Адаптация,программа психологической безопасности детей раннего возраста
рабочая программа (младшая группа) по теме
В данной программе предлагается: деятельность педагога - психолога ДОУ, ориентированная на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа психологической безопасности детей раннего возраста | 224.5 КБ |
В помощь педагогу | 426.5 КБ |
Дезадаптация | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» Протокол № от «______________»20_____г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» ___________Н. Н. Свирюкова |
ПРОГРАММА
Психологической безопасности ребенка
раннего возраста в период адаптации
Составила: педагог-психолог
Т.В. Яценко
2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка
Возраст от года до трех лет связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии ребенка. Из существа, полностью зависимого от взрослого, он превращается в деятельную личность.
Ребенок, приходит в детский сад и попадая в новые условия жизни, что само по себе для него нелегко, уже имеет ряд психологических проблем или достаточно быстро их приобретает, поскольку родители не обеспечивают ему ощущение безопасности, чувство доверия к миру.
Причины таких проблем чаще всего связаны с ошибками в воспитании ребенка и общении с ним, которые, по мнению специалистов (В.Н. Петрунек, Л.Н. Таран), приводят к нарушениям эмоциональной сферы и поведения, появлению вредных привычек, детских нервных заболеваний.
Период раннего возраста (от года до трех лет) требует от взрослых существенно пересмотреть свое отношение к ребенку, обогатить взаимоотношения с ним деятельным сотрудничеством и таким образом создать для него психологически безопасную среду, в которой только и может благополучно протекать развитие ребенка.
В данной программе предлагается: деятельность педагога-психолога ДОУ, ориентированная на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе.Исходя из причин и механизмов поддержания/нарушения психологической безопасности ребенка разработаны рекомендации к содержанию:
* развивающие - профилактической деятельности педагога-психолога в процессе психологического обеспечения освоения ребенком образовательной программы;
* психогигиенические требования к занятиям и свободной деятельности детей раннего возраста с позиции психологической безопасности;
* технология психолого-педагогической поддержки ребенка;
* технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации (карты наблюдения, анкеты для родителей, рекомендации для родителей и педагогов);
* адаптационные игры с детьми.
Цель программы
Реализация предлагаемой инновационной программы позволит повысить уровень психологического здоровья ребенка раннего возраста и способствовать его благополучному развитию в период дошкольного детства.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством педагога.
Задачи программы
Развивающие:
- содействовать развитию потребности в физической активности;
- развивать точные прицельные движения, «тонкую моторику» при выполнении манипулятивных действий;
- формировать межанализаторные связи;
- развивать перцептивные действия, представление о сенсомоторных признаках предметов, общую осведомленность об окружающем мире, познавательные чувства удивления, сомнения, радости, умение замечать несоответствия;
- развивать ситуативную речь как средство общения;
- развитие интеллекта.
Обучающие:
- учить детей реагировать на дискомфорт, заявлять о своих нуждах;
- освоения приемов самовыражения средствами музыки;
- подражанию взрослому, развитие умения действовать по речевой инструкции;
- учить ориентироваться в новом помещении.
Воспитательные:
- содействовать формированию поло ролевой идентичности детей;
- интерес к игровым действиям;
- расширять коммуникативные способности детей;
- способствовать созданию игровых ситуаций;
- интерес к действиям сверстников, вызывать желание демонстрировать им свои умения;
- умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа «Психологическая безопасность ребенка в период адаптации» рассчитана на период адаптации ребенка к детскому саду (по мере поступления воспитанников в ДОУ, в течение года).
Возраст детей: от 1 года 6 месяцев до 3 лет (ранний возраст).
Занятия проводятся: два раза в неделю, игры проводятся каждый день и могут повторяться с сентября по май.
Продолжительность игровых занятий: 8-10 минут (учитывается индивидуальное развитие, тип характера, психоэмоциональное состояние ребенка; игры могут повторяться в течение дня).
Развивающая и профилактическая деятельность педагога – психолога в процессе психологического обеспечения освоения ребенком образовательной программы
Физическая культура. Содействовать развитию потребности в физической активности. Развивать точные прицельные движения, «тонкую моторику» при выполнении манипуляторных действий. Формировать межанализаторные связи.
Здоровье. Проводить профилактику нарушений психофизического здоровья в период адаптации к дошкольному учреждению.
Безопасность. Учить детей реагировать на дискомфорт, заявлять о своих нуждах. Содействовать развитию позитивного самоощущения и адекватного телесного образа.
Социализация. Содействовать формированию поло ролевой идентичности детей. Обеспечить психологическую поддержку детей в период кризиса 3 лет.
Познание. Развивать перцептивные действия, представление о сенсомоторных признаках предметов, общую осведомленность об окружающем мире, познавательные чувства удивления, сомнения, умение замечать несоответствия.
Коммуникация. Содействовать появлению ситуативно-делового общения со взрослыми. Развивать ситуативную речь как средство общения.
Художественное творчество. Создать психологические предпосылки освоения приемов самовыражения в разных видах художественной деятельности.
Музыка. Вызывать эмоциональный отклик на музыкальный образ. Создавать психологические предпосылки для освоения приемов самовыражения средствами музыки.
Психогигиенические требования к занятиям и свободной деятельности детей раннего возраста с позиции психологической безопасности
Пути влияния взрослого на развитие ребенка. Ребенок раннего возраста – пытливый исследователь окружающего мира. Для ребенка все окружающее пространство – это поле развития, и чем оно шире, тем богаче развитие. Любые ограничения физического пространства приводят к стойким нарушениям эмоций и поведения. Сам ребенок не способен заметить много интересного и ценного. Поэтому нужно психологически правильно руководить его активностью.
В самостоятельной деятельности детей раннего возраста всегда прямо или косвенно присутствует взрослый: направляет малыша, помогает, поощряет. Педагогическое воздействие взрослого идет вслед за вниманием ребенка. У ребенка формируется способность «учиться из жизни», когда своеобразными учителями становятся все окружающие люди, вещи, события и явления.
Специально организованные занятия с детьми раннего возраста позволяют решать очень важные психологические задачи, имеющие непреходящее значение для развития ребенка и в последующие возрастные периоды.
Таким образом, в ходе занятий с детьми формируется их способность учиться у взрослого, влияющего на развитие ребенка раннего возраста разными путями:
- Непосредственно, организуя деятельность занимающихся детей, выполняя движения и действия как бы за ребенком и вместе с ребенком, вызывая у него нужные реакции и тормозя ненужные;
- Посредством специально подобранных и помещенных в среду жизнедеятельности ребенка игрушек и пособий, действуя с которыми малыш знакомится с их свойствами, приобретая практические умения опытным путем;
- Показом движений, способов активности, в которых содержатся образец и объяснения по поводу того, что привлекало внимание ребенка.
В первом случае имеются в виду специально организованные занятия, а во втором и третьем – организация свободной деятельности детей.
Технология психолого – педагогической поддержки ребенка в адаптационный период
В основу разработанной технологии положены принцип развития и принцип концентричности.
Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на психику.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода для ребенка построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели.
Первый этап – развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов).
Второй этап – освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде).
Третий этап – формирование контактов с ровесниками.
Требования к проведению адаптационных игр:
- игра повторяется в течение дня несколько раз;
- при проведении новой игры знакомые игры повторяются;
- задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач;
- знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;
- игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;
- за единицу взаимодействия с ребенком игра может повториться несколько раз, но прекращается до того, как к ней у него пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;
- продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуется по количеству повторений;
- при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
Требования к организации образовательного процесса:
- определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;
- создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций;
- соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;
- зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались «комнатки»);
- включение в среду предметов, сделанных родителями, предметов обихода из дома.
Требования к организации взаимодействия:
- педагог организует действие поочередно с ребенком;
- педагог называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;
- педагог поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;
- необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;
- важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;
- предупредить профилактику и торможение отрицательных эмоций.
Приемы торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушки и тд.);
- игры с заводными игрушками (клюющие курочки, цыплята; прыгающие лягушки и тд.).
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети:
- в ходе игрового взаимодействия со взрослым у ребенка вырабатывается новый способ жизнедеятельности, перестраивается его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на психику;
- повышается уровень психологического здоровья, что способствует его благополучному развитию в период дошкольного детства;
- формируется уверенное поведение в новой пространственно-игровой среде;
- активно взаимодействуют как со взрослыми, так и с сверстниками;
- разовьют внимание, мышление; мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус.
В результате обучения по данной программе родители:
- смогут выработать новый способ жизнедеятельности, перестроить активность ребенка в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на психику своего ребенка.
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение игровых действий родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями адаптационного периода, условиями общественного воспитания и коллективного обучения. Разработан цикл консультаций по темам:
«Адаптация ребенка к ДОУ», «Мама, папа давайте поиграем», «Ум на кончиках пальцев»,
«Разлука с ребенком».
Формы подведения итогов реализации программы
- Заполнение карт наблюдения за ребенком при поступлении в детский сад и наблюдения за ребенком в адаптационный период;
- анкетирование родителей в период адаптации и после;
- рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребенка раннего возраста, поступающего в детский сад;
- рекомендации родителям ребенка раннего возраста, поступающего в детский сад;
- заполнение сводной карты адаптационного периода;
- составление итого отчета за период адаптации.
Технология психолого – педагогической диагностики ребенка в период адаптации
Карта наблюдения за ребенком при поступлении в детский сад
- Фамилия, имя ребенка, возраст.____________________________________________
- Поведение и эмоциональные реакции ( свободно вошел в группу, долго стоял у двери, сильно заплакал при приближении воспитателя)________________________
- Освоение пространства группы ( передвигался от одной игрушки к другой, бегал, сидел на стуле, ходил держась за руку воспитателя)___________________________
- Предметная деятельность__________________________________________________
- Отношение к другим взрослым ( заигрывает, заговаривает, улыбается, отворачивается, общается только через родителей и др.)_______________________
6. Отношение к детям ( отбирает игрушки, как бы не замечает других детей)_____________________________________________________________________
Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период
- Фамилия, имя ребенка____________________________________________________
- Как ребенок реагирует на расставание с мамой?______________________________
- Как часто вспоминает маму?______________________________________________
- Как реагирует на появление мамы после ее отсутствия ( как бы не замечает, демонстративное поведение, бурный плач, улыбается, бежит и т.д.)____________________________________________________________________
- Сохранившиеся вредные привычки_________________________________________
- Невротические реакции (грызет ногти, сосет палец, качается на одном месте)__________________________________________________________________
- Эмоциональное состояние (капризничает, легко рассмешить, плачет, но быстро успокаивается, начинает рыдать внезапно и т.д.)_____________________________
- Как реагирует на свое имя (быстро откликается, ищет глазами зовущего, улыбается в ответ)?_______________________________________________________
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
детей раннего возраста
Число______ месяц____________ год рождения ребенка_____________
- От какой беременности по счету ребенок? Чем заканчивались предыдущие беременности? _______________________________________________________________
- Соответствовал ли пол ребенка тому, что ожидалось матерью и отцом? ____________________________________________________________________________
- Возраст матери при рождении ребенка __________, возраст отца __________.
- Как протекала беременность а) в первую половину ___________________________________________________________________________;
б) во вторую половину? _________________________________________. Характер патологии беременности: падения, ушибы,травмы, психозы, заболевания? _______________________________. Волнения при беременности в связи с семейной обстановкой, жилищными условиями, проживанием у родственников, учебой, болезнями близких ______________________________________________________________________
5. Нервно-психические заболевания матери _______________________; отца ____________________________________________________________________________
6. Заболевания родственников__________________________________________________
7. Роды: досрочные, срочные, в срок, обезвоженные. Стимуляция механическая, химическая. Крик: был, нет. Асфиксия: Белая, синяя.
8. Резус-фактор: отрицательный, совместимость.
9. Вес и рост ребенка при рождении ______________________. Вскармливание грудью до _____________. Поведение ребенка при кормлении: активное, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.
10. Выписка из роддома на ___________ сутки. Дополнительное время пребывания в роддоме ________, причины _________________________________________. Состояние ребенка в грудном возрасте: спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др. ___________________________________________. Долго ли сосал пустышку. 11. Заболевания на первом месяце жизни: сепсис, грипп, анемия, пневмония, желтуха и др _________________________________________________________________________
Заболевания на первом году жизни : пневмония, грипп, скарлатина, коклюш, дизентерия и др___________________________________________________________________________
Заболевания от 1года до 3 лет ___________________________________________________
12. Травмы головы: с потерей сознания, без потери сознания.
13. В первые годы жизни не обращал на себя внимания или был вялым, сонливым, заторможенным, постоянно спал или наоборот, был беспокойным, крикливым. Перепутал день с ночью. Отказывался брать грудь, было трудно успокоить. Отметьте возможные причины крика: родовые травмы, не хватало молока, жирное молоко, волнения у матери в период грудного вскармливания, семейная обстановка. Вздрагивал ли при громких звуках в первые месяцы жизни и начинал плакать при этом.
Особенности формирования моторики
1.Удержание головы с __________________________________________________________
2. Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с_____________________
3. Движения со спины на бок________________, со спины на живот ___________________
3. Стал сидеть без поддержки с __________________________________________________
4. Первые попытки подтянуться, ухватиться за пальцы взрослого с ____________________
5. Ходил ровно с пробежками, часто падал с _______________________________________
6. Проявлял крайнее бесстрашие__________________________________________________
7. Излишне суетлив, подвижен или наоборот заторможен, нетороплив.
8. Моторные навыки: одевается с_____________________;раздевается с________________
застегивает пуговицы с______________________;ест самостоятельно с ________________
9. Правша, левша, амбиверт ( умело действует и правой и левой руками); были ли попытки переучивать левшество.
Развитие взаимоотношений
1. Специфические реакции на других детей: улыбается, тянется к другим, стремиться забрать игрушку.
2. Стал проявлять эмоциональное отношение к одному ребенку с _________; к группе детей с __________________.
3. Редко вступает в контакт со взрослыми, детьми, воспитателями. Держится в стороне, не стремиться к контакту.
4. Быстро утомляется от больших групп детей и длительных контактов с ними.
5. Инициативен ребенок в общении, негативен, неустойчивое общение, упрям, конфликтен.
Игровая деятельность
1. Эмоциональное отношение к игре: а) активное: является организатором, весел, жизнерадостен; б) неустойчивое: повышенная возбудимость, агрессивность, настроение часто меняется, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектами, неадекватность выражения радости и огорчения, не способен долго играть в одну и туже игру, с ребятами ссорится, дерется.
2. Имеет ли место выдумка и фантазия_________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какую роль выполняет в игре__________________________________________________
4. Как разрешаются конфликты?_______________________________________________________________________________________________________________________________
АНКЕТУ заполнил(а) Ф. И. О.___________________________________________________
социальный статус по отношению к ребенку_______________________________________
дата заполнения _________________________
Анкета для родителей
(Заполняется после адаптационного периода)
1.Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует Вас (по поводу ребенка):
а) здоровье ребенка (часто болеет и недомогает);
б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;
в) самочувствие и перепады настроения, хныканье;
г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон;
д) ничего, все хорошо;
е) другое__________________________________________________________________
2. Ваше мнение – адаптация (привыкание) вашего ребенка к детскому саду прошла:
а) достаточно быстро и легко;
б) не знаю;
в) тяжело и долго;
г) неплохо, но часто болел;
д) другое__________________________________________________________________
3. В чем Вы видите причину более длительного вхождения ребенка в детский сад, чего Вы ожидали?
а) Ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности – режим – вредные привычки – еда);
б) у ребенка слабое здоровье, иммунитет;
в) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;
г) другое__________________________________________________________________
4. В чем Вы видите причины болезни ребенка?
а) Некачественный уход за детьми со стороны персонала группы;
б) низкий уровень оздоровительной работы, проводимой в детском саду;
в) неблагоприятный психологический климат в группе;
г) слабый фон здоровья ребенка, сниженный иммунитет;
д) безответственное отношение других родителей к здоровью детей группы (приводят своего больного ребенка в группу);
е) другое__________________________________________________________________
5. Что Вас удивило, встревожило, обрадовало, огорчило в ребенке во время адаптации?________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Заметили ли Вы какие-либо положительные изменения в ребенке (развитие – поведение – навыки) за этот период? Какие? Чему он успел за этот период научиться?________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что Вас тревожит, волнует и беспокоит в организации жизни детей в группе на сегодняшний момент? (Питание, режим, отношение к ребенку, уход за ним, игровая среда, организация режимных моментов, прием – прогулки – сон – одежда – смена персонала – поведение других детей или родителей (нужное подчеркнуть).)
8. С кем из специалистов детского сада Вы хотели бы встретиться? Что Вы хотели уточнить и узнать? Консультации по каким вопросам Вам необходимы__________________________________________________________________
Ваши предложения, пожелания______________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребенка поступающего в детский сад
- Когда родители придут в группу, выйдите им навстречу, познакомьтесь с ними.
- Пригласите их осмотреть группу, покажите шкафчики, куда дети вешают свою одежду. Пусть родители почувствуют, что в группе порядок, что педагоги следят за вещами детей. Затем пригласите их в группу, обратите внимание на игрушки, пособия, книги. Расскажите, что вы будите играть с детьми, рисовать, лепить, петь и танцевать, читать и рассказывать им сказки. Покажите им спальню. Если у мамы будет пожелание, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполните ее просьбу. Покажите туалетную комнату, обратите внимание на то, что у каждого ребенка есть свое полотенце, горшок.
- Познакомьте родителей с режимом дня в детском саду, выясните, насколько режим дня дома отличается от режима детского сада. Рекомендуйте маме ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни.
- Узнайте у мамы, о ее переживаниях в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Вместе с ней обсудите, как облегчить ему период привыкания к новой обстановке. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера.
- Выясните как можно больше об особенностях и привычках ребенка: как называют ребенка дома; чем ребенок больше всего любит заниматься; особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей; какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом и т.д.; есть ли в семье другие дети; живут ли в семье бабушка, дедушка; состояние здоровья.
- Договоритесь о точном времени прихода в детский сад (желательно прийти утром, к концу завтрака, обязательно накормив ребенка перед приходом).
- Уточните следующие правила в общении с родителями:
- Детский сад – это открытая система, в любе время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным (если есть мед.книжка установленного образца);
- Родители могут в дальнейшем забирать ребенка в удобное для них время (до окончания работы д/сада);
- Педагог должен выполнить просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка;
- Все закаливающие мероприятия проводятся только с согласия родителей.
Рекомендации родителям ребенка поступившего в детский сад
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.
- Когда вы приходите в детский сад, попросите познакомить вас с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
- В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том, числе и вредные, так как это осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту поступления ребенка в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.
- Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с вами. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома без спешки.
- Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить ребенку, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка.
- Рекомендуется укороченный день.
- Ваше вежливое и приветливое обращение с сотрудниками детского сада расположит ребенка к общению с ними.
- Приучайте ребенка к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения постепенно.
- Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в распорядок дня дома.
- Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
- Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день.
- Как можно раньше познакомьте ребенка с детьми и педагогами группы, в которую он в скором времени придет.
- Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания и самостоятельности.
- Подчеркивайте, что ваш ребенок, как прежне, дорог вам и любим.
- Внимательно прислушивайтесь к советам воспитателей, принимайте к сведению их консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Группа | Количество занятий в месяц | Количество детей в группе |
Раннего возраста | 8 | Все дети группы |
Всего: 56 занятий по 10 минут, итого за год: 9часов 30 минут
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» «__»___________201__г. ____________Н. Н. Свирюкова |
Перспективный план программы
«Психологическая безопасность
детей раннего возраста в период адаптации»
на 2013 – 2014 уч. г.
1 Этап «Развитие контактов со взрослым» | ||||
Недели | Совместная деятельность | Игровые действия | Работа с родителями | Работа специалистов |
I 2 3 | «Пришел Мишка» Цель: создать эмоциональное общение между 2 взрослыми и ребенком. «Пересыпаем песочек» Цель: совместная игровая деятельность с родителями, учим пересыпать песок из формы в другую. «Полетели птички» Цель: совместная деятельность с родителями. | «Сколько здесь игрушек» Цель: познакомить родителей и детей с групповой комнатой». Музыкально – подвижная игра «Кто у нас хороший» Цель: создать эмоционально благополучную атмосферу в группе. «Мой малыш» Цель: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение. | До поступления в детский сад познакомиться с семьей, составить социальный паспорт семьи, подготовить листы адаптации. Провести встречу с родителями на тему «Адаптация ребенка к ДОУ». | Встреча с педагогами, которые будут помогать детям в развитии (педагог-психолог, руководитель физ.воспитания, музыкальный руководитель, ст. медсестра). |
4 5 6 | «Веселый хоровод». Создается положительное эмоциональное общение между взрослым и ребенком. «Солнечные зайчики». Цель: учить взрослых радоваться за элементы умения. Музыкално-игровое упражнение | «Буль – буль водица». Цель: создать эмоционально благополучную атмосферу в группе, совместно с родителями. «Ай – да, потанцуем», «Маленькая детка», «Попрыгушички» Цель: учить родителей спокойно и терпеливо действовать с малышом. устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение. Музыкално-игровое упражнение «Карусель» Цель: устанавливать доверительные контакты со взрослыми на телесно-игровом уровне, снимать эмоциональное напряжение. | Анкета «Какой ваш малыш». Рекомендации родителя о значении режима дня и питания дома и в д/с. Индивидуальные беседы по вопросам родителей. | Роль правильного питания в жизни малыша. Консультация ст. м/с. «Психологическая особенность развития в период адаптации» Педагог-психолог Музыкальный руководитель |
«Я играю сам, но ты мама рядом» | ||||
7 8 9 | «Мыльные пузыри». Научить малыша доверять воспитателю и ненадолго отказатьсяот родителей. «Раз,два…» – музыкальная игра. «Карусель» - подвижная игра. | «Хоровод с куклой» под мелодию М. Красева «Веселая дудочка». «Кто у нас хороший», «Баю-бай», «Догонялки-обнималки» Цель: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение. | Родители наблюдают за совместными действиями воспитателя и ребенка. Литературный калейдоскоп. | «Как закаливать ребенка, чтобы не болел» - рекомендации ст. м/с. Музыкальный руководитель |
10 11 | «Куколку Катю я за спинку спрячу». «Карусель». «Покатаем мячик». «Ай, поймаю– догоню» | «Поедем на поезде» «Этот пальчик» «Догонялки-обнималки» Цель: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение. «Дождик» Цель: стимулировать к подражанию действий взрослого, вызывать спонтанные движения для профилактики отрицательных эмоций и снятия напряжения. | «Игры для двоих». Цель: научить родителей испытывать радость от общения с малышом. Индивидуальные беседы по запросу родителей. Ежедневные консультации по вопросам успешной адаптации. | П/п: «Музыкальные ритмы– занятия» Цель: поддержать чувство взаимной близости между родителям и детьми. отв.: Воспитатель группы Педагог-психолог |
II этап «Освоение новых видов занятий, игрового пространства» | ||||
12 10 11 | «Ловись рыбка» «Чудесный мешочек» «Покатаемся на лошадке» «По ровненькой дороге» | «Уложим куклу спать» «Покатаем игрушки на машине» Цель: вызывать интерес к игровым действиям взрослого, стимулировать к подражанию действиям с игрушкой, вызывать положительные эмоции «Собачка» Цель: вызывать интерес к игровым действиям взрослого, стимулировать к подражанию действиям с игрушкой, вызывать положительные эмоции. | Индивидуальные беседы рекомендации. Особенности развития детского раннего возраста. Вопросы – почтой (ответы на вопросы поступившие на сайт психолога) | Встреча с педагогами, которыепомогают детям в развитии (педагог-психолог, руководитель физ.воспитания, музыкальный руководитель, ст. медсестра). Педагог-психолог |
12 13 | «Уточки плавают» «По большой дороге» «Катя заболела» «Поищем киску» | «Веселый колокольчик» «Мы рисуем пальчиком» «Прятки» Цель: вызывать интерес к игрушкам, стимулировать совместные действия с ними, действия по подражанию и по инструкции взрослого, учить ориентироваться в новом помещении. | Консультация родителей «Мама, папа поиграй со мной»; индивидуальные беседы | Воспитатель группы (рисование пальчиками) Педагог-психолог |
III этап «Формирование контактов с сверстниками» | ||||
14 15 | «Кто в кулачке» «Стук–стук – хлоп – хлоп» «Веселый ветерок» «В гостях у киски» | «Куколку Катю я за спинку спрячу» «Где звенит колокольчик» Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находиться вместе. «Прячемся от дождика» Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находиться вместе. | Родительское собрание «Разлука с ребенком». Индивидуальные беседы «Вы спрашивали–мы отвечаем» | Музыкальный руководитель Педагог-психолог |
16 17 18 19 20 | «Вот как мы шагаем» «Ай – да» | «Догоню – догоню» «Солнышко» «Прилетела птичка», «Вот как мы умеем» Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции педагога, подражать ровесникам. «Разноцветные клубочки» Цели: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата. «Зайки» Цели: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции педагога, подражать ровесникам. «Топ – топ – топ» Цели: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции педагога, подражать ровесникам. «Флажки» Цели: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами. Музыкальная игра «Шел козел по лесу» развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции педагога, подражать ровесникам. | Индивидуальные рекомендации родителям. «Наши первые успехи» - выставки работ детей; вопросы – почтой (ответы на вопросы поступившие на сайт психолога) | Педагог-психолог Музыкальный руководитель, воспитатель |
Адаптационные игры с детьми
Первый этап (развитие контактов с взрослым)
1. Мой малыш.
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: педагог-психолог (п/п) или воспитатель читает стихотворение и обнимает малыша:
Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький. (И. Пикулева)
2. Маленькая детка.
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: п/п, воспитатель сажает ребенка на колени, обнимает его, а потом читает стихотворение, мягко дотрагиваясь до головы ребенка.
Маленькая летка, головушка – репка,
Роток – говорок, зубок да зубок,
Носик – вопросик, щечки – колобочки,
Глазок с глазком, бровки домком.
Ушко да ушко, всех выше макушка. (Л. Яхнин)
3. Попрыгушки.
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: п/п или воспитатель обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки:
Тёшки – тетёшки, овсяные лепешки.
Тюшки, тютюшки, с творогом ватрушки.
Тёшки – тетёшки, встали на ножки
С пятки на носок прыг-скок, прыг – скок! (Л. Яхнин)
4. Баю – бай.
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: п/п или воспитатель сажает ребенка на колени, мягко прижимает к себе, и, слегка покачивая, читает стихотворение.
Скачет, скачет по волнам лодочкою зыбка.
Качи – качи, прямо к нам приплывает рыбка.
Полная зыбка с нами, спи – спи, рыбка, с нами.
5. Догонялки – обнималки.
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: п/п организует игру в догонялки: «Догоню, догоню…» Затем обнимает малыша, говоря:
Ах ты, моя девочка, ласковая белочка,
Ой ты, моя деточка, тоненькая веточка.
Или
Ах ты, мой сыночек, ягодный кусточек.
Ой ты, мой сыночек, пшеничный колосочек. (Л. Яхнин)
6. Наши пальчики.
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: п/п обнимает ребенка, сажает к себе на колени и играет со своими, а потом с его пальчиками.
Пальчик толстый и большой
В лес по ягоды пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний – следом побежал.
Безымянный топал рядом
И корзиночку держал.
А мизинчик, младший братец,
На печи весь день лежал.
7. Ку – ку.
Цели: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослыми, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры №1: ребенок сидит на коленях у п/п, который читает стих-ие (имя ребенка заменяется) и выполняет действия ручками ребенка, закрывая и открывая лицо:
Где же, где же наш малыш?
Где же, где же наша крошечка?
Где же, где же наша Анечка?
Где же, где же наше солнышко?
Вот, вот наша крошечка,
Вот, вот наша Анечка,
Вот, вот наше солнышко!
Ход игры №2: п/п играет с ребенком, побуждая его прятаться, и читает стих-ие (имя ребенка заменяется):
Тю – тю! Нету Любушки!
Любушки – голубушки!
Ой, да нет ее нигде!
Мы искать ее пойдем
И найдем, найдем, найдем! (И. Пикулева)
8. Ладушки.
Цели: устанавливать доверительные контакты со взрослыми на телесно-игровом уровне, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: п/п сажает ребенка на колени и играет, выполняя движения его ручками и читая стихотворение.
Ладушки, ладушки, курочки – рябушки,
Ладушки, ладушки, курочки – кладушки.
Петушок с хвостом, гребешок торчком.
Крылышками хлоп-хлоп!
А мы их – хоп-хоп! И поймали.
9. Скачем на лошадке.
Цели: устанавливать доверительные контакты со взрослыми на телесно-игровом уровне, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: п/п сажает ребенка на колени и качает, в такт словам:
Мы скачем, скачем, скачем,
Скачем на лошадке!
Мы не плачем, нет, не плачем –
Всё у нас в порядке! (Н. Пикулева)
Или
Ехали дрожки по стежке - дорожке,
По стежке – дорожке ровнее ладошки,
Лугом, лесочком, через реку мосточком,
С кочки на кочку вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по камням, по ухабам, по корням.
Прямо в яму – Б А М!
10. Топ – топ.
Цели: стимулировать к подражанию взрослому, развивать умение действовать по речевой инструкции, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: п/п или воспитатель вместе с ребенком топает ногами, изменяя ритм в соответствии с текстом стихотворения:
Ай, деточка, попляши!
Твои ножки хороши.
Левая – смелая, правая – упрямая.
Левая – первая, топы – топы.
А вторая – правая, топ – топ. (Л. Яхнин)
11. Пичужки.
Цели: стимулировать подражание взрослому, развивать умение действовать по речевой инструкции, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: п/п вместе с детьми размахивает руками, изменяя движения в соответствии с текстом стихотворения:
Тюшки, тютюшки, на горе пичужки.
На гору Ванюшка – ух – ух – ух!
От него пичужка – фыр – фыр – фыр, улетела!
12. Зонтик.
Цели: привлекать внимание к действиям взрослого, вызывать положительные эмоции.
Материал: разноцветный зонт.
Ход игры: воспитатель или п/п раскрывает зонт, крутит его и говорит:
Зонтик разноцветный, подружись со мной.
Ты такой красивый, яркий и большой.
Зонт закрывается, игра повторяется снова. Можно спрятать малыша под зонт.
13. Солнечные зайчики.
Цели: вызвать интерес к действиям взрослого, стимулировать положительные эмоции.
Материал: зеркальце.
Ход игры: п/п или воспитатель пускает солнечных зайчиков и читает стихотворение, побуждая ребенка выполнять соответствующие словам действия:
Солнечные зайчики играют на стене.
Помани их пальчиком пусть бегут к тебе! (А. Ануфриева)
14. Катаем мяч.
Цели: вызвать интерес к действиям взрослого, стимулировать положительные эмоции.
Материал: яркий мяч.
Ход игры: педагог выполняет действия с мячом, читая стихотворение, и побуждая ребенка ловить, катать, толкать мяч:
Толкаю мой мяч, толкаю опять,
Толкаю туда, толкаю сюда.
Мой мячик, катись, обратно вернись.
15. Дождик.
Цели: стимулировать к подражанию действий взрослого, вызывать спонтанные движения для профилактики отрицательных эмоций и снятия напряжения.
Ход игры: педагог выполняет вместе с ребенком действия и читает стихотворение:
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
Мокрые дорожки (пальчиком одной руки ребенок тычет в ладошку другой)
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки (ребенок топает)
Адаптационные игры с детьми
Второй этап (освоение новых видов занятий, игрового пространства)
1.Собачка.
Цели: вызывать интерес к игровым действиям взрослого, стимулировать к подражанию действиям с игрушкой, вызывать положительные эмоции.
Материал: собачка.
Ход игры: педагог привлекает внимание ребенка звукоподражанием, читая стихотворение, совершает действия в соответствие с текстом.
Гав – гав! Кто там?
Это песик в гости к нам (показывает собачку).
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Ане (имя ребенка заменяется) лапу! (А. Ануфриева)
2.Прятки.
Цели: вызывать интерес к игрушкам, стимулировать совместные действия с ними, действия по подражанию и по инструкции взрослого, учить ориентироваться в новом помещении.
Материал: кукла.
Ход игры: педагог читает стихотворение и выполняет определенные действия, вызывая ответные действия со стороны малыша.
Спрячу куклу Машу,
Спрячу куклу нашу,
Оля (имя ребенка заменяется) к куколке пойдет,
Оля куколку найдет.
С куклой Машей Оленька попляшет.
Хлопаем в ладошки, пусть попляшут ножки.
3. Будем спать.
Цели: учить ориентироваться в нескольких игрушках, подражать действиям взрослого, действовать по инструкции.
Материал: игрушки – собачка, корова, петух, поставленные рядом.
Ход игры: педагог читает стихотворение и побуждает ребенка выполнять действия совместно, а потом самостоятельно:
Ай, бай-бай,
Ты собачка, не лай! (грозит пальчиком игрушкам после каждой строчки произносит соответствующее звукоподражание)
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик (наша девочка) (приседает на корточки)
Будет спать, (кладет ладошки под щечку)
Станет глазки закрывать (закрывает глазки).
4. Наши уточки.
Цели: развивать желание совершать и подражать самостоятельные игровые действия, стимулировать речевое подражание.
Материал: игрушки : уточки, гуси, курочки, домик.
Ход игры: педагог поочередно в соответствии с текстом показывает ребенку игрушки, а затем снова их прячет в домик:
Наша уточка с утра: Кря-а-а, кря-а, кря-а!
Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно: ко-ко, ко-ко, ко-ко! (Русская народная потешка)
Адаптационные игры с детьми
Третий этап (формирование контактов с ровесниками)
1.Прилетела птичка.
Цели: развивать внимание к сверстнику.
Материал: игрушечная птичка.
Ход игры: педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом.
Прилетела птичка, (сажает птичку на руку)
Синичка – невеличка (и по очереди другим детям).
К Лене прилетела,
На деток посмотрела,
Дальше полетела.
2. Колечки.
Цели: развивать интерес к действиям сверстников, вызывать желание демонстрировать им свои умения.
Материал: ленты с колечками, скатанные в рулоны и уложенные в коробку колечками вверх.
Ход игры: педагог - психолог приносит коробку с лентами, подходит к каждому ребенку, побуждая его выполнять действия в соответствии с текстом:
За колечко потяни,
Свою ленту разверни.
Яркой лентой помаши,
Всем ребятам покажи.
Каждый ребенок достает по одной ленте и свободно играет с ней. Педагог подходит по очереди к каждому ребенку и обращает внимание на других детей: «У Оли лента. У Вити лента. У тебя лента. Красиво».
3. Прячемся от дождика.
Цели: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находиться вместе.
Материал: зонт.
Ход игры: педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с ними в соответствии со словами.
На прогулку вышел дождик (постукивают пальчиками о ладошку).
Кап-кап-кап!
Не промочат дети ножки, (поднимают ножки)
Кап-кап-кап! (постукиваем пальчиками о ладошку)
Всех их зонтик соберет (педагог открывает зонт и крутит его).
От дождя убережет (все прячутся под зонтик).
Педагог зовет: «Все-все-все, сюда. Все здесь. Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонтик».
4. Разноцветные клубочки.
Цели: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Материал: корзина с разноцветными клубочками.
Ход игры: педагог показывает детям корзину и произносит слова:
Разноцветные клубочки (высыпает клубочки)
Укатились от ребят.
Будем мы сейчас клубочки (подходит к каждому ребенку)
Все в корзинку собирать.
Ты клубочек отыщи
И в корзинку положи.
5. Зайки.
Цели: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции педагога, подражать ровесникам.
Материал: игрушечный заяц.
Ход игры: педагог привлекает внимание детей к игрушке, читает стихотворение и побуждает детей вместе выполнять действия:
По лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки –побегайки. (В. Антонова)
6. Топ – топ – топ.
Цели: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции педагога, подражать ровесникам.
Материал: салютики.
Ход игры: педагог размахивает салютиками, привлекая внимание детей, раздает каждому салютик, читает стихотворение и побуждает одновременно выполнять действия:
Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп!
По дорожке мы шагаем
И в ладошки ударяем.
Топ-топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп-хлоп,
Ручки, хлоп!
Ай да малыши!
Ай да крепыши! (А. Ануфриева)
7. Флажки.
Цели: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами.
Материал: ведерко с флажками.
Ход игры: педагог показывает детям ведерко с флажками и говорит:
Очень любят малыши
Разноцветные флажки.
(дети берут из ведерка по флажку)
вы флажками помашите
и другой флажок возьмите.
Педагог помогает детям обмениваться флажками, говоря при этом, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».
8. Катаем мяч.
Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками действиями.
Материал: мяч.
Ход игры: дети сидят в кругу, педагог катает мяч детям, а дети – друг другу в соответствии со словами:
Ты поймай мой яркий мяч
И отдай его, не прячь.
Мячик, прыгай, не спеши
И детишек посмеши. ( Н. Пикулева)
ПОТЕШКИ НА ЛАДОШКЕ
( игры для развития интеллекта и мелкой моторики)
1.Ладушки.
Ладушки, ладушки. Где были?
У бабушки. Что ели? Кашку.
Что пили? Компотик.
Спали на подушке (руки положите под щеку),
Ели колобушки (хлопайте по коленям).
2. Колпачок. Изобразите слегка изогнутых ладошек колпачок. Одну ладонь положите поверх другой, затем меняйте ладони местами, постепенно ускоряя темп.
Колпачок на колпачок,
Колпачок на колпачок,
Колпачок на колпачок,
Бух, упали на бочок
(переверните ладони и положите рядом, тыльной стороной на стол)!
3. Каравай. Сожмите руки в кулаки и по очереди совершайте ими движения сверху вниз, как будто месим тесто.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место
Пеку, пеку каравай (перекладывайте тесто из руки в руку),
Переваливай, валяй.
4.Гули - гули.
Гули, гули, полетели (взмахните перед собой кистями),
На головку гули сели (положите обе руки на голову),
Сели, посидели (покачайте головой),
Опять полетели (взмахните перед собой кистями рук).
5.Коза - рогатая.
Идет коза рогатая.
За малыми ребятами.
- Кто кашку не ест, молоко не пьет,
Забодаю, забодаю!
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!... «козу» «напускать» на ребенка.
6.Зайчик.
Зайка серый скачет ловко. В лапке у него морковка.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
7.Солнце.
Солнце утром рано встало.
Всех детишек приласкало.
Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».
8.Белка.
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому…
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Потешки для адаптации детей раннего возраста к детскому саду (в помощь воспитателю)
УМЫВАЛОЧКА
Глазки, вы будете в жмурки играть?
Мы в ванную срочно идем умывать
Щечку одну и щечку другую,
Умоем улыбку твою озорную.
А в глазках мешается капелька сна:
Мы глазки умоем, ты нам не нужна!
Я твой подбородочек мыть не боюсь,
Хотя тянешь шейку ты важно, как гусь!
Ты помнишь, как пар паровоз выпускал?
Вот нужно, чтоб носик твой так же сказал!
А лобик умоем особым путем,
Чтоб светлые мысли рождались в нем!
Вот мы и умылись с тобой не спеша…
Нет чище теперь моего малыша!
ТРАПЕЗНАЯ
Кушай молочко, родной(ая)!
В этой капельке одной
Пряный вкус весны и лета,
Наша грусть зимой об этом,
Дедушки и бабушки,
Песенки и ладушки,
Нежность и тревога,
Долгая дорога
В жизнь,
Что будет так легка
С этой каплей молочка.
ПОХОДНАЯ
Наша девочка пошла!
Стала комната мала.
Тренировки - каждый час,
Крепнут ноженьки у нас!
ГОРШОК-ДРУЖОК
Как тебя зовут, дружок?
А меня зовут «Горшок»!
Я спасаю всех детей
От разных неприятностей.
Если будем мы дружить,
Будешь ты сухим ходить!
Ты гуляй, играй, читай,
Но про меня не забывай!
Посиди, не торопись,
Сделай мамочке сюрприз!
ЗАСЫПАЛОЧКА
Раз, два, три, четыре, пять!
Мама(все детишки) с Полей (Катей, Мишей...) будут спать.
Раз, два, три, четыре!
Стало тихо вдруг в квартире.
Раз, два, три!
Ничего не говори.
Раз, два!
На подушке голова...
Закрываются глаза и...
Раз! Сладкие сны для нас...
ПРОСЫПАЛОЧКА
Вот и мой сладкий
Проснулся в кроватке!
Дом тебя встречает,
Птички напевают,
Солнышко голубит,
И все тебя - просто любят!
БУДЬ ЗДОРОВ!
Я шепчу почти неслышно:
«Я люблю тебя, малышка!
Каждый пальчик сладкий твой,
Носик кнопочкой смешной,
Он чихает, как большой!
Будь здоров, мой золотой!»
БЕЛКИ С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ
Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку(сыночка) нашу(нашего)!
С аппетитом белки ели
И Полюшеньке (Наташеньке, ...) велели:
(или: И всё Насте (Пете,...) съесть велели!)
Доченька(сыночек) послушала(послушал)
И всю кашку... скушала!
«Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет»
Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания:
– застёгивание пуговиц;
– завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
– переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.
Дальше, дорогие родители, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.
* * * «ШАЛУН»
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
«БЕЛОЧКА» (по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«ДЕТКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
«ПО ГРИБЫ» (потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
«ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики)
«ПАСТУШОК»
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду. (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
(хлопки в ладоши)
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток (можно произносить имя вашего малыша)
Кашей кормить.
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.
* * * Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки - с небольшим стихотворным сопровождением.
* * *«ОЧКИ» (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
«СТУЛ» (левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
«СТОЛ» (левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.
«ЛОДКА» (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
«ПАРОХОД» (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
«КОЗА» (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
У козы торчат рога,
Может забодать она.
«ЖУК» (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Предварительный просмотр:
Русские народные песенки-утешалки
Не плачь детка,
Прискачет белка,
Принесет орешки
- Тебе для потешки!
У кошки - боли,
У собаки - боли,
У лошадки - боли,
А у детоньке моей не боли!
У волка боли,
У лисы боли,
У Николаши боль
На березку в лес улети.
Утешалки от слез
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
Раз зубок, два зубок -
Скоро доченьке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем дочку утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку -
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать
Что случилось-приключилось
В нашей маленькой стране?
Чья-то слезонька скатилась,
На ладошку села мне.
Посидела,
Встрепенулась
И - стрекозкой обернулась...
Ты не веришь?
Вытри слезки...
ВО-о-он, смотри,
Летят стрекозки,
И на крылышках играет
Лучик солнца золотой...
Угадай, Стрекозка знает,
Что мы плакали с тобой? (Н. Пикулева)
Умывашки
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода -
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Дочка умывается,
Солнцу улыбается!
Водичка-водичка,
Умой дочкино личико,
Дочка кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть дочкино личико.
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется
Потешка для расчесывания волос
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Потягушки потягушечки
Кто проснулся
Ра-не-хонь-ко?
Улыбнулся
Хитре-хонь-ко?
Мол, сидеть-лежать без дела
Не могу-агу-агу!
Поскорее дайте дело,
Помогу-агу-агу! (Н. Пикулева)
Встали мы с подушечки,
(малыш лежит на спинке)
Ручки - потягушечки,
(разводим ручки малыша в стороны)
Ножки - побегушечки,
(двигаем ножками малыша, изображая бег)
Вместе - порастушечки!
(поднимаем малыша на руки) (Т.Давыдова)
Русские народные песенки
Мы проснулись, Потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Здравствуй солнышко, Колоколнышко! Потягушки, порастушки,
(поглаживаем малыша от головки до пяточек)
Поперек толстунюшки, (поглаживаем ему животик)
А в ножки -ходунюшки, (подвигаем ему ножки)
А в ручки - хватунюшки, (потрогаем ручки малыша)
А в ушки - слышунюшки, (трогаем и показываем, где у малыша ушки)
А в глазки - гладунюшки, (показываем, где у него глазки)
А носику - сопунюшки, (показываем, где у него носик)
А в ротик - говорок, (показываем, где у него ротик)
А в головку - разумок! (целуем малыша в макушечку)
Доченька проснулась,
Сладко потянулась,
Полежала, полежала
Да улыбнулась.
Сердце бьется шибко.
Ах ты моя рыбка!
До чего же дорога
Мне твоя улыбка! (Е. Благинина)
Ваш малыш проснулся. Самое время сделать гимнастику. Спойте ему ласковую песенку и посмеяться и порадоваться вместе с малышом
Потешки - говорилки
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Тары-бары,
Растабары!
У Варвары
Куры стары!
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки,-
Высуни рожки!
- Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
-Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
- Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
- Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка -
Спасайте гусёнка!
Предварительный просмотр:
ДЕЗАДАПТАЦИЯ
Прежде чем посещение детского сада станет для ребенка привычным и радостным делом, пройдет немало времени, ведь период адаптации к садику одинаково непрост как для малыша, так и для мамы, которой тяжело доверять воспитание ребенка чужим людям. На то, чтобы освоиться в детском коллективе и свыкнуться с отсутствием мамы каждому ребенку требуется разное количество времени. Будьте терпеливы, проявляйте заботу и внимание к своему малышу, и тогда у него обязательно все получится!
Причины дезадаптации
Если ребенок привык к тому, что взрослые потакают любым его капризам, а шалости сходят с рук, то в детском саду ему придется нелегко, потому что ни дети, ни воспитатели не станут делать поблажки.
Робкие и стеснительные малыши тоже сталкиваются с определенными проблемами. Они неохотно идут на контакт с другими дошкольниками и становятся мишенью для задир.
Если ребенок не умеет постоять за себя, то более активные и решительные дети отбирают у него игрушки, в том числе и те, которые были принесены из дома, что вдвойне обидно. Соответственно, у ребенка появляется страх перед детским садом и другими детьми, возникает ощущение незащищенности и беспомощности.
Наиболее распространенным последствием дезадаптации ребенка является нарушение ночного сна, что свидетельствует о сильном стрессе, пережитом в течение дня. Также последствием дезадаптации могут быть проблемы со стулом в виде запоров (потому что ребенок стесняется какать в детском саду).
Конечно, основная работа по адаптации ребенка к детском саду ложится на плечи воспитателей и психолога. Но родителям тоже по силам внести свою лепту в этот непростой процесс.
Что делать и как помочь ребенку в этот нелегкий период
- Очень важно, чтобы в первые дни ребенка в детском саду дома всё оставалось по-прежнему.
- Приводите ребенка в детский сад чуть раньше или чуть позже, чем остальные родители. Малышу ни к чему становиться свидетелем душещипательных сцен прощания детей с родителями. Может, ваш ребенок и не собирался плакать при расставании с вами, но, увидев, как ведут себя другие дети, заплачет обязательно. Расставайтесь с малышом правильно!
- Отправьте вместе с ребенком в детский сад любимую игрушку. Знакомая вещь в непривычной обстановке помогает ему быстрее успокоиться. Этот нехитрый способ на самом деле очень действенный. Скажите, что игрушка хочет в гости в детский сад, сапожки хотят погулять по дорожкам садика, нужно отнести что-то воспитателю, вкусная котлетка ждет, подушечке грустно от того, что на ней никто не спит и т.п.
- Готовьтесь в садик с вечера. Перед вечерним туалетом вместе подготовьтесь к детскому саду: какую игрушку возьмете с собой, что наденете, выполнено ли задание воспитателя, все сложите в пакет и поставьте в коридор.
- Старайтесь избегать других стрессовых для ребенка ситуаций. Поход к врачу, прививки, гости – все это лучше отложить на потом, когда ребенок адаптируется к детскому саду.
- Ни в коем случае не ругайте и не пристыжайте детей за слезы и нежелание идти в детский сад, не сравнивайте его поведение с поведением других детей, лучше всячески демонстрируйте ему свою любовь. Постарайтесь не совершить двух самых распространенных ошибок в воспитании ребенка этого периода: не пугать его садиком и не задабривать обещаниями подарков.
- Часто сони охотнее всего встают под звуки веселой музыки или услышав голоса героев любимого мультика. Соням надо дать возможность поваляться, а значит будить их нужно пораньше. Хорошо, если взрослый встанет пораньше и сделает все свои необходимые дела, чтобы потом не раздражаться и не торопить ребенка по пустякам.
- Помогайте малышу одеваться, не торопите его. Чаще подбадривайте: «Скоро станешь большой, как папа/мама и будешь все уметь сам, видишь ты уже умеешь сам одевать шапку, ты у меня совсем взрослый!».
- Будьте внимательны к жалобам ребенка. Если малыш жалуется на воспитательницу и не хочет идти в садик именно из-за нее, не спешите бежать к директору и устраивать скандал. Осторожно расспросите ребенка, что именно его не устраивает, только не задавайте ему наводящих вопросов («Кричит?», «Наказывает?»). Вполне возможно, что ребенок немного хитрит и фантазирует, такие методы свойственны детской психологии в раннем возрасте. Поговорите с воспитательницей — не предъявляя претензий, просто обсудите поведение и воспитание ребенка. Скорее всего, вы сможете сообща исправить ситуацию.
- Если малыш выглядит измотанным и нервным после дня, проведенного в детском саду, не спешите паниковать, это естественно для первого времени.
Они еще не готовы к такому обилию новой информации и эмоций. Привыкнет.. Маленькому человечку нелегко себя контролировать целый день. Не все сразу. Позвольте ребенку выплеснуть эмоции, пошуметь, пошалить и побегать вечером, вреда от такой разрядки не будет. И ЕЩЕ,
- Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений.
- Обратите внимание на режим дня ребенка. Он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад.
- Приучите его просто лежать в постели одного. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.
- Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры.
- Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по большому в одно и то же время (не с 10 до 12 часов - время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.
- Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой.
О детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
- Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (ванна), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру.
- Такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение.
- Маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.
- Учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
Пройдет совсем немного времени, и ваш малыш освоится в новой обстановке, заведет себе новых друзей, и по утрам будет бежать к ним с той же радостью, что и по вечерам — в ваши объятья!
В написании консультации для родителей использован личный опыт по работе с родителями детей раннего возраста, во время адаптации к детскому саду и материалы с сайта: http://www.tvoyrebenok.ru/adjusting_to_kindergarten.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей раннего возраста
Представлено краткое описание возрастных особенностей детей 1-3 лет и рекомендации к поступлению ребенка в десткий сад...
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Психологическая безопасность ребенка раннего возраста
Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования.Психологическая безопасность — это защищен...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
« Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии»
В каком бы возрасте ребенок не пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизическом состоянии....