Эффективные формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья (младшая группа) на тему
В статье раскрыт опыт работы по сопровождению непрерывного образовательного пространства и социально-психологической поддержки семей в реализации их воспитательной функции, которая достигается путем тесного сотрудничества узких специалистов и воспитателей детского сада. Эффективность работы с родителями воспитанников подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_formy_vzaimodeystviya_s_semyami_detey_s_ovzstatya_pechatnaya.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ
в условиях дошкольного образовательного учреждения
Маркова О.А.,
ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации
и коррекции, подготовки семей для принятия детей и
их профессионального сопровождения «Детство»
Титова В.Н.,
МДОУ «Центр развития ребенка –
Медведевский детский сад № 6 «Колокольчик»
Одной из характеристик семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные, но во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Решение данной проблемы нам видится в интеграции всей семьи в детско-родительский социум детского сада.
Эффективное взаимодействие дошкольного учреждения с родителями решает множество проблем. Об этом свидетельствует опыт работы с семьями воспитанников МДОУ «Центр развития ребенка - Медведевский детский сад № 6 «Колокольчик»», где сопровождение непрерывного образовательного пространства и социально-психологическая поддержка семей в реализации их воспитательной функции достигается путем тесного сотрудничества узких специалистов и воспитателей детского сада.
Приоритетной формой сотрудничества с родителями является профилактика - повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, получение дополнительной информации по вопросам обучения и воспитания дошкольников (в том числе и детей с отклонениями в развитии), обмен опытом семейного воспитания.
Однако недостаточно просто давать знания родителям – необходимо сформировать желание и умение родителей свободно участвовать, делиться опытом, дискутировать – одним словом, раскрепостить их. Степень активности родителей можно условно разделить на три этапа.
На первом этапе минимальная активность родителей постепенно переходит в активное слушание. Основной задачей работы с родителями является установление сотрудничества детского сада и родителей; ознакомление родителей с психологическими особенностями детей раннего возраста. Среди наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями хочется отметить:
- Вечер знакомств – направлен на организацию общения родителей в неформальной обстановке, формирование и развитие коллективизма. На таком вечере можно рассказать родителям о детском саде, познакомить со специалистами, для раскрепощения и сплочения коллектива родителей использовать игры на знакомство («Сделай так…», «Снежный ком», «Непослушные шарики» и др.)
- Информационно-практические занятия – позволяют повысить активность родителей и мобилизуют их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. На занятиях рекомендуется использовать игры на знакомство, сплочение, снятие эмоционального напряжения («Комплимент», «Подарок», «Предмет рассказывает о хозяине», «Я в лучах солнца», «На что похожа наша группа»). С учетом темы занятия (например, «Роль игрушки в жизни ребенка») родителям можно предложить задания на выполнение общей деятельности («Коллективный портрет ребенка раннего возраста» или «Презентация развивающей игрушки»).
- Презентация собственного ребенка – развивает творчество родителей, акцентирует их внимание на положительных качествах собственного ребенка, что бывает очень актуальным для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Форма презентации может быть различной: выставки, стенгазеты, папки-передвижки, альбом «Детки нашей группы».
На втором этапе активное слушание родителей переходит в активное действие под руководством педагога. Общение с родителями выходит на новый качественный уровень, когда на основе наглядного, обучающего материала и игровой ситуации в доступной форме необходимо преподать сложный материал, отражающий особенности психического и социального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективными для достижения данных целей являются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями:
- КВНы – отработка теоретического материала на практике в игровой форме (использование коррекционно-развивающих игр в КВНе «Развитие внимания и памяти детей в игровой деятельности»);
- «Читательская конференция» – обсуждение прочитанных материалов на тему собрания (изучение приемов воспитания семьи Никитиных на основе книг «Развивающие игры», «Мама или детский сад», «Резервы здоровья наших детей»);
- Ток-шоу «Есть мнение», «Большая стрика» - организация дискуссий с привлечение специалистов, обсуждение проблемы с различных точек зрения («Подготовка к школе. Когда начать, чтобы не опоздать?»);
- Аукционы – «продажа» полезных советов на определенную тему («Как приучить ребенка чистить зубы?», «Закаливание – весело и просто», «Играем по дороге из детского сада»);
- Родительские клубы, семейные гостиные - объединение родителей на принципах добровольности и личной заинтересованности в клубы по интересам. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие.
- Обмен опытом воспитания – изготовление папок-копилок с рассказами и фотографиями родителей на тему воспитания ребенка в семье («Как Даша научилась помогать маме», «Семейные традиции», «У нас гостил Дед Мороз!», «Игрушки своими руками» и др.);
- «Душевный разговор» - организация общения родителей, дети которых имеют общие особенности (дети-левши, с ЗПР, с ОНР, агрессивные дети, дети с проблемами в общении и др.). Подобная форма, как правило, проводится узкими специалистами детского сада и проходит в виде тренинга, где наряду с получением теоретических знаний, родители отрабатывают навыки конструктивного общения с подобными детьми.
На заключительном этапе активное действие родителей под руководством педагога переходит в активное общение родителей друг с другом. Здесь важно активизировать их на обратную связь, развивать умение оперировать полученными знаниями в любой ситуации. На данном этапе превалируют более сложные формы взаимодействия с родителями, такие как:
- Совместные занятия детей и родителей. Позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе сотрудничества с ним (например, занятия по подготовке детей к школе, на которых родители не только присутствуют, но и под руководством педагога выполняют предложенные задания);
- Круглые столы, родительские конференции. Основная цель конференций - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Здесь может выступить специалист. Обсуждение темы может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов.
- Мастер-классы. Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и обучения детей (фактически проводят ту же работу, что до этого проводили воспитатели и специалисты).
Эффективность работы с родителями воспитанников подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образования детей-инвалидов в условиях дошкольного образовательного учреждения.
На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации интегрированного обучения и воспитания ...
Мастер-класс «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одна из эффективных форм повышения ИКТ - компетентности педагогов»
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, CD, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (общения, передачи информации).Ни дл...
Методическое пособие "Обучение детей плаванию в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Посвящено аспектам обучения детей плаванию в дошкольном учреждении. раскрываются особенности организации и проведения занятий по плаванию....
Опыт работ. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально- педагогической поддержки семьи»
Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...
Палаточный лагерь как эффективная здоровьесберегающая форма воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения
Аннотация: в настоящей статье представлен опыт реализации проекта «Азбука для детей: безопасно, интересно, весело!», в рамках которого на территории дошкольного учреждения организован пала...
Социальная работа с семьями социального риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в процессе социализации практически невозможно....
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, WEB-НАВИГАТОР КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ВОСПИТАННИКАМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье описывается актуальная форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями и воспитанниками. Представлены способы работы в облачной системе и описаны такие формы д...