачи позновательнае, обучающие, раз...
«Развивающая среда по экологии в ДОУ»
Практический материал к педсовету...
«Развивающая среда по экологии в ДОУ»
практический материал для педсовета...
Презентация "Предметно-развивающая среда по экологии в подготовительной группе"
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...
Развивающая среда в детском саду. Знакомство с центром экологии.
Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учрежде...
- Мне нравится (2)
Комментарии
развивающая среда по экологии
Людмила Владимировна, добрый вечер! Огромное спасибо Вам за такой замечательный материал.