Педагогический проект "ЗДОРОВЫЕ РЕБЯТА-НАШИ ДОШКОЛЯТА"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Буратино»
Хвастовичского района
Калужской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ЗДОРОВЫЕ РЕБЯТА-НАШИ ДОШКОЛЯТА
Подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Прокопова Надежда Андреевна
Хвастовичи 2015г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………стр.3
2. Паспорт проекта……………………………………………………стр.6
- Этапы проекта
- Ожидаемые результаты проекта
- Мероприятия проекта
3.Заключение……………………………………………………….….стр.13
4.Список литературы…………………………………………………..стр.14
5.Приложение………………………………………………………….стр.15
Введение
Актуальность проекта
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном смысле.
Здоровье ребёнка зависит от рядов факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Сегодня актуальной стала проблема гиподинамии. Многие понимают её упрощённо как недостаток движения у человека. Но это не совсем верно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
В современных условиях развития общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, поэтому оздоровление и развитие здоровья детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом. Не секрет, что в детском саду и дома, дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора и т.п.). Однако постепенно в современной системе здравоохранения акцент смещается с простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, именно на здоровьесбережение, сохранение имеющегося потенциала.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Недостаточная двигательная активность - гиподинамия - отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую очередь от гиподинамии страдает мышечная система: снижаются мышечный тонус, работоспособность, выносливость, уменьшаются масса и объем мышц. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны родителей, воспитателей, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Но как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогических работников– помочь родителям в физическом воспитании детей. Сравнительный анализ здоровья дошкольников за последние 10 лет выявил неблагоприятную тенденцию роста показателей морфофункциональных отклонений от 69,5% до 75,5%. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и аллергические проявления.
Здоровье - это то, что очень легко потерять и почти невозможно восстановить. Известно, маленький человек развивается в движении, в деятельности! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят к ребенку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Задача создания всех необходимых условий, для того чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.
Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Высокий уровень двигательной активности – важнейшее условие не только физического, но и умственного развития детей. Однако в детском саду образовательный процесс, не связанный с усвоением образовательной области «Физическое развитие», чаще организован так, что подача новых знаний происходит на фоне минимальной двигательной активности. Постоянно возрастающие требования к уровню умственного развития и образованности детей, необходимость усваивать большое количество информации в условиях острого дефицита времени привели к поиску новых форм организации образовательной работы, среди которых наибольшее распространение получили технологии, основанные на основе интеграции образовательных областей.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Родители, в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни.
Паспорт проекта
«ЗДОРОВЫЕ РЕБЯТА-НАШИ ДОШКОЛЯТА»
Вид проекта:физкультурно-оздоровительный.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Реализация проекта: январь – май 2015 год (долгосрочный).
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Пчёлки», родители, воспитатели, специалисты ДОО.
Цель - создание условий для физического развития и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи
Задачи проекта:
1.Изучить педагогическую литературу по теме проекта.
2.Познакомиться с передовым педагогическим опытом работы, используя интернет-ресурсы.
3.Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении спортивных и развлекательных мероприятий, пропагандируя здоровый образ жизни.
4.Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
Проблема - поиск участниками образовательного процесса совместно с родителями эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.
Основная гипотеза: если работа по организации совместной деятельности детского сада и родителей по укреплению физического здоровья детей будет систематической и целенаправленной, то это позволит сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, и создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.
Для реализации этого проекта были использованы следующиеформы работы:
- Непосредственная образовательная деятельность;
- Праздники, досуги, развлечения с привлечением родителей;
- Педагогическая диагностика (наблюдение,беседа,анкетирование).
- Наглядная пропаганда – сочетание различных видов наглядности, оформление тематических выставок, стендов.
- Консультирование родителей специалистами ДОУ (медицинская сестра, старший воспитатель, логопед).
Ожидаемый результат
Родители:
- обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
- повышение интереса родителей к построению педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- повышение у родителей активного интереса и положительного отношения к здоровому образу жизни своего ребёнка, стараться быть в этом примером для подражания.
Дети:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение уровня физической подготовленности;
- осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область | Виды деятельности |
Физическое развитие | Приобретение опыта в видах деятельности детей: двигательной (развитие физических качеств – координация и гибкость, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, представление о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами), становление ценностей здорового образа жизни (питание, закаливание, формирование полезных привычек и др.) |
Социально-коммуникативное | Развитие на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, формирования основ безопасности поведения в быту, социуме, природе, позитивных установок и др. |
Познавательное развитие | Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; представление о объектах окружающего мира и его свойствах, об праздниках и традициях и др. |
Речевое развитие. | Владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связанной и правильной речи, знакомство с книжной культурой |
Художественно-эстетическое развитие | Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование представлений о восприятии музыки, художественной литературы, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. |
Глава 1. План проведения проекта
1.1 Этапы реализации проекта «Здоровый ребенок – детский сад и семья»
№ п/п | Название этапа | Цель | Срок выполнения |
1 | Аналитический | Анализ ситуации, изучение литературы, передового педагогического опыта, интернет-ресурсов по приобщению детей к здоровому образу жизни. | Январь 2015г. |
2. | Подготовительный | Планирование работы над проектом(с родителями,с детьми) | Январь-февраль 2015г. |
3 | Организационный | Обогащение предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО | Февраль 2015г. |
4. | Практический | Просвещение родителей и педагогов о здоровом образе жизни и привлечение к совместным мероприятиям | Март – апрель 2015г. |
5. | Заключительный | Спортивный праздник «Папа,мама,я-здоровая семья» | Май 2015г. |
План мероприятий аналитического этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственные |
1. | Изучение литературы | Воспитатель Прокопова Н.А. |
2. | Педагогическая диагностика | Педагог-психолог Шавергина Т.В. |
3. | Беседа | Воспитатель Прокопова Н.А. |
4 | Анкетирование. | Воспитатель Прокопова Н.А., педагог-психолог Шавергина Т.В. |
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственные |
1. | Составление плана работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к здоровому образу жизни. | Воспитатель Прокопова Н.А. |
2. | Разработка конспектов вечеров развлечений и досугов | Воспитатель Прокопова Н.А. |
3. | Подбор дидактического материала, литературы. | Воспитатель Прокопова Н.А. |
4. | Изучение интернет –ресурсов. Систематизация видеороликов, с учетом темы проекта | Воспитатель Прокопова Н.А. |
5. | Подготовка картотеки с описанием подвижных игр, рекомендованных примерной общеобразовательной программойдошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.ФГОС | Воспитатель Прокопова Н.А. |
План мероприятий организационного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственные |
1. | Подбор и изготовление нестандартного оборудования. | Воспитатель Прокопова Н.А. |
План мероприятий практического этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственные |
1. | Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами. | Воспитатель Прокопова Н.А. |
План мероприятий заключительного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственные |
1. | Проведение спортивного праздника «В сказку за здоровьем» | Воспитатель Прокопова Н.А. |
2 | Анализ недели здоровья | Воспитатель Прокопова Н.А. |
1.2. Ожидаемые результаты этапов проекта «Здоровые ребята –наши дошколята»
№ п/п | Название этапа | Ожидаемый результат |
1 | Аналитический | Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о здоровом образе жизни. |
2. | Подготовительный | Наличие планов: - спортивных досугов и развлечений. - консультаций для родителей и педагогов. Конспекты спортивных развлечений и досугов. Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни. |
3 | Организационный | Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах. |
4. | Практический | Картотека подвижных игр. Выставка детских работ: “Мы здоровью скажем “Да!” Буклеты: “Игровые релаксационные упражнения” Нетрадиционное физкультурное оборудование. Спортивный праздник “Папа, мама, я – спортивная семья” |
1.3. Мероприятия проекта
Категории | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Воспитатели, специалисты ДОО | 1. Консультации для воспитателей «Использование нестандартного оборудования». См. Приложение стр.12-14 – Текст №1 и фото №1,2. 2. Анализ недели здоровья. | февраль2015г май 2015г | Воспитатель Прокопова Н.А. Воспитатель Прокопова Н.А |
Родители | 1. Анкетирование: ««Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье» См. Приложение стр. 18-20 – Текс № 2. 2. Консультации: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни». См. Приложение стр. 21-22 – Текст №3. 3.Информационный материал: «Подвижные игры как эффективное средство развития физических способностей детей дошкольного возраста». См. Приложение стр. 23-25 – Фото №3, 4, Текст №4. | январь 2015 февраль 2015г. март 2015 | Воспитатель Прокопова Н.А |
Воспитанники ДОО | 1.«Пальчиковая гимнастика», См. Приложение стр. 26-30 – Фото №5, 6 Текст №5. «Игровые релаксационные упражнения». См. Приложение стр. – 31-34 – Фото №7, 8, Текст №6. 2. Чтение художественной литературы «Сказки и рассказы о пользе физкультуры и спорта» 3. Прогулка: «Тайны снежного кома». См. Приложение стр.35-37 – Текст № 7 4. Спортивный досуг «Сказочное путешествие гномиков». См. Приложение стр. 38-41 – Фото № 9. Текст №8 5. Спортивное развлечение «Масленица прощая». См. Приложение стр. 42-45 – Фото №10. 11,12, Текст №9. 6. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». См. Приложение стр.46-48 – фото №13,14, Текст №10. 7. Неделя здоровья. См. Приложение срт.49 | ежедневно февраль-март 2015г февраль 2015г. март 2015 март 2015 апрель 2015г май 2015г. | Воспитатель Прокопова Н.А |
Заключение
Завершая работу над проектом, можно с уверенностью сказать, что гипотеза подтвердилась. Именно целенаправленная и систематическая работа по укреплению здоровья детей позволила сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, и создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. Родители и педагоги должны строить свои отношения на доверии и быть уверены в хорошем отношении к ребенку. Благодаря совместной проектной деятельности мы смогли:
- расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;
-усовершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;
- повысить профессиональную компетентность педагогов дошкольного учреждения по теме здоровый образ жизни;
Интегративный подход в организации различных видов деятельности помогает повысить мотивацию детей к различным видам деятельности, способствует укреплению здоровья, совершенствует основные движения и их координацию, препятствует утомляемости и перенапряжению, оптимизирует процессы познания.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжать совместную работу с родителями.
2. Разработать рекомендации по двигательной активности детей.
3. Наметить план дальнейшей работы родительского клуба «Крепыш».
4. Продолжать совершенствовать предметно-пространственную среду.
5. Изучить и внедрить новые формы и методы совместной работы с родителями.
Но главное в работе по данной теме – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Список литературы
- Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб. -метод. пособие /М.П.Асташина. – Омск, 20022.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С.21 – 28.
- Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006
- Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей детского сада. Москва 2003.
- Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград.: Учитель, 2007
- Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
- Дошкольное образование в конспекте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г №1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ФГОС. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект летнего развлечения "Мы - спортивные ребята, наше имя - дошколята"
Конспект комплексного занятия«Спички – детям не игрушка»(на улице)(Познавательное развитие)2 младшая группа №4Дата проведения: 18. 05.2016 Воспитатель:И. Н. Ко...
конспект занятия по ритмопластике "Мы векселые ребята - наше имя медвежата"
Конспект занятия предназначен для кружковой работы по ритмопластике (средняя группа 4-5 лет)...
Педагогический проект «Театр и дошколята»
Актуальность. Игра является ведущим видом деятельности в ДОУ, а театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики с...
Мы предлагаем вашему вниманию онлайн-выставку детских рисунков "Спасибо за Победу!" , которую нам представили ребята нашей группы
Рисуют дети о войне,Несут на выставку работы.И даже очень шумный кто-тоЗастыл в тревожной тишине.Возможно тот вихрастый мальчикСебя танкистом видит вдруг.Иль на коне усталом скачет,Прорвав засады плот...
Педагогический проект "Эколята-дошколята"
Проект реализован для создания условий формирования начал экологической культуры у младших дошкольников и бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире....
Педагогический проект "Эколята-дошколята"
Формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе....