Создание предметно развивающей среды по экологии.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
В своей статье я рассмотрела теоретические и научные высказывание ученёх о необходимости создания экологической среды. Что через среду развивающие мы решаем задачи позновательнае, обучающие, развиваем поисковую, эксперементальную деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_predmetno_razvivayushchey_sredy_po_ekologii.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ, КАК УСЛОВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Психолого-педагогическим проблемам экологического образования посвящены исследования Н.С. Дежниковой, С.Д. Дерябо, В.А.Кобылянского, В.И. Ситарова, В.А. Левина и др. Целью экологического образования, по мнению ученых, является формирование экологической культуры личности. Исследователи считают, что экологическая культура представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: экологического сознания, нравственно-ценностного отношения к природе, опыта экологической деятельности. Вместе с тем, ученые отмечают недостаточную эффективность современного экологического образования (С.Н. Глазачев, В.В. Пустовойтов, Л.К. Толстихина и др.), что отразилось в противоречии между нарастающими темпами экологического кризиса и низким уровнем экологической культуры общества.
В исследованиях, посвященных изучению непрерывного экологического образования, особое внимание уделяется дошкольному детству. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. Концептуальные подходы к выявлению содержания развивающей предметно-пространственной экологической среды представлены в исследованиях Т.М. Бондаренко, Л.И. Греховой, H.H. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, H.A. Рыжовой, Т.П. Потаповой и др.
Развивающая предметно-пространственная среда – система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития.
Особенности развития ребёнка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ включает всё, что доступно восприятию ребёнка и использованию им в практической деятельности. Среда должна быть наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития; тем содержанием, которое для некоторых детей ещё остаётся загадкой и временно недостижимо.
Развивающая предметно-пространственная экологическая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде.
Модель построения развивающей предметно-пространственной среды включает следующие организационно-педагогические блоки:
-мотивационный, направленный на формирование позитивного отношения воспитателей к экологическому образованию дошкольников;
-теоретический, определяющий концептуальные подходы к построению модели среды;
-проектировочный, включающий развитие умений воспитателей конструировать среду;
-практический, обеспечивающий наполнение существующей среды образовательного учреждения экологическим содержанием.
В группах нашего детского сада созданы уголки природы, которые не только знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, но и обогащают представления детей о многообразии природного мира, воспитывают любовь и бережное отношение к природе, приобщают детей к уходу за растениями и животными, формируют начала экологической культуры. Содержание уголков природы зависит от возраста дошкольников. Как правило, уголок природы располагается непосредственно у окна. В уголке природы размещаются краеведческие материалы (фотографии нашего города, заповедные места Мордовии, занесенные в Красную книгу Мордовии животные и растения).
Не последнее место в экологическом воспитании дошкольников занимает и мини-лаборатория. Это новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Для младших дошкольников таким исследовательским центром, является центр воды и песка. Центр песка и воды – это специальный стол в группе, который дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются. В группах старшего возраста нами созданы лаборатории для экспериментирования детей, для проведения различных опытов с природными обьектами, что даёт детям умение делать выводы, простейшие умозаключение.
Экологическое воспитание дошкольников не ограничивается групповым пространством. Одной из форм организации работы по экологическому воспитанию являются экскурсии. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Традиционно широко используются для экологического воспитания детей прогулки. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).
В нашем детском саду мы стараемся создать весе условия для гармоничного развития ребенка. Мы считаем, что формирование основ экологической культуры есть целенаправленный процесс освоения и принятия ребенком экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, овладения умениями и навыками экологической деятельности в природной среде. Формирование основ экологической культуры обеспечивается комплексом педагогических условий: эколого-педагогической готовностью воспитателя к работе; построением развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей разнообразную деятельность детей с природными объектами; программно-методическим обеспечением, включающим доступное для дошкольников содержание экологической культуры.
Литература
1. Бурляева, О.В. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Киркина и др. – Саранск, Мордов. кн. изд-во. 2011. – 104с.
2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина. – М., Мозаика-Синтез, 2005. - 212с.
3. Зверев, Н.А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / Н. А. Зверев. – М., Перемена, 1996. – 234с.
4. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. – М., АРКТИ, 2004. – 320с.
5. Михайлова, З.А. Образовательная область «Познание» / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко и др. – М., Изд-во «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 156с.
6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М., Изд-во центр «Академия», 2002 г. – 336 с.
7. Николаева, С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве / С.Н. Николаева. – М., Новая школа, 1995. – 215с.
8.Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду / С.Н. Николаева. – М., Мозаика-Синтез, 1999. – 224с.
9. Рыжова, Н.А. Волшебница вода / Н.А. Рыжова. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 134с.
10. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду/ Н.А. Рыжова //Первое сентября. – 2005. – № 17.- С.11-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация создания предметно - развивающей среды в ясельных группах
Воспитатель дает практические рекомендации относительно структуры предметно - игровой среды группы детей раннего возраста и представляет собственный опыт в создании развивающей среды в группах раннег...
Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе
Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».
Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...