Технология проведения НОД в младшем дошкольном возрасте.
статья (младшая группа) по теме
В публикации описываются проблемы и их решения, возникающие при обучении плаванию младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_provedeniya_nod_v_basseyne_-_mladshiy_doshkolnyy_vozrast.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАССЕЙНЕ
1-Я И 2-Я МЛАДШИЕ ГРУППЫ.
Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием. Первое посещение бассейна – это событие в жизни ребенка. Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От педагога зависит, чтобы первые впечатления о бассейне, о плавании были положительно окрашены. Живой, образный рассказ, демонстрация приемов плавания (посещение занятий подготовительной группы), ныряния должны вызвать у малыша желание войти в воду, поплескаться в ней, поиграть с яркими игрушками.
С самого начала ребят знакомят с основными правилами: входить в воду только по разрешению, не мешать друг другу, окунаться, не наталкиваться друг на друга, не кричать, при необходимости проситься выйти, по команде преподавателя быстро выходить из воды.
Детям поясняют, что в помещении бассейна нельзя бегать. Идти надо спокойно, соблюдая порядок. На первом занятии нужно провести с ребятами беседу. Цель ее – доступно и наглядно ознакомить с некоторыми свойствами воды. Можно показать, что деревянные и надувные игрушки всплывают на поверхность воды и не тонут, а рыбка быстро плавает под водой (вспомнить аквариум ), шевеля хвостиком и плавниками, отталкиваясь ими от воды; она лежит в воде вытянувшись, не закрывая глаз; вода прозрачная – на дне все колечки видны и т. п.
Большинству младших дошкольников не свойственна боязнь воды, как это принято считать. Они любят купаться, с удовольствием входят в воду. На мелком месте бегают, шлепают ногами, поднимая брызги, плещутся, играют. Не составляет для них сложностей и лежание на дне на животе, и ползание по дну на мелком месте (крокодил, краб, собачка, рак…).
Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице. Шаг по ступенькам – сложное для детей действие. На первых занятиях педагог должен помочь малышам, особенно тем, кто побаивается. Важно следить за тем, чтобы ребенок не оступился, не поскользнулся, предупредить его неожиданное падение в воду (подстраховать).
Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды: вода легко попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Чаще всего это происходит потому, что при погружении рот ребенка остается открытым, а многие дети пытаются сделать вдох в толще воды. Поэтому сначала нужно научить ребенка задержке дыхания на вдохе и каждый раз (в домашних условиях, при занятии сухим плаванием, с тазиками) напоминать ему, чтобы его рот при соприкосновении с водой был закрыт. Необходимо многократно напоминать, что в воде нельзя делать вдох: он выполняется только над водой! Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающихся не выработается стойкая привычка следить за этим самостоятельно. Глотнув воды, ребенок может испугаться и не захочет прийти в бассейн. Если он захлебнулся нужно поднять резко руки вверх и похлопать в ладоши над головой (закрывается трахея, открывается пищевод и вода попадает в желудок, а не в легкие).
Если вода попала в уши, ее обязательно нужно удалить. Для этого склонить голову на бок, потрясти головой и, вода, как правило, вытекает. Если вода попала в нос, надо сделать интенсивный выдох над поверхностью воды через нос (при закрытом рте).
Большие проблемы возникают при соприкосновении слизистой носа или глаз с водой. У ребенка это вызывает неприятные эмоции и ощущения, а ведь все обучение должно проходить на фоне положительных эмоций. Ребенок рефлекторно закрывает глаза. При выключенном зрительном анализаторе теряется ориентировка в пространстве, появляется страх, неуверенность в своих силах, возрастают отрицательные эмоции. Поэтому с первых занятий необходимо приучать ребенка открывать в воде глаза, все упражнения выполнять с открытыми глазами (Мы же не ходим по улице с закрытыми глазами и плавая открываем глазки).
Другой трудностью является то, что все предметы в воде расплывчаты и воспринимаются в искаженном виде. К этому тоже надо привыкнуть. Конечно, можно надеть очки для плавания, но так как мы преследуем цель выжить в экстремальной ситуации (упав, случайно в водоем без очков не возникнет паника и ребенок обученный выплывет) - учим плавать без очков, за исключением медицинских показаний (расширенные сосуды глаз реакция на хлорированную воду и примеси).
Такой же трудностью становится неопределенность звука. Звук с высокой скоростью распространятся во все стороны одновременно. Соответственно возникают неприятные ощущения.
Высокое гидростатическое давление затрудняет выдохи в воду.
Трудности начального этапа обучения заключается еще в том, что с одной стороны, упражнения выполняемые ребенком, требуют сосредоточения, а с другой - длительное нахождение в одной позе, ограничение движений быстро вызывают озноб, возникают «гусиная кожа», дрожь. Все это существенно сковывает движения и отвлекает от поставленных задач. Поэтому на занятиях с детьми раннего возраста необходимо соблюдать температурный режим, дозировку нагрузки, продолжительность занятий и индивидуально подходить к каждому ребенку.
Нельзя оградить ребенка от всех трудностей, связанных с освоением с водой, они, безусловно, будут, - но его нужно убеждать в том, что с каждым разом их станет все меньше и меньше: малыш сам это почувствует, у него появится уверенность в своих силах.
Дети второй младшей группы обычно быстро привыкают смело входить в воду: через 2 –3 занятия они проделывают это самостоятельно. Несколько дольше привыкают дети первой младшей группы: им необходимо 4 - 5 занятий.
В группе всегда есть несмелые ребята. С ними надо позаниматься отдельно (индивидуальные занятия), проявляя большую деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей. Важно, чтобы малыш сам, по собственной охоте спускался в воду. Это придаст ему уверенности.
Вместе с тем даже боязливого ребенка не нужно слишком опекать. Не следует допускать, чтобы ребенок всегда крепко держался за руку взрослого и не мог действовать без его поддержки.
Другое дело – совместные с взрослыми игры и упражнения. Для воспитания младших дошкольников, особенно третьего года жизни, огромное значение имеет постоянное общение с взрослым. Дети упражняются и играют с большим удовольствием, если взрослые проявляют интерес к их играм, активно участвуют в них вместе с детьми.
Мягкие, ласковые, ободряющие интонации голоса преподавателя поддерживают радостное настроение. Участвуя в игре или упражнении, преподаватель показывает пример правильных движений, направляет ход игры. Общение педагога с детьми предполагает и внимательное, заботливое и вместе с тем требовательное отношение к ним, к их поступкам.
Занятия по плаванию, начатые в младшем дошкольном возрасте, способствуют успешному обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку – с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, открывает хорошие перспективы для систематических занятий плаванием.
инструктор по физической культуре Залетова Н.Н. 2016год
Литература:
1.Викулов А.Д. Плавание
2.Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду
3.Булгакова Плавание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Актуальность моей темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей. Св...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...
Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный с...
Буклет консультация для родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста
Буклет консультация для воспитателей и родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста. Артикуляционные упражнения «...
Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДОУ
обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности...
Методика проведения подвижных игр младший дошкольный возраст.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. По содержанию все игры классически и лаконичны, выразительны и доступны.У...