Система оздоровительной работы в ДОУ"
консультация на тему
Физическое воспитание направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание жизнерадосной,целеустремленной, волевой натуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gorodskom_pedagogicheskom_obedinenii_na_temu.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ
Все чаще последнее время педагоги и медицинские работники отмечают и выделяют закономерность того, что здоровье детей дошкольного возраста в последнее десятилетие стремительно ухудшается. В связи с этим еще актуальнее перед педагогами образовательных учреждений ставится нашим правительством задача по усовершенствованию работы, в рамках ФГОС. В.А. Сухомлинский писал, что забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя, ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои силы. Особенно важно понимать, что всю ответственность за здоровье ребенка несет дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть времени.
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма — вот главная наша цель. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования от 17 октября 2013года № 1155 в достижении своей цели, приоритетной для себя определили физкультурно-оздоровительную работу, осуществляем которую на основе общеобразовательной программы обучения и воспитания детей.
Работы профессора А.Г. Сухарева доказывают наличие теснейшей взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем ребенка. Он считает, что организм ребенка, который полностью удовлетворяет биологическую потребность, способствует укреплению здоровья и благоприятствует дальнейшему развитию.
Как уже не раз отмечалось, что среди многих факторов (демографических, социально – экономических, культурных и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту. Применение взаимодействующих методов обучения и оздоровления детей – одно из важнейших требований физического воспитания.
Физическая культура как метод неспецифической патогенетической терапии является важным компонентом системы восстановительного лечения. Занятия физической культурой, спортом, использование физиотерапии, трудовых процессов должны широко использоваться в воспитательно – оздоровительных учреждениях с реабилитационной целью. (Кузнецова М.Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях», Москва АРКТИ, 2002 год, стр.4).
Физическая культура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса, лечебно – педагогический процесс, имеющий также большое воспитательное значение. В процессе занятий физической культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознание. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.
Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера несомненно должно доставлять ребенку радость, как эмоциональную, так и телесную, физическую, от выполнения физических упражнений.
«Тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться», «здоровые нагрузки, а не перегрузки укрепляют организм» - это те принципы, которые необходимо строго соблюдать для положительного результата.
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечалось уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, что отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Поэтому оптимизация двигательного режима становится ведущей ролью в воспитании здорового ребенка.
Программа физического воспитания детей в детском саду может быть усовершенствована за счет увеличения динамического компонента с использованием циклических упражнений в «малых формах» - физического воспитания ( с нестандартным оборудованием); физкультурных пауз во время занятий (с музыкальным сопровождением); двигательных разрядок во время игр; динамических пауз между занятиями; динамических двигательных часов во второй половине дня.
Особенно эффективны занятия физкультурой на свежем воздухе, так как при этом, кроме всего вышесказанного повышается и закаленность.
Дети с большой двигательной активностью оказываются более развитыми и физически, и психически.
При использовании всего многообразия средств физкультуры в общем режиме дня постоянное время и место у нас в детском саду отводится для утренней гимнастики, прогулок, игр в помещении и на воздухе, закаливающих мероприятий. Оптимальный общий режим дошкольного учреждения имеет первостепенное значение и является сам по себе воспитывающим, оздоравливающим фактором, правильно сочетающим основные компоненты здорового начала – покой и движение. Злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная перегрузка детей движениями, может привести к отрицательному результату. Применительно к детям особенно убедительно звучат слова французского клинициста Ж. Тиссо, сказанные не одно столетие назад: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
Каждое оздоровительно – воспитательное занятие с детьми должно проводиться не по принуждению, а с их желанием и интересом.
Физическое воспитание направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми; воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности. (Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду» Мозаика – Синтез, Москва 2009 г.).
Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития детей, как я уже говорила, является организация режима дня.
Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток.
Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, интегрированных комплексных занятий, прогулок круглый год и самостоятельной физкультурной деятельности детей.
Закаливание - это важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Ну а лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Поэтому закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью и активностью.
Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическая гимнастика после сна при открытых фрамугах, занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, босохождение в летний период по грунту и траве, обливание стоп прохладной водой способствуют более быстрой адаптации организма наших воспитанников к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается от сочетания их с физическими упражнениями.
Большое значение для здоровья детей имеет сформированность у них культурно – гигиенических навыков. Для этого мы проводим с детьми игры, беседы, разыгрываем игровые ситуации, читаем художественные произведения и используем фольклорное народное творчество.
Физкультурные занятия в нашем детском саду являются основной формой регулярного обучения детей физическим упражнениям. Они проводятся 3 раза в неделю (одно на воздухе), продолжительность их зависит от возраста детей.
Начиная с младшей группы, ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика с различным спортивным инвентарем или в форме оздоровительной пробежки в летний период (старший возраст). Большое внимание мы уделяем подвижным играм между занятий и на свежем воздухе.
Таким образом, применение здоровье сберегающих технологий, дают не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие способности. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны. Надо помнить о том, что успех никогда не приходит сразу. Надо упорно работать, и результат не замедлит сказаться. Создавая установку на результат, мы делаем огромный шаг к успеху!
В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и психофизические качества, необходимые для развития личности. Поэтому проблема оздоровления детей — это целенаправленная, систематически спланированная работа всего педагогического коллектива.
Только в полном объеме и в системе мероприятий, в тесном контакте с педагогами ДОУ и с родителями можно оптимально улучшить физкультурно - оздоровительную работу.
Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. Ушинский К. Д.
Список литературы:
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.
Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый // Народное Образование. 1995. - №5. - 107-122 с.
Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. - 220 с. Акофф Р.,
Алексеев C.B., Петленко В.П. Мудрость здоровья. Культура и образ Жизни: / Под ред. Юрьева В.К. СПб, 1994. - 345 с.
Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. - Спб: Детство-Пресс, 2011. - 6с.
Лопухина Н.С. Логопедия – Речь ритм и движение. Логопед 2004 № 6 с. 78 — 80
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду- М, Издательство Мозайка — Синтез, 2012. -3-5с.
Смирнов Л.Н. Логопедия в детском саду- М., Типография: Мозайка — Синтез, 2004. - 3с.
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. С.29-34.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду- М, Издательство Мозайка — Синтез, 2012. -3-5с.
Эмери Ф. О целеустремеленных системах. Сов. радио, 1974.-271 с.
Сухомлинский А.В. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.
Выступление на городском педагогическом объединении на тему:
« Система оздоровительной работы в ДОУ»
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 10 «Малыш»
Скоробогатова Н.М.
Мичуринск – наукоград 2016 – 17 уч.год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оздоровительной работы в ДОУ
Воспитание здорового ребёнка в ДОУ осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы. Она включает в себя взаимосвязанные разделы:1. Создание условий для двигательной активности.2. Сист...
Система оздоровительной работы в средней группе ДОУ
Система оздоровительной работы в средней группе ДОУ. Представлен план оздоровительных мероприятий с их описанием. Разработан для воспитателей....
Система оздоровительной работы ДОУ в работе с родителями. Консультация для педагогов
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ - одно из важнейших наравлений. В консультации представлены все элементы системы работы по этому направлению....
Система оздоровительной работы в ДОУ и работа с родителями
Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка Регламентированная деятельность:- Утренняя гимнастика- Физкультминутки, физкультпаузы- Динамические переменки- Физкультурные ...
Консультация для родителей «Система оздоровительной работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Работа с родителями».
Консультация знакомит родителей с оздоровительной работой в ДОУ...
Презентация «Система оздоровительной работы в ДОУ. Работа с родителями»
Презентация«Система оздоровительной работы в ДОУ.Работа с родителями»...
Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"
Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...