Нетрадиционная методика оздоровления детей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Нетрадиционные методы оздоровления детей»
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных, учреждениях.
За последнее время число здоровых детей уменьшилось.
Также известно, что детский организм, вследствие свойственных ему анатомо-физиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным: влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а поэтому требует создания таких условий обучения и воспитания, которые способствовали бы укреплению здоровья и улучшения физического развития детей.
Для создания таких условий необходимо внедрять «Нетрадиционные методы оздоровления детей».
Педагогу необходимо дифференцированно подходить к нагрузке детей физическими упражнениями и в выборе способов оздоровительной работы, фитопроцедур с учётом переносимости предложенной деятельности. Поэтому на начальном этапе можно разделить детей по группам.
С первой группой проводить профилактическую работу с целью: повышения способности адаптации организма детей к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, с созданием условий для последующей работы.
Здесь можно рекомендовать родителям проводить в домашних условиях следующие мероприятия:
«Закапывание носоглотки чесночным раствором».
Это необходимо для профилактики и санации полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта.
Применяется против ОРВИ как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы.
(Один зубчик чеснока на один стакан воды. Чеснок размять, залить холодной кипячёной водой, настоять 1 час. Полоскать горло перед выходом на улицу – можно закапать в нос. Использовать в течение двух часов после приготовления) .
Можно рекомендовать – промывание носа водой с целью: Восстановить носовое дыхание, удалить со слизистой оболочки флору, которая смогла бы способствовать размножению вирусной инфекции (которая может опустится в верхние дыхательные пути, с помощью носового платка или промывание носа мылом.
Необходимо подставить под проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть её (то же другой ноздрёй) .
Вторая группа – интенсивная.
С этой группой нужно проводить оздоровительный бег с целью, дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировки дыхания, укрепление мышц. Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, мускулатуру кишечника, сердце, легкие, вызывает активное потоотделение, вырабатывает выносливость, подготавливает организм к боле интенсивным нагрузкам. Однако его нужно дозировать.
С этой же группой можно проводить дыхательную гимнастику.
Цель дыхательной гимнастики: обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Проводится как со всеми детьми, так и индивидуально.
Комплекс дыхательных упражнений включает игровые упражнения для освоения навыков нижнего брюшного дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания.
Полное дыхание оказывает положительный лечебный эффект особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамичных нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути. Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдохов через плотно сомкнутые губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы.
Вот некоторые дыхательные упражнения, которые я предлагаю детям на занятиях по физическому воспитанию.
Упражнение «Часики».
Педагог имитирует ход маятника часов, говоря «тик-так». Дети поднимают руки вверх, в стороны - вдох и опускают их - выдох. Повторить 10-12 раз.
Упражнение «Трубач».
И. П. - стоя, кисти рук сжаты в трубочку и направлены вверх. Производится медленный выдох и звук «Ту-у-у» или «П-ф-ф». Повторить 4-6 раз.
Упражнение «Петух».
ИП. - стоя, одна рука. - на животе, другая - на груди. Втянуть живот и набрать воздух - вдох. Выдыхая, выпячивать живот - выдох, произнося «Ку-ка-ре-ку-у-у» (3-4 раза) .
Упражнение «Паровозик».
Осуществляется при ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад со словами «Чух-чух».
Упражнение «Насос».
При выполнении наклонов вперед руками выполняется покачивающее движение (при этом делается выдох с 1 произнесением звука «с-с-с» - насос, при выпрямлении - вдох! (6-8 раз) .
Упражнение «Мяч».
Руки с мячом (или имитация мяча) поднять вверх, и бросить мяч вперед на вдохе со звуком «у-у-ух». Повторить 5-6 раз.
В разминку после сна, лежа на кроватях, я включаю дыхательные упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний.
Большое внимание нужно уделять обучению детей самомассажу. С целью привлечь детей к самопрафилактике, экспресс диагностике (это важно в ранние периоды заболевания, научить серьезно и бережено относится к здоровью, повысить защитные свойства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов. Можно проделывать самомассаж ушной раковины, пальцев, рук, ног, верхнего плечевого пояса. Стоя в колонне по одному, в шеренге или по кругу, дети вместе с педагогом выполняют легкие пульсирующие движения пальцами обоих рук в определенных точках, указанных педагогом. Например:
Массаж живота «Месим тесто» (лежа на спине)
1. Имитируя движения тестомеса, ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает.
2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.
Массаж грудной области (сидя «по-турецки»)
1. Поглаживание груди со словами: «Я милая чудесная прекрасная».
2. «Заводим машину» – вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой стрелке со звуком «Ж-Ж-Ж»
3. «Машина завилась» – нажимаем пальчиком на область сердца со звуком «Пи-и-и»
Массаж шеи (сидя «по-турецки»)
1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку.
«Лебедь, жираф»
1. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
2. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.
3. «Лебединая шея» – представив, что у него красивая лебединая шея, ребенок любуется ей, как в зеркале и т. д.
Самые распространенные болезни у детей дошкольного возраста ОРВИ. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. С целью предупреждения болезней, которые затрагивают дыхательные пути, нужно проводить с детьми массаж носа.. Массаж носа необходим и для стимуляции деятельности головного мозга. На начальном этапе дети выполняют упражнения в сопровождении педагога. После того, как они освоили методику проведения массажа, могут выполнять самостоятельно, используя карточку-схему, сидя перед зеркалом.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является сформированность ручных умений. Пальчиковые игры и упражнения для пальцев в определенной степени способны помочь организму справиться с различными недугами. Для детей дошкольного возраста в качестве профилактики и лечения остро-респираторных заболеваний, ларингитов, тонзиллитов, ринитов, и развития ручных умений используются различные «мудры».
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В Восточной медицине существует убеждение, что с помощью массажа рук можно избавиться от головной боли, вылечится от гриппа, насморка, ангины; облегчить боль при воспалении уха и носовых пазух, а так же повысить функциональное состояние головного мозга и улучшить психофизиологическое развитие ребенка. Массаж пальцев кистей рук отличается простотой и доступностью. Проводится массаж, начиная с большого пальца и до мизинца. Растирается сначала подушечка пальца, затем медленно опускаемся к его основанию. Чтобы дети с желанием, выполняли эти упражнения, их обычно сопровождают веселыми рифмовками. Массаж ладонных поверхностей проводят, с помощью каменных, пластмассовых и стеклянных разноцветных, шариков. Детям предлагаем шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, направлять в специальные желобки, лунки. Так же проводим массаж рук с помощью грецких орехов. Предлагаем выполнить следующие упражнения: катать орех между ладонями; прокатывать один орех между пальцами; удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук. Для развития пальцев рук я еще использую «Пальчиковый игровой тренинг», который включает игровые упражнения, например: упражнение «Ножницы» – указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами, упражнение «Дом» – соединить наклонно кончики правой и левой руки и т. д.
Также, следует отметить то, что в работу по оздоровлению детей, необходимо включить гимнастику для глаз. В течение первых 12 лет жизни детей идёт интенсивное развитие органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышение нагрузки (персональный компьютер, телевизор и т. д.) неблагоприятная экология и многих других. Здесь можно использовать следующие упражнения:
1. «Маргунчики»
Мы играли, мы читали,
Наши глазки так устали,
Мы немножко поморгаем,
На минуточку замрём
И опять играть начнём.
(У детей глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены) .
2. «Золотые лучики»
Выглянуло солнышко,
Пташечки запели,
Золотые лучики
Всех ребят согрели.
(Дети широко раскрыли глаза) .
Тут со всех сторон тучки набежали,
И лица ребятишек мокрыми вдруг стали.
(Повороты глазами вправо, влево, вниз, вверх за движениями пальчика).
Если мы заметили, что ребёнок трёт ладонями: глаза и жалуется на усталость в этом случае можно провести несложную гимнастику для глаз. Сидя, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть. Повторить 8-40 раз. Сидя, быстро моргать глазами (1-2 минуты) .
Такая методика по оздоровлению детей отличается от традиционной тем, что решает проблемы физического воспитания, снижения заболеваемости, воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, используя наряду с традиционными методами физического воспитания нетрадиционные методы оздоровления детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование эффективных технологий и методик оздоровления детей раннего возраста в условиях Севера
Сообщение...
Программа по физическому воспитанию детей "Нетрадиционные формы оздоровления детей по системе Хатха-Йога".
.Интересная и очень эффективная программа оздоровления детей....
Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».
Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является о...
Методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Методика проведения воздушных ванн. Воздушные ванны дети получают на НОД по физкультуре, на утренней гимнастике. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнасти...
Методика оздоровления детей в ДОУ. "Су-Джок"-терапия.
Этот метод проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Он основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях ...
Использование нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников
В данной статье раскрывается технология использования нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников, приводятся конкретные примеры их применения в ра...