О компетентности дошкольников в вопросах безопасности жизнедеятельности
статья по теме

Алиева Венера Гилаудиновна

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка актуализировала необходимость осознанного безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из важнейших задач образования становится формирование безопасной образовательной среды и опыта безопасной жизнедеятельности.

В современной учебной литературе, монографиях даются различные определения понятия «безопасность» и «безопасность жизнедеятельности».

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности. [4,23]

«Безопасность – это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, «изучению», предупреждению, ослаблению, устранению, «ликвидации» и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, «недопустимый объективно и субъективно» ущерб, закрыть путь для выживания и развития». [7,17]

В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывает, что решение проблем безопасности «возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера».

В настоящее время сформировалась новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной (Э.Антюхин, Е.Литвинов, Б.Мишин, А.Смирнов и др.). [4.25]

Сегодня в теории и практике образования особое значение приобретает так называемый компетентностный подход. Показателем качества образования, его результативности являются ключевые компетентности ребенка. Среди них особое место занимает компетентность в области безопасности жизнедеятельности.

В дошкольной период в ребенке может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов безопасной жизнедеятельности, понимание которых связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике каждого ребенка.

С раннего детства необходимо формировать у детей навыки безопасной жизнедеятельности, вести подготовку к реализации деятельностного подхода к решению вопросов личной и общественной безопасности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Основные формы работы с родителями и детьми в вопросах безопасной жизнедеятельности детей....

Работа с педагогами по формированию профессиональной компетентности в вопросах безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Краская информация по формированию профессиональной компетенции у педагогов ДОУ в вопросах безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста....

Круглый стол «Организация работы по повышению компетентности воспитанников в вопросах безопасности дорожного движения» участием сотрудника ГИБДД

Конспект круглого стола "Организация работы по повышению компетентности воспитанников в вопросах безопасного дорожного движения" с участием сотрудника ГИБДД предназначен для педагогов ДОУ, начальной ш...

Сообщение для педагогов «Современные формы работы с родителями по вопросам безопасности жизнедеятельности детей»

Современная обстановка, в которой оказалось наше общество,потребовало поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьм,...

Проект «Наша безопасность» По теме: «Формирование у дошкольников элементарных основ безопасности жизнедеятельности через игровую деятельность»

Ознакомление детей дошкольного возраста с элементарными правилами  безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми)...

ПОВЫШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В ИГРОВОМ ПРОЕКТЕ «МОЙ ДОМ – МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

 Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигну...

Опыт работы: Формирование функциональной грамотности в вопросах безопасности жизнедеятельности у детей. Педагог дополнительного образования Абдуллина А.А.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функциональной грамотности детей в вопросах безопасности жизнедеятельности. Дошкольник с раннего возраста находится под прист...