Методическое пособие "Обучение детей плаванию в условиях дошкольного образовательного учреждения"
календарно-тематическое планирование по физкультуре (младшая группа) на тему
Посвящено аспектам обучения детей плаванию в дошкольном учреждении. раскрываются особенности организации и проведения занятий по плаванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_vtoraya_mladshaya.doc | 351.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
«Обучение детей плаванию в условиях дошкольного образовательного учреждения»
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Особенности организации и проведения непосредственной образовательной деятельности по плаванию
- Технология использования игровых приемов в бассейне
- Способы обучения детей плаванию
- Комплекс игровых приемов, обеспечивающих обучение основным двигательным навыкам
- Игры на воде
- Календарно-тематическое планирование НОД по плаванию во второй младшей группе
- Использованная литература
Пояснительная записка
В настоящее время в нашей стране достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. В Концепции дошкольного воспитания решению этих проблем отводится ведущее место: «Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии». Физическая культура в дошкольных учреждениях была и остается базовой областью дошкольного образования.
Гармоничное формирование и развитие организма ребенка возможно лишь при достаточной двигательной активности. Движение является естественной биологической потребностью детей и необходимым условием их нормального развития. Среди разнообразных форм двигательной активности детей особо можно выделить плавание. Плавание – один из уникальных видов физических упражнений, благотворно и разносторонне воздействующих на растущий организм детей.
Использование элементов НРК. Работа по УМК
Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию на воде. Плавание - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуется напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
Регулярное занятие плаванием положительно влияет на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется так же нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуется движения, увеличивается выносливость.
Великий русский физиолог И. И. Сеченов сказал, что живой «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Я с ним полностью согласна. Ведь человеческий организм существует в нераздельном единстве с окружающей средой.
Одновременно с обучением плаванию для всестороннего развития ребенка прививаются умения и навыки самообслуживания.
Плавания благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, бояться входить в воду, бояться глубины. Психологами установлены, что главная опасность на воде не действия в ней, а чувство страха, и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и
небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Умение плавать необходимо в жизни. Плавание не только полезно для оздоровления и физического развития человека. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
В основе обучения лежит приобретение умений, позволяющих комфортно себя чувствовать на воде и, конечно же, получать от этого удовольствие. Умение плавать - жизненно важный прикладной навык, особенно для детей и подростков. Существует печальная статистика. Большое количество несчастных случаев на воде происходит из-за того, что люди не умеют плавать. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. В России ежегодно погибает на воде около 25 тысяч человек. Более половины гибнущих на воде – люди, не умеющие плавать и нарушающие правила поведения на воде. Каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшийся на берегу любого, даже самого, казалось бы, безобидного водоёма и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности. Умеющий плавать человек, оказавшись в воде, никогда не рискует жизнью. Он знает, что он, либо доплывёт до берега или какого-то плавательного средства, либо сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Вопросами поведения людей в экстремальных ситуациях занимается такой раздел плавания как прикладное плавание. Простейшим навыкам прикладного плавания можно и нужно обучать дошкольников в детском учреждении.
Цель данного методического пособия: содействие укреплению здоровья дошкольников, их гармоничное физическое развитие, формирование интереса и ценностного отношения к непосредственно образовательной деятельности по плаванию, формирование практических основ поведения ребенка на воде.
Задачи:
1. Оздоровительные: совершенствовать механизм терморегуляции, укреплять здоровье детей; развивать все системы и функции организма; формировать правильную осанку, укреплять своды стопы, повышать работоспособность.
2. Образовательные: ознакомить с правилами безопасности на воде, формировать необходимые теоретические знания в этой области, плавательные умения и навыки, обогащать двигательный опыт детей.
3. Развивающие: развивать физические качества: сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость; совершенствовать психические процессы (мышление, память, воображение), мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез).
4. Воспитательные: прививать стойкое положительное отношение к физической культуре в целом и плаванию в частности; воспитывать в детях такие черты характера, как самообладание, настойчивость, решительность, доброта.
При обучении детей плаванию необходимо руководствоваться следующими общепедагогическими принципами:
- Принцип научной обоснованности и практической применимости. Мы опираемся на достижения спортивных дисциплин, дошкольной педагогики и психологии, исходим из того, что полученные в процессе плавания знания, умения, навыки будут практически применимы детьми в жизни.
- Принцип доступности. Обучение детей плаванию идет с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков.
- Принцип развивающего обучения: предлагаемые детям упражнения, задания опережают имеющийся у них опыт, занятия носят проблемно-ситуативный характер.
- Принцип систематичности. Занятия проводятся регулярно, в определённой системе, материал (в одной или разных возрастных параллелях) повторяется с усложнением.
- Принцип сознательности. Предлагаемый детям материал усваивается осознанно и заинтересовано.
- Принцип наглядности. При создании у детей представлений о разучиваемых движениях привлекаются к работе по возможности все анализаторы, применяются разнообразные приемы (показ, использование наглядных пособий, имитация, звуковые и зрительные ориентиры и т. д.).
- Принцип комплексности и интегрированности. Все задачи по плаванию решаются в системе всего учебно-воспитательного процесса при тесном контакте в работе инструктора по плаванию, воспитателей, родителей.
- Принцип вариативно - дифференцированного подхода к детям. Учитывается уровень развития и состояния здоровья каждого воспитанника, содержание работы адаптируется к категориям разного возраста.
- Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения плаванию формируются нравственно - волевые качества.
Плавательный бассейн посещают дети четырех возрастных групп: второй младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группы. НОД проводятся 1 раз в неделю в первую половину дня в период с октября по май. Длительность проведения НОД: во второй младшей группе - 15 минут, в средней группе - 20 минут, в старшей группе - 25 минут, в подготовительной к школе группе - 30 минут. Помимо этого, в группе проводятся специальные занятия, посвященные безопасности детей на воде, беседы о правилах поведения в бассейне и др. Для более успешного освоения детьми содержания программы по плаванию главным является взаимодействие: педагоги – дети – родители. При непосредственном проведении образовательной деятельности по плаванию уделяется особое внимание безопасности и здоровью каждого ребёнка.
Структура данного методического пособия. Методическое пособие состоит из двух структурных частей. Первая часть представляет собой особенности организации и проведения непосредственно образовательной деятельности по плаванию в разных возрастных группах. Раскрывается технология использования игровых приемов в бассейне. Вторая часть методического пособия представляет собой календарно-тематическое планирование НОД по плаванию в разных возрастных группах на каждую неделю, начиная со второй младшей группы.
Особенности организации и проведения непосредственно образовательной деятельности по плаванию
в младшей и средней группах
В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
По мнению Т.И. Осокиной, к концу учебного года дети младшей группы в воде должны уметь: достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; сделать выдох в воду (5—6 раз); скользить на груди (2—3 раза); выполнять упражнение «поплавок» (2 раза); с помощью взрослого лежать на спине (2 раза). При таком подходе уже в младшей группе выполняются требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» по плаванию.
Наш собственный опыт показывает, что не всем детям младшего дошкольного возраста доступен набор столь сложных упражнений (особенно упражнение «поплавок»). Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, дети могут заниматься плаванием лишь 7—8 месяцев в году. Во-вторых, в этом возрасте дети часто болеют, получая после перенесенного заболевания медицинский отвод на две недели. Ускорение учебного процесса искусственно создает группу детей, «неуспевающих» в плавании.
С учетом основных задач начального обучения плаванию мы включаем на данном этапе лишь игры с игрушками на мелководье, включая все виды ходьбы и бега в воде и несложные прыжки с лестницы (тумбы). Занятия в младшей группе мы начинаем с обычного умывания и обливания из ковша. Затем переходим к кратковременному погружению лица в воду и подныриванию под различные предметы — обруч, круг и т.п. Для этого используются такие упражнения, как «Надень шляпу», «Вырос гриб», «В домик - из домика»).
Во время НОД в средней группе дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, дети должны научиться самостоятельно, произвольно выполнять вдох-выдох в воду несколько раз. Подбор игровых упражнений в средней группе определяется нами исходя из следующих условий:
1) Не следует начинать обучение движениям ног или рук до тех пор, пока у ребенка не получилось идеального скольжения.
2) Не рекомендуется выполнять данное упражнение у опоры, так как, работая ногами, ребенок не сможет почувствовать продвижения вперед.
3) Мы также не советуем использовать поддерживающие предметы, поскольку при этом нарушается горизонтальное положение тела, что, в свою очередь, ведет к появлению грубых ошибок в работе ног.
Основной задачей организации образовательной деятельности по плаванию в средней группе является обучение ребенка умению свободно лежать на груди и на спине. Для этого необходимо научить его погружаться, нырять и открывать в воде глаза, не протирая их после этого руками. Умение открывать глаза помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если ребенок в состоянии задерживать дыхание, можно научить его доставать со дна различные предметы: игрушки, шайбы, ракушки. Очень важно обратить внимание ребенка на то, что под действием выталкивающей силы он всплывает к поверхности воды. Дети также должны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, мы предлагаем присесть под воду после глубокого вдоха и после энергичного выдоха. С этой целью используются упражнения «Надуй шар», «Лопнул шар» и др.
Для получения представления о плавучести тела и действии подъемной силы Т.И. Осокина предлагает использовать упражнение «Поплавок». Это упражнение выполняется таким образом: «стоя сделать вдох, присесть глубже, обхватить руками ноги чуть-чуть ниже колен, опустить лицо к коленям и сгруппироваться». Опыт работы показывает, требование группировки на начальном этапе оказывается невыполнимым из-за того, что ребенок инстинктивно разводит руки и ноги для удержания равновесия, поэтому мы рекомендуем это упражнение более подготовленным детям.
Для того, чтобы ребенок понял, что вода его держит, используем для этого упражнение «Крокодил». В программе Т.И. Осокиной оно описывается следующим образом: «лежать, опираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги…Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». Мы предлагаем иной вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вывести руки вперед, а не к бедрам - так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. По ходу выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания - чередования короткого вдоха и медленного выдоха. Обучая ребенка лежать на большой глубине, мы используем следующий прием: зацепившись руками за лестницу, лечь в положение «стрела», разжать кисти рук и в такой позе немного полежать.
После овладения движением «лежание на груди» мы переходим к обучению лежания на спине также на мелкой воде. Для этого ребенок, сидя на дне и слегка опираясь на него локтями, пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди, носик и животик вверх. На первых порах необходимо помочь ребенку избавиться от лишнего напряжения: инструктор по плаванию, стоя сзади, мягкими руками уверенно поддерживает голову ребенка и, подбирая нужные слова, добивается цели.
Когда ребенок научится лежать на мелкой воде без помощи взрослого, можно переходить к выполнению этого упражнения на большой глубине (по пояс - по грудь). В пособии Т.И. Осокиной предлагается следующий вариант: «стоя, руки опущены вниз, сделать вдох, задержать дыхание и спокойно лечь на спину. Подбородок следует опустить и прижать к груди, а живот подтянуть к поверхности воды. Желательно, чтобы, падая назад в воду, дети видели стоящего рядом преподавателя». Это непростое упражнение мы выполняем по-другому: присесть, опустив плечи в воду, положить голову так, «чтобы ни одна капелька не попала на лицо», затем легко оттолкнуться и лечь, поднимая живот. Ребенку будет проще удержать грудь и живот на поверхности воды, если сверху положить какой-нибудь плоский предмет типа формочки. Для этого мы используем круглые массажеры стоп. На начальном этапе необходимо поддерживать ребенка под затылок или подбородок, при этом его голова должна свободно лежать на воде. Можно использовать обруч или сачок.
Очень важно научить детей вставать из положения лежа на спине. Т.И. Осокина описывает этот прием следующим образом: дети «вытягивают руки вдоль тела и энергично нажимают ими на воду вниз; ноги подтягивают к туловищу (ребенок как бы садится). Тело принимает вертикальное положение; после этого ноги вытягиваются и встают на дно». Для этого детям предлагаем упражнение «Как солдат»: повернуться на бок - грудь - и встать на дно.
Для того, чтобы ребенок ощутил продвижение в воде, мы предлагаем использовать традиционные упражнения с буксировкой (держась за руки, за обруч, сачок и т.п.), а также проныривание в вертикально стоящие обручи. Это может быть серия обручей разного диаметра.
Упражнение «Привет!» выполняется следующим образом: прыгая в обруч, ребенок отвечает инструктору рукопожатием, который, в свою очередь, придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно. Первое время дети сразу встают на дно, и это естественно. Необходимо добиваться длительного скольжения до полной остановки.
При выполнении скольжения важную роль играет технически правильный и сильный толчок. Поэтому значительное внимание мы уделяем прыжкам, которые придают занятию эмоциональную окраску, помогая ребенку преодолеть неуверенность, воспитывать решительность и смелость. Формирование этого навыка зависит от объективных возможностей бассейна. Можно прыгать и с лестницы, но удобнее и безопаснее прыгать с прикрепленной к лестнице съемной тумбы со ступенями, высота которой соответствует уровню воды. При обучении прыжкам должны соблюдаться основные дидактические принципы, так как эти упражнения могут вызвать чувство страха, которое поставит под угрозу весь процесс обучения. Нельзя принуждать ребенка к прыжку, ни в коем случае нельзя толкать ребенка, если он боится. Во избежание травматизма инструктор во время прыжков должен стоять на тумбочке и следить за тем, чтобы место, куда будет прыгать ребенок, было свободно.
Начинать лучше с элементарных прыжков ногами вниз. Мы предлагаем прыжки, которые дети выполняют с удовольствием: в обруч разного диаметра, лежащий на поверхности воды: «В колодец — из колодца»; «В глубокий колодец» (прыжок с погружением в воду и выныриванием из обруча под водой); через натянутую горизонтальную веревку; с досками, надувными подушками и т.п. («Кто дольше» и «Оседлай коня»).
После освоения этих прыжков переходим к освоению прыжков головой вперед (прыжок поверхностный). Первое время дети «плюхаются» в воду, разводя руки и ноги в стороны. Необходимо научить ребенка хорошо отталкиваться, прыгать как можно дальше, а потом лежать как можно дольше (до полной остановки). Робким детям можно предложить прыжок на надувной матрац, пенопленовый коврик, с доской в руках. Это придает уверенность, а значит, ребенок быстрее овладеет этим навыком. Дальность полета заметно улучшится, если прыгать в вертикально стоящий обруч, который держит инструктор. Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается для каждого ребенка индивидуально. Для этого используются такие упражнения: «Как стрела», «Прыжок тигра в горящее кольцо». Для детей более подготовленных предлагаем выполнить акробатические упражнения: кувырок вперед, назад и т.п. на пенопленовом коврике.
Отрабатывать и контролировать скольжение можно только тогда, когда дети, прыгая головой вперед, выполняют хороший толчок. Дети одинаково хорошо должны уметь скользить на груди и на спине. В процессе обучения необходимо видоизменять и усложнять задания. Например, выполнять скольжение с последующим выдохом в воду, различным положением рук и т.п. Следует также постоянно создавать игровые ситуации, такие, как «Кто проскользит дальше всех», придавать упражнениям развлекательную окраску: «Как стрела», «Торпеда» и другие.
Таким образом, основной задачей обучения плаванию детей младшей и средней групп на мелководье является создание педагогических условий, способствующих возникновению у ребенка уверенности в себе и ощущения, что вода его любит и держит. А приобретенные на мелкой воде навыки и умения впоследствии совершенствуются на глубокой воде.
Технология использования игровых приемов в бассейне
Обучение детей плаванию осуществляется с помощью игровых приемов. Цель использования игровых приемов состоит в том, что элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс обучения увлекательным, занимательным, интересным, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.
При организации дидактического пространства необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Принцип «открытого обучения». Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации как по воле педагога, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг - необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть - научить вставать, боится захлебнуться - научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку - научить нырять, пытается сделать вдох - научить дышать во время плавания и т.д.
2. Принцип учета ведущей деятельности. Ребенку хочется купаться и резвиться, взрослому - научить ребенка плавать. Значит, надо превратить все задания и упражнения в игру, особенно в младшем дошкольном возрасте.
3. Принцип свободного выбора, или принцип субъективности. Ребенок сам выбирает задания, виды деятельности («купаться» или «плавать»), объем нагрузки, самостоятельно переходит из одной игровой зоны в другую.
4. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим. Задача инструктора - вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям или возникшую потребность ребенка в решении новых задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.
5. Принцип «от простого к сложному». Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип - условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
6. Принцип «от целого к частному». Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.
7. Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных особенностей. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.
Обучая детей разным способам плавания, используются различные игровые упражнения, приемы, игры.
Технология использования их следующая:
1. В воде и на бортиках бассейна раскладываются различные игрушки, специальные обучающие средства (обручи, кольца, пенопленовые коврики и т.д.).
2. В ходе занятия дети обращают внимание на эти предметы, выбирают понравившиеся (по цвету, форме, назначению) и начинают манипулировать ими или выполнять с их помощью уже знакомые упражнения.
3. Инструктор по плаванию, наблюдая за действиями детей и каждого ребенка в отдельности, предлагает им новые виды движений или действий с данными предметами. При этом педагог следует принципу: «Не вмешиваться, а встраиваться в процесс детской игры».
4. Если ребенок хочет освоить новое упражнение, инструктор или дети-помощники демонстрируют способ его выполнения.
5. Ребенок под наблюдением инструктора выполняет новое действие.
6. Обязательно звучит похвала или другие ободряющие слова наставника.
7. К выполнению данного упражнения могут по собственному желанию подключиться и другие дети. Для поддержания интереса к упражнению и совершенствования соответствующих умений педагог вводит элемент соревнования («Кто дальше?», «Кто больше?», «Кто точнее?» и т.д.).
8. Выполнение упражнения прекращается, как только дети теряют к нему интерес.
Существуют определенные условия для эффективного обучения детей плаванию:
- наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т.д.);
- умение и готовность педагога наблюдать за детьми, заметить внутреннюю готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий;
- умение педагога учиться у детей и импровизировать вместе с ними и вслед за ними («подглядеть» новый способ манипуляций ребенка с предметами и оборудованием; подхватив инициативу ребенка, придумать новое упражнение и предложить его детям);
- умение педагога быть терпеливым, не навязывать ребенку новые упражнения, лишь косвенно, через деятельность других детей вызвать его желание делать то, что и другие, стимулировать и поощрять самостоятельный выбор.
Комплекс игровых приемов, обеспечивающих обучение основным двигательным навыкам
Приемы «Надень шляпу», «Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Детям предлагается надеть на голову плавающий на поверхности спасательный круг, поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб или надетую на голову шляпу.
Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети должны усвоить, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после энергичного выдоха («Шар лопнул»).
Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей среды. По методике Т.И.Осокиной упражнение выполняется следующим образом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги. Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». Можно предложить другой вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, а не к бедрам, так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. Во время выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания - чередования короткого вдоха и медленного выдоха.
Прием «Стрела» используется для того, чтобы обучить ребенка лежать на большой глубине. Зацепившись руками за лестницу, ребенок должен лечь в положение «стрела», разжать кисти рук и в такой позе немного полежать (выполнятся с постепенным увеличением счета).
Прием «Носик и животик вверх» помогает научиться лежать на спине в мелкой воде. Сидя на дне и слегка опираясь локтями, ребенок пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди.
Прием «Привет» используется для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить продвижение в воде, используются традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра). Проныривая в обруч, ребенок протягивает инструктору руку для рукопожатия («Привет!»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно до полной остановки.
Серия игровых приемов для обучения элементарным прыжкам ногами вниз
Прием «В колодец» предполагает прыжки в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды.
Прием «В глубокий колодец - из колодца» предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой.
Прием «Оседлай коня» используется для прыжков в воду на надувные подушки.
Прием «Прыжок тигра в горящее кольцо» предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед. Инструктор держит вертикально стоящий обруч, ребенок прыгает в него «как тигр». Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается индивидуально для каждого ребенка.
Прием «Лодка». Для обучения детей умению анализировать и контролировать собственные плавательные движения, используется образ лодки, плывущей от берега до берега. Упражнение сопровождается беседой. Можно задавать такие вопросы: 1. Какая лодка будет плыть быстрее: равномерно двигающаяся или раскачивающаяся с боку на бок? (Контролируем боковые колебания туловища). 2. Что нужно лодке для того, чтобы плыть быстрее? (Весла). 3. А какие: прямые или сломанные? (Прямые). (Контролируем гребок прямой рукой и длину «шага»). 4. Что нужно лодке, кроме весел? (Мотор). 5. Поскольку наша лодка небольшая, нам нужен маленький моторчик. (Работаем только носочками). 6. Что еще может понадобиться в пути? (Бензин). (Набираем побольше воздуха).
Игры на воде
СЕРДИТАЯ РЫБКА
Задача игры: Приучать детей смело передвигаться в воде, менять направление, быстроту движения.
Описание. Один из детей изображает сердитую рыбку. Дети тихо подходят к ней и произносят:
Сердитая рыбка тихо лежит, Подойдем мы к ней, разбудим
Сердитая рыбка, наверное, спит. И посмотрим, что же будет
Дети разбегаются, а рыбка гонится за ними. Игра повторяется с новым водящим.
Методические указания. Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель. Убегая от сердитой рыбки, не толкать друг друга.
ЖУЧОК-ПАУЧОК
Задача игры: Упражнять детей в погружении в воду с головой
Описание. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга встает водящий – жучок - паучок. Играющие произносят:
Жучок-паучок вышел на охоту, Не зевай, поспевай,
Жучок-паучок вышел на охоту. Прячьтесь все под воду.
С последними словами все приседают, погружаясь с головой в воду.
Методические указания. Преподаватель следит, чтобы все дети погружались в воду с головой. Нельзя тянуть друг друга, разрывать круг.
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Задача игры: Приучать детей не бояться воды, передвигаться, не держась друг за друга и не толкаясь.
Описание. Дети стоят у бортика с одной стороны. По сигналу преподавателя «Солнышко – можно гулять!» дети ходят в разных направлениях по бассейну. Затем преподаватель говорит «Дождик!» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику.
Методические указания. Преподаватель приглашает гулять всех. Не слишком сильно брызгать на детей, чтобы не напугать их.
НАЙДИ СВОЙ ДОМИК
Задача игры: Приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними.
Описание. Три разных по цвету обруча лежат (плавают) на поверхности воды. Дети делятся на три группы, каждая становится у своего обруча. По сигналу «Рыбки резвятся» дети бегают в разных направлениях, по сигналу «Найди свой домик» они идут или бегут к своим обручам.
Методические указания. Сигналы подавать четко, громко, чтобы все дети их слышали
КАРУСЕЛИ
Задача игры: Приучать детей двигаться по кругу, не бояться воды.
Описание. Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу педагога они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом-
Все бегом, бегом, бегом.
Дети бегут по кругу. Затем преподаватель произносит:
«Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра». Дети останавливаются».
Методические указания. Не тянуть друг друга.
Календарное планирование по плаванию младшая группа
№ | Тема | Задачи | Игры | Работа с родителями |
Октябрь | ||||
1 | Знакомство с бассейном | рассказать детям о пользе плавания; ознакомить с помещением бассейна, основными правилами поведения в нем; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать уверенность в себе; | Игра «Море волнуется», П/и народов Поволжья «Горелки с платочком» | Беседы, выступления на родительских собраниях; Ознакомить с основными правилами поведения в бассейне. |
2 | Водичка, водичка, умой наше личико… | рассказать детям о свойствах воды; ознакомить с правилами поведения в воде; создать представление о движениях в воде, о плавании; приучать действовать организованно, не толкать друг друга; развивать самостоятельность действий; | Игра «Хоровод», П/и народов Поволжья «Хлопушки» | Консультация для родителей «Комплексный подход к закаливанию детей». |
3 | Веселый дождик | приучать детей входить самостоятельно в воду; самостоятельно окунаться, не бояться брызг, не вытирать лицо руками; упражнять в передвижениях в воде, держась за руки; воспитывать смелость; | Игра «Солнышко и дождик» П/и народов Поволжья «Липкие пеньки» | Анкетирование родителей « Плавание в детском саду». Фотовыставка «Мы любим плавать» |
4 | Лягушата | продолжать приучать детей самостоятельно входить в воду; упражнять в выполнении разных движений в воде; закреплять прыжки с продвижением; развивать координацию в пространстве; воспитывать чувство коллективизма | Игра «Карусели», П/и народов Поволжья «Догонялки»
| Беседы, рекомендации по закаливанию в домашних условиях. Консультация «Слагаемые здоровья (физиологические основы закаливания)». |
Ноябрь | ||||
5 | Не боимся мы воды | приучать детей смело входить в воду, самостоятельно окунаться, не бояться воды; приступить к упр-м на погружение лица в воду; поддерживать интерес детей к образовательной деятельности в бассейне; развивать координацию; воспитывать дисциплинированность. | Игра «Смелые ребята», игры с игрушками, П/и народов Поволжья «Рыбки» | Консультация «Вводные процедуры как компонент физкультурной терапии». |
6 | Лодочки плывут | упражнять детей в передвижениях в воде разными способами; работа рук «лодочки плывут», энергично разгребая воду руками; продолжать упражнять в погружении лица в воду развивать самостоятельность действий; воспитывать смелость | Игра «Лодочки плывут» (ориентировка в пространстве), П/и народов Поволжья «Салки» | Рекомендации по профилактике плоскостопия. |
7 | Крокодилы | учить детей принимать горизонтальное положение в воде, опираясь на руки, передвигаться по дну бассейна в таком положении (глубина воды по колено); закреплять работу рук «лодочки плывут», энергично разгребая воду руками; совершенствовать передвижения в воде разными способами (парами, прыжками); развивать пространственную ориентировку; воспитывать чувство коллективизма | Игра «Поймай рыбку», П/и народов Поволжья «Катание мяча» | Развлечение на воде «В гости к Русалочке». |
8 | Барабанные палочки | приучать работать ногами, как при плавании кролем, в упоре лежа на руках (на суше и на воде); закреплять работу рук «лодочки плывут»; совершенствовать умение опускать лицо до подбородка, до носа; приучать активно, играть с игрушками, ориентиро-ваться в воде; воспитывать уравновешенность. | Игра «Бегом за мячом» (ознакомление со свойствами воды), П/и народов Поволжья «Игровая» | Беседы с родителями. Рекомендации по закаливающим процедурам. Памятки «Игры на воде с родителями» |
Декабрь | ||||
9 | Ветер, ветерок | осваивать вдох и выдох на воду; закреплять работу ног, как при плавании «кроль на груди»; совершенствовать работу рук «лодочки плывут» развивать общую выносливость; воспитывать организованность, умение выполнять задание преподавателя | Игра «Лодочки плывут» (ориентироваться в необычных условиях), П/и народов Поволжья «Ловушки» | Консультация «Воздушные ванны» |
10 | Мы веселые ребята | продолжать упражнять детей в умении делать вдох и выдох на воду - подуть на воду; приучать выполнять движения ногами, как при плавании кролем на груди и на спине; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать уверенность. | Игра «Мы веселые ребята», П/и народов Поволжья «Спрячу платочек» | Рекомендации по профилактике нарушения осанки. |
11 | Уточки | Приучать, смело погружать лицо в воду, не вытирать его руками; закреплять выполнение энергичных движений в воде руками; совершенствовать передвижения в воде; развивать общую выносливость; воспитывать чувство коллективизма. | Игра «Волны на море», (для ознакомления со свойствами воды), П/и народов Поволжья «Игра с платочком» | Развлечение на воде «Плывите вместе с нами». |
12 | Кораблики | упражнять детей в погружении в воду с головой, приучать, не бояться воды; закреплять умение выполнять вдох и выдох в воду; развивать координацию, активизировать внимание детей; воспитывать самостоятельность, уверенность передвижения в воде. | Игра «Спрячемся под воду», П/и народов Поволжья «Расходитесь» | Рекомендации по профилактике плоскостопия. |
Январь | ||||
13 | Пузыри | упражнять в выдохе в воду до появления пузырей; закреплять умение опускаться под воду; закреплять работу рук ( энергичные движения руками в воде); развивать силовые качества; воспитывать желание активно выполнять упражнения, не боясь воды. | Игра «Сердитая рыбка» (ознакомление со свойствами воды), П/и народов Поволжья «Ворона» | Консультация «Закаливание организма» |
14 | Смелые ребята | ознакомить с погружением в воду с головой с задержкой дыхания; закр-ть вращательные движения рук (на суше); совершенствовать работу ног (как при плавании кроль) развивать силовые качества; воспитывать уравновешенность: | Игра «Смелые ребята» (погружение в воду с головой), П/и народов Поволжья «Волк и ягнята» | Памятки «Профилактика плоскостопия». |
Февраль |
| |||
15 | Мы играем в паре | приучать выполнять движения в воде парами, держась за руки; закреплять навык погружения в воду с головой; упражнять в выполнении вращательных движений руками, приучать действовать в воде уверенно; развивать выносливость; воспитывать у детей инициативу и находчивость. | Игра «Найди себе пару», П/и народов Поволжья «Мороз – красный нос» | Беседы с родителями. Рекомендации по закаливающим процедурам. |
16 | Рыбки | ознакомить детей с упражнениями, помогающими всплыванию; учить всплывать и лежать на воде, продолжать приучать детей делать полный вдох и выдох в воду; развивать пространственную ориентировку; воспитывать чувство собственного достоинства | Игра «Поезд в туннель», П/и народов Поволжья «Спутанные кони» | Развлечение на воде «Морское приключение». |
17 | Медуза | продолжать учить детей всплывать и лежать на воде; упражнять в выполнении погружения с выдохом в воду; приучать активно, играть с игрушками, ориентироваться в воде. развивать внимание; | Игра «Переправа» (осваивание с сопротивлением воды), П/и народов Поволжья «Иголка и нитка» | «Неделя здоровья». Игры-эстафеты, посвященные Дню Защитника отечества «Быстрые, сильные, ловкие». |
18 | Поплавок | Способствовать освоению умения всплывать и лежать на воде; закреплять выдохи в воду; совершенствовать работу рук ; развивать общую выносливость; воспитывать организованность, умение выполнять задание преподавателя | Игра «Невод», П/и народов Поволжья «Собирай шишки» | Консультация «Если ребенок часто болеет». |
Март | ||||
19 | Веселые утята | упражнять в умении лежать на воде; закреплять работу рук «брасс» совершенствовать передвижения в воде разными способами; совершенствовать работу рук «брасс» развивать общую выносливость; | Игра «Море волнуется», П/и народов Поволжья «Журавушка» | Консультация «Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки». |
20 | Насос | упражнять детей в задержке дыхания; закреплять умение опускать лицо под воду; совершенствовать работу ног, необходимую при плавании кроль, брасс; приучать активно, играть с игрушками, ориентироваться в воде. развивать внимание; | Игра «Достань игрушку», П/и народов Поволжья «Круговой мяч» | Рекомендации по профилактике нарушения осанки. |
21 | Морские коньки | ознакомить с упражнением – открывание глаз в воде; закреплять умение детей всплывать и лежать на воде; совершенствовать умение опускать лицо в воду; развивать мышление; воспитывать уверенность в своих силах, организованность, умение слушать объяснение преподавателя. | Игра «Пузырь», П/и народов Поволжья «Кто быстрее?» | Консультация «Воздушные и солнечные процедуры». |
22 | Стрелочки | ознакомить со скольжением на груди; формировать умение открывать глаза в воде; активно выполнять задания преподавателя. развивать общую выносливость; воспитывать смелость, настойчивость. | Игра «Нырни в обруч» , П/и народов Поволжья «Кошки-мышки» | «День открытых дверей». |
Апрель | ||||
23 | Утки-нырки | упражнять в скольжении с использованием вспомогательных средств закреплять умение открывать глаза в воде; совершенствовать в работе ног (как при плавании кролем) развивать координацию в пространстве; воспитывать чувство коллективизма. | Игра «Лодочки плывут», П/и народов Поволжья «Перехватчики» | Консультация для родителей и педагогов «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста». |
24 | Скольжение на груди | упражнять в скольжении на груди; закреплять скольжение с использованием вспомогательных средств; совершенствовать в умение лежать на поверхности воды в различных положениях; приучать активно, играть с игрушками, ориентироваться в воде, развивать внимание; | Игра «Мы веселые ребята», П/и народов Поволжья «Кот и мыши» | Беседы с родителями. Рекомендации по закаливающим процедурам. |
25 | Морские звездочки | продолжать скольжение на груди; закреплять умение лежать на поверхности воды в различных положениях; совершенствовать скольжение с использованием вспомогательных средств; приучать активно, играть с игрушками, развивать ориентировку в пространстве; воспитывать уверенность в себе | Игра «Невод», П/и народов Поволжья «Охота на лося» | Консультация «Формы закаливания водой». Памятки «Правила поведения на воде» |
26 | Дельфины | диагностический срез по обучению детей плаванию; воспитывать чувство уверенности; совершенствовать навыки плавания. | Свободные игры, П/и народов Поволжья «Пекарь» | Развлечение на воде «В поисках сокровищ». |
Май | ||||
27 | Карасики | закрепить приобретенные навыки плавания; развивать общую выносливость; воспитывать коллективизм. | Игра «Цапля и лягушки», П/и народов Поволжья «Вредьку» | Рекомендации по профилактике плоскостопия. |
28 | Кто как плавает | плавание всеми способами (кто как может) закреплять и совершенствовать плавательные навыки детей | Игра «Кто как плавает», П/и народов Поволжья «Спрятанное колечко» | Консультация «Первая помощь при перегревании, тепловом и солнечном ударе» Родительское собрание |
Календарный план первого года обучения.
Тема: Знакомство с бассейном
Задачи: рассказать детям о пользе плавания;
ознакомить с помещением бассейна, основными правилами поведения в нем;
развивать ориентировку в пространстве;
воспитывать уверенность в себе.
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
1 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Дыхательная гимнастика № 1 Знакомство с помещениями бассейна Показать помещения, где надо раздеваться (пояснить, куда и как складывать одежду), мыться под душем и плавать. Становление ценностей здорового образа жизни Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Море волнуется» Обогащение словаря Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра на суше «Горелки с платочком». | Ознакомить с основными правилами поведения в помещении бассейна | Картинки с видами плавания, упражнениями на воде | Консультация для родителей «Комплексный подход к закаливанию детей» Беседы с родителями; выступления на родительских собраниях; написать список групп |
Тема: Водичка, водичка, умой наше личико…
Задачи: рассказать детям о свойствах воды;
ознакомить с правилами поведения в воде;
создать представление о движениях в воде, о плавание;
приучать действовать организованно, не толкать друг друга;
развивать самостоятельность действий;
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
2 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 2 Комплекс упражнений № 2 Становление ценностей здорового образа жизни Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Хоровод» Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра на суше «Хлопушки». | Знакомить со свойствами воды Передвижения в воде | Картинки с видами плавания, упражнениями на воде Яркие надувные и плавающие игрушки | Консультация для родителей «Умение плавать необходимо в жизни» |
Тема: Веселый дождик
Задачи: приучать детей входить самостоятельно в воду;
самостоятельно окунаться, не бояться брызг, не вытирать лицо руками;
упражнять в передвижениях в воде, держась за руки;
воспитывать смелость.
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
3 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 3 Комплекс упражнений №3 Становление ценностей здорового образа жизни Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Солнышко и дождик» (ознакомление со свойствами воды), Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра на суше «Липкие пеньки». | Не вытирать лицо руками | Яркие, цветные, плавающие и надувные игрушки, картинка «Солнышко» | Консультация для родителей «Комплексный подход к закаливанию детей» Анкетирование родителей «Плавание в детском саду» |
Тема: Лягушата
Задачи: продолжать приучать детей самостоятельно входить в воду;
упражнять в выполнении разных движений в воде;
закреплять прыжки с продвижением;
развивать координацию в пространстве;
воспитывать чувство коллективизма.
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
4 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое НРК Работа по УМК развитие | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 4 Комплекс упражнений № 4 Становление ценностей здорового образа жизни Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Карусели» Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра на суше «Догонялки». | Учить окунаться в воду до подбородка | Яркие, цветные, плавающие и надувные игрушки | Беседы с родителями, рекомендации по закаливанию в домашних условиях. Консультация с инструктором по ФК «Дозировка и нагрузка на занятиях» |
Тема: Не боимся мы воды
Задачи: приучать детей смело входить в воду, самостоятельно окунаться, не бояться воды;
приступить к упражнениям на погружение лица в воду;
поддерживать интерес детей к образовательной деятельности в бассейне;
развивать координацию;
воспитывать дисциплинированность.
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
5 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 5 Комплекс упражнений № 5 Становление ценностей здорового образа жизни Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Смелые ребята» Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества, Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра «Рыбки» | Учить погружаться в воду до подбородка, до носа | Яркие, цветные, плавающие, тонущие и надувные игрушки | Консультация для родителей и воспитателей «Закаливание детей дошкольного возраста» |
Тема: Лодочки плывут
Задачи: упражнять детей в передвижениях в воде разными способами;
работа рук «лодочки плывут», энергично разгребая воду руками;
продолжать упражнять в погружении лица в воду.
развивать самостоятельность действий;
воспитывать смелость.
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
6 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 6 Комплекс упражнений № 6 Становление ценностей здорового образа жизни. Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Лодочки плывут» (передвижения в разных направлениях, ориентировка в пространстве) Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра «Салки». | Продолжать учить опускать лицо в воду до носа, до подбородка | Яркие, цветные, плавающие и надувные игрушки, камни. Наглядное пособие –картинки (виды плавания, упражнения на воде) | Консультация «Всем ли полезно закаливание?» |
Тема: Крокодилы
Задачи: учить детей принимать горизонтальное положение в воде, опираясь на руки,
передвигаться по дну бассейна в таком положении (глубина воды по колено);
закреплять работу рук «лодочки плывут», энергично разгребая воду руками;
совершенствовать передвижения в воде разными способами (парами, прыжками);
развивать пространственную ориентировку;
воспитывать чувство коллективизма
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
7 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 7 Комплекс упражнений № 7 Становление ценностей здорового образа жизни Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Поймай рыбку» Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра «Катание мяча» | Учить лежать на воде, опираясь на руки: «Крокодильчики» | Яркие, цветные, плавающие и надувные игрушки, камни. Наглядное пособие – картинки (виды плавания, упражнения на воде) | Консультация «Возрастные особенности при обучении детей плаванию» |
Тема: Барабанные палочки (работа ногами, как при плавании кролем)
Задачи: приучать работать ногами, как при плавании кролем, в упоре лежа на руках (на суше и на воде);
закреплять работу рук «лодочки плывут»;
совершенствовать умение опускать лицо до подбородка, до носа;
приучать активно, играть с игрушками, ориентироваться в воде;
воспитывать уравновешенность.
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
8 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 8 Комплекс упражнений № 8 Становление ценностей здорового образа жизни Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Бегом за мячом» (ознакомление со свойствами воды). Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра «Игровая». | Работа ног, как при плавании кролем | Мячики, круги, плавающие игрушки | Консультация « Источник бодрости – массаж » |
Тема: Ветер, ветерок
Задачи: осваивать вдох и выдох на воду;
закреплять работу ног, как при плавании «кроль на груди»;
совершенствовать работу рук «лодочки плывут»
развивать ориентировку в пространстве;
воспитывать организованность, умение выполнять задание преподавателя.
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
9 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 9 Комплекс упражнений № 9 Становление ценностей здорового образа жизни Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Лодочки плывут» (ориентироваться в необычных условиях) Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра «Ловушки». | Учить осваивать вдох носом и выдох на воду | Яркие, цветные, плавающие, тонущие и надувные игрушки | Консультация «Йодно – солевой метод закаливания» |
Тема: Мы веселые ребята
Задачи: продолжать упражнять детей в умении делать вдох и выдох на воду - подуть на воду;
приучать выполнять движения ногами, как при плавании кролем на груди и на спине;
развивать общую выносливость;
воспитывать уверенность.
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
10 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 10 Комплекс упражнений № 10 Становление ценностей здорового образа жизни Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Мы веселые ребята» (осваивание в воде, знакомство с сопротивлением воды) Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра «Спрячу платочек». | Продолжать учить делать вдох и выдох на воду | Яркие, цветные, плавающие, тонущие и надувные игрушки | Подготовка к развлечению на воде «Мойдодыр» |
Тема: Уточки
Задачи: приучать, смело погружать лицо в воду, не вытирать его руками;
закреплять выполнение энергичных движений в воде руками;
совершенствовать передвижения в воде;
развивать общую выносливость;
воспитывать чувство коллективизма.
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
11 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 11 Комплекс упражнений № 11 Становление ценностей здорового образа жизни Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Волны на море», (для ознакомления со свойствами воды) Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра «Игра с платочком» | Учить смело передвигаться в воде и не вытирать лицо руками | Яркие, цветные, плавающие, тонущие и надувные игрушки Три разных по цвету обруча | Развлечение на воде |
Тема: Кораблики
Задачи: упражнять детей в погружении в воду с головой, приучать, не бояться воды;
закреплять умение выполнять вдох и выдох в воду;
развивать координацию, активизировать внимание детей;
воспитывать самостоятельность, уверенность передвижения в воде.
Неделя | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деят-ти детей | Взаимодействие с родителями и педагогами | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||||
12 | Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие НРК Работа по УМК | Формирование познавательных действий Плавание Разминка № 12 Комплекс упражнений № 12 Становление ценностей здорового образа жизни Навыки самообслуживания Формирование основ безопасного поведения в бассейне Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Игра «Спрячемся под воду» Развитие общения и взаимодействия ребенка взрослыми и сверстниками Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Музыкальное сопровождение во время разминки, игр и свободного плавания, становление эстетического отношения к окружающему миру Знакомство с играми народов Поволжья. Игра «Расходитесь» | Продолжать учить опускаться на воду, нырять, не боятся воды | Яркие, цветные, плавающие, тонущие и надувные игрушки | Промежуточная диагностика детей |
План – конспект для первого года обучения.
РАЗМИНКА № 1
выяснить, помнят ли они, как приходили сюда раньше.
бассейне.
раздеваться (пояснить, куда и как складывать одежду), мыться под душем и плавать.
образовательной деятельности старших групп.
| Тема: Ознакомление с помещением бассейна. Задачи: рассказать детям о пользе плавания; ознакомить с помещением бассейна, основными правилами поведения в нем. развивать ориентировку в пространстве; воспитывать уверенность в себе: |
Посещение бассейна с воспитателем в свободное от занятий время, для ознакомления с помещениями и ТБ. Посещение бассейна во время купаний старших групп, чтобы заинтересовать детей младшей группы Игра «»Море волнуется». Игры народов Поволжья на суше «Горелки с платочком». |
РАЗМИНКА № 2
3-4 раза.
5. Попрыгать («Мячики»)-3-4 раза по 6-8 подскоков. | Тема: Знакомимся с водой. Задачи: рассказать детям о свойствах воды; ознакомить с правилами поведения в воде; создать представление о движениях в воде, о плавание; приучать действовать организованно, не толкать друг друга. развивать самостоятельность действий; | |
Основная часть 1. Войти в воду, держась за перила, под наблюдением преподавателя. 2. Ходить вдоль бортика (вода по пояс), держась за поручень, окунаться в воду. 3. Ударять ладонями по воде, делая брызги. 4. Набирать воду в ладони и выливать воду, на игрушки, на себя, подбрасывать воду вверх («Сделаем дождик»). Заключительная часть 1. Свободные игры с игрушками. 2. Игра «Хоровод 3. Игры народов Поволжья «Хлопушки». 4. Выход из воды | 1 р. 2-3 мин. 1-2 мин. 2-3 мин 2-3 мин. 1 раз 1 раз |
РАЗМИНКА № 3
40-60сек.
3-4 раза по 6-8 подскоков.
| Тема: Веселый дождик. Задачи: приучать детей входить самостоятельно в воду; самостоятельно окунаться, не бояться брызг, не вытирать лицо руками; упражнять в передвижениях в воде, держась за руки; воспитывать смелость. | |
Основная часть 1. Войти в воду самостоятельно, под наблюдением преподавателя. 2. Ходить в воду (глубина по пояс), держась одной рукой за бортик, другой загребая воду. 3. Прыгать, держась двумя руками за бортик. 4. Окунаться до подбородка. Ходить по кругу, держась за руки, по сигналу приседать.
Заключительная часть 1. Свободные игры с игрушками. 2. Игра «Солнышко и дождик» (Ознакомление со свойствами воды) 3. Игры народов Поволжья Игра на суше «Липкие пеньки». 4. Выход из воды | 1 р. 2-3 мин. 1-2 мин. 2-3 мин 2-3 мин 1 раз 1 раз | |
| ||
РАЗМИНКА № 4 1. Ходьба, легкий бег, ходьба- 40-60сек.
3. Поднять руки вверх, присесть руки отпустить- 3-4 раза. 4. Подпрыгивать на месте («Мячики») 3-4 раза по 6-8подскоков
6. Тихо пройти по дорожке на носочках. | Тема: Прыгаем как мячики Задачи: продолжать приучать детей самостоятельно входить в воду; упражнять в выполнении разных движений в воде; закреплять прыжки с продвижением; развивать координацию в пространстве; воспитывать чувство коллективизма. | |
Основная часть 1. Войти в воду самостоятельно. 2. Ходить и бегать вдоль бассейна, не держась за поручень. 3. Стоя по пояс в воде, присесть (вода до подбородка), выпрыгнуть из воды. 4. Стоя в кругу, поливать воду на лицо; наклониться, опуская нос в воду. 5. Ходить по кругу, держась за руки, вправо, влево, на сигнал приседать.
Заключительная часть 1. Игры с игрушками. Принести игрушку и положить её в плавающий на поверхности воды обруч. 2. Игра «Карусели» 3. Игры народов Поволжья «Догонялки». 4. Выход из воды самостоятельно. | 1 р. 2-3 мин. 3-4 р. 1-2 мин. 2-3 мин 2-3 мин 1 раз 1 раз |
РАЗМИНКА № 5
5-6 раз.
3-4 раза.
2-3 раза.
3-4 раза по 6-8 подскоков.
на месте, высоко поднимая колени. | Тема: Не боимся мы воды. Задачи: приучать детей смело входить в воду, самостоятельно окунаться, не бояться воды; приступить к упражнениям на погружение лица в воду; поддерживать интерес детей к образовательной деятельности в бассейне; развивать координацию; воспитывать дисциплинированность. | |
Основная часть 1. Войти в воду самостоятельно, не держась друг за друга и не толкаясь. 2. Прыгать, продвигаясь вперед, вдоль бортика, не держась за него. 3. Стоя в кругу, брызгать водой себе в лицо. 4. Наклониться, опустить лицо в воду, «помешать» воду носом, присесть, окунувшись до носа. 5. Стать у бортика спиной, переходить на другую сторону бассейна, разгребая воду руками («Лодочки плывут»). Передвигаться медленно и быстро.
Заключительная часть 1. Игры с игрушками. 2. Игра «Смелые ребята» 3. Игры народов Поволжья. Игра «Рыбки» 4. Выход из воды самостоятельно. | 1 р. 2-3 мин. 1-2 мин. 3-4 р. 2-3 мин 2-3 мин 1 раз 1 раз |
РАЗМИНКА № 6 1. Стать в кружок, размахивать прямыми руками вперед-назад, как маятник- 5-6 раз. 2. Взмахнуть руками через стороны вверх и сделать хлопок над головой, опустить руки- 3-4 раза. 3. Хлопнуть в ладони перед собой, присесть и хлопнуть в ладони внизу - 2-3 раза. 4. Спрятать руки за спину, походить на месте, высоко поднимая колени. 5. Попрыгать («Мячики»)- 3-4 раза по 6-8 подскоков . | Тема: Лодочки плывут. Задачи: упражнять детей в передвижениях в воде разными способами; работа рук «лодочки плывут», энергично разгребая воду руками; продолжать упражнять в погружении лица в воду; развивать самостоятельность действий; воспитывать смелость: | |
Основная часть 1. Войти в воду самостоятельно. 2. Разойтись в разные стороны, а затем бегом стать парами («Найди себе пару») 3. Стоя в парах и держась за руки, поочередно приседать, погружаясь в воду. 4. Принять упор лежа спереди на прямые руки, (на мелком месте), ноги вытянуть, они должны всплыть. 5. Передвигаться вперед по дну бассейна на руках («Крокодилы»). 6.Взяться руками за поручень, попробовать выпрямить ноги назад. Заключительная часть 1. Игра «Лодочки плывут» (передвижения в разных направлениях, ориентировка в пространстве) 2. Игры народов Поволжья. Игра «Салки» 3. Выход из воды.
| 1 р. 3-4 р. 2-3 мин. 1-2 мин. 1-2 мин 3-4 р. 2 мин 1 раз |
РАЗМИНКА № 7
1 мин.
5-6 раз.
5-6 раз. 4. Прыгать, продвигаться вперед, как воробышки- 40-50 сек.
| Тема: Крокодилы. Задачи: учить детей принимать горизонтальное положение в воде, опираясь на руки, передвигаться по дну бассейна в таком положении (глубина воды по колено); закреплять работу рук «лодочки плывут», энергично разгребая воду руками; совершенствовать передвижения в воде разными способами (парами, прыжками); развивать пространственную ориентировку; воспитывать чувство коллективизма: | |
Основная часть 1. Войти в воду самостоятельно. 2. Ходить и бегать по дну бассейна парами, держась за руки. 3. Принять упор лежа спереди на прямых руках, ноги выпрямить, двигать прямыми ногами вверх-вниз попеременно, вспенивая воду, как при плавании способом кроль на груди. 4. Приседать и выпрыгивать из воды, попробовать погрузиться с головой. Заключительная часть 1.Самостоятельные игры с мячами. 2.Игра Игра «Поймай рыбку» (приучать ориентироваться в необычных условиях, упражнять в ходьбе парами) 3. Игры народов Поволжья. Игра «Катание мяча» 4.Выход из воды самостоятельно. | 1 р. 2-3 мин. 1-2 мин. 3-4 р. 2-3 мин 1 раз 1 раз |
РАЗМИНКА № 8
1 мин.
5-6 раз.
Поочередно 5-6 раз.
| Тема: Барабанные палочки (работа ногами, как при плавании кролем). Задачи: приучать работать ногами, как при плавании кролем, в упоре лежа на руках (на суше и на воде); закреплять работу рук «лодочки плывут»; совершенствовать умение опускать лицо до подбородка, до носа; приучать активно, играть с игрушками, ориентироваться в воде; воспитывать уравновешенность. | |
Основная часть 1. Войти в воду самостоятельно, сразу окунуться. 2. Ходить по бассейну, разгребая воду руками («Лодочки плывут»). 3. Сделать вдох, присесть, вода до подбородка, губы касаются поверхности воды, подуть на воду («Остуди чай»). 4. Присесть и выпрыгивать из воды как можно выше, помогать себе, отталкиваясь о воду руками.
Заключительная часть 1. Игры с плавающими игрушками. 2. Игра «Бегом за мячом» 3. Игры народов Поволжья. Игра «Игровая» 4. Выход из воды самостоятельно. | 1 р. 2-3 мин. 3-4 р. 1-2 мин. 2 мин 1 раз 1 раз |
РАЗМИНКА № 9
5-6 раз.
обеими руками вперед-назад- 3-4 раза.
2-3 раза.
4 раза по 6 подпрыгиваний.
3-4 раза.
| Тема: Дуем на воду. Задачи: осваивать вдох и выдох на воду; закреплять работу ног, как при плавании «кроль на груди»; совершенствовать работу рук «лодочки плывут»; развивать общую выносливость; воспитывать организованность, умение выполнять задание преподавателя. | |
Основная часть 1. Войти в воду смело, самостоятельно окунуться. 2. Прыгать, продвигаясь вперед поперек бассейна, как воробышки. Окунаться, плескаться. 3. Наклониться над поверхностью воды, подуть на нее так сильно, чтобы появились круги и воронки. 4. Сесть на дно бассейна, опереться руками сзади, делать движения прямыми ногами, как при плавании кролем на спине (глубина воды по колено). 5. По сигналу погружаться в воду садиться, ложиться, падать. Заключительная часть 1. Игра «Лодочки плывут» 2. Игры народов Поволжья. Игра «Ловушки» 3. Выход из воды самостоятельно. | 1 р. 2-3 мин. 1-2 мин. 3-4 р. 2-3 мин 2 мин 1 раз |
РАЗМИНКА № 10
5-6 раз.
обеими руками вперед-назад- 3-4 раза.
2-3 раза.
3-4 раза.
4 раза по 6 подпрыгиваний.
| Тема: Мы веселые ребята. Задачи: продолжать упражнять детей в умении делать вдох и выдох на воду - подуть на воду; приучать выполнять движения ногами, как при плавании кролем на груди и на спине; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать уверенность. | |
Основная часть 1 .Войти в воду и сразу окунуться самостоятельно. 2. Бегать вдоль бортика, разгребая воду руками. Перебегать на другую сторону бассейна и назад. 3. Стоя в кругу, делать хлопки по воде, двигать руками в воде вправо и влево, поворачивая ладони («Волны на море»). 4. Стоя в кругу, взявшись за руки, приседать, погружаясь в воду до глаз, опуская в воду всё лицо, делать пузыри («У кого пузырей больше?»).
Заключительная часть 1. Свободное плавание. 2. Игра «Мы веселые ребята»». 3. Игры народов Поволжья. Игра «Спрячу платочек» 4. Выход из воды самостоятельно. | 1 р. 2-3 мин. 1-2 мин. 3-4 р. 2 мин 1 раз 1 раз |
РАЗМИНКА № 11
вправо и влево, подражая полосканию белья.
делать полный вдох и выдох.
повыше. 4. Ходьба на месте.
плавании кролем. | Тема: Спрячь лицо под воду. Задачи: Приучать, смело погружать лицо в воду, не вытирать его руками; закреплять выполнение энергичных движений в воде руками; совершенствовать передвижения в воде; развивать общую выносливость; воспитывать чувство коллективизма. | |
Основная часть 1. Войти в воду самостоятельно. 2. Ходить вдоль бортика, наклонившись вперед и заложив руки за спину («Ледокол»). Попробовать побежать в таком положении. 3. Бегать за плавающими в воде игрушками, помогая себе гребковыми движениями рук. 4. Стоя у бортика, дуть на игрушки так, чтобы они скользили по поверхности воды. 5. Стоя в кругу, держась за руки, всем вместе присесть так, чтобы голова погрузилась в воду («Спрячемся под воду»). Опустить руки, присесть, опустив лицо в воду, попробовать делать выдох в воду. Заключительная часть 1. Свободное плавание, игры детей. 2. Игра «Волны на море». 3. Игры народов Поволжья. Игра «Игра с платочком» 4. Выход из воды самостоятельно. | 1 р. 2-3 мин. 1-2 мин. 3-4 р. 2-3 мин 2 мин 1 раз 1 раз |
РАЗМИНКА № 12
3-4 раза.
| Тема: Погружение с головой Задачи: упражнять детей в погружении в воду с головой, приучать, не бояться воды; закреплять умение выполнять вдох и выдох в воду; развивать координацию, активизировать внимание детей; воспитывать самостоятельность, уверенность передвижения в воде. | |
Основная часть 1. Войти в воду самостоятельно, смело окунуться, поиграть, поплавать произвольно. 2. Выпрыгивать из воды, держась за поручень, приседать, погружаясь в воду с головой. 3. Стоя в кругу, делать энергичные движения руками вправо-влево, как при полоскании белья. 4. Вдох, выдох в воду, стоя в кругу, присев или наклонившись вперед («Пузыри»). Заключительная часть 1. Свободное плавание, игры детей. 2. Игра «Спрячемся под воду», 3. Игры народов Поволжья. Игра «Расходитесь» 4. Выход из воды самостоятельно. | 1 р. 3-4 р. 2-3 мин. 1-2 мин. 2 мин 1 раз 1 раз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Возможности закаливания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения"
закаливание детей дошкольного возраста...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...
Организация образования детей-инвалидов в условиях дошкольного образовательного учреждения.
На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации интегрированного обучения и воспитания ...
Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Представление собственного инновационного педагогического опыта...
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...
Методические рекомендации по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Цель Программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.Задачи Программы: - Создать условия для организац...
Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»
В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...