Психологическая безопасность ребенка раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Лященко Татьяна Сергеевна

Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования.

Психологическая безопасность — это защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что человека заставляют делать против его желания, от пренебрежения, заброшенности и недоброжелательного обращении.

В качестве показателей психологической безопасности малыша можно рассматривать его высокую приспособляемость в природной и социальной среде и сохранность привычного позитивного самочувствия. Быстрые темпы развития ребенка в раннем возрасте сопряжены с его повышенной чувствительностью ко всем воздействиям социальной среды. Неправильно понятые взрослым потребности малыша приводят к тому, что атмосфера, в которой не просто растет, а взрослеет ребенок, становится психологически небезопасной для его развития средой.

В раннем возрасте от позиции взрослого зависит, насколько малыш будет благополучен в своем развитии.

Вот ребенок 2-6 лет сидит на высокой лошадке и громко плачет. Педагог подходит к нему и , стремясь успокоить, напевает веселую песенку про лошадку, раскачивая её. Плач ребенка усиливается, переходит в рыдание. Он не хотел, чтобы его развлекали на лошадке. Ему нужно было, чтобы помогли с нее спуститься. Сказать об этом он не смог, а взрослый не понял его намерений и выполним прямо противоположное желаемому действие. Повышенная восприимчивость, эмоциональная возбудимость малыша приводит к тому, что нередко возникает негативный фон психического развития, препятствуя и искажая его развитие. Зависимость ребенка от взрослого нередко провоцирует у него негативные формы поведения.

Вхождение ребенка в целеесообразно организованную образовательную среду детского сада позволяет начать систематическую работу по формированию его психологической безопасности. Основная задача педагога — психолога состоит в том, чтобы обеспечить психологическую безопасность детей в группах раннего возраста, поскольку именно в этот период ребенок особенно уязвим, не имеет механизмов психологической защиты, не может сам удовлетворить свои нужды, но и даже понять их.

 

Психологическими угрозами для развития ребенка в раннем возрасте являются:

  • нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (пище, отдыхе), нарушение режима дня;

  • игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, доброжелательном внимании взрослого и его помощи;

  • ограничения самостоятельности;

  • выбор неадекватных возрасту форм общения, не предполагающих возможности сотрудничать со взрослыми;

  • игнорирование особенностей нервной системы ребенка;

  • стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку;

  • бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок;

  • слабость эмоциональных контактов с ребенком, невнимание к его эмоциональным состояниям.

В итоге значительно снижается способность ребенка противостоять неблагоприятным факторам внешней среды, что становится особенно заметно в период его адаптации к условиям ДОУ. В дальнейшем нарушаются проявления физической и психической активности малыша, развитие его личности становится дисгармоничным, искажаются представления о себе.

Возникающее у детей в раннем возрасте длительное психоэмоциональное напряжение порождает поиск выходов в виде вредных привычек, протестных действий, нарушения правил поведения. Данные нарушения и характеризуют нарушения психического здоровья ребенка раннего возраста.

Вредные привычки являются очень распространенным явлением в детской среде, особенно в ранние периоды развития малыша. Сосание пальца, языка, губ, одежды, грызение ногтей, биение головой о подушку и др.

Нарушение психологического здоровья ребенка происходит под действием сложного комплекса биологических и социальных причин: соматических заболеваний, дефектов физического развития, а также неблагоприятных факторов и стрессов, связанных с его социальным окружением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_bezopasnost_rebenka_rannego_vozrasta.odt25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая безопасность и психологическое здоровье ребенка раннего возраста.

Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования.

Психологическая безопасность — это защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что человека заставляют делать против его желания, от пренебрежения, заброшенности и недоброжелательного обращении.

В качестве показателей психологической безопасности малыша можно рассматривать его высокую приспособляемость в природной и социальной среде и сохранность привычного позитивного самочувствия. Быстрые темпы развития ребенка в раннем возрасте сопряжены с его повышенной чувствительностью ко всем воздействиям социальной среды. Неправильно понятые взрослым потребности малыша приводят к тому, что атмосфера, в которой не просто растет, а взрослеет ребенок, становится психологически небезопасной для его развития средой.

В раннем возрасте от позиции взрослого зависит, насколько малыш будет благополучен в своем развитии.

Вот ребенок 2-6 лет сидит на высокой лошадке и громко плачет. Педагог подходит к нему и , стремясь успокоить, напевает веселую песенку про лошадку, раскачивая её. Плач ребенка усиливается, переходит в рыдание. Он не хотел, чтобы его развлекали на лошадке. Ему нужно было, чтобы помогли с нее спуститься. Сказать об этом он не смог, а взрослый не понял его намерений и выполним прямо противоположное желаемому действие. Повышенная восприимчивость, эмоциональная возбудимость малыша приводит к тому, что нередко возникает негативный фон психического развития, препятствуя и искажая его развитие. Зависимость ребенка от взрослого нередко провоцирует у него негативные формы поведения.

Вхождение ребенка в целеесообразно организованную образовательную среду детского сада позволяет начать систематическую работу по формированию его психологической безопасности. Основная задача педагога — психолога состоит в том, чтобы обеспечить психологическую безопасность детей в группах раннего возраста, поскольку именно в этот период ребенок особенно уязвим, не имеет механизмов психологической защиты, не   может сам удовлетворить свои нужды, но и даже понять их.

Психологическими угрозами для развития ребенка в раннем возрасте являются:

  • нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (пище, отдыхе), нарушение режима дня;
  • игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, доброжелательном внимании взрослого и его помощи;
  • ограничения самостоятельности;
  • выбор неадекватных возрасту форм общения, не предполагающих возможности сотрудничать со взрослыми;
  • игнорирование особенностей нервной системы ребенка;
  • стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку;
  • бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок;
  • слабость эмоциональных контактов с ребенком, невнимание к его эмоциональным состояниям.

В итоге значительно снижается способность ребенка противостоять неблагоприятным факторам внешней среды, что становится особенно заметно в период его адаптации к условиям ДОУ. В дальнейшем нарушаются проявления физической и психической активности малыша, развитие его личности становится дисгармоничным, искажаются представления о себе.

Возникающее у детей в раннем возрасте длительное психоэмоциональное напряжение порождает поиск выходов в виде вредных привычек, протестных действий, нарушения правил поведения. Данные нарушения и характеризуют нарушения психического здоровья ребенка раннего возраста.

Вредные привычки являются очень распространенным явлением в детской среде, особенно в ранние периоды развития малыша. Сосание пальца, языка, губ, одежды, грызение ногтей, биение головой о подушку и др.

Нарушение психологического здоровья ребенка происходит под действием сложного комплекса биологических и социальных причин: соматических заболеваний, дефектов физического развития, а также неблагоприятных факторов и стрессов, связанных с его социальным окружением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация,программа психологической безопасности детей раннего возраста

В данной программе предлагается: деятельность педагога - психолога ДОУ, ориентированная на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе....

Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста

Информация об особенностях организации работы с детьми раннего возраста....

«Значение игровой деятельности для социально-психологического развития ребенка раннего возраста»

Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности....

ПАМЯТКА для воспитателей «Обеспечение психологической безопасности личности ребенка раннего возраста в течение дня»

Психогигиена – своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы. Психогигиена ребенка предполагает создани...

Психологическая безопасность ребенка дошкольного возраста

Рекомендации родителям о сохранении психологической безопасности ребенка дошкольного возраста...

Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма

Раннее начало проведения коррекционной работы способствует нормализации процессов психического развития, позволяет противостоять образования вторичной аутистической защиты....

« Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии»

В каком бы возрасте ребенок не пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое отражается  на его психофизическом состоянии....